Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмпирический анализ феномена деловой женщины: программа исследования



Исследование проводилось на следующих выборках1 1) жен­щин-предпринимателей, собственников и руководителей высшего звена управления в организации; 2) специалистов и менеджеров среднего звена; 3) наемных работниц, не выполняющих управлен­ческих функций и не участвующих во владении предприятием. Участие в исследовании представительниц различных уровней де­ловой активности дало возможность выделить феномен деловой женщины на фоне феномена работающей женщины с помощью стандартизированной процедуры, опирающейся на количествен­ные данные. Вместе с выборкой пилотажного исследования общий объем выборки составил 120 человек. Критериями отбора респон-денток служили психологические признаки предпринимательства, выделенные в теоретическом анализе: участие в собственности предприятия и его финансовых и прочих рисках, осуществление управленческих функций, выраженный карьерный рост, общест­венная активность, высокий профессионализм в своей области Исследование проводилось в 1994-95 и 1997-98 гг.

Основным методом исследования выступил письменный оп­рос, в программу которого были включены стандартизированные и проективные личностные методики, шкальные техники. Кроме то­го, часть респонденток прошла через глубинное интервью. Полу­ченные данные обрабатывались с помощью математико-статисти-ческих процедур дисперсионного, факторного, кластерного, дис-криминантного анализа. Результатами исследования стали по­строение структуры и типологии феномена деловой женщины, формулирование новой гипотезы о направлениях его развития.

Специфика феномена выявляется прежде всего по отношению к традиционному образу женщины, не связанному с глубокой эмо-

циональной включенностью в работу, межличностным и экономи­ческим лидерством в семье, наличием таких личностных качеств, в которых женщине отказывает традиционная мораль и т д. В то же время, по отношению к деловой активности как таковой фено­мен деловой женщины также обладает выраженной спецификой - связанностью с ролевой перегрузкой (деловая активность мужчин, а именно с мужским образом связаны традиционные представления о деловой активности, не предполагает глубоко­го участия в семейно-бытовой сфере, порождающего ролевую перегрузку), а также выдвижением на одну из определяющих позиций полоролевых установок (при конгруэнтной социально­му полу бизнес-деятельности мужчин вопрос их полоролевых установок неактуален).

Рисунок 1.Факторные профили различных уровней выраженности жен­ской деловой активности (по оси «X» - факторы, по оси «Y» - значения)

Названные характеристики феномена деловой женщины были выделены факторным анализом общего массива данных На пер­вом этапе была построена факторная структура феномена женской деловой активности, проявляющегося на разных уровнях и в раз­личных типах. Далее с помощью дискриминантного анализа эмпи­рически были выделены вышеупомянутые типы и уровни прояв­ления феномена женской деловой активности, одним из которых является феномен деловой женщины. Основанием выделения ти-

пов явились внутренние, психологические критерии женской де­ловой активности, в отличие от внешних критериев, использован­ных нами при формировании выборок. Однако, наблюдается дос­таточно высокое соответствие совокупности типов составу перво­начальных выборок. Мы не будем рассматривать здесь подробную процедуру выделения уровней, а также количественные и качест­венные характеристики низкого и среднего уровня проявления женской деловой активности, остановимся лишь на характеристи­ках, описывающих высокий уровень его проявления - феномен деловой женщины.

По отношению к низкому и среднему уровню выраженности женской деловой активности структуру феномена деловой жен­щины составляют следующие факторы: экономическая мотивация (его «вес» 0.731), экономическое лидерство в семье (0.543), пред­принимательский характер деятельности (0.515), ориентация на активность (0.441), ролевая перегрузка (0.417), личностная склон­ность к деловой активности (0.310), самореализованность в деле (0.260). Фактически, все составляющие факторной структуры жен­ской деловой активности в максимальной степени проявились в феномене деловой женщины. Исключение составляют общий для всех трех анализируемых уровней деловой активности фактор «ориентация на деловую включенность» (значение около нуля, а у представительниц третьего уровня деловой активности этот «вес» чуть выше) и фактор «эгалитарные полоролевые установки», кото­рый в значительной степени дифференцирует различные уровни проявления деловой активности, но у деловых женщин он не вы­ражен («вес» 0.022)

Факторную структуру феномена деловой женщины, на ос­новании полученных данных, можно интерпретировать сле­дующим образом.

В наибольшей степени определяющим для феномена является экономическая заинтересованность в результатах своей деловой активности. Наличие экономической составляющей в мотивации деятельности позволяет деловым женщинам достигать значитель­ных финансовых результатов, выполняя при этом роль экономиче­ского лидера в семье. Последнее обстоятельство демонстрирует отклонение феномена деловой женщины от полоролевых стандар­тов, предписывающих женщине подчиненную экономическую роль в семье; нарушая их, деловые женщины оказываются в кон-

фронтации с общественной полоролевои моралью и собственными установками на распределение ролей в семье (об этом свидетель­ствуют данные интервью, не обсуждаемые здесь развернуто)

Сама деятельность деловых женщин характеризуется качест­вами психологического предпринимательства, хотя и не всегда осуществляется в области предпринимательства. По нашему мне­нию, существенной характеристикой феномена деловой женщины является инвариантность, и это подтверждается тем фактом, что среди носительниц феномена не только частные предпринима­тельницы, но и директора государственных предприятий, общест­венные деятели и даже наемные работники различных предпри­ятий, не выполняющие управленческих функций (последнюю ка­тегорию составляют лишь 2 человека, по характеристикам своего делового статуса включенных нами в выборку №2, но относящих­ся к деловым женщинам по внутренним, психологическим призна­кам). К качествам психологического предпринимательства, харак­теризующим профессиональную активность деловых женщин, от­носятся инновационность в деловых проектах, готовность к риску (что нетипично для женщин), высокая эмоциональная и физиче­ская вовлеченность в работу и т.д. Кроме того, большинство дело­вых женщин принимают непосредственное участие в управлении ресурсами своих предприятий и организаций, участвуют в их рис­ках и несут личную ответственность за результаты деятельности

Осуществление деятельности такого плана, достижение весо­мых экономических результатов и высокая степень реализованно-сти в деле обусловлены личностной склонностью к деловой актив­ности, которая обнаруживается у деловых женщин. Она проявля­ется в склонности к доминированию, направленности на самостоя­тельную бизнес-деятельность, принятии роли деловой женщины и психологической готовности к риску Фактор, названный «ориен­тация на активность», подразумевает наличие у деловых женщин уверенности в себе, самодостаточности, энергичности, активности в любых видах деятельности и отдыха, выдвижение ими на значи­мые позиции ценности «активной деятельной жизни» Нам пред­ставляется, что личностная составляющая феномена играет в нем более важную роль, чем обнаруживает полученная факторная структура, но это вопрос процедуры исследования, который нуж­дается в дальнейшей проработке.

Полоролевые ориентации не вносят существенного вклада в

описание феномена деловой женщины. Очевидно, при высокой самооценке, устойчивом деловом и экономическом статусе и от­лаженных механизмах совмещения работы с семейно-бытовой сферой проблема соответствия или, скорее, несоответствия тради­ционной полоролевой морали для деловых женщин неактуальна. И обсуждаемые ниже данные дают основание предположить, что эта проблема перестает быть актуальной не сразу, а при достижении определенного статуса, выработке позитивной самооценки и на­лаживании механизмов совмещения сфер работы и семьи.

Таким образом, феномен деловой женщины описывается следующими характеристиками.

Крайне высокая эмоциональная и физическая вовлеченность в работу. Высокий деловой и экономический статус (управле­нец, собственник), экономическое лидерство в семье. Характер активности - предпринимательский, связанный с личной ответ­ственностью, рисками и осуществлением управленческих функ­ций. Высокий уровень образования экономического или гума­нитарного профиля.

Высокая удовлетворенность работой, хотя есть стремление к более спокойной и менее напряженной работе. Загруженность ра­ботой сказывается на семейной жизни, но компенсируется способ­ностью находить в семье поддержку своей деловой активности.

Высокая реализованность как в сфере семьи, так и в сфере работы. Адекватно высокая самооценка во всем, кроме детско-родительских отношений, с которыми связано переживание чувства вины.

Есть самоидентификация деловой женщины. Эгалитарные по-лоролевые установки. Ведущие ценности: семья, здоровье, актив­ная жизнь, работа. Высокая социальная мобильность и инноваци-онность. Открытость, контактность, непринужденность в обще­нии, склонность к социальному контролю и доминантности. Склонность к лидерству сохраняется с детских лет, в том числе, к лидерству в отношениях с близкими людьми.

В личностно значимых отношениях деловой потенциал искус­ственно приуменьшается, тогда как в деловой сфере максимально проявляются как деловые, так и женские качества Для преодоле­ния ролевой перегрузки используются различные стратегии, ча­ще - стратегия, получившая название «суперженщина».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.