Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуальная психотерапия



Индивидуальная психотерапия– не столько метод, сколько режим работы, при котором основным инструментом терапевтического воздействия является психотерапевт и отношения между психотерапевтом и пациентом (клиентом).

Индивидуальная форма работы может быть использована в рамках практически любого из рассматриваемого ранее подходов – психоанализа, когнитивно-поведенческого, гештальта и др.

В разных подходах варьируют такие переменные индивидуальной терапии, как основные мишени терапии, способы воздействия, длительность, особенности отношений между терапевтом и клиентом.

Общие факторы лечебного воздействия индивидуальной психотерапии:

1. Хорошие отношения, доверие и сотрудничество между психотерапевтом и клиентом.

2. Ослабление напряжения, связанное с возможностью для клиента обсуждать проблему с человеком, который может оказать помощь.

3. Обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта.

4. Изменение поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и определенного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом.

5. Обучение через подражание - приобретение навыков взаимодействия в обществе на примере психотерапевта.

Выделяют краткосрочную (как правило, до 20 сеансов) и долгосрочную индивидуальную терапию (соответственно, больше 20 сеансов). В последние годы намечается тенденция к переходу на краткосрочные модели терапии, что зачастую связано с фармакоэкономическими факторами.

Разрабатываются новые подходы (точнее, модификации более старых подходов), основанные на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, для снижении материальных затрат без снижения эффективности.

 

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия – форма терапии, в которой основным инструментом лечебного воздействия выступает группа пациентов и происходящие в ней процессы. Важным понятием групповой психотерапии является групповая динамика – те силы и процессы, которые действуют в группе.

Основные лечебные факторы в групповой терапии

1. Внушение надежды. Как правило, в каждой терапевтической группе есть люди, которые стоят на разной ступени к выздоровлению. Пациент видит, что этот метод помог другим, и начинает верить в то, что помогут ему.

2. Универсальность. Пациенты понимают, что их проблемы не являются чем-то исключительным (а потому не поддающимися изменению), что они не одиноки в своих страданиях.

3. Сообщение информации. Под этим подразумевается обучение, касающееся психического здоровья, симптомов нездоровья, причин и возможностей решения проблем, способов взаимоотношения с людьми, отношений в обществе.

4. Альтруизм. Пациенты, длительное время страдающие заниженной самооценкой, считающие себя бесполезными, обнаруживают, что могут сделать что-то для других, что восстанавливает и поддерживает их самоуважение. Этот фактор иллюстрируется высказыванием: «Лучший способ утешиться – это утешить кого-то еще».

5. Корректирующий анализ влияния родительской семьи. Психотерапевтическая группа, во многом, имеет сходство с семьей, и члены группы, как правило, взаимодействуют с ведущими групп именно так, как ранее они взаимодействовали в своей семье. Это позволяет терапевту проанализировать детские семейные конфликты и освободить пациентов от их влияния.

6. Развитие базовых навыков общения.

7. Имитационное поведение. Пациенты при помощи терапии «примеряют» к себе что-то от других пациентов, и затем отбрасывают это как то, что вызывает их болезнь.

8. Интерперсональное влияние.

9. Групповая сплоченность.

Психотерапия в группе

От групповой психотерапии следует отличать психотерапию в группе.

Психотерапия в группе - использование определенного метода психотерапии в группе больных.

То есть терапевт, работая в группе пациентов, применяет определенные техники (гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа и др.). Но работает он при этом с одним пациентом из группы, привлекая других лишь к обсуждению, как фон, на котором протекает, по сути, индивидуальная психотерапия.

При этом психотерапевт не использует в лечебных целях ситуации в группе и взаимоотношения между пациентами.

 

Основные цели консультирования. Роль консультанта и позиция клиента в когнитивно-поведенческом направлении. Достоинства и недостатки методов работы. Сравнительный анализ разновидностей направления.

Когнитивные подходы:Транзактный анализ (Эрик Берн, Клод Штайнер, ТомасХаррис, Грэхем Барнс).Рационально-эмотивная терапия поведения (Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф).

Бихевиоральные и когнитивно-бихевиоральные подходы:Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование (Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Джозеф Вольпе, Альберт Бандура, Джон Крумболтц, Дональд Мейхенбаум, Аарон Бек). Терапия реальностью (Г. Л. Хаггингтон, Уиотям Ноассеп, Роберт Вубболдинг).

Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 5. Когнитивно-поведенческое направление консультирования → Тема 5. Лекция

Тема 5. Лекция

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — общее понятие, описывающее психотерапии, в основе которых лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки.
Основу данному направлению психотерапии заложили труды А. Эллиса и А. Бека, также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Впоследствии в методику были интегрированы методы поведенческой терапии, что привело к нынешнему наименованию.

В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений — традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен. …

Эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало обращают внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход — когнитивная терапия — полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

— Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997. — С. 82.

Выделяют пять целей когнитивной терапии: 1) уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; 2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; 3) повышение эффективности фармакотерапии; 4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению); 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

 

Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

Особенности КТ:

1. Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии.

2. Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», её этапы и техники.

3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20-30 сеансов.

4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.