Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возрастная динамика значимости концентров общения у детей с задержкой психического развития



 

Параметры общения Количество выборов в процентах к максимально возможному
9 лет 11 лет
Отношение кматери 44,9 49,0
Отношение к отцу 23,9 23,2
Отношение к матери и отцу как единой родительской чете 8,4 45,2
Отношение к братьям и сестрам 34,8 16,5
Отношение кбабушке, дедушке, к другим родственникам 10,2 13,5
Отношение к сверстникам 22,3 34,8
Отношение к учителю 20,5 22,5

Для всех детей (вне зависимости от возраста и этнических ус­ловий жизни) приоритетное положение занимает общение с ма­терью. Сходны показатели значимости общения с отцом, бабуш­кой, дедушкой, с учителем. Для детей из г. Махачкалы значение общения с целостной (единой) родительской четой и с матерью идентично. Можно предположить, что это явление скорее всего определяется этническими традициями. Высказанное предпо­ложение основывается на том, что единая родительская чета не играет столь значительной роли даже для нормативно развива­ющихся московских детей.

К возрастным изменениям следует отнести показатели значи­мости общения с сибсами и со сверстниками. С возрастом у де­тей с задержкой психического развития в два раза уменьшается желание общаться с братьями и сестрами и значимо возрастает роль общения со сверстниками.

Представления о межличностных отношениях у детей с задержкой психического развития из полных и неполных семей

В фундаментальных работах Л. С. Выготского (1983, 1984), А. Н. Леонтьева (1972, 1981), В. Н. Мясищева (1960, 1974) не­однократно указывалось на то, что основные особенности общения детей определяются их социальной практикой, осуществляемой в близком окружении. Отечественные и зарубежные исследова­тели уделяют значительное внимание изучению влияния семьи на развитие детей, имеющих легкую детскую энцефалопатию, лег­кую дисфункцию мозга. Авторы показывают, что семья может как оказывать «регрессивное воздействие» на клинические прояв­ления заболевания, так и способствовать их коррекции (М. С. Ро­говин и М. Ю. Полыванная, 1985; 3. Тржесоглава, 1986; В. М. Шу­маков, Г. В. Скобло,Т. М. Сокольская, 1985; S. Suhw, В. Devi, 1982 и др.). В работах Г. В. Грибановой (1986) и Г. Б. Шаумарова (1990) показана роль семьи в формировании ряда личностных проявле­ний детей и подростков с задержкой психического развития, осо­бенностей их представлений о своей будущей семье, влияние ро­дительской семьи на функционирование семей выпускников специальных школ. Анализ особенностей представлений млад­ших школьников с задержкой психического развития о межлич­ностных отношениях проводился с учетом условий семейной жиз­ни каждого ребенка, участвовавшего в исследовании (Р. Д. Тригер, 1989; Д. И. Альраххаль, 1992).

Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре как полные (наличие обоих ро­дителей) и неполные (один из родителей) и по характеру усто­явшихся в них отношений как благополучные (трезвый образ жизни родителей, внимание к детям и т. д.) и неблагополучные (употребление родителями спиртных напитков, асоциальное по­ведение, безразличие или агрессивность по отношению к детям). Рассмотрение экспериментального материала с точки зрения ука­занных позиций позволило уточнить сведения о межличностных отношениях детей с задержкой психического развития.

Сравнительные данные, характеризующие межличностные отношения в полных и неполных семьях, представлены в табл. 5 (материалы исследования Д. Альраххаля).

Сравнение данных, характеризующих межличностные отно­шения в полных и неполных семьях, показало, что для всех де­тей отношение к матери занимает приоритетное положение. Но при неблагополучии в семье значимость матери для ребенка еще более возрастает.

Обратная зависимость обнаруживается в референтности еди­ной родительской четы: в неполной семье число выборов умень­шается вдвое. Для детей из полных семей характерна стабиль­ность выборов отца, а в неполных семьях их число уменьшается более чем в два раза.

Вне зависимости от структуры семьи общение с братьями и сестрами играет большую роль для отстающих в развитии школьников. После общения с матерью общение с сибсами для этих детей наиболее значимо.

Известно, что к концу младшего школьного возраста значи­тельную роль в жизни нормально развивающихся детей начина­ют играть сверстники. Общение с ними оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. В полученных ре­зультатах обращает на себя внимание факт меньшего количества выборов сверстников детьми из полных, но неблагополучных семей. Можно предположить, что при семейном неблагополучии ребенок настолько настроен «на внутрисемейную волну», что другие отношения, которые могли бы принести ему эмоциональ­ное удовлетворение, теряют для него значимость. В то же время спокойные отношения в семье (независимо от того, полная она или неполная) способствуют стремлению младшего школьника к общению со сверстниками. К сожалению, невелика референт-ность учителя. Лишь общение с бабушкой и дедушкой значимо еще для меньшего количества школьников.

Таким образом, рассмотрение иерархии референтности раз­личных лиц для младших школьников с задержкой психическо­го развития обнаружило, что для всех детей наибольшее значе­ние, как уже говорилось, имеет мать, затем - братья и сестры.

Таблица 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.