Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 11. Воображение и творчество.



План.

1. Понятие о воображении.

2. Виды воображения.

3. Функции воображения.

4. Физиологические основы воображения

 

1. Понятие о воображении. Воображение – это психический познавательный процесс, который заключается в создании нового в форме образа, преобразующего и видоизменяющего человеческий опыт. Образы воображения позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве.

2. Виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Фантазии. Мечта как особый вид воображения. Сновидения как форма воображения. З.Фрейд о роли сновидений в жизни человека.

3. Функции воображения. Воображение и познавательные процессы. Воображение и творческое мышление. Приемы создания творческих образов.

4. Физиологические основы воображения. Воображение и органические процессы. Идеомоторные акты.

 

ТЕМА 12. Речь и ее виды.

План.

1. Понятие о речи и языке.

2. Основные функции языка и речи.

3. Стороны речевой деятельности.

4. Виды речевой деятельности.

1.Понятие о речи и языке. Значение слова и личностный смысл.

2. Основные функции языка: средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта; средство общения или коммуникации; орудие интеллектуальной деятельности.

Основные функции речи: сигнификативная, обобщения, коммуникативная.

3. Стороны речевой деятельности. Три стороны коммуникативной функции речи: информационная, выразительная, волеизъявительная. Основные группы механизмов речи (по Н.И.Жинкину).

4. Виды речевой деятельности. Внешняя: устная (диалогическая и монологическая) и письменная. Внутренняя речь и ее характеристика. Интериоризация и экстериоризация речи.

ТЕМА 13. Интеллект.Понятие об интеллекте. Подходы к пониманию интеллекта: биологический, педагогический, структурный. Структура интеллекта. Общий интеллект: вербальный и невербальный. Социальный интеллект.

 

Индивидуальные проявления и особенности личности.

ТЕМА 14. Человек: индивид, личность, индивидуальность.

План.

1. Понятия: индивид, личность.

2. Психологическая структура личности.

3. Направленность личности.

4. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязания.

5. Психологическая защита личности.

1. Понятия: индивид, личность.

Понятие индивид. Понятие личность (различные трактовки понятия). Понятие человек. Понятие индивидуальность.

2. Психологическая структура личности.

Иерархическая структура личности по К.К.Платонову.

Структура личности С.Л.Рубинштейна (направленность, способности, темперамент, характер, самосознание).

Точка зрения А.Н.Леонтьева: личность – это социальная сущность, и поэтому темперамент, способности, характер и знания человека не входят в структуру личности как ее подструктуры. Эти психологические особенности выступают как условие формирования личности. Направленность и волю можно рассматривать как структурные компоненты личности.

3. Направленность личности.

Во всех теориях личности в отечественной психологии, не смотря на различные трактовки понятия личность, ведущей характеристикой личности является направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному. С.Л.Рубинштейн: направленность как «динамическая тенденция; А.Н.Леонтьев: направленность как смыслообразующий мотив; В.Н.Мясищев: направленность как «доминирующее отношение»; Б.Г.Ананьев: направленность как «основная жизненная направленность человека». В целом: направленность выступает как системообразующее свойство личности, которое определяет психологический склад. Понятие направленности: это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций и определяющих деятельность личности.

Иерархия форм (мотивов) направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность ( при включении в интерес волевого компонента интерес становится склонностью), идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивы могут быть осознанными и не осознанными (установки).

Понятие фрустрации и ее виды.

4. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязания.

Ведущий исследователь самосознания В.В.Столин, И.С.Кон, А.Г.Спиркин, И.И.Чеснокова.

5. Психологическая защита личности.

В ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Функция психологической защиты – к минимуму свести психологически травмирующие моменты. Р.М.Грановская считает, что

функция психологической защиты противоречива: способствует адаптации человека, но при этом, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, отчуждение и др.

ТЕМА 15. Воля.

1. Понятие воли. Функции воли.

2. Структура волевого действия.

1. Понятие воли. Функции воли.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности. Общей функцией воли является сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Сознательную саморегуляцию как общую функцию воли психологи конкретизируют двумя другими – активизирующей и тормозящей функцией. Иногда первую функцию называют побудительной или стимулирующей.

Далее о волевых или произвольных действиях и о непроизвольных действиях и движениях.

Важнейший признак волевого поведения – преодоление внешних и внутренних препятствий. Роль осознания значимости цели и осознания своего долга в преодолении препятствий.

Понятие воли и воля как психологический факт имеют свою историю. Античность: признавался идеал мудреца, а не волевого человека. Правила поведения рассматривались как разумное начало природы, жизни и логики. До сих пор существуют такие воззрения.

Средневековье: человек как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние ему силы. Воля наделялась самостоятельным существованием и персонифицировалась в определенных силах, превращаясь в добрых и злых существ. Познание этих сил (даже определение или узнавание конкретного ангела или дьявола) открывало путь к «истинному» поступку.

Понятие воля возникает одновременно с понятием личность в новое время. За человеком признается право на творчество и даже на ошибку. Главной ценностью личности становится свобода личности. (Далее о свободе личности, экзистециализм).

И.П.Павлов волю рассматривал как «инстинкт» (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности. Проявление жизненной активности тогда, когда воля встречается с препятствиями, которые, в свою, очередь ограничивают эту активность. По Павлову, воля как «инстинкт свободы» является не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Не было бы этого инстинкта, тогда бы всякое малейшее препятствие на пути животного прерывало бы течение его жизни.

З.Фрейд, Э.Фромм делали попытки определить волю как своеобразную энергию человеческих поступков. Для Фрейда такой энергией является бессознательное и иррациональное «либидо» - психосексуальная энергия полового влечения. Ученики Фрейда: К.Лоренц, К.Юнг А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни.

К.Лоренц: энергия воли в изначальной агрессивности человека.

К.Юнг: связывал проявление воли с социальными факторами. Воля – это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре.

А.Адлер: стремление к власти и социальному господству.

Э.Фромм, К.Хорни: воля – стремление личности к самореализации в культуре.

Материалистическая психология не признает тот факт, что причины действий и поступков лежат в окружающей материальной и социальной среде. Воля имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Материальной основой произвольных движений является деятельность нервных клеток под называнием гигантские пирамидные клетки. Эти клетки расположены в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины. Если какие-либо из этих клеток поражаются, то у человека наступает паралич соответствующих органов движения. Большую роль в произвольных движениях играют отделы, которые обеспечивают двигательную чувствительность (находятся сзади от передней центральной извилины). При поражении человек перестает ощущать собственные движения и по это причине не в состоянии совершать даже относительно несложные действия. Например, взять предмет, который находится недалеко от него. В чем причина? – Человек подбирает не те движения, которые ему нужны. Отделы, которые находятся спереди передней центральной извилины, обеспечивают плавность и непрерывность действий. Есть еще структуры головного мозга, которые направляют и поддерживают целенаправленность волевого действия. Они находятся в лобных долях и называются префронтальными участками коры. При их поражении наступает апраксия, которая проявляется в нарушении произвольной регуляции действий и движений. Аппраксия выражается в том, что человек при случайном воздействии сразу прекращает выполнять начатое действие или изменяет его. Мозговая патология может привести и к абулии (болезненное безволие). Это выражается в отсутствии побуждения к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя при этом необходимость самого действия осознается.

О роли второй сигнальной системы в волевых действиях.

Итак, волевое поведение является результатом взаимодействия многих достаточно сложных нейрофизиологических процессов мозга с воздействиями окружающей среды.

2. Структура сложного волевого действия.

Фазы сложного волевого действия: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение. Дать характеристику каждой фазе.

ТЕМА 16. Чувства.

План.

1. Понятие о чувствах.

2. Функции чувств. Физиологические основы чувств.

3. Виды чувств.

1. Понятие о чувствах.

Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к другому человеку, предметам и явлениям действительности.

Чувства и эмоции.

Специфические особенности чувств. 1. Чувства носят личностный характер. 2. Чувства не только отражают отношение человека к объектам реальности, но и несут определенную информацию о них. 3. Взаимосвязь чувств с потребностями. 4. Чувства носят полярный характер. 5. Чувства характеризуются интегральностью. 6. Чувства связаны с жизнедеятельностью организма.

2. Функции чувств.

Функции: отражательная, побудительная или стимулирующая, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная.

Возникновение и проявление чувств представляет собой сложную комплексную деятельность коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль у коры головного мозга. Кора: 1) регулирует протекание и выражение эмоций; 2) контролирует все явления, которые происходят в теле; 3) оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры и управляет ими. Физиологический процесс, возникающий в коре головного мозга распространяется на подкорку. В подкорке находятся центры, которые управляют вегетативной нервной системой: таламус, гипоталамус и лимбическая система. Роль второй сигнальной системы.

Каждому эмоциональному состоянию соответствует специфическая форма выражения: старх – расширение зрачков, бледность кожи, дрожь; и др.

Чувства и речь.

3. Виды чувств.

Назвать их и дать характеристику.

 

ТЕМА 17. Темперамент.

План.

1. Общее понятие о темпераменте. Из истории учений о темпераменте.

2. Учение И.П.Павлова о темпераменте.

3. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

4. Роль темперамента в деятельности.

1. Общее понятие о темпераменте. Из истории учений о темпераменте.

Понятие о темпераменте: темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Учение Гиппократа о темпераменте. Конституционная типология Э.Кречмера: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Типы темперамента по Э.Кречмеру: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Концепция темперамента У.Шелдона.

2. Учение И.П.Павлова о темпераменте.

Свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность процессов возбуждения и торможения. Типы нервной системы по Павлову. Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин добавили еще два свойства нервной системы: лабильность и динамичность.

3. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Основные свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интраверсия, эмоциональная возбудимость. Далее характеристика типов темперамента.

4. Роль темперамента в деятельности.

ТЕМА 18. Способности.

План.

1. Понятие о способностях. Задатки. Генотип.

2. Структура способностей.

3. Виды и уровни способностей.

4. Условия развития способностей.

1. Понятие о способностях. Задатки. Генотип.

Понятие: способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности проявляются в деятельности (в знаниях, умениях, навыках), являются условием успешного выполнения деятельности, но сами не сводятся к умениям, навыкам, знаниям. Критерии способностей: 1) скорость овладения умениями, знаниями, навыками; 2) качество выполнения деятельности.

Природа способностей. Точки зрения на природу способностей: способности имеют биологическую обусловленность; Способности связаны с массой мозга; френология (зависимость психических свойств от наружной формы головы); способности полностью определяются воспитанием и обучением.

Способности не являются врожденными свойствами. Врожденными являются особенности строения мозга. Природными являются задатки.

Понятие генотипа.

2. Структура способностей.

Каждая отдельная способность имеет свою структуру. В структуре выделяются ведущие и вспомогательные свойства. Например, литературные способности. Ведущие свойства: особенности творческого воображения и мышления, яркие и наглядные образы памяти, чувство языка, эстетические чувства.

При отсутствии способностей, но в результате длительной соответствующей деятельности человек сознательно или несознательно будет компенсировать недостаток способностей другими сильными сторонами своей личности.

3. Виды и уровни способностей.

Виды6: общие и специальные. Развитие общих способностей предполагает развитие познавательных процессов (Внимание, память, воображение и т.д.). Определение общих способностей. Специальные способности связаны с какой-либо областью деятельности. Например, математические, музыкальные и т.д.Климов Е.А. о соотношении способностей и требований профессии.

Уровни способностей: репродуктивный и продуктивный. Подуровни продуктивных способностей: талантливость и гениальность.

Алигофрения как патологическое снижение способностей.

4. Условия развития способностей.

Сенситивные периоды развития.

Максимальное проявление силы воли.

Свобода в выборе деятельности.

 

ТЕМА 19. Характер.

План.

1. Понятие о характере. Учения о характере.

2. Классификация черт характера.

3. Типология характера. Связь характера с темпераментом и волей.

4. Акцентуации характера.

1. Понятие о характере.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Характер прижизненное образование, формируется в течение всей жизни.

Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

Дерматоглифика – учение о связи между формированием рисунка ладоней человека и его характерологическими свойствами.

Графология – наука, изучающая подчерк человека как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

2. Классификация черт характера.Характер человека проявляется в системе черт характера: отношение к другим людям; отношение к делу; отношение к себе; отношение к собственности.3. Типология характера.

Классификация характера А.Ф.Лазурского.

Классификация характера в зависимости от принадлежности к экставертированному и интравертированному типу К.Юнга.

Типология социальных характеров Фромма.

4. Акцентуации характера.

Акцентуации характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к нарушениям взаимодействия с окружающими.

Классификация акцентуаций характера подростков А.Е.Личко.

 

Литература.

Учебники:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

Моклаков А.Г. Общая психология. –Питер, 2009.

Немов Р.С. Общая психология (любое издание).

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1985. Т. 1

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.