Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель развития феномена деловой женщины



Представленная в этом разделе модель развития феномена деловой женщины является гипотетической Основанием для рассмотрения характеристик выделенных типов феномена в каче­стве последовательных фаз его развития явилось значительное совпадение данных нашего исследования с выводами классиче­ского, по нашему мнению, исследования М. Hemg и A. ardm, a также с данными ранее выполненного нами пилотажного иссле­дования 1994 года [7].

Так, представительницы первого типа достигли самореали­зации в деловой активности и снизили вовлеченность в работу в пользу традиционных ценностей. Женщины, представляющие второй тип, находятся в фазе активных достижений, их деловой потенциал еще недостаточно реализован, а деловая активность мотивирована ориентацией на внутреннее вознаграждение от

работы Носительницы третьего типа также недостаточно реа­лизовали свой деловой потенциал вследствие того, что их ак­тивность направлена на внешние вознаграждения от работы -доход и символы статуса

Это перекликается с данными комплексного исследования, проведенного М Henng и A ardm на выборке женщин-руководителей очень высокого статуса методом глубинного био­графического интервью. Характеристики выделенного нами пер­вого типа дедовых женщин соответствуют описанию той фазы, в которой успевшие реализоваться в профессиональной сфере жен­щины-управленцы накладывают временные ограничения на рабо­ту и переориентируются на традиционные ценности; характери­стики второго типа описывают предыдущую фазу активного карь­ерного продвижения тех же женщин; а третий тип по своему опи­санию схож с контрольной выборкой того же исследования, в ко­торую вошли женщины, остановившиеся в карьере на уровне среднего менеджмента [14],

Таким образом, если следовать гипотетической модели, фено­мен деловой женщины развивается в следующих направлениях. Внешне развитие феномена связано с ростом делового и экономи­ческого статуса женщин, а внутренне - с перестройкой системы ценностей, в ходе которой традиционные ценности сменяют на лидирующих позициях ориентацию на работу и деловую актив­ность. По мере перестройки цевностно-ориентацнонной направ­ленности снижается уровень внешней и внутренней конфликтно-стн личности, причиной которой являлась полоролевая неконгру­энтность деловых женщин, растет эффективность деловых жен­щин в семейно-бытовой и деловой сферах. По наблюдениям М. Henng и A. ardtn, и по нашим данным также, это ведет к росту успешности как в личной жизни, так и в работе

Дополнительные данные для анализа дает сопоставление ха­рактеристик феномена, полученных на разных временных (и, воз­можно, исторических) срезах. В 1994-95 гг. в качестве ведущей характеристики феномена была выделена экстремально выражен­ная ориентация деловых женщин на работу, проявляющаяся в ущерб ориентации на традиционные ценности, тогда как в 1997-98 гг. этот «ценностный перекос» сгладился, т.е. произошел процесс, аналогичный описанному выше [8]. И это дает основания предпо­ложить, что развитие феномена по двум намеченным линиям про-

исходит не только в рамках жизненного цикла одной конкретно взятой женщины, но, как общественного явления, на фоне соци­ально-психологических и социально-экономических процессов.

Заключение

Несомненным и первым по значимости результатом исследо­вания является то, что феномен деловой женщины получил «офи­циальную прописку» в социальной психологии - были выделены его эмпирические критерии, обозначены количественные «грани­цы» и качественная специфика

Феномен деловой женщины предстает во многообразии раз­нопорядковых индивидуально-психологических, социально-психо­логических, социально-экономических, социокультурных и иных социальных характеристик Среди них ведущими являются выра­женная экономическая мотивация, экономическое лидерство в се­мье, предпринимательский характер деятельности, высокая ориен­тация на активность, ролевая перегрузка, личностная склонность к деловой активности, высокая реализованность в деле Большинст­во из названных признаков феномена деловой женщины раскры­вают его «женскую» специфику (по отношению к традиционному образу женщины и деловой активности как таковой, которая при­вычно воспринимается как мужское дело). Деловая активность связана с нетрадиционным для женщин высоким деловым и эко­номическим статусом, вызывающим нетрадиционный раздел ро­лей в семье, с ролевой перегрузкой и индивидуально-психоло­гическими характеристиками, не согласующимися со стереотипом женственности и т.д.

Феномен деловой женщины имеет собственную типологию При наличии общих качеств, свойственных феномену деловой женщины в целом, типы феномена содержательно отличаются по ряду взаимосвязанных характеристик Содержательные особенно­сти выделенных типов дают основания для предположений о свое­образных направлениях развития феномена деловой женщины, ко­торые проходят внешне через наращивание характеристик делово­го и экономического статуса, внутренне - через переориентацию системы ценностей в сторону традиционных полоролевых ценно­стей. Эту гипотезу подтвериадает то, что между данными двух сре­зов исследования, проведенных с трехлетним интервалом, наблю­дается сходная динамика.

Литература

1 Агеев В С Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, №2

2 Ачешкина ЮЕ, Лекторская ЕВ Ролевой конфликт работающей женщины//Вопросы психологии 1991 AW

3 Женское предприниматечьство мотивация, положение, перспек­тивы Итоговый доклад для Комиссии ЕС М, ИНИОН РАН, 1992

4 Журавлев А Л, Хащенко В А , Хащенко НН Влияние фактора по­ла на стиль руководства производственным коллективом // Соци­ально-психологические резервы повышения эффективности дея­тельности трудового коллектива М, 1989 С 113-125

5 Залюбовская ЕВ Исследование отношения к полорочевым сте­реотипам у женщин руководителей //Актуальные пробуемы со­циальной психологии Кострома 1986

6. ТурецкаяГВ Страх успехаШсихалогическиижурнал.}998 №1 С37-46

7 Турецкая Г В , Хащенко В А Социально-психологический анализ различных категорий работающих женщин Социальная психо-югия экономического поведения М, Наука, 1999 С 183-199

8 Хащенко ВА Турецкая Г В Социально-психологический портрет де-човой женщины//Психологическое обозрение 1996 №1(2) С 14-17

9 Чирикова А Е Женщина во главе фирмы М 1998

10, Чирикова А В., Кричевская О Н Социально-психологические пробле­мы становления женского предпринимательства М, ИПРАИ, 1996

11 Bernat М Wortman С В Sharng of Home Responsbltes Between Professonally Employed Women and Ther Husbands // ournal of Personalty and Socal Psychology 1991 v 60(6)

12 Emmons С, Bernat M, Tede L, Lang T, Wortman С Stress and Copng Strateges of Proessonal Women wth Chldren // Stress be­tween Work and Famly/Ed by Eckenrode.S Gore NY, 1990

13 FaverC Women m Transton NY, 1984

14 Henntg M, ardm A The Manageral Women NY, 1977

15 Homer M Sex Dfferences n Achevement Motvaton and Perfomance m Compet andNon-CompetStuaton PhD Dss Unversty of Mchgan, 1986

16 Huston-Stem A , Hggns-Trenk A Development of Females from Chldhood trough Adulthood Career and Femnne Role Orentatons //LfeSpan Development and Behavor/Ed by P Baltes NY 1978

17 Kanter RA4 Women m Organzatons Sex Roles, Group [namcs and Change Strateges//Beyond Sex Rotes/Ed byA Surgent StPaul 1977

18 Lpman-Blumen , Leavtt H Vcarous and Drect Achevement Pat terns n Adulthood Calforna, 1977

19 Neva VF, Gutek BA Women and Work A Psychologcal Perspectve NY, 1982

20 Wamrb R R Successful! Women and Househusbands The Old Mes­sages De Hard /'Psychotherapy n Prvate Practce 1992 v 11(4)

21 YukeG Leadershp n Organzaton NY, 1989

Влияниеэкономического образования на ценностные ориентации личностимладших школьников

Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев

Введение

Постановка проблемы. Вусловиях кардинальных измене­ний в экономическом развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования цекностных ориентации (ЦО) школьников.

Нивелирование прежней системы ценностей, создававшейся на протяжении нескольких десятилетий, не привело к ее механи­ческой замене новой Трансформация идеологических механизмов в обществе, с одной стороны, изменила систему формирования нравственных ценностей, с другой стороны, привела к полному отсутствию социального контроля за самим процессом формиро­вания ценностных ориентации.

Семья, призванная стоять на защите системы ценностей, не всегда справляется с этой задачей, т к родители, вовлеченные в стихийный процесс экономических изменений, подчас сами сталкиваются с трудностями при адаптации в новых социаль­ных условиях.

Формирование системы ценностей школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, - од­на из задач общественных институтов, в первую очередь, школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия [4, с 40], в настоящее время на первый план вы­двигается вопрос о факторах, влияющих на формирование самой системы ценностей.

Следует различать внешние факторы,характеризующие взаимоотношения личности с обществом, где особое место при­надлежит состоянию различных общественных институтов,

сформированных, в ходе культурно-исторического развития данного общества, и внутренние, обусловленные возрастными периодами развития, особенностями индивидуального развития конкретной личности.

Исследование именно системы внешних факторов и прежде всего таких компонентов микросреды как семья, школа, сверстни­ки, СМИ, влияющие на формирование системы ценностных ори­ентации, интересует нас в первую очередь.

В педагогической психологии включенность в образователь­ную среду рассматривается как механизм развития ребенка [28] с точки зрения эффективности педагогических технологий. Но су­ществует и социально-психологический аспект этой проблемы. Если образование - это «процесс развития и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков...» [21, С.8], то все компоненты микросреды можно рас­сматривать как агентов образовательной микросреды, поскольку в семье, в общении со сверстниками, под воздействием средств мас­совой информации, в процессе обучения в школе у детей форми­руется система социальных представлений, социально-экономи­ческих в том числе.

Экономико-образовательная микросреда - это то непосред­ственное окружение человека, под влиянием которого и формиру­ется система социально-экономических представлений. Главенст­вующая роль в этом, с нашей точки зрения, принадлежит школь­ному экономическому образованию.

Однако, следует подчеркнуть, что социальная макросреда, т.е. экономика, общественная психология, культура и т.д. оказывает влияние на компоненты микросреды. Поэтому очень важно иссле­довать влияние экономико-образовательной микросреды на ЦО личности в условиях экономических изменений в обществе.

Цель исследования: изучить влияние раннего экономическо­го образования на ценностные ориентации личности младших школьников.

Объект исследования: 100 детей 9-летнего возраста, уча­щиеся московских школ. Из них: 50 школьников, е течение 2-х лет обучавшихся по экономической программе «К-6» («Эконо­мика в начальной школе») - экспериментальная группа и 50 учащихся, не обучавшихся по данной программе - контрольная группа. Все испытуемые были подобраны с учетом единой ба-

зовой образовательной программы, которой стала система раз­вивающего обучения Л.В. Занкова. Обе группы детей симмет­рично распределены по тендерному признаку: 25 мальчиков и 25 девочек в каждой группе.

Основная экспертная группа в исследовании представлена роди­телями обследуемых школьников (100 чел.) и их учителями (4 чел )

Гипотезаисследования: Раннее экономическое образование изменяет структуру ценностных ориентации личности за счет уси­ления ориентации на группы материальных и волевых ценностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.