Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разумовский И. П. Понятие права у К. Маркса и Фр. Энгельса // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 2-3. — С. 68-97.



Сканирование и обработка: Алексей Трончу

Примечания

· 1. К. Mapкс и Фр. Энгельс: Литературное наследство. Т. I. Фр. Меринга, пер. Гурвича, М. 1907. Стр. 14.

· 2. О характере университетской работы Маркса в области права, помимо слушания лекций, дает представление следующий отрывок из его письма, приводимый Мерингом: «… стал изучать собственность по Савиньи, уголовное право Фейербаха и Грольмана, de verborum significatione Крамера, систему пандектов, Венинг-Ингенхейма и doktrina Pandectarum Мюленбруха,... отдельные главы по Гаутербаху, гражданский процесс и, прежде всего, церковное право, из которого первую часть Concordia discordantium canonum Грациана, а также приложение. Lancelotti Institutiones я прочитал почти целиком в corpus, сделал выписки… Занялся также немецким правом, но в этой области я проштудировал лишь капитулы франкских королей и письма к ним пап». В другом месте: «… прочел уголовное право Клейна и его Annalen». (Ibidem, стр. 20, 21.)

· 3. Ibid. К. Маркс: «Заметки о новейшем прусском цензурном уставе», стр. 151. Сравн. Гегель: Философия права № 279.

· 4. Ibid. К. Маркс: Передовая ст. в № 79 Кельнской газеты ст. 237, 23.

· 5. Ibid. К. Маркс: Протоколы 6-го Рейнского Ландтага стр. 252

· 6. Ibid. Стр. 213. Срав. Гегель, «Философия права» №№ 203, 217.

· 7. Ibid. стр. 284.

· 8. Ibid. стр. 259

· 9. Ibid. стр 253, ср. Гегель: «Философия права» № № 90-100.

· 10. Ibid. стр. 260, 264. Сравн. Гегель: «Философия права» № 99 и посл.

· 11. Ibid. стр. 275, 276, 278.

· 12. Собственность понимается здесь Марксом в согласии с Гегелем как частная собственность. Однако у него имеется уже представление и об «общей» собственности, куда он относит все неоформившиеся виды собственности. В согласии с Гегелем определяется и «ценность» (Ibid. стр. 254) как «гражданское бытие собственности». (ср. Гегель, op. cit. № 182-190).

· 13. Ibid. Стр. 255, 256, 257, 258. Сравн. Гегель: «Философия права» № № 54-56.

· 14. Ibid. Стр. 206, 272, 197, 265. Сравн. Гегель, op. cit. Введение № 30, также № № 256, 261.

· 15. Ibid. Письмо Маркса к Руге 1843 г., стр. 340.

· 16. Ibid. К. Маркс: К критике Гегелевской философии права стр. 342.

· 17. Ibid. Письма Маркса к Руге 1843 г., стр. 321, 326, 327.

· 18. Ibid. К. Маркс: «К критике гегелевской философии права», стр. 347

· 19. Ibid. Письмо Маркса к Руге, стр. 339.

· 20. Ibid. К. Маркс: «К критике гегелевской философии права», стр. 347.

· 21. Ibid. К. Маркс: «К еврейскому вопросу», стр. 361, 362.

· 22. Ibid. К. Маркс: «К еврейскому вопросу», стр. 361, 362.

· 23. Ibid. стр. 370, 371, 375.

· 24. Ibid. Стр. 373, 379, 383.

· 25. К. Маркс и Энгельс. Литер. наследие. Т. II изд. Ф. Мерингом, пер. под редакцией Аксельрод и др. 1908 г., К. Маркс: Критические примечания к стат. «Король прусский и социальная реформа», стр. 59, 60, 61.

· 26. Ibid. «Святое семейство или критика критической критики» стр. 251, 255, 261, 264, 265.

· 27. «Литерат. наследство» т. I, Ф. Энгельс: Очерки критики политической экон. cтр. 383.

· 28. Ibid. Ф. Энгельс: «Положение Англии» стр. 430.

· 29. Энгельс впоследствии выразится: «государство, политический порядок является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений — главным элементом. По старому взгляду на государство, разделявшемуся также Гегелем, оно, наоборот, было определяющим элементом, а гражданское общество — подчиненным, от него зависящим» (Ф. Энгельс: «Л. Фейербах» М. 1918, стр. 66).

· 30. К. Маркс: «К критике политической экономии» Предисловие. Петр. 1918.

· 31. Письмо Ф. Энгельса к Ф. Мерингу от 14 июля 1893 г. Сборник В. В. Адоратского. М. 1923. Стр. 309.

· 32. «Людвиг Фейербах», ed. cit. стр. 70. В «Анти-Дюринге» Энгельс отожествляет идеологический метод с «априористическим, который познает свойство какого либо предмета не из самого этого предмета, но из его понятия. Сначала из предмета делают понятие предмета; затем переворачивают копье и меряют предмет по его отражению, понятию. Но понятие должно соответствовать предмету, а предмет — понятию» (С.П.Б. 1904, стр. 125).

· 33. Письмо Энгельса к Конраду Шмидту от 27 окт. 1890 г. Сборн. В. В. Адоратского, cтp. 282.

· 34. «Анти-Дюринг», стр. 425.

· 35. В письме от 5 авг. 1890 г. Энгельс говорит о политических и частно-правовых воззрениях. Точно также Маркс в «Нищете философии» (см. ниже).

· 36. К. Маркс: «Нищета философии». Петерб. 1920, стр. 75. Срав. речь Маркса на Кельнском процессе 48-го года: «Общество не основывается на законах, как воображают юристы. Сами законы должны, наоборот, опираться на общество. Они должны служить выражением интересов и потребностей, вытекающих каждый раз из данного материального способа производства, потребностей общественных, в противовес произволу отдельных индивидуумов. Вот в моих руках «Кодекс Наполеона», он не создал современного буржуазного общества. Наоборот, возникшее в 18 столетии и получившее дальнейшее развитие в 19-м буржуазное общество находит в этом кодексе лишь свое правовое выражение. Как только он перестанет соответствовать общественным отношениям, он обратится в простую пачку бумаги, не более («Кельнский процесс коммунистов», стр. 34).

· 37. Письмо Энгельса к И. Блоху от 21 сент. 1890 г. ed. сit, стр. 277.

· 38. Ф. Энгельс: Анти-Дюринг, ed. cit, стр. 125.

· 39. Ibid, стр. 212.

· 40. стр. 219.

· 41. См. К. Маркс: «Нищета философии», пред. ст., стр. XXVIII.

· 42. Ср. «Коммунистич. манифест»: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса».

· 43. Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг», стр. 126.

· 44. К. Маркс и Фридрих Энгельс: «Святое семейство» Литературное наследие, т. II, стр. 270.

· 45. Ф. Энгельс: «Людв. Фейербах», стр. 68.

· 46. Письмо Энгельса к Конраду Шмидту от 27 окт. 1890 г. Сборн. В. В. Адоратского стр. 283.

· 47. К. Маркс: «Морализующая критика и критическая мораль. Против Карла Гейнцена». Литературн. Наследие, т. II, стр. 523.

· 48. Там же, стр. 515.

· 49. Письмо Энгельса к Конраду Шмидту от 27 окт. 1890 г. Сб. В. В. Адоратского, стр. 282.

· 50. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», стр. 256, 257, 262.

· 51. Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», пер. под ред. Д. Рязанова М. 1922, стр. 112.

· 52. Там же, стр. 113. Сравни предисл. Энгельса к «Гражданской войне во Франции», Пет. 1917, стр. 11.

· 53. Там же, стр. 114. То же в «Анти-Дюринге»: «государство, т.е. организация эксплоататоркого класса для поддержания его внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплоатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабский труд, крепостничество, наемный труд)». Срав. «Коммунист. манифест»: «Политическая власть, в собственном смысле этого слова, есть организованная власть oднoгo класса в целях угнетения другого». Сpaв. Ф. Энгельс «Развитие социализма от утопии к науке», М. 1917, стр. 28.

· 54. «Происхождение семьи», стр. 113, 114.

· 55. «18-е Брюмера Луи Бонапарта» К. Маркса. СПБ. 1905, стр. 112 и послед.

· 56. К. Маркс: «Капитал» т. I, М. 1920, стр. 775.

· 57. К. Маркс: «Гражданская война во Франции». Пет. 1917, стр. 38. Сравни предисл. Ф. Энгельса: «Государство есть не что иное, как орудие угнетения одного класса другим».

· 58. Ф. Энгельс: «Людвиг Фейербах», стр. 68.

· 59. «Коммунистич. манифест». Ср. «Анти-Дюринг» (стр. 403): «капиталистическая машина, государство капиталистов» и др.

· 60. Ф. Энгельс: «Людвиг Фейербах», стр. 68.

· 61. Ф. Энгельс: «Происхождение семьи», стр. 113.

· 62. К. Маркс: «18-е Брюмера Луи Бонапарта», стр. 112.

· 63. В качестве примера кажущейся самостоятельности государственной власти можно привести следующее замечание Маркса: «Этот человек — король лишь потому, что другие люди относятся к нему как поданные. Между тем они думают, наоборот, что они поданные потому, что он король» (Капитал, т. I, стр. 25). В предисловии к «Гражданской войне во Франции» Энгельс говорит о «суеверном почтении к государству» (стр. 12).

· 64. Происхождение семьи, стр. 114.

· 65. Там же стр. 114, 115.

· 66. См. Философия духа. «Гражданственность». Энциклопедия № № 523, 529. Впрочем, одновременно Гегель определяет гражданское общество как «рефлективную целость взаимных отношений», подчеркивая таким образом момент «отношений» членов общества (Там же № 517).

· 67. К. Маркс. «Святое семейство» Лит. наследие т. II.

· 68. Ф. Энгельс: «Л. Фейербах», стр. 68.

· 69. Там же стр. 67, 69.

· 70. Там же.

· 71. Письмо Энгельса к Конраду Шмидту от 27 октября 1890 г. стр. 283.

· 72. «Ср. Английское право выражает экономические отношения капиталистического общества варварским феодальным языком» (Ф. Энгельс. Предисловие к английскому изданию «Развития науки к социализму»).

· 73. Ф. Энгельс: «Л. Фейербах» стр. 68. Письмо к К. Шмидту стр. 284.

· 74. Ср. Предисловие Энгельса к английск. изданию: «Развитие социализма от утопии к науке». В английском праве в результате компромисса между землевладением и капитализмом получилось так, что оно сохранило в чистоте «лучшую часть старо-германских вольностей».

· 75. «Люд. Фейербах» стр. 68.

· 76. Письмо к К. Шмидту, стр. 284.

· 77. «Люд. Фейербах», стр. 69.

· 78. Письмо к Конраду Шмидту, стр. 284.

· 79. К. Маркс: «Капитал», т. I, стр. 629.

· 80. К. Маркс и Ф. Энгельс «Святой Макс». стр. 207

· 81. Гегель. «Энциклопедия». Право, № № 525, 537.

· 82. Гегель «Философия права», № 256 и др.

· 83. Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг», стр. 142. У Гегеля равенство выдвигается скорей как правовое требование разума, чем как признание исторически возможного и осуществимого равенства.

· 84. «Капитал» т. I стр. 20. Срав. у Гегеля: личность еще не полна, когда ей противополагаются одни внешние вещи. Личность есть бесконечное соотношение субъекта с самим собой, она… является действительной личностью только тогда, когда ей противопостоят другие лица, когда она приходит в соотношение с ними и они взаимно признают друг друга (Энциклоп., Право № 490). Гегель отрицает также деление права на личное и вещное, так как «вещное право есть право личности».

· 85. К. Маркс: «К критике полит. эконом. «Введение, стр. 10, (Маркс и Энгельс говорят об «индивидуальной собственности» и «индивидуальном присвоении» в обществе будущего («Капитал», «Анти-Дюринг»).

· 86. К. Маркс: «Нищета философии». Петерб. 1920, стр. 122.

· 87. «Св. семейств.» Лит. насл. т. II, стр. 164, см. «Коммунист. Манифест»: «собственность в ее современной форме движется между противоположными точками капитала и наемного труда». Ср. у Гегеля: «лица свободны и независимы, но сознают свое тожество, они, как крайние термины силлогизма, находят свою связь в вещи». (Энцикл. объект. Право № 491.)

· 88. «К критике полит. экон.» — введение, стр. 26.

· 89. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Святой Макс», стр. 194.

· 90. Там же, стр. 195.

· 91. «Капитал» т. I, стр. 53 и др. Образец такой правовой идеологии мы находим у Гегеля: «Когда я вложил свою волю в вещь, я один имею право изъять ее из вещи, и вещь может перейти к другому лицу и сделаться его собственностью не иначе, как с моего согласия, равно как и с согласия этого лица, т. е. по договору» и т. д. (Энциклоп., право) № 492.

· 92. К. Маркс: «К критике политической экономии». Петр. 1918, стр. 83.

· 93. Ф. Энгельс: «Происхождение семьи», стр. 43, 48, 53, 54. Гегель возражает против понимания брака как договора, считая, что хотя брак становится юридическим институтом, но «юридические отношения первоначально чужды его идее» (Философия права № 71. Энциклопед. № 523).

· 94. Сравн. известное ироническое восклицание Маркса в «Капитале» т. I (стр. 152) «Сфера обращения или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть истинный эдем прирожденных прав человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собственность и Бентам. Свобода, ибо покупатель и продавец товара, напр. рабочей силы, подчиняются лишь велениям своей свободной воли» и т. д.

· 95. «Капитал» т. I, стр. 142, 144, 145: «Происхождение семьи», стр. 48. Ф. Энгельс: «Принципы Коммунизма» см. изд. «Коммунист. манифеста» Д. Рязанова М. 1923 г.

· 96. См. Письма Ф. Лассаля К. Марксу и Ф. Энгельсу, русск. Пер. №№ 66, 67.

· 97. Речь К. Маркса перед Кельнским судом присяжных, стр. 7, 19, 20, 24.

· 98. Ф. Энгельс: «Революция и контрреволюция в Германии», стр. 84. Сравн. у Гегеля «В сфере права насилие неизбежно… Применение силы в интересах права законно только тогда, когда оно служит к обузданию предшествующего непосредственного насилия». (Энцик. права № 501).

· 99. Предисловие Ф. Энгельса к «Классовой борьбе во Франции» К. Маркса.

· 100. «Коммунистический Манифест».

· 101. Там же.

· 102. «Святое семейство». Литерат. наследие, т. II, стр. 328, 329, 337, 338, 339, 340.

· 103. Ф. Энгельс: Предисловие к английск. перев. «Развития научного социализма».

· 104. Разоблачения о Кельнском процессе. Собр. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. III, стр. 467. Сравн. классовую месть над парижскими коммунарами.

· 105. В «свободе» находит себе выражение «необходимость», в юридическом, волевом отношении — экономическое отношение — в согласии с Гегелевым пониманием взаимоотношений «формы» и «сущности».

· 106. «Коммунистический манифест».

· 107. «Письмо Энгельса К. Марксу от 29 декабря 1861 г., сбор. В. Адоратского, стр. 701.

· 108. К. Маркс. «К критике политической экономии», стр. 84.

· 109. Письмо Энгельса к К. Шмидту от 27 окт. 1890 г.

· 110. Письмо Энгельса к К. Шмидту, стр. 282, 283, 284 (ed. сit). Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода: содействующее экономическому развитию, препятствующее таковому и, в случае завоевания, «уничтожение экономических ресурсов». Таким образом, «политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред».

· 111. Сравни «Анти-Дюринг», стр. 262, 263.

· 112. К. Маркс: «Теории прибавочной стоимости», стр. 303, СПБ, 1906 г.

· 113. «Капитал» т. III. Изд. 1922 г., стр. 19.

· 114. К. Маркс. «Теории прибавочной стоимости» т. I., СПБ 1906, стр. 319, 303.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.