Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как шурин падишаха был вазиром



Много раз пробовали придворные – недруги Бирба­ла – сместить его с высокого поста, да ничего не выхо­дило. Тогда они придумали посадить на эту должность шурина самого Акбара, благо в таком деле им могла помочь госпожа шахиня. Вот и сбудется их заветное желание.

Шурины падишаха могли приходить в гарем, когда захотят. Подговорили придворные брата шахини Ху­сейн-хана. Пришёл он к сестре и говорит:

—Сестрица! Ведь это же позор для нас, что в мусульманском государстве главный советник – индус. Обидно, что ты оставляешь это без внимания.

Пылкие речи брата запали в душу шахине, и она пообещала, то постарается что-нибудь придумать. Для неё не было никого милее брата, и она с большим усердием принялась хлопотать, чтобы стал он главным советником. Однажды пришёл падишах в гарем, а же­на видит, что он в духе, и нежным голоском начала:

—Любимый! Повелитель! Куда же это годится, что в нашем мусульманском государстве главный со­ветник – идолопоклонник-индус. Негоже мусульманам быть под началом у вазира-индуса. Сделайте милость, порадуйте своих братьев по вере, поставьте на эту должность моего брата.

Услышав такие речи, падишах сразу понял, что её подучили.

—Дорогая, «прежде чем начинать дело, обдумай его конец» – вот чём истинная мудрость. Твой брат не способен нести такое бремя, как должность вазира. Он человек небольшого ума, малограмотный, а в сравнении с Бирбалом – и вовсе никчемный. Править государством – дело нелёгкое. Сколько бывает случаев, где я сам попадаю в тупик, и отдаю их на мудрый суд Бирбала. Нет, не будет пользы моей державе, если я учёного и опытного отрешу от дел, а на его место посажу глупца и невежду.

Отповедь падишаха сильно опечалила супругу, но она не оставила надежды осуществить свой план.

Спустя несколько дней, увидев, что падишах весел, шахиня снова принялась за своё. Её упрямство рассер­дило падишаха, и он отказал ей строже, чем в первый раз. Пала обида на сердце шахини, рассердилась она на падишаха и вышла из комнаты. И падишах ушёл из гарема.

Минуло несколько месяцев. Падишах не раз прихо­дил к любимой жене, и однажды она снова завела раз­говор: мол, надо поставить её брата вазиром. Падишах не на шутку разгневался. Но на этот раз он решил сде­лать по-другому. «Пока не покажешь шахине, как глуп её брат, она не успокоится», – подумал Акбар и сказал: – Ладно, завтра твой брат будет назначен главным советником. Шахиня обрадовалась и послала к брату служанку со счастливой вестью. Получили поздравления по этому случаю и знатные военачальники, и богачи-мусульмане.

На другой день утром падишах призвал к себе Бирбала и наедине сказал ему:

—Я хочу показать шахине и своим подданным – мусульманам, как важен пост главного советника. Пусть они увидят и сколь велики твои таланты. Побудь несколько дней дома, отдохни, пока я не пришлю за тобой. Я устрою им представление, а ты украдкой следи за ним.

Бирбал выслушал повеление падишаха и тотчас удалился. Когда начался дарбар, падишах при всём дворе объявил, что с нынешнего дня вазиром назна­чается его шурин; Бирбал же с поста главного советни­ка смещён. На его место сел брат шахини и начал решать дела. Через несколько дней падишах приказал новому вазиру:

—Есть у меня желание, исполни его через неделю: добудь мне друга верного, друга неверного, сок жизни и корень вкуса.

Убоявшись государя, новый вазир тотчас разослал гонцов во все концы и сам кинулся исполнять желание падишаха. Искали в городах, искали в сёлах, искали везде и всюду, но ничего найти не смогли.

Прошло шесть дней, дело идёт к концу недели. Хусейн-хан совсем пал духом. «Ведь завтра срок конча­ется, а я ничего не могу представить падишаху. Конец и мне, настал мой смертный час. Падишах, конечно, не помилует меня», – с тоскою думал брат шахини.

Наконец он надумал, что делать: побежал к Бирбалу, рассказал о своей беде, кинулся ему в ноги и стал молить о помощи. А его сестра, в свою очередь, поста­ралась тайком улестить мудреца.

—Жизнь моя в ваших руках, – слёзно просил новый главный советник. – Смилуйтесь, спасите меня, добудь­те то, что государь потребовал.

Бирбал был благородным человеком, искренняя мольба тронула его сердце. Он согласился помочь вазиру.

—Не беспокойся, я завтра же представлю всё, что падишах требует. Но придётся тебе раскошелиться: это будет стоить лакх рупий.

Новый вазир сходил за деньгами и выложил Бирбалу лакх рупий. Бирбал взял деньги и тотчас подал вазиру два ларца.

—Вот, возьми. В одном ларце – сок жизни, в другом – корень вкуса, а если друга верного и друга не­верного падишах потребует привести, отвечай: они у Бирбала, можешь взять их у него.

Так Бирбал успокоил нового советника.

На следующий день падишах Акбар, как только пришёл в дарбар, сразу же потребовал, чтобы Хусейн-хан представил, что было приказано.

Тот поставил к ногам падишаха два ларца, что вру­чил ему Бирбал, и сказал:

—Вот, покровитель бедных! В этих ларцах сок жиз­ни и корень вкуса, велите проверить.

Падишах поднял крышки ларцов – в одном была вода, в другом соль.

—Не ты это придумал. Никто, кроме Бирбала, ни за что бы до этого не додумался. А где же друг верный и друг неверный? – спросил падишах у шурина.

—Владыка мира! Я оставил их у Бирбала. Благоволите послать за ним, и он отдаст их вам.

Падишах отправил гонца за Бирбалом. По дороге во дворец Бирбал приметил на улице славную собачон­ку. Он поднял её, заботливо завернул в лоскут и спря­тал под своей одеждой. Не успел он войти в дарбар, как падишах потребовал у него друга верного и друга неверного. Бирбал вынул из-за пазухи собачку и по­ставил перед падишахом:

— Владыка мира! Вот верный друг – собака. Вернее собаки нет никого. А друг неверный – зять. Ну, он есть и у вашего величества. Нет на свете человека вероломнее зятя.

Падишаху показалось мало такого объяснения, и он велел Бирбалу подробнее объяснить его слова.

—Владыка мира! Собака считается самым верным другом человека: дайте ей хотя бы кусок черствого хлеба, и она никогда этого не забудет. А зять как раз наоборот – отдайте ему вместе с невестой всё, что в доме есть, а он будет ещё недоволен. Корень вкуса – соль: и самая лучшая еда без соли в рот не полезет, вкуса в ней нет. Сок жизни – вода, ею держится всё живое, а без воды нет и жизни.

Ответы Бирбала всем понравились. Акбар вернул ему пост главного советника.

Слова Бирбала о зяте запали падишаху в душу, и он тут же отдал приказ:

— Собрать и повесить всех зятьёв, что есть в моём городе.

Испугались, задрожали люди, услышав про жесто­кий приказ падишаха, и с надеждой обратили взоры к Бирбалу.

—Покровитель бедных! – сказал Бирбал. – Велики будут расходы на это дело.

— Пусть, неважно. Но устрой так, чтобы зятья были повешены все сразу.

Всю свою ловкость пустил в ход Бирбал и сумел за сутки построить множество виселиц. Он поставил их ядами на городской площади и объявил, что завтра в десять часов утра будут вешать зятьёв. Эта весть всполошила весь город. К Бирбалу в дом понесли дары и от купцов богатых, и от сардаров именитых. Зятья толпами приходили к нему, молили спасти им жизнь, и каждый давал всё, что было. За ночь по приказу Бирбала было построено ещё больше виселиц. Почти все они были деревянные, но попада­лись и железные. Одну виселицу сделали из серебра и одну – из золота.

Утром, чуть свет, Бирбал пришёл к падишаху и поч­тительно попросил его пойти взглянуть на виселицы. Вместе с Бирбалом прибыл Акбар на площадь и, ос­мотрев виселицы, спросил:

—Послушай, Бирбал! Все виселицы деревянные, а вон те из железа. Почему так?

—Владыка мира! Деревянные виселицы для зятьёв из простого народа, а железные – для знати и богачей.

—Ну а эти – серебряная и золотая?

—Золотая для вас, владыка мира, а серебряную я велел соорудить для меня, – ответил Бирбал.

Падишах содрогнулся.

—А зачем это я в петлю полезу? Бирбала позабавил такой опрос.

—Владыка мира! – промолвил он, улыбнувшись. – Вы – зять своего тестя, а я – зять своего. Вот почему вам первому петля, потом – мне, а там по порядку, по чинам и званиям повесят и всех остальных зятьёв.

От этих слов падишах наконец-то опомнился, при­шёл в чувство.

—Нет, нет, Бирбал! – вскричал он. – Этому не бы­вать! Приказываю отменить все казни. А что деньги по­трачены – не беда.

Отдал падишах такое повеление и поспешил во дворец.

Так своей находчивостью Бирбал спас жизнь многим людям.

Изображение в зеркале

Жил-был в Дели один богач – самодур, каких свет не видывал. Частенько издевался он над людьми, и всё ему с рук сходило. Втихую творил, что хотел, но при­кидывался добрым человеком.

Как-то раз задумал он новую пакость. Позвал к себе художника и заказал свой портрет, но с условием, чтобы изображение было точь-в-точь как он сам, иначе он не заплатит за работу. Подписали они с художни­ком договор на бумаге. Пошёл художник домой и с большим усердием принялся рисовать богача. Закончив работу, он понёс её заказчику. Слуги доложили о приходе художника. Богач, изменив своё лицо до неузнаваемости, вышел к художнику. Увидев его, бедняга живописец удивился, пробормотал что-то и, пообещав нарисовать другой портрет, ушёл.

Сделал он новый портрет и принёс богачу, а тот опять выкинул такую же штуку: изменил внешность – и изображение опять оказалось неточным. Так плутовал он пять раз, и каждый раз заново приходилось худож­нику рисовать богача. Догадавшись наконец, что его обманывают, он потребовал плату за работу. Богач стал его бранить:

—Ведь ты не сумел сделать моё точное изображение, с какой же стати, спрашивается, стану я тебе платить? Понапрасну только людей обманываешь – художником себя называешь. Проваливай отсюда живо, не то я тебя проучу, будешь знать, как морочить людей!

Художник доказывал, что он честно сделал свою ра­боту, но богач стоял на своём, они долго спорили, руга­лись, но художник так ничего и не добился. Пришлось ему идти за помощью к Бирбалу.

Рассказал он про свою обиду и показал все пять портретов. Бирбал понял, почему богачу удавалось об­манывать художника: он, видно, умел искусно изменять внешность.

—Послушай меня, и ты непременно выиграешь де­ло, – сказал Бирбал.

Художник, конечно, согласился.

—Купи на базаре хорошее зеркало и пойди с ним к богачу. Как свидетели с тобой пойдут два моих чиновника, но никто не должен знать, кто они. Ты скажешь: «На этот раз я сделал твоё точное изображение». Бо­гач захочет взглянуть на него, и тогда ты подставишь ему зеркало, и уж тут пусть он изменяет своё лицо сколько его душе угодно, всё равно изображение будет точным. Так он и попадётся сам в свой капкан.

Художник купил на базаре добротное зеркало из толстого стекла и с двумя свидетелями явился в дом богача.

—Господин, на этот раз твоё изображение совсем точное. Надеюсь, ты будешь доволен, – улыбнувшись, художник поставил перед хозяином зеркало.

—Это что такое? – закричал богач. – Зачем это ты суёшь мне зеркало? Покажи-ка портрет, что сейчас так нахваливал.

—Господин, это и есть твоё изображение, здесь ты точь-в-точь таков, как сейчас, – ответил художник.

Богач насторожился и стал хитрить, чтобы скрыть свой обман:

—Да и когда это я заказывал тебе своё изображение?

—Зачем отказываться от своих слов? По твоему требованию я написал тебе один за другим пять портретов, а ты каждый раз отказывался от них и заставлял меня уходить несолоно хлебавши. А теперь, когда я тебя пой­мал на слове, ты пустился на новый обман: отказываешься от уговора. Нет, так не пойдёт. Придётся тебе оплатить всю работу.

«Надо всё же его одурачить, окрутить», – думал богач и продолжал от всего отпираться. Тут вмешались люди Бирбала:

—Придётся тебе, господин хороший, пойти к пади­шаху. Ты заставил этого человека принести шесть твоих изображений, но не заплатил ни за одно. Теперь этим плутням конец.

—А вы что за птицы? – со злостью ответил богач. – Вы кто такие, чтобы тянуть меня к падишаху?

Чиновники распахнули плащи, и богач увидел их чи­новничье платье. Тут он опомнился и нехотя согласился расплатиться с художником. Но поскольку дело зашло слишком далеко, чиновники схватили его и повели к Бирбалу.

Бирбал не раз уже слышал о богаче-мошеннике. Он стал допрашивать богатея, а тот ни на один вопрос толком не ответил. Да и что ему было говорить? Как бы он оправдался? Разве построишь стену на песке?

При допросе были и стражники. Бирбал приказал им дать богачу плетей. Подняли они плётки, шагнули вперёд. Увидел богач плётки над головой – сразу же за ум взялся и во всём повинился. Бирбал отправил его в тюрьму, наказав по заслугам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.