Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология феномена деловой женщины



Выделенный нами социально-психологический феномен обла­дает неоднородной структурой, анализируемые факторы в нем также образуют своеобразные сочетания

Оперируя выделенными психологическими признаками фено­мена деловой женщины (кластерный анализ), мы получили 3 груп­пы респонденток, представляющих 3 различных типа феномена На рисунке 2 представлены факторные профили этих типов (кла­стеризация проводилась лишь по тем факторам, значения которых у трех типов значимо различаются).

Рисунок 2. Факторные профили феномена деловой женщины Различные типы

1 типсоставили 11 человек' директор представительства инофирмы, директор столичной сети магазинов, 2 владельца фирм, 3 предпринимателя, юрис-консульт, социолог-руководи­тель проекта, 2 исполнительных директора фирм Для него ха­рактерны низкий вес факторов «уверенность в себе» и «эгали­тарные полоролевые установки», но чрезвычайно высокий вес фактора «экономическая мотивация».

Составляющие этот тип женщины лидируют по размерам лич­ных доходов (в среднем, около 2000 долларов в месяц) Соответст-

венно, максимально велика и их экономическая роль в семье, так как в совокупном доходе семьи их личный доход составляет, в среднем, 81.36%.

При этом, характер их деятельности по таким показателям как загруженность работой, степень личной ответственности за ре­зультаты работы является менее «деловым», чем у представитель­ниц двух других типов, а по показателю напряженности работы эти различия даже значимы на уровне p<0.015. По удовлетворен­ности содержанием работы и ее оплатой, а также в оценке реали­зованное™ жизненных планов в отношении своей работы носи­тельницы этого типа занимают ведущую позицию по сравнению с другими категориями деловых женщин. Их также отличает отсут­ствие директивности (p<0.00), характерной для двух других типов Относительно невысок их уровень образования: одно высшее об­разование без ученых степеней (p<0.004).

Интересно, что при наибольшей финансовой успешности эти женщины в наименьшей степени принимают роль деловой жен­щины, по сравнению с другими типами для них в наименьшей сте­пени значима активность как таковая (ценность «(активная дея­тельная жизнь» по М. Рокичу, различия на уровне p<0.004), хотя довольно часто им приходилось проявлять деловую инициативу. Представительницы 1-го типа менее других стремились к лидерст­ву в чем бы то ни было; в значимых отношениях они также в меньшей степени чувствуют себя лидерами. Их референтные от­ношения строились, в большинстве случаев, с женщинами (56%), но референтных мужчин у них больше, чем в других группах (27%). Они демонстрируют значимо (p=0.00) более высокие пока­затели по шкалам общительности, тревожности и самоконтроля, но менее высокие показатели по шкале доминантности, чем пред­ставительницы двух других типов. Они не склонны избегать до­полнительных обязанностей в хозяйственно-бытовой сфере даже под угрозой ролевой перегрузки (p<0.002).

2 тип составили 6 человек: 2 редактора журналов, 2 вла­дельца фирм, исполнительный директор общественной органи­зации, главный бухгалтер предприятия. Этот тип деловой жен­щины характеризуется высокой значимостью факторов «уве­ренность в себе», «ролевая перегрузка», а также низкой значи­мостью факторов «экономическая мотивация» и «эгалитарные полоролевые установки»

Этик женщин характеризуют максимальная поглощенность работой (в среднем, 63 часа в неделю), максимальная эмоциональ­ная вовлеченность в работу, максимальная напряженность работы (p<0.015), при этом представительницы данного типа б меньшей степени облечены властью и связаны с риском по характеру своей работы, обладают меньшей самостоятельностью в работе. В про­тивоположность представительницам двух других типов, для них не является существенным минусом большая занятость (p=0.00), зато физическая нагрузка и психологическое напряжение от рабо­ты, наоборот, для них более актуальны. В идеальном образе их де­ловой активности ярче, чем у представительниц двух других ти­пов, выступают такие характеристики как высокая напряженность, обязательное выполнение управленческих функций, склонность к директивности в руководстве. У них. же отмечается и наивысшее по сравнению с двумя другими типами стремление к предприни­мательской деятельности, самостоятельной активности, что соче­тается с восприятием ими ценности «активной деятельной жизни» как одной из ведущих (специфично для этого типа, p<0.004). Наи­большую значимость, по сравнению с двумя другими типами, имеет «работа» как ценность.

В этой группе деловых женщин уровень образования значи­тельно выше (p<0.004), чем в других (большинство обладает уче­ными степенями или двумя высшими образованиями), а предпри­нимательский статус представительниц этого типа ниже, чем в среднем по другим группам: большинство из них являются наем­ными работниками, не осуществляющими управленческих функ­ций; не все они проявляют деловую инициативу (83%). Соответст­венно, это самая низкодоходная группа из трех выделившихся (около 1000 долларов в месяц), играющая наименее заметную эко­номическую роль в семье (в среднем, их личный доход занимает 53.3% в семейном бюджете) (p<0.026). В большей степени, чем в других группах у них развито.стремление к лидерству, в том числе и в значимых отношениях (83%).

Жизненные планы в отношении работы реализованы этими женщинами в наименьшей степени по сравнению с другими носи­тельницами феномена, но они же более других удовлетворены со­бой в связи с работой. Возможно, позитивная оценка себя, являю­щаяся ведущей характеристикой 2-го типа, связана с тем, что они в большей степени, чем другие деловые женщины, способны полу-

чать в близких отношениях поддержку своей деловой активности. На формирование этой способности оказало влияние, вероятно, то, что в большинстве случаев - и по абсолютным данным, и относи­тельно других групп - референтные отношения у представитель­ниц этого типа складывались с женщинами, а в меньшинстве -снова и абсолютно, и относительно - с мужчинами (66% и 17%, соответственно)

Склонность к планированию как стратегии преодоления роле­вой перегрузки из трех выделившихся групп наиболее развита именно в этой: и в деловой, и в хозяйственно-бытовой сфере стра­тегия планирования используется ее представительницами чаще (p<0.002), впрочем, в хозяйственно-бытовой сфере они предпочи­тают стратегию избегания дополнительных обязанностей, редко используемую другими деловыми женщинами

Представительницы этого типа наиболее чувствительны к влиянию полоролевых стереотипов, Они отличаются также низкой общительностью (p=0.00), спокойствием, уравновешенностью (p<0.007), высоким самоконтролем (p<0 010).

3 тип составили 11 человек: 4 владелицы фирм, 5 предприни­мательниц, исполнительный директор предприятия, руководитель общественно-политической организации (депутат Госдумы) Этот тип занимает промежуточное положение между двумя первыми, а его ведущие характеристики - «уверенность в себе» и «экономи­ческая мотивация».

Представительницы 3-го типа наименее увлечены и наименее загружены работой, хотя различия по этим параметрам между ти­пами незначительны. Хотя они и хотели бы выполнять более от­ветственную, самостоятельную, напряженную и рисковую работу, чем в настоящий момент, их удовлетворенность работой в целом гораздо выше, чем у других категорий деловых женщин. Эти рес-пондентки имеют достаточно высокий доход (около 1500 долларов в месяц), составляющий 73% семейного бюджета Выше других они оценивают собственный успех на деловом поприще и охотнее других принимают роль деловой женщины, все представительни­цы этой группы способны к проявлению инициативы.

Промежуточное положение занимает этот тип по реализован­ное™ планов в отношении работы, самооценке своих деловых достижений, уровню дохода и экономической роли в семье. Также промежуточными являются их показатели по качествам общи-

тельности (p<0.00), тревожности (p<0.007), самоконтроля, зато по фактору доминантности их оценки превышают таковые у предста­вительниц других типов. Стремление к лидерству было развито у них в детстве и сохранилось во взрослом возрасте, распространя­ясь также на сферу значимых отношений. Их референтами почти в половине случаев были женщины (46% - реже, чем в двух других группах). Представительницы этого типа также чувствительны к существующим представлениям о роли и месте женщины в обще­стве. Менее других деловых женщин, представительницы 3-го ти­па склонны к рациональному планированию (р<.002).

Наряду с общими качествами, объединяющими деловых жен­щин как носителей одного феномена, эти три типа имеют значи­мые различия в сочетании и уровне выраженности характеризую­щих их признаков. Причем, объединяются типы по признакам, ха­рактеризующим деловую активность как таковую, а различаются, главным образом, по признакам, образующим специфику деловой активности женщин* «уверенность в себе», «эгалитарные полоро-левые установки», «ролевая перегрузка», «экономическая мотива­ция». По другим характеристикам типов деловых женщин также проявились количественные и качественные различия, что дает нам возможность сопоставить выделенные типы еще в одном ра­курсе - как последовательно реализующиеся фазы (или этапы) развития феномена деловой женщины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.