Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоторые факторы формирования ценностных ориентации личности



Влияние социально-экономических условий на социально-психологическую динамику личности исследуется рядом авторов [А.Л. Журавлев, 1996, 1998; М.И. Бобнева и Е.Д. Дорофеев, 1997, А.Л. Журавлев и Е.В Шорохова, 1998, 1999; В.П Позняков, 1998] Особый интерес вызывают работы, связанные с изучением ценно­стных ориентации различных социальных групп в условиях эко­номических изменений [В А Хащенко, 1998, 1999, НА Журавле­ва. 1997, 1998, 1999] Так, например, в исследовании В.А. Хащенко [30] делается вывод о доминировании общей направленности лич­ности на индивидуальные, в том числе экономические ценности Опираясь на данные, полученные на выборке москвичей в 1994 году, автор считает, что «изменения в ценностных ориентациях коснулись прежде всего, усиления ориентации на себя, опоры на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении и тд.) и снижения роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к дру­гому и т.д )у> [30, С.67]. Данные результаты подтверждаются и ра­ботой НА. Журавлевой [16], выполненной на значительной вы­борке и показавшей динамику ЦО различных социальных групп в изменяющихся социально-экономических условиях (сравнение «срезов» 1994 и 1997 гг ).

Представленные работы проводились на отечественной вы­борке. В исследовании немецкого психолога Б. Шледера [31], про­веденном на студентах двух вузов Германии, также рассматрива­ется вопрос внешней детерминации изменений ЦО, но в условиях экономической стабильности Результаты исследования обнару-

жили предпочтение альтернативных ценностей (социальных и эмоциональных), что позволило автору также сделать вывод об изменчивости ценностных ориентации. Б. Шледер считает, что «результаты исследования отражают ситуацию, которая была ти­пична для ФРГ в конце 80-х годов. Обнаруженная в это время большая значимость ценностей человечности и сотрудничества, а также скептическая отстраненность от ценностей достижения от­ражают такое восприятие жизни, которое развивается в стране в период относительной экономической стабильности и уверенно­сти» [19, С.56]. Данные этих работ явно демонстрируют влияние экономических условий развития общества на структуру ЦО лич­ности. К сожалению, отсутствуют подобные работы, выполненные на детях разного возраста.

Экономические условия влияют на ЦО взрослых, которых можно рассматривать как потенциальных родителей. Многие ав­торы придерживаются мнения, что в условиях экономических из­менений семья продолжает играть существенную роль в форми­ровании личности детей и подростков, обеспечивая для них отно­сительно стабильную систему представлений, норм и ценностей [Е.М. Рахковская, 1995; MB. Золотухина, 1996; Л.И. Савинов, 1996 и др.]. Следовательно, посредством семьи передается детям и изменившаяся система ценностей, в том числе экономических.

Школа, наряду с семьей - наиболее значимое ближайшее со­циальное окружение для школьника, особенно младшего возраста. Индивид начинает свой путь социализации, опираясь на ценности сначала семьи, затем- школы, ориентируясь на знание физиче­ских, экономических, социальных законов природы и общества. Изучение этих законов в полной мере невозможно без образова­тельного процесса, в том числе и экономического. К сожалению, нами не были обнаружены социально-психологические исследова­ния, показывающие влияние экономико-образовательной микро­среды, в частности школьного экономического образования на ЦО личности. Тем не менее, ряд работ педагогической и психолого-педагогической направленности показывает значимое влияние об­разовательного процесса в целом на структуру ценностных ориен­тации школьников, косвенно раскрывая интересующий нас аспект [И.В. Адеева, 1995; С.А. Баклушинский, 1996; А.П. Вардомацкий, 1990; Е.А. Васина, 1993; Н.А. Волкова, 1983, И.В. Дубровина, Б.С. Круглов, 1983; Т.Н. Мальковская, 1983 и др.].

Так, например, Т.Н. Мальковская 11983], исследуя теоретиче­ские основы формирования ЦО, особенно социальных, выделяет основные факторы, влияющие на этот процесс: социальные ценно­сти общества, школы, семьи, ближайшего окружения. Автор отме­чает, что успешность формирования социальных ориентации во многом зависит от активной позиции школьника, т е способности осуществлять волевое усилие, делать выбор, принимать решение и проводить его в жизнь. Формирование этой позиции, по ее мне­нию,- одна из задач школы. Нельзя не согласиться с данными вы­водами. Экономическое образование также направлено на форми­рование активной позиции школьника в социально-экономической среде Следовательно, экономическое образование можно рас­сматривать как фактор ЦО школьников

И В. Дубровина и Б.С Круглов [7], связывая ЦО с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмысленны и сосредоточены на учебной сфере. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обедне-кию ЦО Продолжая эту мысль, можно констатировать: экономи­ческое образование расширяет круг социальных интересов, фор­мирует экономические представления, позволяющие ориентиро­ваться в сложных экономических аспектах жизни общества, а, сле­довательно, содействует разностороннему развитию личности младшего школьника.

Ряд работ, специально посвященных экономическому образо­ванию студентов [НА. Баранов, 1996; ВВ. Неволина, 1996, Ю.Н азьмин, 1996 и др.], носит, как правило, констатирующий ха­рактер. Тем не менее, их результаты подтверждают общее предпо­ложение о значимом влиянии экономического образования на со­циокультурные ценности [3], на структуру ЦО [29], на выбор мо­дели поведения студентов, их успешную социализацию в новых экономических условиях [20].

Анализ литературы в интересующей нас области исследова­ний показал, что наиболее активно исследуется подростковый и юношеский возраст, а младший школьный и дошкольный возраста остаются за рамками исследований специалистов этого направле­ния. С нашей точки зрения, именно младший школьный возраст является сензитивным периодом в экономической социализации личности, что должно проявляться в изменении структуры ЦО под влиянием раннего экономического образования.

Предполагаемое нами специальное исследование влияния эко­номического образования на ценностные ориентации младших школьников может дать представление о возможностях, воздейст­вия такого вида образования на формирование личности, возмож­но, с новым типом экономического сознания

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.