Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Колокол справедливости



Справедливым царём был Акбар и всегда беспо­коился, как бы жалобы на неправду без ответа не ос­тались. «Нехорошо будет, если караульные у ворот не пропустят во дворец какого-нибудь бедняка и он не смо­жет подать мне жалобу», – думал Акбар.

И вот для удобства народа падишах приказал вко­пать на площади столб и подвесить к нему колокол. Длинная верёвка тянулась от него во дворец к дру­гому колоколу. Когда звонили в колокол на площади, тотчас начинал звонить и колокол во дворце. Услышав звон, падишах понимал: кто-то хочет его видеть и пожаловаться, кто-то правды ищет. Тогда Акбар прика­зывал впустить жалобщиков, и тут же решал все дела.

Как-то раз, летним днём, стояла нестерпимая жа­ра, и падишах отдыхал в своих покоях. Слуги и слу­жанки усердно занимались своими делами. В покоях было тихо, и вдруг раздался громкий звон. Проснул­ся Акбар и послал слугу за жалобщиком.

Прибежал слуга на площадь и видит: нет там нико­го, только старый буйвол чешется о столб, рогами ве­рёвку задевает – колокол и звонит. Отогнал слуга буй­вола от столба, вернулся и доложил падишаху, что жа­лобщика нет. И тут колокол зазвонил пуще прежнего.

—Немедленно, веди ко мне того, кто звонит в колокол, – приказал падишах.

Бегом побежал слуга на площадь, обвязал буйволу рога цепью и привёл во дворец. Ну, буйвол и есть буй­вол, разве он что скажет? Стоит, молчит. Акбар велит придворным:

—Расспросите-ка его, на что он жалуется?

Как ни старались придворные, а ответа от буйвола не добились. Послал падишах за Бирбалом.

—Видишь, пришёл буйвол-жалобщик. А чем он не­ доволен, никто не знает. Расспроси-ка ты его, мудрый Бирбал!

Подошёл Бирбал к буйволу и зашептал ему что-то в самое ухо. Потом сам приник ухом к морде буйво­ла и долго внимательно слушал. Наконец потрепал буйвола по холке, приблизился к падишаху и сказал:

—О владыка мира, открылся мне буйвол и сказал: «Когда я был молод и силён, мой хозяин-маслодел меня и поил, и кормил, и холил. А теперь я состарился, силы уже не те, вот хозяин и выгнал меня со двора – подыхай, мол, с голоду!» Повелитель, этот буйвол просит, чтобы вы приказали хозяину взять его к себе и кормить и поить, как прежде, до самой смерти.

Понравилось падишаху, что даже буйвол к нему об­ратился за справедливостью, и приказал он найти и привести хозяина. Вскоре нашли хозяина старого буй­вола и привели его во дворец.

Спросил его Акбар:

—Скажи, это твой буйвол?

—Мой, о повелитель, – ответил маслодел.

—Почему же ты его не поишь, не кормишь, выгнал со двора?

А маслодел ответил таким стихотворением:

Выпали зубы, Сбиты копыта, Гнётся под ношей спина. Что толку тратить Корм на скотину, Если она не нужна?

Догадался падишах, что Бирбал был прав, и ска­зал ему:

—Раз уж ты сумел понять буйвола, тебе и решать это дело!

Подумал Бирбал и вынес приговор.

—Когда был твой буйвол молод и силён, он работал на тебя без устали, – сказал Бирбал маслоделу. – Значит, ты у него в долгу. Когда же он состарился и обессилел, ты его – за ворота. Раз он тебе не нужен, мы отведём его на скотный двор падишаха. Но долги надо платить, поэтому присуждаю на содержание этого буйвола взыскать с тебя пятьсот рупий.

И как ни просил маслодел смилостивиться, Бирбал был неумолим.

Понравился Акбару приговор, и он щедро наградил Бирбала за острый ум и находчивость.

И хороши, и плохи

Однажды падишах нахваливал баклажаны.

—Владыка мира! Были бы они не такие вкусные, люди не ели бы их с такой охотой, – поддакнул Бирбал.

Через несколько дней Акбар разбранил баклажаны. Бирбал опять стал поддакивать:

—Владыка мира! Негодный, в самом деле, овощ. От него и живот болит, и всякие другие болезни бывают.

Удивился падишах таким словам:

—Ну и странный же ты человек, Бирбал! То хвалил баклажаны, а теперь вот хулишь.

—Владыка мира! Ведь служу-то я вам, а не баклажанам.

Рассмеялся Акбар и больше ничего не сказал.

Сколько в Дели ворон?

Пришёл однажды падишах в дарбар раньше всех и у каждого, кто входил в зал, спрашивал:

—Сколько ворон в Дели?

Все отмалчивались, никто не мог дать ответа. Потом пришёл Бирбал. Падишах и у него спросил то же самое.

—Покровитель бедных! – тотчас ответил Бирбал. – В Дели сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон.

Услышал Акбар такое точное число и удивился:

—Бирбал! Ты так уверен, словно сам только что их сосчитал. А что, если ты ошибся?

—Нет, владыка мира, мой подсчёт очень точен. Смотри же, Бирбал! Если окажется хоть на одну ворону больше или меньше, ты уплатишь штраф – три тысячи пятьсот восемьдесят пять рупий. Подумай, пока не поздно.

—Нет, повелитель, я в подсчёте уверен, – стоял на своём Бирбал, – при проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели погостить другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть на месте и считайте. Тогда и увидите, что я подсчитал точно.

Умей сказать

Приснился как-то падишаху Акбару сон, будто у не­го все зубы сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он позвать во дворец толкователя снов и стал спрашивать, что его сон означает.

—Владыка мира! – ответил тот. – Значение сна та­кое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте вы.

Услышал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал ворожея прочь. Ещё бы! Если всю родню пережить, кто же его хоронить будет? Чужие люди? Когда в дарбар пришёл Бирбал, Акбар спросил про сон и у него.

— Да тут всё яснее ясного! Жить вы будете долго, дольше всех из своей родни, и только один ваш родст­венник вас переживёт, – ответил Бирбал.

Слова Бирбала совпали со словами толкователя, но сказаны они были по-умному, учтиво, и у падишаха от такого ответа полегчало на душе.

Знак пальцем

Был при дворе падишаха Акбара родовитый, но вконец обедневший сардар. Не мог он найти себе такое занятие, чтобы жить в достатке. И всё же в положенное время являлся в дарбар, ревностно соблюдая обычай, заведённый отцами и дедами.

Всеми правдами и неправдами сшил он себе при­дворный наряд и берёг его пуще глаза, надевал только во дворец. А когда приёмов в дарбаре не было, сидел сардар дома и молол зерно на ручной мельнице – этим он и зарабатывал на жизнь. Кроме ручной мельницы, у сардара ничего не осталось, гол был, как сокол.

Как-то раз принесли ему на помол много зерна, и никак он в тот день не мог пойти во дворец. Сидит, трудится в поте лица, мелет зерно – скоро хозяева за мукой придут. В это время, как обычно, падишах со свитой выехал на прогулку. Богатый, нарядный шахс­кий поезд проезжал по улице, где стоял дом сардара, а жил он в глинобитной ветхой лачуге, в каких ютятся обычно бедные люди. Двор был обнесён оградой, но в ней были щели, да такие широкие, что сквозь них прохожие и проезжие видели хозяина дома за работой и всегда поднимали его на смех.

Сардар усердно крутил ручку мельницы и под скрип жерновов поглядывал сквозь щели на улицу. Видел он и поезд падишаха. Случайно падишах взглянул во двор, заметил сардара и узнал его.

На другой день во дворце вновь попался сардар на глаза падишаху, захотелось Акбару узнать о его жи­тье-бытье. Но он отогнал эту мысль и ничего не сказал.

Спустя несколько дней падишах устроил праздник. Все придворные гордо восседали за столом по чинам и званиям. Сардар тоже, под стать другим вельможам, нарядный и важный, сидел на своём месте.

Появился падишах и взошёл на золотой трон посре­ди зала. Оглядел всех вельмож вокруг и увидел того сардара. Снова пришла ему в голову прежняя мысль: захотелось расспросить сардара про его жизнь. Но спрашивать при всём народе нехорошо: не к лицу госу­дарю раскрывать прилюдно секреты жизни своих при­дворных. Но всё же не вытерпел Акбар, поднял руку и сделал какой-то знак пальцем. Догадался сардар, что это ему государь знак сделал, и в ответ показал падишаху пальцем на свой живот.

А на дарбаре у падишаха было немало и мошенни­ков. Доброго они и вблизи не увидят, а что-то тайное, непонятное их притягивает как магнит. Заметили они, конечно, знаки падишаха и сардара и стали думать да гадать, какой в них тайный смысл заложен. После дарбара один плут украдкой пошёл за сардаром и вы­следил, где он живёт.

На следующий день этот плут собрал своих дружков и привёл их к сардару. Хозяин, как велит обычай, встретил гостей с почётом, рассадил как мог в своей тесной лачуге. А плут у него и спрашивает:

—Почтенный господин! Что это за знаки вам вчера на дарбаре делал падишах? Мы никак в толк не возьмём, а нам очень хочется узнать.

Поднялась в душе у сардара тревога: «Уж не по­думали ли они про меня плохо? Надо их провести и одурачить».

—Если всем всё рассказывать, все тайны открывать, то в убытке останешься, – ответил сардар.

Плута такие слова только раззадорили. Стал он ещё настойчивее требовать ответа. Тогда сардар сказал:

—Ну слушай, братец. Падишах показал мне пальцем на вас всех и знаком спросил, что мне про вас известно? А я тут же дело и прикончил – показал ему на свой живот: внутри, мол, у меня эта тайна, и всё!

Встревожились мошенники. «Надо, – думают, – откупиться от сардара, а то как бы чего не вышло». Открыли они ему своё решение, а он отвернулся и ру­ками замахал. Тогда мошенники разбежались по домам и принесли сардару большие взятки: кто сто, кто двес­ти, а кто и пятьсот рупий. Он же потешался в душе, на их уловки глядя.

Сложили мошенники свои подношения к ногам сардара и говорят:

—Господин сардар! Сделайте такую милость, возь­мите деньги себе, но только наши тайны никому не рассказывайте.

—Будь по-вашему. Видно, Господь к вам милостив, если вы своё благо заранее уразумели.

Мошенники ушли.

На другой день в дом сардара пожаловал падишах. Хозяин с великим почтением сделал салам и усадил падишаха на стул. Потом положил перед ним вчераш­ние деньги – взятку – и начал сердечно благодарить. Удивился Акбар: откуда у бедняка такая уйма денег?

—Дорогой мой! Ты зерно мелешь, хлеб тяжким тру­дом зарабатываешь, откуда же у тебя такое богатство?

—Это плод того знака, владыка мира, что вы сделали мне третьего дня на дарбаре, – с улыбкой ответил сардар. Падишах ничего не понял.

—Ты, братец, не ходи вокруг да около, а говори толком, что и как.

Сардар рассказал всё подробно. По душе пришлась его ловкость Акбару, и он оставил бедняку все деньги.

Назавтра сардару дали хорошую должность при дворе, а придворные-мошенники от зависти чуть не лопнули.

Кто самый главный?

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли в саду, радовались весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

—Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда Акбар клонит. «Видно, возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Не тут-то было!» – подумал Бирбал.

—Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребёнком никто не справится – ни раджа, ни махараджа, ни сам падишах.

—Как же это неразумный ребёнок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, – отозвался падишах.

—Что ж, и докажу. Только это ведь не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придётся устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришёл Бирбал во дворец с хорошеньком шаловливым маль­чуганом на руках.

Малыш сразу же понравился падишаху, он взял его у Бирбала, посадил на колени и начал подбрасывать его, тискать, играть с ним. А малыш, разыгравшись, вце­пился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито:

—Бирбал! Ты зачем принёс такого озорника? С ним же сладу нет!

—Видите, владыка мира! Вот вы падишах, и что же? Никто не смеет до вас пальцем дотронуться, а этот сосунок падишаха дёргает за бороду, да так, что даже волоски вырвал. Вот и выходит, что ребёнок – самый главный на свете.

Позабавили падишаха слова Бирбала. На прощание он одарил мальчугана сладостями и отпустил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.