Индивидуальная психотерапия– не столько метод, сколько режим работы, при котором основным инструментом терапевтического воздействия является психотерапевт и отношения между психотерапевтом и пациентом (клиентом).
Индивидуальная форма работы может быть использована в рамках практически любого из рассматриваемого ранее подходов – психоанализа, когнитивно-поведенческого, гештальта и др.
В разных подходах варьируют такие переменные индивидуальной терапии, как основные мишени терапии, способы воздействия, длительность, особенности отношений между терапевтом и клиентом.
Общие факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии:
1. Хорошие отношения, доверие и сотрудничество между психотерапевтом и клиентом.
2. Ослабление напряжения, связанное с возможностью для клиента обсуждать проблему с человеком, который может оказать помощь.
3. Обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта.
4. Изменение поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и определенного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом.
5. Обучение через подражание - приобретение навыков взаимодействия в обществе на примере психотерапевта.
Выделяют краткосрочную (как правило, до 20 сеансов) и долгосрочную индивидуальную терапию (соответственно, больше 20 сеансов). В последние годы намечается тенденция к переходу на краткосрочные модели терапии, что зачастую связано с фармакоэкономическими факторами.
Разрабатываются новые подходы (точнее, модификации более старых подходов), основанные на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, для снижении материальных затрат без снижения эффективности.
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия – форма терапии, в которой основным инструментом лечебного воздействия выступает группа пациентов и происходящие в ней процессы. Важным понятием групповой психотерапии является групповая динамика – те силы и процессы, которые действуют в группе.
Основные лечебные факторы в групповой терапии
1. Внушение надежды. Как правило, в каждой терапевтической группе есть люди, которые стоят на разной ступени к выздоровлению. Пациент видит, что этот метод помог другим, и начинает верить в то, что помогут ему.
2. Универсальность. Пациенты понимают, что их проблемы не являются чем-то исключительным (а потому не поддающимися изменению), что они не одиноки в своих страданиях.
3. Сообщение информации. Под этим подразумевается обучение, касающееся психического здоровья, симптомов нездоровья, причин и возможностей решения проблем, способов взаимоотношения с людьми, отношений в обществе.
4. Альтруизм. Пациенты, длительное время страдающие заниженной самооценкой, считающие себя бесполезными, обнаруживают, что могут сделать что-то для других, что восстанавливает и поддерживает их самоуважение. Этот фактор иллюстрируется высказыванием: «Лучший способ утешиться – это утешить кого-то еще».
5. Корректирующий анализ влияния родительской семьи. Психотерапевтическая группа, во многом, имеет сходство с семьей, и члены группы, как правило, взаимодействуют с ведущими групп именно так, как ранее они взаимодействовали в своей семье. Это позволяет терапевту проанализировать детские семейные конфликты и освободить пациентов от их влияния.
6. Развитие базовых навыков общения.
7. Имитационное поведение. Пациенты при помощи терапии «примеряют» к себе что-то от других пациентов, и затем отбрасывают это как то, что вызывает их болезнь.
8. Интерперсональное влияние.
9. Групповая сплоченность.
Психотерапия в группе
От групповой психотерапии следует отличать психотерапию в группе.
Психотерапия в группе - использование определенного метода психотерапии в группе больных.
То есть терапевт, работая в группе пациентов, применяет определенные техники (гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа и др.). Но работает он при этом с одним пациентом из группы, привлекая других лишь к обсуждению, как фон, на котором протекает, по сути, индивидуальная психотерапия.
При этом психотерапевт не использует в лечебных целях ситуации в группе и взаимоотношения между пациентами.
Основные цели консультирования. Роль консультанта и позиция клиента в когнитивно-поведенческом направлении. Достоинства и недостатки методов работы. Сравнительный анализ разновидностей направления.
Бихевиоральные и когнитивно-бихевиоральные подходы:Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование (Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Джозеф Вольпе, Альберт Бандура, Джон Крумболтц, Дональд Мейхенбаум, Аарон Бек). Терапия реальностью (Г. Л. Хаггингтон, Уиотям Ноассеп, Роберт Вубболдинг).
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 5. Когнитивно-поведенческое направление консультирования → Тема 5. Лекция
Тема 5. Лекция
Когнитивно-поведенческая психотерапия, также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — общее понятие, описывающее психотерапии, в основе которых лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки. Основу данному направлению психотерапии заложили труды А. Эллиса и А. Бека, также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Впоследствии в методику были интегрированы методы поведенческой терапии, что привело к нынешнему наименованию.
В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений — традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен. …
Эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало обращают внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход — когнитивная терапия — полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.
— Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997. — С. 82.
Выделяют пять целей когнитивной терапии: 1) уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; 2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; 3) повышение эффективности фармакотерапии; 4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению); 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.
Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.
Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.
Особенности КТ:
1. Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии.
2. Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», её этапы и техники.
3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20-30 сеансов.
4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).