Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние этнического фактора на характер принятия и исполнения родительской роли



Этносв узком значении слова представляет собой историче­ски сложившуюся устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в само­названии (этнониме) (Ю. В. Бромлей, 1989).

В целом национальному сознанию присуще наличие целостной этнической картины мира; «правильная» передача из поколения в поколение выработанной данной этической общностью воспри­ятия общественных институтов, системы отношений, ритуалов, идеологии, поведенческих стереотипов; соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у дру­гих народов.

Национальное самосознание, являясь ядром национального со­знания, представляет собой результат осмысления людьми своей

принадлежности к определенной этнической общности и положе­ния последней в системе общественных отношений. В основе про­явления национального самосознания лежит феномен этнической [ идентификации (В. Г. Крысько, 2002).

Надо отметить, что авторы часто разграничивают поня­тия этническая идентичность и этническое самосознание. Так, Г. У. Солдатова (1998) полагает, что, с одной стороны, этническая идентичность рассматривается как когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой — это понятие включа­ет бессознательное, и поэтому является более широким. Автор го­ворит об изучении как идентичности (своеобразной «концентри­рованной» форме этнического самосознания), так и «этнического бессознател ьного».

Проблема самосознания и, в частности, этнического самосозна­ния разработана в работах В. С. Мухиной. В. С. Мухина (2002) дает следующую характеристику этнической идентичности: «Этническая идентичность — социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представле­ния и переживания личности об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом».

В структуре этнической идентичности выделяют следующие компоненты:

— когнитивный (знания, представления об особенностях соб­ственной группы и осознания себя ее членом);

— аффективный (оценка качеств собственной группы, значи­мость членства в ней);

— поведенческий (построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях).

Н. М. Лебедева (1999) утверждает, что этническое самосознание— часть этнического сознания, отражающая восприятие и пред­ставление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности. Этническая идентичность в отличие от этнического самосознания является «представлением челове­ка о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением приписываемым этому членству».

Обращаясь к проблеме этнической идентичности, Т. Г. Сте-фаненко (1999) определяет ее как «составную часть социальной

идентичности личности, психологическую категорию, которая от­носится к осознанию своей принадлежности к определенной эт­нической общности». Автор указывает, что необходимо различать категории этничности и этнической идентичности, между «декла­рируемой идентичностью» (причислением себя к какой-нибудь этнической общности) и этнической идентичностью.

Т. Г. Стефаненко различает когнитивные и аффективные аспек­ты этнической идентичности. Так, когнитивный аспект включает, например, этническую осведомленность и этническое самоназ­вание, аффективный — позитивные и негативные аттитюды, вы­ражающие отношение к членству в группе. Автор рассматривает также проблему развития и трансформации этнической идентич­ности, отмечая при этом, что последняя более четко осознается в полиэтнической среде. Интересно, что в случае неблагоприятного группового сравнения индивид может выбрать также стратегию «индивидуальной мобильности», которая заключается в осознан­ной смене группы, что приводит к формированию измененной (но не ложной) идентичности.

Данные отечественных исследователей (Г. В. Старовойтова, 1978; 3. В. Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоиденти­фикациявариабельна и обусловлена определенными факторами:

— место проживания — на своей этнической территории боль­ший вес придается происхождению (национальности родителей) или в иноэтнической среде, где этнокультурная общность осозна­ется яснее;

— возраст — молодежь в большей мере ориентирована на вы­бор национальности «по желанию самого человека» и меньше на происхождение;

— уровень образования — с ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности «по желанию», а не опре­деление ее по происхождению Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные чер­ты этнического сходства и различия — язык, внешность, то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты ~ характер и особенности поведения

По мнению Ю. В. Бромлея (1989), этнические особенности пси­хикипредставляют собой разновидность социально-психологиче­ских явлений, основным источником которых выступают обще-

ственные связи и отношения. А такой непременный компонент каждого этноса как этническое самосознание отнюдь не сводится к осознанию этнической (национальной) принадлежности. Ведь самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, поступков, мыслей, мотивов поведения.

Ю. П. Платонов (2001) предлагает рассматривать психологию этнического мирачеловека с позиции «Я-концепции» как механиз­ма регуляции социального поведения и его основных компонен­тов. «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, | как он оценивает себя. Она существует не только на сознательном, но и на бессознательном уровне, отражая неосознанные, пред­ставленные только в переживании установки человека по отноше­нию к себе.

Таким образом, процесс этнической идентификации— это эмо­ционально- когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также формирование его позитивно-ценностного отношения к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, террито­рии проживания этноса и его государственности.

Этническая идентичностьиндивида является результатом по­пытки соединить социальные роли, которые он выполняет, и его психологические диспозиции с теми моделями личности, которые считаются одобренными в культуре этноса, к каковой принадле­жит конкретный индивид.

В феноменологии развития этнической идентификациивыделя­ются два основных направления — биологизаторское и социоло-гизаторское. Сторонники первого считают, что биологические за­коны действуют на социальную, экономическую, духовную жизнь народов; анатомо-физиологические задатки людей влияют на пси- | хику, а черты национального характера передаются по наследству.Позицию врожденности этнопсихологических характеристик от­стаивает в своей работе «Этнопсихоанализ» Г. Деверо.

Представители социологизаторского подхода (С. Лацарус, Г. Лебон, Л. Штенталь) трактовали «народныйдух» как психиче­ское сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии,

морали и культуры. В результате функционирования в жизненном пространстве членов единого духовного сообщества духовных продуктов культуры: языка, мифов, нравов образуется единство этнопсихологических процессов. Для определения такого «едино­го духовного сообщества» В. Вундтом было введено понятие «ду­ховный коммунитет».

Большим разнообразием в подходах к изучению внутренних механизмов существования этноса обладает вторая половина XX столетия. Антропологическая традиция, восходящая к работам Леви-Стросса, выдвигает на первый план общую символическуюсреду - «паутину значений и смыслов», порожденную этническим сознанием народа. Понятная всем и общепринятая система сим­волов, выступает ценностно-нормативным регулятором поведе­ния, способствует этнической консолидации.

По мнению представителей другого научного направления (А. Кардинер, Д. Левинсон, Р. Линтон, А. Инхлес), наиболее значи­мой в формировании у человека восприимчивости к определенной культуре и сопричастности к этническому мировосприятию своего народа является семейная социализация личности.Этническая куль­тура, как и этническое сознание, достаточно консервативны. Спе­циальные стереотипы, созданные народным сознанием, во многом определяют облик «модальной личности», ибо любой представи­тель народа является носителем целого рода этнообусловленных стереотипов, которые передаются их поколения в поколение.

С середины 1970-х г. в США все большее распространение получает психокультурный анализ обществ посредством изучения этнической идентичности и этничности. Популярность изучение различных форм идентичности, и в первую очередь этнической, приобрело под влиянием работ Э. Эриксона (1996).

В своей теории идентичности Э. Эриксон указывает, что фор­мирование идентичностипредполагает процесс одновременного отображения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уров­нях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждение о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с ти­пами значимыми для него.

В российской психологии сложилась определенная тео­рия этнического самосознания, причем это понятие не сводит­ся к осознанию этнической (национальной) принадлежности (Ю. В. Бромлей, 1989), а разграничивается с понятием этнической идентичности (Н. М. Лебедева, 1999) и этничности (Т. Г. Стефа-ненко, 1999).

Направления исследований социальной идентичности лич­ности имеют предметом анализа аспект, который связан с при- ] надлежностью индивида к определенной социальной группе, в частности к этносу. По сути, это нестрогое обозначение группо­вых идентификаций личности, т. е. самоопределения индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообраз­ных общностей «своих» и «не своих». В сочетании с классическим подходом А. Тэшфела (1978) можно определить социальную иден­тичность, как динамическую, формирующуюся в ходе взаимодей­ствия и активного построения социальной реальности систему социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение.

Согласно этому определению подчеркивается важность и вза­имосвязь следующих компонентов социальной идентичности: когнитивного (самоидентификации); аффективного (эмоцио­нальной оценки группового членства); смыслового (системы цен­ностей, осознания смысловых компонентов своего «Я», развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различ­ным ситуациям и людям). Соотношение личностной и социаль­ной идентичности человека — отдельный вопрос в рамках теории самосознания (А. Г. Асмолов, В. Н. Павленко). Основная состав­ляющая проблемы — определить, насколько самосознание и по­ведение детерминируется социальной (ролевой) идентичностью, и насколько — представлениями о себе как индивиде, самобытной личности (личностной идентичностью).

Учитывая, что характеристикой ментальности россиян яв­ляется такое представление о «Я», которое неразрывно связано с представлениями об обществе (К. А. Абульханова-Славская, 1994), выделение этнической идентичности из общей проблематики и исследование ее в рамках социальной является наиболее актуаль­ным в современной России (при общем подъеме национального самосознания и обострения с этим связанных проблем).

В. С. Мухина определяет этническую идентичность как соци­окультурный и социально-психологический феномен, соединяю­щий когнитивные и аффективные представления и переживания личности, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных тре­бованиям современных социально-экономических условий. Рас­смотрение идентичности в таком контексте пока еще не нашло должного отражения в литературе.

В каждом обществе имеются социальные группы и институ­ты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени, так называемые агенты социализации. Они служат про­водниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп и этносов. Агенты первичной социализации — это ближайшее и непосредственное окружение человека, которое составляет первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официально­му) окружению человека.

Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овла­дения им профессией, развития его деятельности роль вторичной среды возрастает, тем не менее, первичная среда всегда остается для человека более значимой. Этим обусловлена особая роль семьив развитии личности, в том числе в формировании и сохранении ее этнической идентичности, так как семья — единственный вос­питательный институт, нравственное воздействие которого чело­век испытывает на протяжении всей своей жизни.

Социализация детей и их инкультурация сохраняются на всем протяжении существования семьи в качестве основной ее функ­ции. Последняя связана с интеграцией индивида в человеческое общество и формированием когнитивного, эмоционального, по­веденческого сходства с членами данной культуры и отличия от членов других культур (В. Н. Дружинин, 2000, Herskovits, 1967).

Известны различные формы и модели семьи, специфика ко­торых зависит от этапа развития общества и характера нацио­нальных (религиозных) традиций. Условно их можно поделить на традиционные и модернизированные (современные) модели

(Е. И. Черняк, А. К. Дзагкоев, В. К. Шабельников). В условиях по­лиэтнического общества национальная семья, с одной стороны, отражает в своем функционировании национальные особенности сегодняшнего общественного бытия, с другой — представляет со­бой как бы хранилище следов прошлого. В зависимости от изме­нений типа семьи, обусловленных историческими особенностями культуры и конкретного общества, меняется также тип и механизм взаимодействия поколений, составляющих семью.

Если организация традиционной семьи направлена на со- | хранение и повторения образа жизни родителей в детях, то в со­временной семье — речь идет о взаимовлиянии родителей и детей (О. М. Здравомыслова, 1992). Главной чертой социализации в семье нового типа является то, что каждый из ее членов стремится полу­чить возможности для самореализации. Появление ребенка в семье, наряду с восприятием этого явления как ограничения (временного или постоянного) для самореализации родителя (прежде всего, ма­тери), может открывать новые возможности для родителей, давать толчок для развития семьи, семейных отношений, позволяет роди­телям наиболее полно реализовать себя в личностном плане.

Следует отметить, что формирование родительских (в том числе полоролевых) установок этнокультурно обусловлено (И. И.Лунин, Г. В. Старовойтова, 1991), традиционно жесткое раз­деление отцовских и материнских функций является результатом длительного исторического социокультурного развития общества (И. С. Кон, 1987).

Рассматривая социально-психологический статус семьи в со­временной России, необходимо отметить процессы усиления зна­чения этнического фактора, совпавшие с рядом кардинальных изменений в социальной, политической и экономической жизни. События последнего времени убедительно свидетельствуют, что вследствие разрушения прежних и затрудненного формирования новых политических, правовых, идеологических и экономических регуляторов общественных отношений, на первое место выступа­ет регулятор, данный людям от рождения — этнический, и, прежде всего, архетипы и структуры этнического самосознания.

Психологическая устойчивость национального (этнического) самосознания в условиях иноэтнической ситуации определяется его саморегулятивной способностью порождать новые установки,

оптимизирующие поведение личности. Стабильность (ригидность) этнического самосознания заключается в неукоснительном следо­вании национальным традициям, обычаям, религии, устойчивым нормам и правилам поведения, а изменчивость самосознания этно­са может рассматриваться как ассимиляция, т. е. приспособление к условиям существования, языку, традициям той нации, среди ко­торой находятся представители этноса (Е. П. Крупник, 2003).

Семейная социализация личности является наиболее значи­мой в формировании у человека восприимчивости к определен­ной культуре и сопричастности к этническому мировосприятию своего народа (А. Кардинер, Д. Левинсон, Р. Линтон, А. Инхлес). Этническая культура, как и этническое сознание, достаточно кон­сервативна. Специальные стереотипы, созданные народным со­знанием, во многом определяют облик «модальной личности», ибо любой представитель народа является носителем целого рода этнообусловленных стереотипов, которые передаются их поколе­ния в поколение.

Родительство на индивидуальном уровне есть интегральное образование личности, в развитой форме включающее родитель­ские ценности, установки и ожидания, позиции, отношение, чув­ства и ответственность, выражающиеся в стиле семейного воспи­тания, т. е. родительском поведении (М. О. Ермихина, Р. В. Овча-рова, 2002).

Трудности становления родительского поведения, приспосо­бления к роли родителя заключаются в том, что эта задача не мо­жет быть разрешена раз и навсегда; по мере взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием (3. Матейчик, 1992).

Под ролью в психологии чаще всего понимают «нормативно-одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занима­ющего определенную позицию в системе общественных и меж­личностных отношений» (А. В. Петровский; М. Г. Ярошевский, 1985).

В рамках ролевого подхода (Дж. Мид, 1934) выполнение неко­торой роли определяется как объективными социальными норма­ми и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и инди­видуальными чертами конкретного человека, в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъектив-

ными представлениями о характере данной роли. То, как человек, принимающий известные социальные нормы, следует им в испол­нении своей социальной роли, обнаруживается в его социальном статусе.

Родительская роль резко отличается от других социальных ро­лей по ряду причин. Росс (1977) считает, что эта роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться; переход к исполнению родительской роли происходит достаточно внезапно, а подготов­ка, важность ее и ответственность, связанная с ней, не соответ­ствуют друг другу. Кроме того, социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают давление на родителей как в плане рожде­ния, так и воспитания детей.

В данном контексте отношения на уровне макросреды, влияю­щие на осуществление родительской роли, в многонациональном российском государстве, в котором различные этносы проживают как вместе, так и разрозненно, можно характеризовать в терминах социальной ситуации как моноэтнические либо иноэтнические.

Отношения в микросреде характеризуются тем, что структура существующих в семье ролей, являясь конкретной социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности, в значительной степени определяется следующим: принадлежат ли супруги, родители (прародители) к одной национально-этниче­ской культуре или брак является смешанным (многонациональ­ным).

Индивидуальный уровень осуществления родительства рассма­тривается нами как результат влияния социальных отношений на конкретную личность, т. е. на ее идентификацию. Как показывает анализ, в условиях социально-экономических кризисов возраста­ют процессы этнической идентификации, осознания личностного отношения к истории, культуре, традициям, нравственным идеа­лам своего этноса. Основным механизмом этого явления ученые считают психологическую защиту личности от деиндивидуализа-ции.

Влияние этнической идентичности на принятие и осущест­вление родительской роли изучалось на примере русских семей, находящихся в условиях моноэтнической ситуации, и татарских семей, для которых социальная ситуация является иноэтниче-ской. Исследованием были охвачены полные однонациональные

семьи, воспитывающие детей-подростков, средний возраст роди­телей 40 лет.

Структура родительства изучалась с помощью опросника тер­минальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ), социально-ролевой адекватности В. С. Торохтия, родительского отношения к детям А. Я. Варга, В. В. Столина, представления об идеальном родителе Р. В. Овчаровой, родительской любви и симпатии Е. В. Милюко­вой, анализа семейных взаимоотношений (АСВ) Э. Г. Эйдемил-лера, модифицированного теста Т. Лири. Культурно-ценностные ориентации изучались с помощью теста Л. Г. Почебут.

Изучение особенностей исполнения родительской роли во взаимосвязи с этнической идентичностью проводилось с помо­щью авторской методики «Принятие и исполнение родительской роли». Разработка методики опиралась на теоретические и эм­пирические положения о регулятивной функции идентичности Э. Эриксона, X. Маркус, А. Тэшфела, К. Хорни, В. В. Столина и структурно-ролевой адекватности в жизнедеятельности семьи Л. А. Гордона, Э. В. Клопова, Т. Шибутани. Учитывая трудности, с которыми сталкивается исследователь в получении информации от немотивированных родителей, в построении анкеты использо­вались открытые и закрытые вопросы, выбор одного варианта из нескольких предложенных, возможность выражения согласия или несогласия с утверждениями. Методика раскрывает следующие характеристики родительской роли:

— стереотипность (считает ли респондент материнство или от­цовство обязательным условием полноценно прожитой жизни, а рождение ребенка способом укрепления взаимоотношений в се­мье);

— устойчивость (утверждения типа: «Сейчас я не представ­ляю своей жизни без моего ребенка», «Мои собственные родители принимают участие в воспитании моих детей»);

— присвоение примера родителей (утверждения, указываю­щие на стремление использовать в воспитании детей опыт, приоб­ретенный в родительской семье);

— внезапность перехода к родительской роли (биографиче­ские данные о «незапланированности» появления ребенка в семье, признание необходимости осознанной подготовки к родительству не только в плане рождения, но и в плане воспитания ребенка);

— раннее усвоение (утверждения, касающиеся создания моде­ли родительства в детстве);

— ответственное отношение к осуществлению роли родите­ля.

Для изучения этнической идентификации нами выделены три ее аспекта: культурный, социальный и личностный. Причем, если в культурном и личностном аспектах упор делается на знание и ис­пользование языка, традиций, обычаев, норм и ценностей родной культуры и отождествление себя с другими ее представителями, то социальный аспект затрагивает вопросы интеграции и аккульту­рации индивида в той среде, в которой он находится. В результате, выделяемые нами компоненты родительской роли: культурно-эт­нический, социально-этнический и индивидуально-этнический, позволяют определить характер внутриличностной согласованно­сти национально-этнической идентичности личности и родитель­ства как интегральном образовании личности. Кроме того, сочета­ние этих компонентов отражает степень адекватности исполнения родительской роли другим социальным ролям, выполняемым ин­дивидом в семье.

Предварительные результаты исследования показывают, что как русские, так и татарские родители отдают явное предпочтение ценностям современной культуры, ориентированной на насто­ящее, сосредоточенной на человеке, его правах и призвании, его развитии и самореализации. В такой культуре отношения между людьми четко определены их ролью и статусом в социальной си- | стеме, а общество стремится регулировать поведение человека по­средством морали (Л. Г. Почебут, 2001). Этнически респонденты в основном идентифицировали себя с той национальностью, к ко­торой принадлежат: русские — в 96,7 %, татары — в 50 % случаев. Только 13,3 % всех опрошенных отнесли себя к суперэтносу «рос­сияне». Для татарских семей, в иноэтнической ситуации характер­ны такие идентификации, как «обрусевшие татары» (10 %), «рус­скоязычные татары» (20 %), русские и «татароговорящие» русские в 10 % случаев.

Хотя в отношении характеристик родительской роли достовер­ных различий в группах не выявлено, сама структура родительства отличается и в семьях разной национальности и между родителя­ми. Проведенный корреляционный анализ подтвердил гипотезу

о влиянии на осуществление родительства этнической идентич­ности индивида и социально-этнического окружения, в котором он находится. Однако предположение о влиянии на адекватность выполнения родительской роли в соответствии со своей культур­но-этнической идентичностью, исполнения других ролей в семье («мужа», «жены», «добытчика», «хозяина», «главы семьи», «эмоци­онального лидера» и пр.) оказалось верным только для родителей, находящихся в условиях иноэтнической среды.

Русским родителям присуще желание тесно связывать свою этническую культуру с современной, а не с традиционной семьей, в которой национальные традиции и ценности бережно передают­ся из поколения в поколение, поэтому существенной разницы в аспектах этнической идентичности не обнаружилось, а выделение компонентов родительской роли оказалось неинформативным.

Рассматривая особенности выполнения родительской роли, необходимо отметить, что русским родителям свойственно встра­ивать ее выполнение в общий план социальных ролей, не ограни­чиваясь рамками своей семьи. Выполнение родительской роли в данном случае является адекватным, если существует внутрилич-ностная согласованность между исполнением роли «приписывае­мой» родителю обществом и принятием ее индивидом в качестве нормативного образца.

У русских мам адекватность выполнения родительской роли связана с инстинктивной (биологической) любовью к ребенку в сочетании со строгим воспитанием, подразумевающим безогово­рочное послушание и строгий контроль. «Адекватные в материн­стве» русские женщины стремятся к саморазвитию, активной об­щественной жизни и высокому материальному положению, при­чем не ради собственного престижа, а на «благо семьи».

Интересен тот факт, что родительская роль отца считается адекватной в случаях индифферентного отношения к жизнен­ным целям и ценностям, спокойной отстраненности от «рабочих моментов» воспитания детей с правом доминирования в момен­тах критических. Родительская роль у русских отцов отличается устойчивостью и рациональным подходом к планированию ре­продуктивного поведения.

Для татарских родителей, находящихся в условиях иноэтни­ческой ситуации, социально-ролевая адекватность исполнения

родительской роли свидетельствует об отсутствии противоречий в структурно-ролевых позициях членов семьи. Следует отметить, что в данном случае высокоадекватное выполнение родительской роли надындивидуально связано со склонностью родителей к по­строению социально желаемого образа ребенка. Родители требу­ют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представления и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если их надежды не оправдываются, то высокие требо­вания в безоговорочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка соб­ственных нежелаемых качеств со стороны отца. Родители склон­ны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».

Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по дан­ной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирующе­го этноса для общения в своей семье, идентификация с домини­рующей нацией, следование принятым в обществе нормам и тре­бованиям, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окру­жении стереотипами.

Позиция родителей по отношению к детям в семье, находя­щейся в иноэтнической ситуации, тесно связана с тем, какой из национально-этнических компонентов преобладает в структуре родительской роли. Культурно-этнический компонент указывает на склонность к авторитарности, искусственное продление зави­симости ребенка от семьи и строгий контроль за его действиями. Преобладание социально-этнического компонента связано с заинте­ресованностью родителей в делах и планах ребенка, с поощрением самостоятельности и инициативы. В данном случае для родителей важнейшей ценностью является развитие ребенка, даже если это происходит в ущерб его идентификации со своим этносом. Сами родители также стремятся к саморазвитию, в построении своего родительского поведения обращаются к информации психолого-педагогического характера и к активному обсуждению возникаю­щих проблем в социальных контактах. С эмоциональной холод­ностью и отстраненностью от собственных детей связано развитие

индивидуально-этнического компонента родительской роли. Чем более он выражен в структуре родительской роли, тем более ро­дители склонны относиться к детям больше функционально («на­следник», «продолжатель фамилии» и т. п.) нежели эмоционально. В вопросах построения своего родительского поведения ищут от­веты в опыте своих собственных родителей.

Таким образом, этническая идентичность как эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими пред­ставителями одной с ним этнической группы является результатом попытки соединить социальные роли, которые он выполняет и его психологические диспозиции с теми моделями личности, которые считаются одобренными в культуре, к каковой принадлежит конкрет­ный индивид. Этническая идентификация дает личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обще­стве, связывает настоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, служит исходной системой ориентации в мире. Самоотождествление человека с определенной национальностью и культурой происходит на трех уровнях: культурном (духовная иден­тичность), социальном (ролевая, статусная идентичность) и личност­ном (психологическом). Отсутствие идентичности рождает внутри-личностные конфликты, разрушает образ «Я». Поэтому она рассма­тривается нами в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на ценности, стратегию и поведение родителей в отношении своих детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.