Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая детерминация способов разрешения личностью конфликтов в экстремальных условиях



Опираясь на динамику способов поведения человека в кон­фликте, необходимо поставить вопрос о психологической де­терминации этих изменений Изучалось влияние коммуникатив­ной и эмоциональной сфер личности на динамику способов раз­решения конфликта Для этого использовались техники корре­ляционного и факторного анализа, позволяющие не только вы­явить статистические связи между переменными, но и опреде­лить «вес» каждой из них в детерминации динамики поведения личности в конфликтной ситуации.

Анализ корреляционных связей позволил установить, что из­менения способов поведения личности в конфликтной ситуации связаны со своеобразными симптомокомплексами психологиче­ских свойств испытуемых (табл 2)

Анализ приведенных данных показывает, что снижение выра­женности компромиссного поведения положительно связано с факторами Кеттела А, С, G, Q (обособленность, эмоциональная

нестабильность, сила «сверх-Я», низкий самоконтроль) иотрица­тельно - с фактором L (подозрительность). Полученные связи по­зволяют дать следующую интерпретацию: в экстремальных усло­виях склонность к компромиссному поведению определяется об­щими для выборки изменениями в психологической регуляции их поведения, которые прежде всего связаны со снижением самокон­троля над эмоциями и импульсивным поведением. Высокий уро­вень тревожности и беспокойства в социальных контактах личности на фоне ее эмоциональной неустойчивости обуслов­ливает снижение желания личности идти на уступки другим членам группы в конфликтных ситуациях. Отметим, что наи­больший «вес» в детерминации этого типа поведения в ЭУ имеют факторы G,С и Q3

Таблица2. Извлечение из матрицы корреляционных связей изменения показателей по тесту К. Томаса и психологических свойств личности (р<0,05, n=22).

Методики, Показатели методики К Томаса
показатели СП ст К И П
16 ФЛО Кетгеда  
А     -482  
С   -415 4S2    
Е -688        
F -429        
Н -436        
G        
L        
М         -579
О*        
ТестЛири
1 октант         -489
Yоктант      
Y1 октант   -448    
ФТРозенцвейга
е        
n         -448
о-д       -516
Е-Д   А29      
N-P        
GCR        

Нули и шитые опущены 142

Таким образом, снижение тенденции личности к компро­миссу определяется следующими особенностями эмоционально-волевой регуляции поведения: снижением внутреннего контро­ля над эмоциями и поведением, роли нормативных регуляторов ее деятельности.

Показатель изменения сотрудничества (СТ) имеет положи­тельные связи с показателями N-P, GCR по методике Розенцвейга (разрешающий тип реакции, степень социальной адаптивности); отрицательные - с «зависимо-послушным» типом интерперсо­нального взаимодействия по Лирн, защитным типом реагирования на фрустрацию, фактором С (эмоциональна* неустойчивость) Кет-тела. Дня лиц с выраженным стремлением к сотрудничеству ха­рактерны низкая выраженность защитного типа поведения и склонности разрешать фрустрирующую ситуацию с помощью нормативных способов взаимодействия. Последнее подтверждает­ся тем фактом, что у этих испытуемых возрастание сотрудничест­ва связано со снижением потребности в поддержке и помощи со стороны группы {Y октант по методике Лири). Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованным является вывод о том. что изменения показателя «сотрудничество» обусловлены нарастанием экстре­мальности условий эксперимента

Как было установлено ранее, динамика поведения личности по показателю «избегание» противоположна динамике по показателю «сотрудничество», т.е. у ряда лиц стремление к избеганию сопро­вождается снижением выраженности сотрудничества Показатель изменения фактора И положительно связан с экстрапунитивно-стью и препятственно-доминантным типом реакции на фрустра­цию, «лидирующим» типом илтерперсонального взаимодействия с окружающими по ЛирИ) и отрицательно - с фактором А (отчуж­денность) по Кеттелу. Таким образом, состояние лиц, склонных к избеганию, в экстремальных условиях характеризуется на соци­ально-психологическом уровне - чувством агрессивности, фруст-радионной напряженностью, стремлением к независимости и обо­соблению, избеганием социальных контактов

Как показано выше, динамика показателей СП и П в целом по выборке имеет индивидуальный характер. Это позволяет ука­зать на ведущую роль личностных особенностей испытуемых в регуляция данных тенденций в поведении. Отрицательные кор­реляционные связи показателя СП и факторов Е, F, Н (ковформ-

ность, озабоченность, робость) по Кеттелу входят во вторичный фактор «экстраверсия-йнтроверсия», характеризующими комму­никативные способности личности, что частично подтвердило наши предположения. В отличие от привычных условий жизне­деятельности, в экстремальных условиях важным обстоятельст­вом, способствующим или препятствующим проявлению сопер­ничества, становится наличие или отсутствие качеств личности, предрасполагающих к трудностям межличностного общения Изменения по показателю П (приспособление) отрицательно коррелируют с показателями импунитивности, препятственно-доминантным типом реагирования, с факторами М, Q3 (практич­ность, низкий самоконтроль) по Кеттелу. Причем, наибольший «вес» в экстремальных условиях, в детерминации склонности ин­дивида к принесению в жертву собственных интересов ради ин­тересов другого члена группы имеет фактор аутизма и фрустра-щюнная толерантность личности.

Для более полного изучения и интерпретации механизмов ре­гуляции поведения личности в конфликте был использован фак­торный анализ. В результате его проведения было установлено следующее. В доэкспериментальный период поведение человека обусловливается двумя факторами (предположительно механиз­мами) регуляции конфликта (табл. 3).

Таблица 3. Извлечение из факторной матрицы показателей,

имеющих значимые веса по факторам (n=22 p<0.05).

 

 

Методики, показатели «Фоновые» УСЛОВИЯ   Экстр емальи ые условия
  Факторы  
1 П ! п
Тест Томаса      
СП СТ И П -712 802 -835   •717 820 -818 849
ТестЛири      
Ш октант Y октант     -671
ФТ Розенцвейга      
GCR   -673  

Первый фактор (механизм) объединяет с разным знаком пока­затели «сотрудничества» и «избегания», а также прямолинейный тип взаимодействия с окружающими по Лири, который предпола­гает разрешение конфликта в рамках рациональной стратегии поведения- либо нужно избегать конфликты, либо добиваться взаимного удовлетворения интересов сторон в конфликте. Данная стратегия поведения связана с выраженностью настойчивости и прямолинейности в качестве ведущих элементов поведения чело­века по отношению к другим людям. Высокая выраженность этих характеристик ведет к активной позиции человека, поиску коопе­ративных способов разрешения конфликта, низкая - к пассивно­му поведению, отстраненной и выжидательной позиции, уходу от проблемы. Второй фактор (механизм) объединяет показатели «соперничества», «приспособления» и самообвинительной на­правленности реакции на фрустрацию по Розенцвейгу и характе­ризует эмоциональную стратегию поведения в конфликте. Со­гласно К. Томасу, указанная стратегия основывается на эго-тенденции личности. При высоких значениях ответственности личности за ситуацию конфликта испытуемые склонны разре­шать проблему в интересах других людей и в ущерб своим, при низких - наоборот. Обобщая полученные результаты, можно сде­лать следующей вывод, что поведение человека в ситуации кон­фликта в обычных, ненапряженных условиях жизнедеятельности зависит от преобладания у него рационального и эмоционального типов реагирования на стрессовую ситуацию. Отметим, что предпочтение того или иного типа реагирования имеет высокую личностную обусловленность.

В экстремальных условиях под влиянием факторов РНД про­исходит изменение в механизмах регуляции поведения человека в конфликтной ситуации (см. табл 3). Прежде всего, изменяется взаимосвязанность способов разрешения конфликта, которая свидетельствует об изменении общей ориентации поведения ис­пытуемых, а также психологических детерминант, обуславли­вающих поведение. Первый фактор (механизм) объединяет пока­затели «сотрудничества» и «приспособления», а также показа­тель социальной адаптированности личности по Розенцвейгу. Следовательно, в данном факторе объединены способы поведе­ния в рамках кооперативной ориентации человека в разрешении конфликта, адаптирующие его к социальному окружению или де-

задаптирующне - в случае чрезмерной конформности и уступчи­вости в интересах другого человека. Предпочтение сотрудниче­ства в качестве ведущего способа поведения приводит к повыше­нию адаптации человека к социальному окружению, предпочте­ние поведения в форме «приспособления» - к снижению его со­циальной адаптированности. Этот факт позволяет сделать вывод, что в условиях режима непрерывной деятельности возрастает ориентация части испытуемых на социально-нормативные спосо­бы поведения в конфликте, предполагающие поддержку другого в решении межличностных проблем.

Второй фактор (механизм) объединяет показатели «соперни­чества» и «избегания» по Томасу, а также Ш октант по тесту Лири, характеризующий недоверчивость, скептицизм и недоброжела­тельное отношение к окружающим в интерперсональном поведе­нии личности. В отличие от первого, в данном факторе объедине­ны способы поведения, характеризующиеся отсутствием стремле­ния к сотрудничеству и выраженности установок испытуемых на взаимодействие. Известно, что в экстремальных условиях недо­верчивый тип отношения к окружающим отрицательно связан со статусом личности в группе, а также является наиболее весовым критерием отвержения человека в качестве партнера для выполне­ния совместной деятельности [7, 12]. Эти данные позволяют ут­верждать, что способ поведения, предполагающий исключительно ориентацию человека на собственные интересы, относится к числу неоптимальных и для экстремальных условий жизнедеятельности. Таким образом, по мере нарастания экстремальности условий жизнедеятельности проявляются либо кооперативные, либо дис­тантные способы межличностного взаимодействия, характери­зующие соответственно социально-ориентированную, или эгоцен­трическую модели поведения личности в ситуации конфликта.

Выводы

1. Под влиянием экстремальных условий эксперимента дина­мика поведения личности в конфликте характеризуется следующи­ми тенденциями: общим снижением тенденции к компромиссному поведению, уступчивости в отстаивании своих интересов, усилени­ем ориентации на активные способы разрешения конфликта, стрем­лением оказать влияние на других людей, возрастанием ориентации на самоконтроль над поведением в конфликтной ситуации.

2, Установлено, что одни испытуемые под воздействием экс­тремальных факторов склонны к проявлению обособления, избе­гания в конфликте, другие - к сотрудничеству, что определяется их индивидуальными особенностями. Состояния лиц, склонных к избеганию в экстремальных условиях, характеризуются на социаль­но-психологическом уровне - чувством агрессивности, фрустраци-онной напряженностью, стремлением к независимости и обособле­нию, избеганием социальных контактов. Для лиц с выраженным стремлением к сотрудничеству характерны низкая выраженность защитного типа поведения и склонность разрешать фрустрирую-щую ситуацию с помощью нормативных способов взаимодействия.

3 Изменение поведения личности по показателям соперниче­ства в экстремальных условиях определяется чертами, предраспо­лагающими к трудностям межличностного общения; по показате­лям приспособления - выраженностью аутизма и фрустрационной толерантности.

4. Адаптация человека к экстремальным условиям жизнедея­тельности приводит к изменению привычных способов его пове­дения в ситуации конфликта. При этом влияние свойств личности, в том числе эмоционально-волевых и коммуникативных, на пред­почтение тех или иных способов разрешения конфликта приводит к изменению психологических механизмов регуляции поведения.

5. В экстремальных условиях жизнедеятельности наблюдается усиление ориентации либо на кооперативные, либо дистантные способы межличностного взаимодействия, характеризующие со­ответственно социально-ориентированную или эгоцентрическую модели поведения личности в ситуации конфликта.

6. Результаты исследования могут оказаться полезными при ре­шении практических задач отбора и комплектования групп, управле­ния взаимоотношениями в группах, работающих в экстремальных условиях, а также в практике повседневного общения людей.

Литература

/. Бизюк А.П. Исследование психологической адаптации лиц, рабо­тающих на полярных и высокогорных станциях. Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1979.

2 Гришина Н.В. Закономерность возникновения межличностных про­изводственных конфликтов. Дисс.... канд. психол наук. Л., 1978.

3. Горфинкелъ Э.И., Келейников И.К. Опыт комплексного социально-психологического исследования малых групп. // Вопросы психиче-

ской адаптации. Новосибирск, 1974,

4. Дикая Л.Г., Шкопорав Н.В., Алпахвердова О.В. К вопросу о психо­логических механизмах регуляции внутригруппоеого поведения в особых условиях. //Социальная психология и общественная прак­тика. А/., 1985. С 50-50.

5. Журавлев А.Л., Журавлева Е.В., Хащенко В.А. Динамика пред­ставлений личности о себе « экстремальных условиях жизнедея­тельности группы. // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. С. 272-289.

6. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. /Подред. А.Л. Журавлева, В,А. Хащенко. М., 1990.

7 Парохин В.Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды. Дисс.... канд. психол. наук. Л, 1973.

8 Петровская ЛА. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические про­блемы социальной психологии. М., 1979. С. 131-142.

9 Психологические проблемы деятельности в экстремальных усло­виях. /Подред. Л.Г. Дикой, А И. банковского. Л/., 1989.

10 Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. Вып. 3.

11. Хащенко В.А. Типология поведения личности в конфликте (вари­ант интерпретации по методике К Томаса). //Методики соци­ально-психологического исследования личности и малых групп. М., 1995. С. 25-35.

12. Хащенко 8.А. Влияние экстремальных условий жизнедеятельно­сти группы на поведение личности в ситуации межличностного конфликта. // Совместная деятельность в условиях организаци­онно-экономических изменений, М., 1997. С. 55-63.

13. Широкова Н.К. Взаимное восприятие и совместимость людей в условиях изоляции. //Вопросы психологии межличностного позна­ния. Краснодар, 1983. С. 157-167.

14. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустра-ционныхреакций. Л., 1984.

Стиль руководства: опыт разработки ситуационной модели деятельности руководителя

6.Я. Красниковский

Введение

Постановка проблемы. Психологическое изучение деятель­ности руководителей сталкивается с рядом сложностей, многие из которых являются труднопреодолимыми. Так, до сих пор не уда­лось создать приемлемый алгоритм профессиографического ее описания, остается нерешенной проблема определения и диагно- стики ее эффективности с учетом, наряду с результативностью, со­стояния таких показателей, как: нервно-психические затраты субъ­екта в совокупности с затратами времени на выполнение различ­ных работ по руководству, степень оптимальности совокупности реально выполняемых руководителем функций и другое.

При наметившемся в последние десятилетия безусловном про­грессе в изучении личности руководителя [5; 6; 19], все же не на­шли законченного решения вопросы, связанные с ее влиянием на особенности и, тем более, на эффективность управленческой дея­тельности. По-видимому, пока что подтверждается положение А.Л. Свенцицкого, отметившего, что «нельзя говорить сколько-нибудь подробно о качествах личности руководителя вообще - в отрыве от конкретного содержания его деятельности и ряда сопут­ствующих ей факторов» (18, с. 1291.

Существующие сегодня психологические типологии и теории руководства также далеки от комплексности описания этого явле­ния, и каждая из них способна объяснить лишь небольшой круг фактов [25; 36; 41]. Общего же подхода, органично объединяюще­го в рамках одной концепции имеющиеся, и, зачастую, противоре­чивые данные до настоящего времени выработать не удалось.

Таким образом, общая проблема видится в том, что накопив-шиеся к настоящему времени эмпирические данные, относящиеся

к сфере изучения явления руководства, оказались недостаточно структурированными и требуют переосмысления в рамках такой концепции, которая позволяла бы органично учесть и непротиво­речиво объяснить влияние всей совокупности факторов - от лич­ности руководителя и характеристик группы подчиненных до все­возможных внешне заданных элементов ситуации таких, напри­мер, как пространство и время осуществления руководства.

Одним из наиболее показательных и, к тому же, достаточно информативным феноменом, непосредственно связанным с дея­тельностью руководителя и влияющим на ее эффективность, тра­диционно считается индивидуальный стиль руководства (ИСР)

Цель предлагаемой статьи состоит в описании ситуационной модели деятельности руководителя первичного коллектива (про­изводственной группы), позволяющей учесть, наряду с особенно­стями стиля руководства, ряд элементов производственной ситуа­ции: тип решаемой задачи, форму организации деятельности, уро­вень социально-психологического развития коллектива подчинен­ных а также пространственно-временные факторы.

Ниже рассмотрим наиболее показательные работы, относя­щиеся к области изучения детерминации и структуры стиля руко­водства, а также психологического моделирования деятельности руководителя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.