Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9 Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития



План

Характеристика экономических районов Украины по плану

1 Место региона в экономике Украины.

2 Оценка природно-ресурсного и производственного потенциала региона.

3 Население, трудоресурсный потенциал и проблемы его эффективного

использования.

4 Особенности формирования и функционирования хозяйственного комплекса

региона.

5 Актуальные проблемы и перспективы развития региона

 

1 Донецкий регион

название региона состав региона, площадь
Донецкий Донецкая, Луганская области 53,2 тыс км2, 8,8% площади страны

Район имеет выгодное экономико-географическое положение, что обусловлено развитой сетью железных и шоссейных дорог, благоприятными почвенно-климатическими условиями, богатством полезных ископаемых, выходом к Азовскому морю, крупным промышленным районам и важным сырьевым районам Приднепровья, границей с Россией.

Район граничит на западе с Запорожской и Днепропетровской областями, на северо-западе — с Харьковской областью; на севере, востоке и юго-востоке — с Белгородской, Воронежской, Ростовской областями Российской Федерации. На юге район имеет выход к Азовскому морю.

Природно-ресурсный потенциал составляет 21,7% общеукраинского, в частности минерально-сырьевые ресурсы составляют 54,5%, водные – 9,1%, земельные – 7,4% и природно-рекреационные – 17,7%.

Донецкий экономический район расположен в степной природно-географической зоне на юге Восточноевропейской равнины на территории четырех геоморфологических регионов. Северная часть района расположена на Среднерусской возвышенности, центральная часть относится к Донецкому кряжу, западная – к Приднепровской низменности, южная и юго-западная – к Приазовской возвышенности и Приазовской низменности.

Территория района расположена в пределах континентальной климатической области умеренного пояса в недостаточно влажной, но очень теплой агроклиматической зоне. Общие его особенности определяются жарким сухим летом. Зима холодная и малоснежная с частыми оттепелями, туманами. Средняя температура января -4-8°С, июля 21-23оС. Среди неблагоприятных климатических явлений наблюдают суховеи, заморозки, пыльные бури, град, глубокое промерзание земли без снежного покрова. Годовое количество осадков – 400-550 мм.

Специфические особенности рельефа и климатических условий района способствовали формированию почвенного покрова, в котором преобладают черноземы.

Район обладает богатыми минеральными ресурсами. Топливные ресурсы представлены каменным углем (Донбасс), газом Днепровско-Донецкой нефтегазовой области (Луганская обл.) и акватории Азовского моря. К рудным ресурсам относятся ртутные (Никитовское месторождение киновари), полиметаллические (Нагольный кряж) и алюминиевые (нефелиновые сиениты Приазовья) руды. Донбасс располагает значительными ресурсами нерудного сырья: каменная соль (Артемовское, Новокарфагенское, Славянское месторождения), калийные соли (возле Славянска), фосфориты (Донецкая обл.); нерудное сырье для черной металлургии – доломиты и флюсовые известняки (Еленовское, Новотроицкое и др. месторождения), огнеупорные глины (Часов-Ярское, Новорайское месторождения), кварциты (Красногоровское, Резниковское месторождения), каолин (Владимирское месторождение); строительные материалы – гипс (Артемовское, Курдюмовское, Михайловское, Попаснянское месторождения), облицовочный камень (Волновахское месторождение), цементное сырье (Амвросиевско-Кутейниковское и др. месторождения), строительные пески, глины, песчаники, стекольные пески, пегматиты, графит, минеральные краски; минеральные воды.

Водными ресурсами Донецкий район обеспечен недостаточно. Крупнейшая река – Северский Донец с притоками, а также Кальмиус.

Рекреационные ресурсы представлены живописными ландшафтами Донецкого кряжа, минеральными водами, лечебными грязями озер, азовским побережьем.

Донецкий экономический район является одним из наиболее густонаселенных и урбанизированных районов страны. Численность населения района составляет 6962,5 тыс. чел. Городское население – 88% населения района. Плотность населения наибольшая в Украине, в Донецкой области — 173 чел./км2, в Луганской – 89 чел./км2. Регион отличается пестрым национальным составом населения. Здесь проживают украинцы (51%), русские (44%), греки (1%), белорусы (1%), болгары, евреи, татары и др.

В районе наблюдается естественная убыль населения. Район удерживает одно из первых мест в стране по коэффициенту детской смертности.

Трудовые ресурсы составляют около 4,9 млн. человек. В районе высокий уровень квалифицированных кадров. Однако в условиях рынка возникает проблема безработицы. Отраслевая структура занятого населения: материальное производство — 76,9%, в том числе промышленность — 42,5%, сельское и лесное хозяйство — 8,4%, транспорт и связь — 7%; непроизводственная сфера — 23,1%.

Донецкий район – это типичный старопромышленный район, где соотношение промышленности и сельского хозяйства составляет 10:1. Доля района в изготовлении продукции промышленности составляет 25,7% общегосударственного показателя. В общегосударственном и международном разделении труда Донецкий экономический район выделяется мощным промышленным комплексом, особенно развитием тяжелых отраслей, которое обусловлено влиянием специфических природных условий и ресурсов района.

В районе развита энергетика, которая представлена Углегорской, Славянской, Кураховской, Старобешевской, Мироновской, Луганской и др. ТЭС. Крупной ВЭС является Новоазовская.

Черная металлургия района развивается на базе коксохимической промышленности и привозной железной руды. Среди металлургических предприятий преобладают крупные комбинаты с мощностью более 1 млн. т в год. Основными центрами черной металлургии являются Донецк, Макеевка, Мариуполь, Стаханов, Алчевск, Енакиево, Краматорск (малая металлургия). Цветная металлургия представлена Константиновским предприятием «Укрцинк», Артемовским заводом обработки цветных металлов, Никитовским ртутным комбинатом.

География угольной промышленности имеет свои особенности. Так, коксующийся уголь добывают в основном в Лисичанске, Словяносербском и Лугутинском районах, шахты и обогащающие фабрики энергетического топлива (больше всего антрацитов и полуантрацитов) сконцентрированы в Свердловском и Антрацитовском районах.

Основными центрами химической промышленности экономического района является Донецк, Макеевка, Горловка, Константиновка, Лисичанск, Северодонецк, Рубежное, Славянск.

В общегосударственном разделении труда также район выделяется мощным машиностроительным комплексом, а именно производством горношахтного и металлургического оборудования (Краматорск, Дружковка), железных цистерн (Мариуполь), холодильников и стиральных машин (Донецк). Среди машиностроительных подотраслей существенный удельный вес в общем объеме производства имеют транспортное машиностроение (Луганский тепловозный, Стахановский вагоностроительный заводы) и тяжелое машиностроение (производство мостовых кранов, сталеплавильных установок, оборудования для обогащающих фабрик, шахтного оборудования и др.) Основные центры – Луганск, Стаханов, Краматорск, Красный Луч, Донецк, Мариуполь, Горловка. Энергетическое машиностроение представлено электромеханическим заводом в Первомайске, электроаппаратным в Луганске, заводом «Электрохимремонт» в Северскодонецке. Большие станкостроительные предприятия сконцентрированы в Луганске, Краснодоне, Алчевске.

Деревообрабатывающая промышленность работает на привозном сырье и представлена в основном мебельной отраслью (Донецк, Артемовск, Горловка, Константиновка).

В структуре производства продукции пищевой промышленности района главное место занимают мясомолочная (Донецк, Луганск, Сватово, Стаханов), маслобойно-жировая (Донецк, Сватово, Славянск), плодоовощеконсервная (Амвросиевка, Старобельск), мукомольно-крупяная, хлебопекарная отрасли.

Структура промышленности Донецкого экономического района требует увеличения удельного веса продукции машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов.

Доля района в производстве сельскохозяйственной продукции составляет 7,7% общегосударственного показателя (Донецкая область - 4,9%, Луганская – 2,8%). Сельское хозяйство Донецкого экономического района специализируется на выращивании зерновых (озимая и яровая пшеница, кукуруза на зерно) и технических (подсолнечник) культур. Вокруг больших городов развито овощеводство, виноградарство и садоводство. В южных и северо-восточных районах распространено орошаемое земледелие.

Животноводство представлено молочно-мясным скотоводством, свиноводством, овцеводством и птицеводством. В Мариуполе и Новоазовске развивается рыболовство.

Донецкий экономический район имеет наиболее разветвленную и самую густую транспортную систему в Украине, благодаря выгодному географическому положению, размещению на перекрестке путей сообщения между Европой и Азией.

Транспорт и связь дают 14,3% объема производимых услуг отрасли. Тут сконцентрировано наибольшее количество железных дорог. Главными железными дорогами являются Мариуполь – Донецк – Харьков – Москва, Луганск – Киев, Луганск – Москва, Харьков – Волгоград, Киев – Днепропетровск – Ясиноватая. Главными международными автомагистралями являются: Курск – Харьков – Славянск – Константиновка – Артемовск – Дебальцево – Ростов-на-Дону, Москва – Ростов-на-Дону – Баку, Луганск – Ростов-на-Дону; общегосударственные: Мариуполь – Донецк – Луганск, Луганск – Лисичанск – Крапянск, Луганск – Миллерово. Аэропорты Донецка, Мариуполя, Луганска и Северодонецка имеют международное значение. В Мариуполе, на побережье Азовского моря, функционирует один из наибольших в стране морской торговый порт. Трубопроводный транспорт представлен магистральными газопроводами «Союз», Мариуполь – Ростов-на-Дону – Ставрополь, Ставрополь – Москва; нефтепроводами: Самара – Славянск – Кременчуг, Грозный – Лисичанск; продуктопроводами: Лисичанск – Луганск, Лисичанск – Трудовая – Донецк.

Проблемыразвития региона: - высокий процент безработицы,

- чрезвычайно изношенные, морально и физически устаревшие основные производственные фонды;

- демографический кризис;

- неэффективная социальная политика;

- скопление экологически опасных предприятий;

Перспективы развития района:

- улучшение демографической ситуации и повышение эффективности использования трудоресурсного потенциала;

- увеличение мощности легкой и пищевой промышленности;

- перепрофилирование предприятий;

- внедрение эколого-безопасных технологий;

- эффективное использование вторичных ресурсов;

- Привлечение инвестиций во все сферы производства.

2 Приднепровский регион

название региона состав региона, площадь
Приднепровский Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области 83,7 тыс км2, 13,9% площади страны

Район лежит по оба берега судоходного Днепра и имеет выход к Азовскому морю. Граничит на севере с Центральным и Восточным экономическими районами, на западе и на юге – с Причерноморским экономическим районом, на востоке – с Донецким экономическим районом.

Рельеф района равнинный. Район находится в умеренно-континентальном климатическом поясе с засушливым жарким летом и малоснежной зимой. Средняя температура января -6-4оС, июля +22+23оС. Годовое количество осадков 350-490 мм. Преобладают черноземные почвы (95% площади).

Топливные ресурсы района представлены каменным углем (Западное крыло Донбасса) и крупнейшим в Украине бассейном бурого угля (Днепропетровский буроугольный бассейн). Рудные ресурсы Приднепровского района: железные руды (Криворожский, Белозерский железорудные бассейны), марганцевые руды (Никопольское, Великотокмакское месторождения), никелевые руды (Кировоградская область), урановые руды (Ново-Константиновское месторождение).

Водными ресурсами район обеспечен неравномерно. Основные ресурсы – Днепр с притоками, водохранилища.

Рекреационные ресурсы района: минеральные воды, лечебные грязи, пляжи, акватория Азовского моря.

Население Приднепровского района на начало 2007 г. составляет 6322,9 тыс. человек. Плотность населения в Днепропетровской области 107 чел. на км2, в Запорожской – 68 чел. на км2 , в Кировоградской - 43 чел. на км2. В городах проживает большая часть населения района ( 73%).

Трудовые ресурсы района составляют 56% населения района и 13,8% трудоспособного населения Украины. В материальном производстве работает 76% всех занятых, в сельском и лесном хозяйстве - 20%, в непроизводственной сфере - 22%.

Отраслевая структура хозяйственного комплекса Приднепровского экономического района: промышленность - 33,4%, сельское хозяйство – 18,3 %, строительство – 4,6%, транспорт и связь - 14,9%, социальная сфера - 8,6%.

Основу электроэнергетикиПриднепровского района составляют: Запорожская АЭС, Запорожская ГРЭС, Днепрогэс-1, Днепрогэс-2. Район вырабатывает 40% электроэнергии Украины.

Черная металлургия района производит больше половины черных металлов Украины. Предприятия полного цикла - "Криворожсталь", "Запорожсталь". Заводы по производству труб - Никопольский южнотрубный завод, Нижнеднепровский трубопрокатный и Днепровский трубный заводы (г. Днепропетровск). Ферросплавы производят на Никопольском ферросплавном заводе.

Крупнейшие предприятия цветной металлургии Приднепровского района: Запорожский титаномагниевый завод, Запорожский алюминиевый завод, Побужский никелевый завод.

В районе достаточно развиты различные отрасли машиностроения. Тяжелое машиностроение представлено предприятиями металлургического и горного оборудования, металлоконструкций (Днепропетровск, Кривой Рог, Запорожье). Станкостроение развивается в Днепропетровске, Никополе, Мелитополе. Транспортное машиностроение: Днепропетровск, Запорожье, Павлоград, Кировоград, Никополь. Предприятие авиационной промышленности ("Мотор-Січ") расположено в Запорожье.

Химическая промышленность представлена коксохимическими заводами в Днепродзержинске, Днепропетровске, Кривом Роге, Запорожье. Азотные минеральные удобрения производят в Днепродзержинске.

Производство строительных материалов развито в Запорожье, Днепропетровске, Кривом Роге, Никополе.

Деревообрабатывающая промышленность работает в Запорожье, Днепропетровске, Днепродзержинске, Кривом Роге.

Крупные предприятия легкой промышленности расположены в Запорожье, Мелитополе, Днепропетровске, Бердянске.

Сельское хозяйство в районе развито достаточно. Высокий уровень освоения территорий (85%). Орошаемые площади составляют 23%. Посевы зерновых культур занимают 48%. На технические культуры приходится 13-15% территории. Среди отраслей животноводства преобладает птицеводство и свиноводство. Пищеваяпромышленность специализируется на производстве мясной, маслосыродельной, молочной, хлебопекарной продукции.

В районе развиваются все виды транспорта. Основными являются водный и железнодорожный. Крупными железнодорожными узлами являются: Кривой Рог, Апостолово, Пологи, Пятихатки, Синельниково, Запорожье, Днепропетровск. Важнейший порт на Днепре - Запорожье, обслуживают судоходство пристани - Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Никополь. Значительную роль в экономических связях района играет морской транспорт. В Запорожской области расположен морской порт Бердянск. Важнейшие автомагистрали: Москва - Симферополь, Запорожье - Новомосковск. По территории Приднепровсого района проходят трубопроводы: нефтепровод Кременчуг-Херсон, газопровод Шебелинка-Днепропетровск-Одесса, Кременчуг-Кривой Рог-Кировоград, аммиакопровод Тольятти - Одесса.

Проблемы развития района:

- нерациональное использование ресурсов;

- экстенсивное развитие производства;

- устаревшие технологии;

- преобладающее развитие тяжелой промышленности и высокий уровень ее концентрации;

- двукратное повышение смертности над рождаемостью, интенсивная эмиграция людей молодого возраста, высокий уровень безработицы;

- высокий уровень загрязнения городов, воды и почв из-за чрезмерной концентрации металлургической, химической и др. отраслей промышленности.

Перспективыразвития района:

- структурная перестройка промышленности;

- решение демографических проблем;

- стимулирование инвестиционной деятельности;

- создание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития;

- снижения уровня энергоемкости и материалоемкости производства;

- стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья;

- решения экологических проблем.

 

3 Восточный регион

название региона состав региона, площадь
Восточный Полтавская, Сумская, Харьковская области 83,9 тыс км2, 13,9% площади страны

Район расположен на северо-востоке страны. На северо-востоке район граничит с Брянской, Белгородской и Курской областями России, на западе и юго-западе — с Центральным и Полесским экономическими районами, на востоке — с Донецким экономическим районом, на юге — с Приднепровским экономическим районом. Район имеет выход к Днепру. Выгодной чертой ЭГП является близость к Приднепровью и Донбассу.

В районе преобладают равнинные пространства, представленные Приднепровской низменностью и отрогами Среднерусской возвышенности.

Климат умеренно-континентальный с теплым засушливым летом и малоснежной зимой. Осадков выпадает 450-588 мм в год, средние температуры января -7-8ºС, июля +19+21ºС. Для района характерны эрозийные процессы, суховеи, заболачивание территории, промерзание почв.

На севере района преобладают серые лесные почвы и болотистые, в центре и на юге района — чернозёмы и луговые.

Топливные ресурсы представлены месторождениями природного газа (Яблоновское, Шебелинское, Ефремовское, Пролетарское, Западно-Сосновское), нефти (Глинско-Розбышевское, Радченковское, Сагайдацкое, Новогригорьевское), бурого угля (Полтавская, Сумская, Харьковская области), торфа (северная часть района). Железная руда сосредоточена в крупном Кременчугском железорудном бассейне - 4,5 млрд. т. В районе имеются запасы фосфоритов (Харьковская, Сумская области), мела, гипса, известняков, каолина мергеля, каменной соли.

Водные ресурсы представлены реками (Днепр, Сула, Ворскла, Псёл, Сейм, Северский Донец, Оскол), водохранилищами (Днепродзержинское, Печенежское, Краснооскольское, Кременчугское), озёрами. Имеются месторождения минеральных вод (Миргородское, Гоголевское, Березовское).

Неповторимые минеральные воды, запасы торфяных грязей, бесценные клады исторического наследия, удивительные ландшафты, лесные массивы, многочисленные реки, озёра – мощная база для развития рекреации. На территории района действуют 45 санаториев и пансионатов, туристические базы.

В целом ПРП Восточного экономического района составляет 10,5% общегосударственного.

Население Восточного района составляет 5574 тыс. человек, что составляет 12% населения страны. Плотность населения — 66 чел. на 1 км2. Доля городского населения составляет 67%. В национальном составе преобладают украинцы (79%) и русские (19%).

Промышленность производит 13,7% валовой продукции. Топливнаяпромышленность представлена нефтяной, газовой отраслями. Работает Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.

Основные поставщики энергии района являются Змиевская ГРЭС, Харьковская ТЭЦ-5, Кременчугская ГЭС и др.

Металлургический комплекс района представлен предприятиями черной металлургии: Полтавский горно-обогатительный комбинат, производство стали (г. Кременчуг), Кременчугский и Полтавский литейно-механические заводы и цветной - производство вторичных цветных металлов (Харьков).

МашиностроениеВосточного района сосредоточено главным образом в Харькове, Барвенково, Кременчуге, Конотопе. Энергетическое и электротехническое в Харькове, Полтаве, Сумах, Свесе. Центрами транспортного машиностроения являются Кременчуг, Харьков. Точные машины, инструменты и механизмы производят в Харькове, Сумах, Полтаве. Приборостроение развивается в Лубнах. Краснозаводске, подъемно-транспортное машиностроение – в Харькове, производство сельскохозяйственных машин – в Харькове, Охтырке. Харьков является крупным центром наукоемкого машиностроения (авиостроение, электроника). В Сумах работает завод электронных микроскопов.

Ведущими предприятиями химической промышленности являются ОАО «Сумыхимпром», Шосткинское АПВО «Свема», ОАО «Завод химических реактивов», ОАО «Сумской завод резинотехнических изделий». Предприятия производят фосфорные минеральные удобрения, химические вещества, резинотехнические изделия, линолеум, фотографическую продукцию, бытовую химию, химико-фармацевтическую продукцию.

В районе осуществляется лесозаготовка, лесопиление, развита мебельная промышленность (Харьков, Чугуев, Полтава, Кременчуг, Сумы), производство бумаги (Змиев), производство картона и обоев (Рогань).

Из предприятий легкой промышленности в районе развиты текстильная (Полтава, Харьков, Волчанск, Кременчуг, Лубны, Сумы.), швейно-трикотажная (Харьков, Полтава, Кременчуг, Сумы, Конотоп), кожевенно-обувная (Харьков, Полтава, Сумы, Ромны), меховая (Харьков).

Пищевая промышленность наряду с машиностроением являются отраслями специализации Восточного района Украины. Среди отраслей пищевой промышленности наибольшее развитие получили: мясная, кондитерская, масляно-экстрактная, маслосыродельная, спиртовая.

Сельское хозяйство производит 14% продукции Украины. Природные условия района (благоприятные климатические условия и плодородные почвы) обусловили развитие интенсивного сельского хозяйства. Земледелие специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника. В районе выращиваются технические культуры, развито садоводство. Животноводство специализируется на разведении крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы. Аграрно-территориальные комплексы Восточного экономического района Украины: мясомолочное скотоводство, картофелеводство, коноплеводство, зерновое хозяйство с ареалами производства льна-долгунца, сахарной свеклы (на севере); в средней полосе – мясомолочное скотоводство и свиноводство, зерновое хозяйство с производством свеклы и подсолнечника; вокруг Харькова – овощемолочное хозяйство пригородного типа.

В районе хорошо развит железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный и воздушный транспорт. Основные железнодорожные магистрали: Бахмач – Гребенка — Николаев; Харьков – Полтава — Котовск; Полтава – Лозовая; Полтава – Киев; Киев — Сумы — Харьков; Бахмач — Ромодан; Москва – Харьков – Симферополь; Москва – Харьков — Донбасс.

Наибольший речной порт — Кременчуг. Газопроводы: «Союз», Уренгой – Помары – Ужгород, Шебелинка – Полтава – Киев. Нефтепровод Западная Сибирь - Лисичанск – Кременчуг.

Проблемыразвития района:

- ухудшение состояния природной среды района;

- деградация почв (эрозия);

- неравномерность территориального развития района;

- недостаточное использование рекреационных ресурсов.

Перспективыразвития района: - развитие фермерства,

- структурная перестройка хозяйственного комплекса;

- формирование рыночной инфраструктуры;

- улучшение экологической ситуации;

- создание и развитие наукоёмких производств;

- привлечение инвестиций;

- введение научно-технических достижений в приоритетные направления производства.

 

4 Центральный регион

название региона состав региона, площадь
Центральный Киевская, Черкасская области, г.Киев 49,8 тыс км2, 8,3% площади страны

Район находится в центральной части Украины. На севере он граничит с Белоруссией, на юге - с Кировоградской, на западе - с Житомирской и Винницкой областями, на востоке - с Полтавской и Черниговской. Район имеет выгодное экономико-географическое положение, обусловленное размещением территории в непосредственной близости с промышленно развитыми регионами, прохождением транспортных магистралей, расположением на его территории столицы государства.

Центральный район находится в умеренно-континентальном поясе, что благоприятствует развитию сельского хозяйства. Средние температуры января от -6 до -9°С, а августа от +18 до +20 °С. Годовое количество осадков 450-600 мм.

Район не богат полезными ископаемыми. Топливные ресурсы представлены бурым углем, залежами торфа. В районе имеются значительные запасы строительных материалов: граниты, лабрадориты, гнейсы, глины, песчаники, строительные и кварцевые пески. Также имеются источники минеральных вод в Звенигородском и Уманском районах Черкасской области.

Район имеет густую речную сеть. Крупнейшей из рек является Днепр и множество его притоков. В районе 358 рек и 88 водохранилищ (наибольшие Киевское и Каневское).

Среди зональных типов почв преобладают черноземы и дерново-подзолистые почвы, так же имеют место серо-лесные, темно-серые, песчаные, песчано-глинистые и торфяные почвы.

Огромную территорию занимают леса (сосновые, дубово-сосновые, грабово-сосново-дубовые с примесями берез, липы, клена и широколиственно-грабовые леса). Только Киевская область сосредотачивает 689 тыс. га, а в Черкасской области леса занимают 15% территории.

Количество населения составляет 5797,2 тысяч человек. Доля городского населения составляет 66 %. Плотность населения в Киевской области - 62 чел. на 1 км2, а в Черкасской обл. 64 чел. на 1 км2). Национальный состав населения довольно однородный. Более 80% населения украинцы, а также проживают русские, евреи, поляки, болгары, белорусы и др.

В структуре промышленностирайона обрабатывающая промышленность превосходит добывающую. В отраслевой структуре выделяются электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность.

Электроэнергетика представлена Киевскими ГЭС, ГАЭС, Трипольской ГРЭС, Чернобыльской АЭС (выведена из эксплуатации в декабре 2000 г.), Каневской ГЭС, Кременчугской ГЭС, Корсунь-Шевченковской ГЭС, а также Черкасской, Ватутинской, Уманской ТЭЦ, Киевскими ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6.

Химическая и нефтехимическая промышленность специализируется на производстве химических волокон и нитей, стекловолокнистых материалов, стеклопластика, шинной и резиново-асбестовой продукции, труб из термопластов, минеральных удобрений, химических реактивов, красок и так далее. Наиболее значительные предприятия этой отрасли - ОАО «Киеврезина», ОАО «Киевский завод реактивов, индикаторов и аналитических препаратов», ОАО «Киевский завод резиновых и латексных изделий», ЗАО «Киевский экспериментальный завод бытовой химии», концерн «УКРТАРА», ОАО «Укрпластик», ОАО «Росава», «Валса», завод резиново-технических изделий, завод асбестотехнических изделий ОАО «Трибо», объединение «Азот», «Аврора» и «Химволокно».

Черная металлургия представлена отдельными предприятиями в Черкассах, Смеле, Корсунь-Шевченковском, Звенигородце.

Машиностроение и металлообработка специализируются на производстве и ремонте машин для сельского хозяйства, химической и пищевой промышленности, бытовой техники, электрических машин, аппаратуры производственного назначения, подъемно-транспортного, электросварочного, деревообрабатывающего оборудования. Наиболее значительные предприятия этой отрасли - государственный авиационный завод «АВИАНТ», ОАО «Большевик», ОАО «Киевский завод электротранспорта», ОАО «Киевский завод коммунального машиностроения», Киевский завод «Агромаш», ОАО «Белоцерковский механический завод», ОАО «Белоцерковсельмаш», завод холодильников, завод по производству экскаваторов, ОАО «Прогресс», Черкасский машиностроительный завод.

В промышленности строительных материалов преобладает производство кирпича, железобетонных и бетонных изделий, стеновых материалов, строительной керамики, стеновых блоков, асфальтобетона, щебня, теплоизоляционных материалов, облицовочных материалов из природного камня.

Среди агропромышленных специализированных комплексов в районе сформировались свекольно-сахарный, плодоовощеконсервный, масляно-жировой, коноплянопромышленный, льнопромышленный и зернопромышленный.

В животноводстве важное место занимают скотоводство мясо-молочного направления, а так же свиноводство, овцеводство, птицеводство. В пригородной зоне г. Киева развивается овощеводство, в том числе тепличное.

Главные зерновые культуры - озимая и яровая пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, зернобобовые, гречиха. Среди технических культур преобладают подсолнечник, по валовым сборам сахарной свеклы район является безоговорочным лидером в Украине, а так же выращиваются эфиромасличные культуры, конопля; среди кормовых – кукуруза на силос, кормовая свекла, многолетние травы.

Традиционными отраслями для Черкасской области являются садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни) и овощеводство, в частности тепличное.

Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный, трубопроводный. Все они взаимосвязаны и взаимодействуют, что приводит к созданию транспортных узлов и пунктов. Главные железнодорожные линии: Киев – Коростень, Конотоп – Киев – Жмеринка, Киев – Гребинка – Полтава – Харьков, Гребинка – Черкассы – Христиновка; а главные железнодорожные узлы – Киев, Черкассы, Фастов, Мироновка, Ягодин, Христиновка, им. Т. Г. Шевченко, Золотоноша.

Главной воднотранспортной магистралью Центрального района является р. Днепр, меньшее значение имеют реки Десна и Припять. В Киевской области действуют аэропорты Борисполь и Жуляны, через которые проходят международные транспортные пути. Черкасский аэродром имеет внутренне государственное значение. Через территорию района проходят газопроводы «Союз», Дашава – Киев – Москва, Шебелинка - Полтава - Киев.

Проблемыразвития района:

- восстановление экологического равновесия территории, пострадавшей от

аварии на ЧАЭС;

- проблема рационального использования мелиоративных земель,

предотвращение загрязнения рек промышленными и коммунальными стоками.

Перспективыразвития района:

- снижение роли химических производств и возрастание значения легкой и

пищевой промышленности;

- углубление специализации в различных отраслях машиностроения;

- усиление значения научных исследований.

 

5 Карпатский регион

название региона состав региона, площадь
Карпатский Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая области 56,6 тыс км2, 9,4% площади страны

Район на западе граничит с Польшей, Словакией, Венгрией, на севере – с Полесским экономическим районом, на востоке – с Подольским экономическим районом, на юге – с Румынией, Молдовой. По территории района проходят железнодорожные и автомобильные магистрали международного значения. Выгодное ЭГП района способствует развитию экономических связей, оказывающих большое влияние на развитие и специализацию хозяйства.

Северная часть Карпатского экономического района расположена в пределах Подольской возвышенности, низменного малого Полесья. Южная и центральная части имеют горные рельеф. Закарпатская низменность занимает крайнюю западную часть района.

Район расположен в атлантико-континентальной климатической области теплого умеренно-влажного климата. Средние температуры января -6-8ºС, июля: +15+18ºС. Годовое количество осадков увеличивается от 600-800 мм в равнинной части до 800-1500 мм в горах.

Среди основных типов почв преобладают бурые горно-лесные, дерново-буроземные, оподзоленные черноземы, серые лесные.

Район обладает богатыми и разнообразными минеральными ресурсами. Топливные полезные ископаемые района: каменный уголь (Львовско-Волынский бассейн), бурый уголь, торф, минеральные сланцы, нефть (Долинское, Бориславское, Спаское, Семиногивское), газ (Угорское, Рудковское, Дашавское, Вишнянское). Из рудных ресурсов можно выделить марганец (Бурштинское, Раховское, Покутских Карпат), никель и медь (Раховское), рудопроявления алюминия, кобальта, никеля, вольфрама, золота, теллура и др. Горно-химическое сырье представлено самородной серой (Новый Роздол, Яворов), калийной солью (Предкарпатье), поваренной солью (Предкарпатье, Закарпатье). Строительное сырье – гипс, мрамор, андезиты, базальты, известняк, мергель, доломиты, стекольный песок.

Район характеризуется высокой обеспеченностью водными ресурсами. Речная сеть принадлежит бассейнам Чорного моря (Днестр, Прут, Сирет, Тиса) и Балтийского моря (Западный Буг). Большое количество озер.

Богатство рекреационных ресурсов обусловлено мягким климатом, горными ландшафтами, разнообразными источниками минеральных вод, лечебными грязями.

Население Карпатского экономического района составляют 6103,9 тыс. чел. Плотность населения -108 чел. на 1 км2. Доля городского населения составляет 45%. Городские жители преобладают только в Львовской области. В национальном составе преобладают украинцы (84%). Этнические группы: гуцулы, бойки, лемки, русские.

Промышленность– главная область материального производства Карпатского района. Доля района в изготовлении продукции промышленности составляет 6,2% общегосударственного показателя. Энергетика района представлена тепловыми (Бурштынская и Добротворская ГРЭС) и гидравлическими (Теребле-Рикская) электростанциями. Топливная промышленность представлена: каменноугольной (Львовско-Волынский бассейн), нефтяной (Бориславское, Долинское, Битковское месторождения в Предкарпатье) и нефтеперерабатывающей (Львов, Дрогобыч, Надворная), газовой (Дашавское, Опарское, Угерское, Битковское, Косовское месторождения) промышленностями.

Лесопромышленный комплекс специализируется на изготовлении пиломатериалов, мебели, мебельных заготовок, клееной и струганной фанеры. Лесные предприятия (Свалявский, Хустский, Раховский), Ужгородский фанеро-мебельный, Тересвянский деревообрабатывающий, Мукачевский, Береговской мебельные комбинаты, предприятие по изготовлению картоны в Рахове. Продукция лесохимической промышленности: уксусная кислота, древесный уголь, формалин, растворители, карбидные смолы производится в Сваляве, Перечине, Большом Бычкове.

Химическая промышленность района специализируется на производстве минеральных удобрений, продукции бытовой химии, парфюмерных и косметических изделиях, фармацевтических препаратах (Калуш, Стебник, Новый Роздол, Львов, Черновцы, Мукачево, Ивано-Франковск).

Машиностроительный комплекс ориентирован на производство электродвигателей (Ужгород), автобусов (Львов), приборов (Мукачево), развито станкостроение (Кольчиново), производство сельскохозяйственной техники. Основная продукция – приборы, металлорежущие станки, гидравлические прессы, стиральные машины, газовые плиты, арматура.

Легкая промышленность представлена швейным, трикотажным (Ужгород, Мукачево, Виноградов, Берегово), кожевенно-обувным производством (Ужгород, Хуст, Виноградов), а также производством шляп (Хуст).

Индустриально-строительный комплекс представлен предприятиями трех стадий: 1) по добыче и первоначальной обработке строительного сырья; 2) по производству связывающих материалов; 3) по производству стеновых материалов и конструкций. Производство цемента и сырья сосредоточенно в Николаеве. Комплекс производит: гипс, шпаклевку, изделия из бетона, кирпич, черепицу (Львов, Красноград, Калуш).

В структуре пищевой промышленности важное место занимает переработка винограда (Береговое, Ужгород, Мукачево), развивается плодоконсервная (Тячев, Виноградов, Мукачево), мясная (Ужгород, Хуст, Береговое, Мукачево), мукомольно-крупяная, масложировая, соляная (Солотвино) отрасли.

Район специализируется на выращивании зерна, сахарной свеклы, льна-долгунца, мясомолочном и мясошерстном животноводстве.

Среди зерновых наибольшее значение имеет озимая пшеница, ячмень, кукуруза, выращивают также рожь, овес, гречку, среди зернобобовых – соя, горох.

Ведущими отраслями животноводства являются молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, в горной части района развито овцеводство мясошерстного направления.

В Закарпатской предгорной подзоне сформировались условия для развития садоводства и виноградарства, а также животноводства. Основой кормовой базы является кукуруза.

Ведущим в транспортном комплексе является железнодорожный транспорт, который тесно связан с автомобильным. Развит газопроводный и нефтепроводный транспорт. Плотность железных дорог в районе выше, чем в среднем по Украине. Крупными железнодорожными узлами являются Львов, Красное, Стрый. Плотность автомобильных путей в районе самая высокая в стране. Главные направления: Львов – Тернополь – Киев, Львов – Ривне – Киев, Львов – Самбор – Ужгород, Львов – Стрый – Ужгород, Львов – Ивано-Франковск – Черновцы. Львовский аэропорт имеет статус международного.

Интенсивно развивается трубопроводный транспорт. В Прекарпатье построен газопровод Дашава – Стрый – Дрогобыч, Дашава – Киев. По территории района проходят трассы нефтепровода “Дружба”, газопроводов “Союз”, “Братство”.

Проблемы развития района:

- низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

- загрязнение окружающей природной среды;

- отрицательные последствия трудовой миграции.

Перспективыразвития района:

- технологическое обновление всех отраслей экономики;

- использование рекреационного потенциала района;

- развитие АПК, особенно пищевой промышленности;

- развитие легкой промышленности;

- усовершенствование структуры экспорта.

 

6 Подольский регион

название региона состав региона, площадь
Подольский Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская области 60,5 тыс км2, 10,1% площади страны

Район на западе граничит с Карпатским экономическим районом, на севере - с Полесским, на востоке – с Центральным и Приднепровским, на юге – с Причерноморским районом Украины и Молдовой. По территории района проходят железнодорожные и автомобильные магистрали международного значения, трассы газопроводов («Союз», Уренгой – Помары – Ужгород). В районе берет начало линия электропередачи Винница – Альбертрише (Венгрия).

Рельеф Подольского района составляет возвышенная равнина, глубоко расчленённая долинами рек. Основную часть района занимают Подольская, Приднепровская и Волынская возвышенности.

Территория района расположена в пределах атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса с мягкой зимой, тёплым летом и достаточным количеством осадков (500-700 мм в год). Средние температуры января -4-6ºС, июля +19+25ºС.

В районе преобладают серые лесные, малогумусные черноземы, дерново-подзолистые почвы.

Топливные ресурсы района представлены месторождениями торфа и бурого угля. Нерудное сырьё: фосфориты, каолин, строительный камень, месторождения гранитов и гнейсов, мрамор, песчаники, трепел и опока, гипс, мел, известняк, мергель, глина, доломиты составляют основу ресурсного потенциала района. На территории района открыты источники минеральных вод, в том числе радоновых (Хмельник).

Водные ресурсы в основном представлены реками (Днестр, Серет, Смотрич, Южный Буг, Горынь, Случь). Озёр мало, крупнейшие водохранилища Днестровское и Ладыжинское.

Лесные массивы, особенно расположенные вдоль берегов рек, многочисленные заповедники, памятники природы, парки-памятники садово-паркового искусства, минеральные воды – мощнейшая рекреационная база Подольского экономического района.

Население Подольского района составляет 4153,3 тыс. чел. Плотность населения - 72 чел. на 1 км2. Доля городского населения – 47%. В национальном составе преобладают украинцы – 93%, русские – 4,5%.

На территории Подольского района развиваются 5 крупных промышленныхузлов: Винницкий, Хмельницкий, Тернопольский, Каменец-Подольский и Шепетовский.

Основу энергетики района составляют Ладыжинская ТЭС, Днестровская ГЭС, Хмельницкая АЭС, строится Днестровская ГАЭС.

Машиностроение Подольского района делится на: электротехническое (Винница, Хмельницкий, Каменец-Подольский, Тернополь), сельскохозяйственное (Каменец-Подольский, Тернополь), тракторное (Винница, Хмельницкий); станкостроение (Хмельницкий, Городок), инструментальное производство (Винница, Каменец-Подольский), приборостроение (Могилев-Подольский, Каменец-Подольский).

Химическая промышленность производит минеральные удобрения (Винница), бытовую химию (Могилев-Подольский, Винница, Хмельницкий), лакокрасочную (Винница) и химико-фармацевтическую продукцию (Тернополь).

Производство строительных материалов: железобетонные изделия (Винница, Хмельницкий, Каменец-Подольский, Тернополь, Гневань, Ладыжин); цемент (Каменец-Подольский), кирпично-черепичные изделия (Казатин), мягкая кровля (Славута), кафель, фарфор (Славута, Полонное), гранит, каолин, огнеупоры.

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность представлена предприятиями в Хмельницком, Шепетовке, Тернополе, Виннице, Понинке, Славуте.

Легкая промышленность представлена предприятиями текстильной промышленности (Тернополь, Дунаевцы, Каменец-Подольский, Могилев-Подольский), швейно-трикотажной (Тернополь, Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Винница, Хмельницкий), кожевенно-обувной (Винница, Тульчин, Хмельницкий, Тернополь), меховой (Жмеринка, Залещики).

В районе развиты следующие отрасли пищевой промышленности: сахарная (Кирнасовский, Городецкий, Теофипольский заводы), спиртовая (работает на отходах сахарной промышленности), мясная (Винницкий, Хмельницкий, Тернопольский мясокомбинаты, Барский, Каменец-Подольский, Шепетовский птицекомбинаты), плодоовощеконсервная (Винница, Тульчин, Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Залещики), масложировая (Винница), табачная (Каменец-Подольский, Жмеринка), кондитерская (Винница, Хмельницкий), маслосыродельная, молочная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная.

Подольский район характеризуется высоким уровнем сельскохозяйственногоосвоения земель. Основными культурами являются озимая пшеница, ячмень, зернобобовые, кукуруза, сахарная свекла. В районе выращивают также овёс, просо, гречиху, подсолнечник, картофель и табак. Развито садоводство, виноградарство. Отраслью специализации животноводства является молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Развитие получили птицеводство, рыбоводство и пчеловодство.

В транспортной сети ведущую роль играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Крупнейшими транспортными узлами являются Жмеринка, Казатин, Шепетовка. Важнейшие железнодорожные магистрали: Тернополь – Черновцы, Шепетовка – Каменец-Подольский, Казатин – Здолбунов, Киев – Винница – Могилёв-Подольский. Значительную роль играют автомагистрали Кременец – Тернополь – Залещики, Винница - Могилёв-Подольский, Киев – Винница – Хмельницкий – Тернополь. По территории Подольского района проходят газопроводы «Союз», Уренгой – Помары – Ужгород.

Проблемыразвития района:

- диспропорции в размещении производительных сил;

- загрязнение окружающей природной среды;

- низкий уровень жизни населения;

- общий экономический кризис;

Перспективы развития района:

- достижение сбалансированности сырьевых и перерабатывающих отраслей

АПК;

- усовершенствование структуры экспорта;

- развитие социальной сферы;

- использование потенциала рекреации и туризма;

- строительство высокотехнологических перерабатывающих предприятий.

 

7 Полесский регион

название региона состав региона, площадь
Полесский Волынская, Житомирская, Ривненская, Черниговская области 102,1 тыс км2, 16,9% площади страны

Район граничит с Белоруссией, Россией, Польшей, Карпатским, Подольским, Центральным, Восточным районами Украины. Через район проходят транспортные пути, которые соединяют Украину с Беларусью, Россией и Западной Европой. Такое стратегическое положение района дает возможность привлекать Полесье к развитию межрегиональных связей, созданию свободных экономических зон, развитию международной системы торговли.

Большая часть территории имеет равнинный рельеф (Полесская низменность). Район обеспечен водными ресурсами, что создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Климат Полесья умеренно-континентальный с теплым влажным летом и мягкой зимой. Осадков выпадает 600-750 мм в год, средние температуры января – 4-6°С, июля +18+19°С.

Почвы в основном подзолистые, дерново-подзолистые, черноземные, торфяно-болотные, также серые, светло-серые и темно-серые.

Топливные ресурсы района: каменный уголь (Львовско-Волынский каменноугольный бассейн), бурый уголь, торф (практически по всей территории Полесья). Значительную роль в развитии производительных сил района играют запасы нефти и газа (Прилуцкий, Талалаевский, Варвинский районы). Нерудное сырье: апатиты (Стремигородское), фосфориты (Кроливецкое месторождение), глина, мел, гранит, лабрадорит, сырье для стекольной, фарфоро-фаянсовой промышленности, каолин, полевой шпат, янтарь (Клесовское месторождение), берил, кварц (Волынское месторождение).

Водные ресурсы представлены реками Припять, Десна, Днепр, Тетерев, Случ, Ирпень, также многочисленными озерами (Шацкое, Свитязь, Луки).

Рекреационные ресурсы представлены ценными минеральными водами и лечебными грязями, что в совокупности с благоприятными климатическими условиями создаёт базу для культурно-оздоровительного отдыха и сети лечебно-оздоровительных учреждений. Возможности развития рекреации ограничены из-за последствия Чернобыльской аварии.

В районе проживает около 4661,4 тыс. человек. Плотность населения низкая –48 чел. на 1 км2. Доля городского населения составляет 53%. В структуре занятости 1/3 населения занято в отраслях АПК. Уровень безработицы в регионе превышает общегосударственный показатель.

Промышленность.Основные поставщики энергии района – Ривненская АЭС, Черниговская ТЭЦ. Недостаточно используются гидроэнергия малых рек, энергия ветра, биоэнергия. Имеется торфяная промышленность.

Металлургия представлена предприятиями черной (Луцк, Первомайское, Чернигов) и цветной металлургии (Иршанск).

Машиностроение: тяжелое (Бахмач), электротехническое (Нововолынск, Ривне, Первомайское, Киверцы), станкостроение (Дубно, Житомир, Бердичев), приборостроение (Луцк, Ривне, Овруч, Чернигов), автомобилестроение (Ковель, Луцк, Житомир, Чернигов), сельскохозяйственное оборудование (Ривне, Новгород-Волынский, Нежин), металлообработка (Луцк, Здолбунов, Житомир, Чернигов, Бердичев).

Химическая промышленность района специализируется на производстве азотных удобрений (Ривне, Коростышев), производстве химических волокон (Чернигов), бытовой химии (Луцк, Коростень, Ривне), производстве резинотехнических изделий, пластмасс (Луцк, Дубно, Чернигов).

Мебельная промышленность развивается в Луцке, Ривне, Житомире, Чернигове, лесозаготовительная промышленность – в Сарнах, Ковеле, Киверцах, целлюлозно-бумажная – в Малине, Коростышеве, Корюковке.

Промышленность строительных материалов представлена цементной промышленностью (Здолбунов), производством железобетонных изделий (Луцк, Ривне, Славута, Чернигов), промышленностью стеновых материалов (Ковель, Луцк, Ривне, Славута, Чернигов), стекольной, фарфоро-фаянсовой (Коростень, Городница, Барановка).

В Полесском районе хорошо развита легкая и пищевая промышленность. Предприятия легкой промышленности размещены в Нововолынске, Коростышеве, Чернигове, Луцке, Житомире, Ковеле.

Сахарная промышленность развивается в Владимир-Волынском, Дубно, Бердичеве, мясная – в Ковеле, Дубно, Новгород-Волынском, Житомире, Чернигове, маслосыродельная – в Ривне, Овруче, Житомире, Чернигове. В районе получили развитие мукомольно-крупяная, плодоовощная, консервная, спиртовая, кондитерская, табачная отрасли.

Принимая во внимание специфику природно-климатических условий, сельское хозяйство района специализируется на животноводстве мясомолочного направления, свиноводстве, выращивании сахарной свеклы, картофеля, льна, зерна, отдельных зернобобовых, овощей и ягод.

Через территорию района проходят важные транспортные коридоры международного значения Россия - Украина, Украина - Беларусь. Важными узловыми транспортными центрами являются Чернигов, Житомир, Ривне, Коростень. Основные водные пути района – р. Десна, некоторые судоходные участки рек Стрый и Горынь, Киевского водохранилища.

Проблемыразвития района:

- слабое развитие социальной инфраструктуры малых городов и сёл района;

- сокращение производства сельскохозяйственной продукции;

- снижение количества населения и его старение;

- высокий уровень безработицы;

- негативные последствия аварии на ЧАЭС;

Перспективыразвития района:

- проведение территориальной дифференциации хозяйственной деятельности с

учетом радиационного загрязнения территории;

- реабилитация части земель, отчужденных после аварии на ЧАЭС и

привлечение их к хозяйственной деятельности;

-улучшение территориально-отраслевой структуры хозяйства, которая отвечала

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.