Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие права. Теории происхождения права.



1. Понятие права.

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. Данное определение является наиболее распространённым в отечественной юридической науке, существуют и иные подходы к определению права, к пониманию его природы как социального явления.

2. Объективное и субъективное право.

В юридической науке понятие "право" используется в двух значениях. Объективное право - это совокупность общеобязательных норм поведения, выраженная в системе правовых норм (см. выше).Субъективное право - это конкретное право, принадлежащее определённому лицу, оно юридически обеспечивает возможность того или иного поведения, возможность действовать определённым образом, а в правоотношениях, когда субъективному праву одного лица соответствует юридическая обязанность другого лица - требовать соответствующего поведения от других лиц.

3. Взаимосвязь права и государства.

Право и государство находятся во взаимодействии и взаимосвязи, которые проявляются в том, что государство формирует право в виде юридических норм, обеспечивает их реализацию, и вместе с тем государство в своей деятельности должно опираться на право, деятельность государственного аппарата требуют правового закрепления.

4. Различные теории происхождения права.

Эти теории отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину.

1) Теологическая теория (представитель - Фома Аквинский, 13 век) рассматривает право как вечное явление, выражающее божью волю. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется людям, как правило, через правителей. Теория ненаучна, она опирается не на знания, а на веру, вместе с тем она одна из первых связывает право с добром и справедливостью.

2) Теория естественного права создавалась и разрабатывалась в различные эпохи и получила признание во многих странах мира. Теория исходит из того, что естественное право исходит от природы и содержит абсолютные и неизменные начала справедливости, естественные права и свободы человека. Оно как бы противопоставляется позитивному праву, создаваемому государством.

3) Историческая теория (школа) права возникла в Германии в первой половине 19 века, согласно этой теории право зарождается и развивается исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов.

4) Классовая (марксистская) теория (основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс) рассматривала право как возведённую в закон волю господствующего класса, как орудие для подавления угнетённого класса господствующим, согласно этой теории право обусловлено экономическими условиями жизни общества и возникло вместе с возникновением классов.

5) Психологическая теория (Л.Петражицкий и др.) рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности.

 

2. Функции и задачи государства

Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют навнешние (обеспечить независимость государства вовне) ивнутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

·хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

·стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

·координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

·социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

·культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;

·правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

·экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

·отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;

·организация обороны и охрана государственной безопасности —защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

 

3. Источники права

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т. е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии) . Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.) .
4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда) .
5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.
6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования

4.Теории происхождения государства

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.


1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.



5.Формы государства , формы правления, политические режимы

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

·форма правления — определяет кому принадлежит власть;

·форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

·политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.