Представленная в этом разделе модель развития феномена деловой женщины является гипотетической Основанием для рассмотрения характеристик выделенных типов феномена в качестве последовательных фаз его развития явилось значительное совпадение данных нашего исследования с выводами классического, по нашему мнению, исследования М. Hemg и A. ardm, a также с данными ранее выполненного нами пилотажного исследования 1994 года [7].
Так, представительницы первого типа достигли самореализации в деловой активности и снизили вовлеченность в работу в пользу традиционных ценностей. Женщины, представляющие второй тип, находятся в фазе активных достижений, их деловой потенциал еще недостаточно реализован, а деловая активность мотивирована ориентацией на внутреннее вознаграждение от
работы Носительницы третьего типа также недостаточно реализовали свой деловой потенциал вследствие того, что их активность направлена на внешние вознаграждения от работы -доход и символы статуса
Это перекликается с данными комплексного исследования, проведенного М Henng и A ardm на выборке женщин-руководителей очень высокого статуса методом глубинного биографического интервью. Характеристики выделенного нами первого типа дедовых женщин соответствуют описанию той фазы, в которой успевшие реализоваться в профессиональной сфере женщины-управленцы накладывают временные ограничения на работу и переориентируются на традиционные ценности; характеристики второго типа описывают предыдущую фазу активного карьерного продвижения тех же женщин; а третий тип по своему описанию схож с контрольной выборкой того же исследования, в которую вошли женщины, остановившиеся в карьере на уровне среднего менеджмента [14],
Таким образом, если следовать гипотетической модели, феномен деловой женщины развивается в следующих направлениях. Внешне развитие феномена связано с ростом делового и экономического статуса женщин, а внутренне - с перестройкой системы ценностей, в ходе которой традиционные ценности сменяют на лидирующих позициях ориентацию на работу и деловую активность. По мере перестройки цевностно-ориентацнонной направленности снижается уровень внешней и внутренней конфликтно-стн личности, причиной которой являлась полоролевая неконгруэнтность деловых женщин, растет эффективность деловых женщин в семейно-бытовой и деловой сферах. По наблюдениям М. Henng и A. ardtn, и по нашим данным также, это ведет к росту успешности как в личной жизни, так и в работе
Дополнительные данные для анализа дает сопоставление характеристик феномена, полученных на разных временных (и, возможно, исторических) срезах. В 1994-95 гг. в качестве ведущей характеристики феномена была выделена экстремально выраженная ориентация деловых женщин на работу, проявляющаяся в ущерб ориентации на традиционные ценности, тогда как в 1997-98 гг. этот «ценностный перекос» сгладился, т.е. произошел процесс, аналогичный описанному выше [8]. И это дает основания предположить, что развитие феномена по двум намеченным линиям про-
исходит не только в рамках жизненного цикла одной конкретно взятой женщины, но, как общественного явления, на фоне социально-психологических и социально-экономических процессов.
Заключение
Несомненным и первым по значимости результатом исследования является то, что феномен деловой женщины получил «официальную прописку» в социальной психологии - были выделены его эмпирические критерии, обозначены количественные «границы» и качественная специфика
Феномен деловой женщины предстает во многообразии разнопорядковых индивидуально-психологических, социально-психологических, социально-экономических, социокультурных и иных социальных характеристик Среди них ведущими являются выраженная экономическая мотивация, экономическое лидерство в семье, предпринимательский характер деятельности, высокая ориентация на активность, ролевая перегрузка, личностная склонность к деловой активности, высокая реализованность в деле Большинство из названных признаков феномена деловой женщины раскрывают его «женскую» специфику (по отношению к традиционному образу женщины и деловой активности как таковой, которая привычно воспринимается как мужское дело). Деловая активность связана с нетрадиционным для женщин высоким деловым и экономическим статусом, вызывающим нетрадиционный раздел ролей в семье, с ролевой перегрузкой и индивидуально-психологическими характеристиками, не согласующимися со стереотипом женственности и т.д.
Феномен деловой женщины имеет собственную типологию При наличии общих качеств, свойственных феномену деловой женщины в целом, типы феномена содержательно отличаются по ряду взаимосвязанных характеристик Содержательные особенности выделенных типов дают основания для предположений о своеобразных направлениях развития феномена деловой женщины, которые проходят внешне через наращивание характеристик делового и экономического статуса, внутренне - через переориентацию системы ценностей в сторону традиционных полоролевых ценностей. Эту гипотезу подтвериадает то, что между данными двух срезов исследования, проведенных с трехлетним интервалом, наблюдается сходная динамика.
Литература
1 Агеев В С Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, №2
2 Ачешкина ЮЕ, Лекторская ЕВ Ролевой конфликт работающей женщины//Вопросы психологии 1991 AW
3 Женское предприниматечьство мотивация, положение, перспективы Итоговый доклад для Комиссии ЕС М, ИНИОН РАН, 1992
4 Журавлев А Л, Хащенко В А , Хащенко НН Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива М, 1989 С 113-125
5 Залюбовская ЕВ Исследование отношения к полорочевым стереотипам у женщин руководителей //Актуальные пробуемы социальной психологии Кострома 1986
7 Турецкая Г В , Хащенко В А Социально-психологический анализ различных категорий работающих женщин Социальная психо-югия экономического поведения М, Наука, 1999 С 183-199
8 Хащенко ВА Турецкая Г В Социально-психологический портрет де-човой женщины//Психологическое обозрение 1996 №1(2) С 14-17
9 Чирикова А Е Женщина во главе фирмы М 1998
10, Чирикова А В., Кричевская О Н Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства М, ИПРАИ, 1996
11 Bernat М Wortman С В Sharng of Home Responsbltes Between Professonally Employed Women and Ther Husbands // ournal of Personalty and Socal Psychology 1991 v 60(6)
12 Emmons С, Bernat M, Tede L, Lang T, Wortman С Stress and Copng Strateges of Proessonal Women wth Chldren // Stress between Work and Famly/Ed by Eckenrode.S Gore NY, 1990
13 FaverC Women m Transton NY, 1984
14 Henntg M, ardm A The Manageral Women NY, 1977
15 Homer M Sex Dfferences n Achevement Motvaton and Perfomance m Compet andNon-CompetStuaton PhD Dss Unversty of Mchgan, 1986
16 Huston-Stem A , Hggns-Trenk A Development of Females from Chldhood trough Adulthood Career and Femnne Role Orentatons //LfeSpan Development and Behavor/Ed by P Baltes NY 1978
17 Kanter RA4 Women m Organzatons Sex Roles, Group [namcs and Change Strateges//Beyond Sex Rotes/Ed byA Surgent StPaul 1977
18 Lpman-Blumen , Leavtt H Vcarous and Drect Achevement Pat terns n Adulthood Calforna, 1977
19 Neva VF, Gutek BA Women and Work A Psychologcal Perspectve NY, 1982
20 Wamrb R R Successful! Women and Househusbands The Old Messages De Hard /'Psychotherapy n Prvate Practce 1992 v 11(4)
21 YukeG Leadershp n Organzaton NY, 1989
Влияниеэкономического образования на ценностные ориентации личностимладших школьников
Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев
Введение
Постановка проблемы. Вусловиях кардинальных изменений в экономическом развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования цекностных ориентации (ЦО) школьников.
Нивелирование прежней системы ценностей, создававшейся на протяжении нескольких десятилетий, не привело к ее механической замене новой Трансформация идеологических механизмов в обществе, с одной стороны, изменила систему формирования нравственных ценностей, с другой стороны, привела к полному отсутствию социального контроля за самим процессом формирования ценностных ориентации.
Семья, призванная стоять на защите системы ценностей, не всегда справляется с этой задачей, т к родители, вовлеченные в стихийный процесс экономических изменений, подчас сами сталкиваются с трудностями при адаптации в новых социальных условиях.
Формирование системы ценностей школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, - одна из задач общественных институтов, в первую очередь, школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия [4, с 40], в настоящее время на первый план выдвигается вопрос о факторах, влияющих на формирование самой системы ценностей.
Следует различать внешние факторы,характеризующие взаимоотношения личности с обществом, где особое место принадлежит состоянию различных общественных институтов,
сформированных, в ходе культурно-исторического развития данного общества, и внутренние, обусловленные возрастными периодами развития, особенностями индивидуального развития конкретной личности.
Исследование именно системы внешних факторов и прежде всего таких компонентов микросреды как семья, школа, сверстники, СМИ, влияющие на формирование системы ценностных ориентации, интересует нас в первую очередь.
В педагогической психологии включенность в образовательную среду рассматривается как механизм развития ребенка [28] с точки зрения эффективности педагогических технологий. Но существует и социально-психологический аспект этой проблемы. Если образование - это «процесс развития и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков...» [21, С.8], то все компоненты микросреды можно рассматривать как агентов образовательной микросреды, поскольку в семье, в общении со сверстниками, под воздействием средств массовой информации, в процессе обучения в школе у детей формируется система социальных представлений, социально-экономических в том числе.
Экономико-образовательная микросреда - это то непосредственное окружение человека, под влиянием которого и формируется система социально-экономических представлений. Главенствующая роль в этом, с нашей точки зрения, принадлежит школьному экономическому образованию.
Однако, следует подчеркнуть, что социальная макросреда, т.е. экономика, общественная психология, культура и т.д. оказывает влияние на компоненты микросреды. Поэтому очень важно исследовать влияние экономико-образовательной микросреды на ЦО личности в условиях экономических изменений в обществе.
Цель исследования: изучить влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников.
Объект исследования: 100 детей 9-летнего возраста, учащиеся московских школ. Из них: 50 школьников, е течение 2-х лет обучавшихся по экономической программе «К-6» («Экономика в начальной школе») - экспериментальная группа и 50 учащихся, не обучавшихся по данной программе - контрольная группа. Все испытуемые были подобраны с учетом единой ба-
зовой образовательной программы, которой стала система развивающего обучения Л.В. Занкова. Обе группы детей симметрично распределены по тендерному признаку: 25 мальчиков и 25 девочек в каждой группе.
Основная экспертная группа в исследовании представлена родителями обследуемых школьников (100 чел.) и их учителями (4 чел )
Гипотезаисследования: Раннее экономическое образование изменяет структуру ценностных ориентации личности за счет усиления ориентации на группы материальных и волевых ценностей.