Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состояние психологических исследований стиля руководства



В контексте изучения социально-психологических проблем личности было выявлено влияние личностных свойств руководи­теля на особенности психологического содержания присущего ему стиля руководства. Была показана его детерминированность моти-вационными характеристиками личности руководителя, прояв­ляющимися при его взаимодействии с исполнителями. Структур­ные же особенности стиля руководства (состав его компонентов) связаны с особенностями иерархии мотивов в деятельности руко­водителя [19, с. 109-116; 20, с. 151-167].

Ранее проводившиеся исследования также позволили выявить ряд релевантных феноменов. Так оказалось, что руководители с интернальным субъективным локусом контроля предпочитают партиципативный стиль руководства, в то время как управленцы,

обладающие экстернальным локусом - директивный [37]. Кроме этого, было установлено, что для руководителей, предпочитающих директивный стиль, характерна либо очень высокая, либо очень низкая самооценка, авторитарность личности, самоуверенность, ненадежность; они не ценят способных подчиненных и ориенти­рованы на оценку со стороны вышестоящего начальства. Оцени­вать работу подчиненных такие руководители, как правило,, склонны в количественных показателях, а также по критериям аккуратности и исполнительности. В западных странах это - ру­ководители, как правило, более молодого возраста и с невысоким (на момент проведения исследования и по местным меркам) об­разовательным уровнем. Партиципативные же руководители ха­рактеризуются средней самооценкой, уверены в себе, склонны высоко ценить способности и предложения подчиненных, менее настойчивы, ориентированы на оценку со стороны подчиненных. При оценке работы подчиненных, прежде всего, ориентируются на их творческий потенциал и моральные качества. Эти руково­дители, обычно, более старшего возраста и с более высоким уровнем образования [23].

Ряд исследователей указывал на то, что мотивация власти, как и потребность в достижении, свойственные руководителю, могут способствовать повышению его эффективности [31; 32].

Широкую известность получили исследования влияния субъ­ективного локуса контроля на эффективность руководства. Уста­новлено, что интернальный локус контроля обеспечивает большую эффективность в работе руководителя по сравнению с экстерналь­ным Это происходит потому, что первые больше полагаются на собственные силы, менее конформны, более инициативны, менее тревожны, проявляют больше усилий в достижении целей и в большей степени уверены в результативности этих усилий, более эффективны в поиске и использовании информации [34; 35; 37]

Сопоставляя приводимые зарубежными авторами характери­стики стиля руководства и личности руководителя, нетрудно заме­тить, что они во многом совпадают. По-видимому, традиция сме­шения поведенческого и личностного уровней описания руково­дства оказалась довольно распространенной в среде исследовате­лей этого явления. Более полные сведения по вопросам изучения руководства можно найти в обзорах Н.В. Ревенко [17, Т. Митчел­ла (Mtchell) [33], P. CTor,[u«ma(Stogdll) [36].

В ряде работ неоднократно указывалось на многокомпонент-ность явлений, связанных с формированием стиля руководства и его эффективностью. А.Л. Журавлевым [2], А.Л. Журавлевым и В.Ф. Рубахиным [3] были систематизированы элементы эффектив­ности стиля руководства: тип руководимого коллектива, решаемая производственная задача, условия ее выполнения, форма органи­зации деятельности группы подчиненных, тип руководителя. Не были обойдены вниманием и факторы, определяющие динамизм ситуации руководства [2, с. 113-114]. Самостоятельный интерес представляет предложенная А.Л. Журавлевым гипотеза о струк­турной организации ИСР, предполагающая выделение статических и динамических его особенностей, характеризующих его устойчи­вость и изменчивость [2, с. 102],

Согласно мнению этого исследователя, устойчивость {статич­ность) стиля проявляется в реализации тех или иных приемов ру­ководства, используемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций. Динамичность же обусловливается ха­рактером выполняемых задач, состоянием руководителя, особен­ностями группы исполнителей, отдельных подчиненных, а также конкретной ситуации [2, с. 102]. То есть, можно предположить, что статичность стиля в большей мере есть порождение личности руководителя, а динамичность - результат взаимодействия лично­сти и внешней Среды (факторов ситуации, при доминирующем влиянии последней.

Индивидуальный стиль руководства, присущий конкретному руководителю, определяется множеством различных факторов. Кроме уже упоминавшихся личностных особенностей руководи­теля (см. например: 2; 17), в литературе рассматривается и целый ряд важных ситуационных факторов).

Некоторые авторы приводят, например, такие их группировки:

- сложившиеся социальные нормы, регламентирующие пове­дение руководителя по отношению к подчиненным ему людям; за­дачи, стоящие перед коллективом, их специфика и условия выпол­нения; социально-психологический статус руководителя - его ав­торитет в глазах подчиненных и вышестоящего руководства [2, с. 102-106, с 113-114],

- тип организации; характер деятельности группы и организа­ции; стабильность или динамичность организации; личные качест­ва подчиненных; структура организации, особенности ситуации;

экология группы, организации [17,с. 10-11].

В дополнение к приведенным ситуационным факторам, можно назвать особенности социальных организаций, где осуществляют­ся управленческие взаимоотношения, понимаемые как ранг руко­водителя или уровень управления. Имеется в виду, что деятель­ность руководителя каждого ранга имеет также свои отличия, ко­торые регламентируются как различными действующими норма­тивными документами, так и характером решений, принимаемых на данном уровне [10].

Ситуационные факторы, связанные с формированием стиля руководства и характеризующие его динамичность определяются А.Л. Журавлевым как «относительно быстро меняющиеся особен­ности производственной ситуации, характеризующие производст­во и производственный коллектив в определенный период време­ни» [2, с. 113]. Он объединил их в 5 групп: возникновение новой разовой производственной задачи; изменение ассортимента про­дукции; переход к работе на новом оборудовании; условия (преж­де всего временные - срочность) выполнения задач; социально-психологические изменения в состоянии коллектива.

При проведении исследований различными авторами были получены следующие эмпирические результаты, отражающие за­кономерности ситуационной детерминированности ИСР.

1. В напряженных, сложных, нестереотипных ситуациях чаще встречается и оказывается более эффективным ИСР авторитарного типа [2, с. 113-114]. В частности, в литературе неоднократно при­водились факты большей эффективности применения жестких ме­тодов руководства в экстремальных, связанных с физической опасностью ситуациях и ситуациях жесткой лимитированности времени, отведенного на выполнение задачи.

2. В организационно-технических ситуациях более эффекти­вен стиль руководства с повышенным авторитарным компонен­том, в ситуациях управления социальными процессами на произ­водстве наиболее эффективен стиль с большей выраженностью демократических компонентов [15].

3. В том случае, если в деятельности руководителя более значи­тельное место отводится работе с людьми, то наиболее эффектив­ными оказываются коллегиальный, директивно-коллегиальный сти­ли и стиль, характеризующийся соизмеримой представленностью директивного, коллегиального и пассивного компонентов. Если же

деятельность руководителя в основном связана со структурами ор­ганизации, то более эффективны так называемые «чистые» стили руководства (с явным доминированием какого-либо одного элемен­та): директивный, коллегиальный или пассивный [4].

4. При управлении группой вязкого уровня социально-психологического развития чаще встречается в качестве эффек­тивного ИСР авторитарного типа, в противоположной ситуации -коллегиального [12].

5. При недостаточной квалификации подчиненных более эф­фективен стиль авторитарного типа, в случаях же достаточности их квалификации для выполнения возложенной работы - коллеги­ального [12].

6. При руководстве группами, работающими в условиях дли­тельной социальной изоляции (вахтенный метод добычи нефти), отмечена большая продуктивность коллегиального стиля в реше­нии как социально-бытовых и социально-производственных, так и чисто производственных вопросов [1, с. 107-114].

В целом же, основываясь на опубликованных материалах, можно полагать, что стиль руководства зависит от личностных факторов, с одной стороны, и от внешних по отношению к субъек­ту элементов сложившейся производственной ситуации - с другой. В свою очередь, и он способен оказывать на них влияние. Поэтому правомерно говорить не столько о поисках эффективного стиля руководства, присущего руководителю самого по себе, сколько об изучении эффективности стиля, то есть в его соотношении с ком­плексом внешних факторов производственной ситуации.

Важен также вопрос о том, что же представляет собой инди­видуальный стиль руководства: каковы его сущность, значение и место в управленческом процессе; чем, в конечном счете, он явля­ется для самого субъекта управления. Следует отметить, что эта сторона проблемы изучения руководства получила крайне недос­таточное освещение в литературе.

Некоторые материалы и попытки решения поставленного во­проса мы нашли в нескольких работах. Прежде всего, это уже упо­минавшиеся статические и динамические составляющие стиля руко­водства [2], а также предложенное понимание стиля руководства как образования, включающего в себя 7 вариантов стиля, представлен­ных у различных управленцев в разных соотношениях [4]. Вопрос, связанный с изучением психологического содержания ИСР, нашел

также должное отражение в исследованиях В. В. Люкина [11] и Н.В. Ревенко [17]. Исследуя тему сущности стиля руководства, Р.Х. Шакуров рассматривает вопрос о его функциях и структуре. Он полагает, что общая функция стиля руководства состоит в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее осуществления. Она представляет единство двух частных функций, связанных с адаптацией деятельности к особенностям а) объективно сущест­вующих внешних условий и 6) самого субъекта деятельности [22, с. 158], При изучении рассматриваемой проблемы, этот автор смещает акценты на се деятельностные аспекты.

Попытка трактовки стиля руководства как многомерного об­разования представлена в работе А.А. Русалиновой. Ею выделен следующий набор стилевых измерений; активность - пассивность руководителя при взаимодействии с подчиненными; ориентация на производственные - на социальные задачи; единоначалие -коллегиальность в принятии решений; директивный - побудитель­ный тип воздействия руководителя на подчиненных при побужде­нии их к действию; ориентированность руководителя на инициа­тивность и самостоятельность или же на регламентацию трудовой активности подчиненных; ориентация на применение положитель­ных или отрицательных методов стимулирования подчиненных; стремление к дистанцированию - контактированию в отношениях с подчиненными и т.д. [16].

Теперь произведем краткий обзор того, что сделано в области психологического моделирования деятельности руководителя, причем, акцентируем внимание на вопросах проработки ситуаци­онного контекста руководства

Социальный аспект ситуации, в которой осуществляется руко­водство, был учтен в вербализованной модели Р. Лайкерта (Lkert) [30], предполагающей наличие четырех «систем» (стилей) руково­дства: 1) эксплуататорской авторитарной, 2) патерналистической авторитарной, 3) консультативной и 4) демократической. Все они описываются с помощью трех стилевых характеристик: доверие подчиненным и уверенность в них, ощущение подчиненными сво­боды, степень вовлеченности подчиненных в принятие решений по управлению подразделением. В названных системах, если их расположить в порядке от первой к четвертой, отмечается усиле­ние коллегиальности.

Согласно результатам проведенных Р. Лайкертом исследова-

ний, наиболее успешно работающие руководители соответствуют демократической системе Интересно, что большинство опрошен­ных руководителей считают себя работающими в латерналистиче-ской авторитарной или же в консультативной системе

Ряд продуктивных разработок был выполнен в направлении, связанном с созданием теорий руководства. Показательны в этом плане ситуационные теории руководства Наибольшей известностью среди таких построений пользуются разработки В Врума (Vroom) [39; 40; 41] и Ф. Фидлера (Fedler) [25, 26,27] с сотрудниками.

Согласно концепции Врума, определяющим фактором при выборе стиля руководства является характер решаемой задачи, ко­торый диагностируется при помощи набора последовательно зада­ваемых вопросов Цель этих вопросов состоит в выявлении и опи­сании различных сторон ситуации, связанной с работой руководи­теля. Среди параметров ситуации можно назвать такие, как; нали­чие необходимой для принятия решения информации, необходи­мость поддержки принимаемого решения подчиненными и т.д

В дальнейшем, на основе ответов на такие вопросы строится «траектория» или «дерево» выбора конкретного стиля. Будучи сто­ронником идеи о возможности переучивания руководителей с цепью принципиального изменения их стилей, В. Врум утверждает, что, исходя из характера решаемой задачи, руководитель может сам вы­брать один из нескольких стилей, схематично описываемых ниже

Автократический № 1, при котором руководитель самостоя­тельно принимает решения. При этом он пользуется той информа­цией, которая для него легко доступна.

2. Автократический № 2, характеризующийся тем, что руко­водитель получает необходимую информацию от своих подчи­ненных, однако, он может не объяснять им суть подготавливае­мого решения.

3. Консультативный № 1, используя который, руководитель в индивидуальном порядке выясняет мнения подчиненных, но ито­говое решение может и не отражать их мнений.

4. Консультативный № 2, основанный на том, что руководи­тель обсуждает проблему с группой своих подчиненных, одна­ко, принимаемое решение не обязательно должно отражать групповое мнение.

5. Групповой метод, базирующийся на совместном, - руково­дителя с группой, - обсуждении проблемы, в процессе которого

все пытаются прийти к общему мнению и которое завершается выработкой совместного решения. При этом, руководитель не на­вязывает группе собственное мнение, а принимает то решение, ко­торое будет поддержано всей группой.

По мнению В. Врума, наиболее часто эффективными оказы­ваются первый и четвертый из перечисленных стилей, затем идут второй и пятый и, наконец, третий. На основе подсчетов частот возникновения ситуаций, в которых названные стили оказываются эффективными, В. Врум приходит к выводу, что наиболее эффек­тивный групповой стиль оказывается пригодным не более, чем в 20% случаев.

Уязвимым местом в построениях Врума является невоз­можность описания всего спектра производственных ситуаций с помощью альтернативных ответов «да» - «нет» на систему предлагаемых им вопросов.

Согласно взглядам Ф. Фидлера, руководитель не в состоянии изменять свой стиль руководства в сколько-нибудь широком диа­пазоне, поэтому ему необходимо научиться подбирать ситуацию «под себя».

Ф. Филлер с сотрудниками предложили так называемую ве­роятностную модель, состоящую из двух основных элементов: ситуации и стилевой (по мнению некоторых авторов [7], мотива-ционной) характеристики руководителя - ориентации на подчи­ненных или на задачу. Вероятностная модель предполагает, что эффективность группы имеет вероятностный характер и зависит от того, на сколько стиль руководителя соответствует ситуации, в которой он действует. Для описания ситуации используются 3 основных ситуационных переменных: степень доверия подчи­ненных руководителю (отношения «руководитель-подчинен­ные»: благоприятные - неблагоприятные); структурированность групповой задачи- степень конкретизированное™ ее деталей (задача: структурированная - неструктурированная), степень формальной власти руководителя (формальная власть: сильная -слабая). Ф. Фидлером выделено 8 ситуаций, различающихся ком­бинациями ситуационных переменных. В зависимости от сочета­ния последних, ситуации проранжированы по степени благопри­ятности для работы руководителя.

В предложенной модели те руководители, для которых харак­терна ориентация на задачу, наиболее эффективны либо в очень

благоприятных, либо в очень неблагоприятных ситуациях, руко­водители же, ориентированные на подчиненных, наиболее успеш­но работают в умеренно благоприятных (умеренно неблагоприят­ных) ситуациях. Эффективность руководства определяется про­дуктивностью работы группы подчиненных.

Рассматривая данный подход, А В. Петровский отмечает, что «...выделенные Филлером переменные (стиль лидерства, ситуация его реализации), убедительно характеризуя состояние лидера в группе, являются необходимыми, но не достаточными для его аде­кватного понимания. В предложенной модели отсутствует третья важнейшая переменная, которую Фидлер не принял во внимание да и не мог взять в расчет, оставаясь на занимаемых им методоло­гических позициях Такой третьей переменной должен быть уро­вень развития группы (деятельноетная опосредствованность меж­личностных отношений). Один и тот же стиль руководства и одна и та же ситуация будут вести к эффективности или неэффективно­сти лидерства в зависимости от того, как детерминировано пове­дение лидера уровнем развития группы» [14,с.199-200].

Рассмотренные подходы не учитывают динамических аспек­тов руководства. Этот недостаток попытались преодолеть К. Блан-чард и Р. Херсей (Blanchard, Hersey) [24], предложившие модель, в основе которой - учет зависимости стиля руководства от «зрело­сти» подчиненных (способности подчиненных ставить перед со­бой сложные, но достижимые цели, их способности и желания возлагать на себя ответственность, производственного опыта и уровня образования). Для характеристики стиля руководства были использованы показатели, предложенные группой Огайского уни­верситета: «установление структуры» и «внимание» [28; 29; 38].

Согласно рассматриваемой модели, по мере увеличения зрело­сти подчиненных изменяется и стиль руководства. В том случае, если подчиненные достигли высокого уровня зрелости, более при­емлемыми считаются стили, характеризующиеся низкой ориента­цией на отношения и на задачу или же высокой ориентацией на отношения и низкой ориентацией на задачу. При недостаточной зрелости подчиненных эффективны стили, отличающиеся высокой ориентацией на задачу при низкой ориентации на отношения или -высокой ориентацией и на отношения, и на задачу

Основным препятствием на пути применения такой модели является невозможность точного определения зрелости подчинен-

ных в каждой из возможных ситуации.

В целом же, говоря о ситуационных моделях, следует отме­тить, что моментом, сильно ограничивающим их возможности, является отказ сторонников ситуационного подхода от полно­ценного учета особенностей самого руководителя. Можно пола­гать, что каждая из созданных теорий руководства применима в довольно ограниченной области.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.