Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ОРГИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ



НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Консультативная психология

ТЕМА: «Психологическое консультирование по профориентации подростков»

 

Выполнила: Касьяненко Елена Викторовна

Группа: ПП-11312

Преподаватель: Димура Ирина Николаевна

 

 

Санкт-Петербург


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ОРГИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..8

1.1Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества...........................................................................................8

1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка …………12

1. 3 Мотивы выбора профессии подростков.....................................................18

II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ №3……………..…………………22

2.1 Структура профориентационной работы…………………………………22

2.2 Цели, задачи профконсультационной работы с подростками…………..33

2.3Процедура, методики, выборка исследования……………………………35

2.4 Рекомендации по консультированию по полученным диагностическим данным………………………………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................42

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………..…….46

ПРИЛОЖЕНИЕ С……………………………………………………………...47

ПРИЛОЖЕНИЕ D……………………………………………………………...48

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления. Такими как: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой; профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.[1]

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2]

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [3]

В исследованияхи практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек - профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [4]

Практическая актуальность исследования заключается в том, что осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.

Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы. Наличие данного противоречия определяет цель исследования: изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии.

Объект исследования: процесс профориентационной работы с подростками.

Предмет исследования: содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.

Гипотеза исследования - профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:

1) определить, выявить оптимальные социально-ᴨедагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;

2) организовать консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии;

3) оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационного обеспечения.

Задачи исследования:

1) изучить научные и теоретические основы профориентирования;

2) охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии

3) рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;

4) изучить структуру профориентационной работы;

5) изучить цели, задачи профконсультационной работы с подростками, методики, выборку исследования;

6) исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии;

7) Разработать рекомендации по консультированию по полученным диагностическим данным.

Методологические основы исследования составили:

1) социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);

2) личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);

3) этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);

4) системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

1) Метод активизирующего консультирования, основанный на индивидуальной работе с подростком;

2) “Тест профессиональных интересов” (Голланд);

3) Тест “Уровень мотивации достижения”;

4) Исследование образовательных установок;

5) Сочинение на тему “Моя будущая профессия”;

6) Техника “Составление информационной карты”;

7) Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности;

8) Выбор профессии по классификации Е.А. Климова;

9) Диагностическая методика “Профессиональная готовность”.

База исследования: средняя общеобразовательная школа №3 г. Санкт-Петербурга.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ОРГИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.