Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА



2.1. Особенности родительствав однодетных и двухдетных семьях

Факторный анализ выборки однодетных и двухдетных семей позволил выделить девять факторов, определяющих становление родительства. Надо отметить, что однодетные и двухдетные семьи имеют свою специфику, судя по содержанию факторов. Можно вы­делить четыре фактора, характерных как для однодетных, так и для двухдетных семей: «синтез свобод», «дружелюбный компромисс», «партнерство», «ценностный» и пять специфичных факторов, об­условленных особенностями семей с разным количеством детей.

Сначала будет представлено описание содержания факторов общих для однодетных и двухдетных семей, а затем — специфич­ных.

В результате факторного анализа был выделен «ценностный»фактор, который объединил все наиболее значимые ценностные ориентации супругов, касающихся как семейной сферы, так и иных жизненных сфер. В этот фактор вошли показатели шкал опросни­ка терминальных ценностей (ОТеЦ). Данный фактор занимает особое место среди остальных, полученных нами: он включает ре­зультаты только одной методики, в то время как другие факторы представляют комбинации результатов различных методик. Наи­больший удельный вес в ценностном факторе принадлежит пока­зателям семейной жизненной сферы и сферы увлечений, а также таким терминальным ценностям, как активные социальные кон­такты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. Нами предполагается что этот фактор является наиболее глубин­ным. Содержание показателей «ценностного» фактора схоже как в однодетных, так и в двухдетных семьях, что объясняется устой­чивостью ценностной сферы личности, ее особой определяющей ролью в жизни каждого человека.

Второй общий фактор, определяющий суть и содержание ро­дительства, назван нами «синтез свобод».Наибольший удельный вес в нем принадлежит таким показателям, как отсутствие вмеша­тельства в мир ребенка, отсутствие излишней концентрации на ре­бенке, отсутствие ощущения родительского самопожертвования.

Его суть заключается в построении взаимодействия в семье таким образом, что образуется «триада» свобод: относительную свободу имеют отец, мать и ребенок/дети. Этот фактор предполагает гар­моничный синтез свобод, при котором нет дистанцирования друг от друга. Этот фактор определяет здоровую дистанцию в семье, которая не влечет установления взаимной патологической зависи­мости членов семьи.

При таких отношениях родительская забота о ребенке не пере­ходит в гиперопеку, ребенку предоставляется относительная сво­бода. Нет перекосов взаимодействия, характерных для детоцен-трической семьи: отсутствует излишняя концентрация на ребенке, родители признают право ребенка на наличие внутреннего мира, границы которого неприкосновенны даже для родителей.

При таком характере взаимодействия роль родителя не явля­ется сверхценностью, нет авторитаризма в родительском отноше­нии. Родители способны признавать свои ошибки, слушать и слы­шать ребенка. Роль родителя исполняется с удовольствием. Муж­чина включен в семью, женщина строит семейное взаимодействие с позиции сотрудничества.

Необходимо указать то, что, несмотря на содержательное со­ответствие данного фактора, как у однодетных, так и двухдетных семей, в семьях с двумя и более детьми этот фактор имеет некото­рые особеннности. В отличие от однодетной семьи, в двухдетной семье фактор «синтез свобод» положительно коррелирует с пока­зателем удовлетворенности браком и отрицательно коррелирует с показателем стремления стимулировать развитие ребенка.

С нашей точки зрения, это подтверждает позитивную направ­ленность фактора: отсутствие чрезмерного давления одних членов семьи на других, признание права быть самим собой, невмеша­тельство в личный мир друг друга влечет и в том числе удовлетво­ренность браком у супругов. Таким образом, на наш взгляд, появ­ление на свет второго ребенка говорит об определенной зрелости семьи, о нахождении оптимальных путей взаимодействия друг с другом, одним из которщх и является взаимодействие с позиций признания свободы.

Третий фактор, определяющий содержание родительства в семьях независимо от количества детей, — «дружелюбный компро­мисс». Вэтот фактор вошли показатели методик, которые характе-

ризуют особенности взаимодействия; мягкость, симпатия, забота, уступчивость. Наибольший удельный вес принадлежит показате­лю ответственности, т. е. компромисс строится именно на основе эмоциональной близости друг с другом, привязанности и любви. Этот фактор определяет такую обстановку семейного взаимодей­ствия, где все члены семьи не выказывают притязаний на лидер­ство, а стремятся в большинстве ситуаций взаимодействия найти такие точки соприкосновения, которые устраивают всех. Прежде всего, это ориентация не на избегание конфликтов, а на опти­мальный эмоциональный контакт, теплоту во взаимоотношениях, стремление учитывать интересы всех членов семьи.

Как и в предыдущем факторе, нами была обнаружена специ­фика проявления действия фактора в двухдетных семьях: в отли­чие от однодетных семей, в содержании фактора появляется пока­затель оптимального эмоционального контакта, что подтверждает его позитивный смысл. Для того чтобы более четко определить от­личие от предыдущего фактора, необходимо отметить, что в пер­вом случае движущей силой, определяющей основное содержание фактора, является признание существования индивидуального, личного мира у каждого члена семьи, а во втором случае речь идет о взаимодействии членов семьи.

Четвертый фактор — «партнерство».Наибольший удельный вес среди прочих показателей, составляющих данный фактор, принад­лежит показателям равенства родителя и ребенка, оптимального эмоционального контакта, а также стремления к установлению партнерских отношений.

Данный фактор характеризует особенности взаимоотноше­ния в семье с точки зрения равенства участников взаимодействия. Если в предыдущем факторе подчеркивалось стремление уступать друг другу, сглаживать конфликтные моменты, то данный фактор обозначает равенство контактеров в семье независимо от семей­ного статуса и роли. Прежде всего это касается отношений в семье «по вертикали», т. е. между родителями и ребенком/детьми. Если рассматривать общение людей в целом, то всегда наличие «верти­кали» в общении ведет к его дефицитарности, будь это общение с позиции «сверху» или подстройка к собеседнику «снизу».

Семейное общение представляет частный специфический вид общения, поэтому данное положение можно распространить и на

семейные отношения: «вертикаль» в семейном общении делает его дефицитарным. Следовательно, наиболее оптимальным является семейное взаимодействие с равных позиций, которые учитывают как собственные притязания, так и притязания других членов се­мьи, и позволяют, по возможности, уравнять их в правах. В связи с этим нами утверждается позитивный характер фактора.

Рассматривая динамику изменения качественного содержания фактора в семьях с несколькими детьми, нужно выделить появле­ние такого показателя, как признание возможности самореализа­ции только при наличии ребенка/детей. Благодаря этому еще раз делается акцент на осознании важности наличия детей в структуре семьи, а также подчеркивается партнерский характер отношений родителя и ребенка, который продолжают утверждать родители в семье с двумя и более детьми.

Далее, описание факторов, определяющих современную кар­тину родительства в российском обществе, будет представлено сначала для однодетных, затем для двухдетных семей. Эти факто­ры являются специфическими, т. е. присущими только либо се­мьям с одним ребенком, либо двухдетным семьям.

Выделены специфичные факторы, определяющие родительство в однодетных семьях:«подчиненное равнодушие», «растворение в ребенке», «влияние родительской семьи», «внесемейная актив­ность», «самореализация в родительстве».

«Подчиненное равнодушие»— доминирующий вес среди по­казателей, составляющих фактор, принадлежит показателям под­чиненности, пассивности, зависимости родителя от ребенка или супруга, скованности. Супруги исполняют родительскую роль в силу какого-либо принуждения, безынициативно, вынужденно, пассивно. В силу влияния данного фактора мужчина выражает свою безучастность (в содержании фактора присутствует соответ­ствующий показатель), женщина формально выполняет родитель­ские функции.

Не наблюдается желания развивать, совершенствовать ребен­ка, процесс воспитания пускается родителями на «самотек». Не­редко отмечается уход родителей в себя. Это семья, где каждый сам по себе.

«Растворение в ребенке»- некомпетентность родителя и зна­чимость продолжения рода имеют наибольший удельный вес.

Смысл родители видят в продолжении рода, продолжении себя в детях. Действие данного фактора выражается в том, что родители осуществляют свою родительскую роль пассивно, интуитивно, за­частую осознавая свою некомпетентность. В то же время родите­ли передают ответственность самому ребенку в той степени, что они признают за ребенком право на независимость, самостоятель­ность.

«Влияние родительской семьи»— наибольший факторный вес принадлежит показателям удовлетворенности браком и влияния родительской семьи. Несомненно то, что родительская семья ока­зывает мощное воздействие на стихийно складывающееся роди­тельство как идеальный образец, так и в качестве «антиидеала».

Исследование показало воссоздание в своей собственной се­мье именно позитивных особенностей родительской семьи. Преж­де всего это уклад семьи, распределение семейных обязанностей и ролей между супругами, количество детей (например, выходцы из многодетных семей стремятся создать свою семью также с количе­ством детей больше одного и т. п.), особенности стиля воспитания. При этом супруги удовлетворены браком. Это можно объяснить повторением на качественно ином уровне — уже в качестве роди­теля модели семейной атмосферы, которая ретроспективно оце­нивается позитивно.

«Внесемейная активность»— наибольший удельный вес при­надлежит показателям ценности сферы общественной жизни и значимости креативности. Движущей силой в данном случае яв­ляется ориентация родителя на внесемейные сферы, в частности, на сферу общественной жизни.

Внесемейная социальная активность нами рассматривает­ся как психологическая защита от каких-то семейных неурядиц. Влияние фактора определяет родительскую активность, доми­нантность, осуществление взаимодействия с позиции «сверху». В этом случае родители обладают оценочностью поведения, критич­ны, (о чем свидетельствует наличие соответствующих составляю­щих фактора), стремятся заставить окружающих соответствовать известным им стереотипам, шаблонам.

«Самореализация в родительстве»- нельзя однозначно гово­рить о том, что этот фактор носит целиком позитивный характер - крайности в любом случае являются «перекосами», в данном

случае самореализации (этот показатель имеет наибольший удель­ный вес). Этот фактор определяет такое восприятие родительства, когда личность не мыслит самореализации, не состоявшись как родитель, не осуществив родительской роли, причем, видит воз­можность самореализации только в этом. Родительство становит­ся смыслом жизни, нередко родительское отношение имеет харак­тер чрезмерной заботы, зависимости, что подтверждает наличие одноименного показателя в факторе.

Этот фактор может обусловливать картину родительства в молодых семьях, которые много экспериментируют с развитием ребенка, хотят быть, по возможности, идеальными родителями: изучают специальную литературу, посещают специальные курсы, получают дополнительное образование, т. е. серьезно подходят к исполнению своей основной миссии. Либо, наоборот, этот фактор характерен для семей со значительным стажем, которые осознан­но хотят воспитывать единственного ребенка, отдав ему все силы и душу. Как правило, такой тип семей отличается детоцентриче-ской направленностью. И в том, и в другом случае роль родителей исполняется с удовольствием (это показывает соответствующая составляющая фактора), так как это желаемая цель для супругов, это смысл их жизни.

В отличие от фактора «растворение в ребенке», данный фактор являет собой именно родительскую активность, направленную на взаимодействие с ребенком, его воспитание и совершенствование себя как родителя.

Специфичными факторами, определяющими складывание родительства в двухдетных семьях, являются следующие: «вос­питательная неуверенность», «самоутверждение за счет ребенка», «авторитаризм матери», «родительский опыт», «дистанцирование от ребенка».

Наибольший удельный вес фактора «воспитательная неуверен­ность»занимает показатель безынициативности, скованности по отношению к ребенку. Этот фактор включает показатель неуве­ренности родителя в себе,, пассивности, заниженной самооценки.

Из этих особенностей родительства вытекает подчиненность, которая проявляется в зависимости от мнения окружающих, бо­язливости, некоторой беспомощности. Отсюда следуют такие ка­чества, как тревожность, мнительность. В этом случае родители,

боясь ошибиться, ориентируются на избегание ситуаций приня­тия решения.

С нашей точки зрения, деформации подвергаются воспита­тельные моменты, когда родители проявляют слабую волю, вы­бирая вместо необходимой требовательности уступку, а свою ро­дительскую неудовлетворенность выражают как обидчивость, скрытность, т. е. реагируют интровертированно.

Воспитательная неуверенность заключается в том, что, боясь плохого к себе отношения со стороны детей, значимых окружаю­щих, родители выбирают избегание, уступки, стараясь скрыть не­довольство ситуацией.

«Самоутверждение за счет ребенка»включает потребность ро­дителей в детях. Наибольший вес среди составляющих показателей фактора занимает значимость продолжения рода. Важно наличие детей в семье, но не как самоценности или фактора самореализа­ции родителей.

Этот фактор является движущей силой самоутверждения ро­дителя. Дети являются не целью, а средством, благодаря которому происходит возвышение родителя, сопровождается это провоз­глашением непоколебимой ценности сверхавторитета, где «слово родителя - закон». В такой ситуации родитель занимает доми­нирующую позицию, осуществляя взаимодействие по принципу властвования. За счет возвышения над ребенком он компенсирует какие-то личные недостатки, слабые стороны личности.

«Авторитаризм матери»фактор в основе несет доминантную позицию женщины в семье, которая признается остальными ее членами, в том числе и мужем. Такая позиция женщины является дисфункциональной, так как препятствует установлению опти­мального эмоционального контакта, способствует формированию непонимания между родителем и ребенком. Занимая авторитар­ную позицию, женщина теряет нечто традиционно женское, при­сущее роли матери, жены, хозяйки, в то же время она, отнимая у мужчины, свойственную ему роль, не исполняет ее с тем же каче­ством и лишает супруга его полноценной роли, создавая ситуацию неопределенности, ущемленности.

Данный фактор характеризует семьи, имеющие определенный семейный стаж, двух и более детей, что объясняется нами как осо­бенности современного российского типа семьи, где зачастую до-

минирует в семье женщина, мужчина соглашается с этим, играя пассивную воспитательную роль.

«Родительский опыт»включает довольно высокую оценку себя как родителя, оценку своей родительской компетентности. Наи­больший факторный вес среди показателей данного фактора за­нимает показатель родительской компетентности.

С рождением каждого последующего ребенка, совершенству­ется опыт родительства, что позволяет отцу или матери считать себя компетентным родителем. Этот фактор имеет дисфункцио­нальную составляющую, судя по результатам исследования, ро­дители ориентируются на позицию власти авторитета, а не на по­строение партнерских отношений с ребенком. При этом родители отмечают удовлетворенность браком, так как их устраивает семей­ная ситуация: они ощущают свою состоятельность в плане роди­тельства, требуя соответствующего к себе отношения.

«Дистанцирование от ребенка»проявляется в пренебрежении эмоционально близкими отношениями между родителями и деть­ми либо в избегании этих отношений в силу каких-то причин. Наибольший вес принадлежит показателю эмоциональной дис­танции между родителем и ребенком.

Ребенку предоставляется независимость в той степени, в кото­рой она устраивает родителей и не вынуждает погружаться в забо­ты, переживания, что оставляет широкое поле возможностей для построения собственной жизни, изолированной от ребенка. У та­ких родителей нет ориентации на ребенка, на его воспитание. По­явление этого фактора в семьях с двумя и брлее детьми наводит на мысль о родительской усталости, о проявлении действия защит­ной тенденции от чрезмерного погружения в семью, растворения в ней, о котором мы говорили выше при обсуждении результатов корреляционного анализа. Вероятно, этот фактор может быть и изначально заложен в системе ценностей человека, который по тем или иным причинам стал родителем, не ощущая в этом по­требности.

Общая картина общих и специфических факторов представ­лена в табл. 2.


Итак, подводя итог анализу содержания факторов, необходимо сказать следующее. Особенности семьи, имеющей более одного ре­бенка, накладывают отпечаток на своеобразие содержания общих факторов. В этой группе семей содержание факторов более естествен­но, более интериоризированно, и именно эти действующие силы способствуют возникновению ощущения удовлетворенности браком или установлению оптимального эмоционального контакта, т. е. яв­ляются залогом гармоничной семейной жизни. Особая роль принад­лежит «ценностному» фактору, который является но более глубинным и определяет стиль и содержание семейной жизни.

Специфические факторывсемьяхс одним ребенком—это факто­ры, определяющие акцент на ребенке: самореализация в родитель-стве, растворение в ребенке, либо противоположная тенденция, определяющая внесемейную активность, т. е. самореализацию вне семьи. Кроме того, эти факторы показывают влияние родитель­ской семьи, а также определяют стиль семейного взаимодействия. Факторы этой группы определяются реализацией потребности в самореализации, поисками путей оптимального семейного взаи­модействия, формирования индивидуальных особенностей роди-тельства, в том числе под влиянием родительской семьи.

В семьях сдвумя и более детьми специфические факторы определяют родительскую опытность, снижение стремления сти­мулировать развитие ребенка, переход родительской позиции в позицию сверхавторитета, что проявляется, в частности, в жен­ском авторитаризме, самоутверждении родителей за счет ребенка. Противоположностью активной родительской позиции является позиция мнительности, основанная на родительской неуверенно­сти в себе, заниженной самооценке. Специфичные факторы ро-дительства в двухдетных семьях определяют проявление действия защитного механизма: в связи с опасением чрезмерного погруже­ния в семью и растворения в ней, родители устанавливают опре­деленную дистанцию между членами семьи, маркируя предельно допустимые границы эмоциональной близости.

Итак, можно констатировать, что субъективно-психологические факторы представляют собой совокупности ряда показателей, ло­кализующихся в микросистеме (уровень собственной семьи), в ме-зосистеме (уровень родительской семьи), в макросистеме (уровень общественного влияния).

Результаты анализа позволяют сделать вывод об актуальности психолого-педагогической работы с родителями, направленной на коррекцию и развитие субъективно-психологических факторов.

2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания*

Наиболее развернутую характеристику личностной зре­лости дал П. М. Якобсон (1981). Он определил ее как обществен­но-исторический феномен, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет разное содержание. По сути, в об­щественном сознании нашего времени существует эталон сфор­мировавшейся личности. Он предполагает определенный уровень развития сознания человека, его оценок и суждений, регулирова­ния им своих актов и действий, отношения к различным сторо­нам действительности (природной и социальной). Свойственное нашей культуре представление о зрелой личности отчетливо про-

В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследова­ния Е. А. Нестеровой, выполненного под нашим руководством (2003).

является в характере отношения окружающих людей к действиям, поведению и поступкам человека в процессе межындивидуальных связей. Оно получает свое выражение в характере законодатель­ства и нормах поведения, предъявляемых обществом к взрослому человеку [199].

Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает че­ловек свое место в обществе, каким мировоззрением или фило­софией руководствуется, каковы его отношения к общественным институтам (нормы морали, права, законы, социальные ценно­сти), к своим обязанностям и своему труду.

Социальная зрелостьвключает зрелость гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, от­ветственность за свой труд; моральную — понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать, ответствен­ность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическую - достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах в быту, искусстве, природе.

Социальная зрелостьобусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологиче­ской зрелости у социально незрелой личности, характеризующей­ся инфантильностью суждений и действий, непониманием тре­бований общества и т. д.

Л. И. Божович (1978 — 1979) отмечает, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточ­но высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития выступает возникновение у человека способ­ности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникнове­ние такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека. Оно связано с волей, которая обеспе­чивает сознательное управление человеком своим поведением.

Л. И. Анциферова (1977) считает, что уровни психологической организации зрелой личности — это производное ее интегриро­ванного функционирования, качественной переработки на выс-

шем уровне способов взаимоотношений с миром на предшеству­ющих стадиях и установление для каждого из них своего места, определяемого типологией тех жизненных ситуаций, с которыми приходится справляться зрелой личности. В период личностной зрелости различные типы деятельности интегрируются и в своих полностью развитых формах порождают разные типы совмещен­ных способов жизнедеятельности человека, поднимающих разви­тие личности на качественно новый уровень.

К. А. Абульханова-Славская (1981) отмечает, что, становясь зрелой, личность превратится в субъект жизнедеятельности, само­определяется по отношению к жизни в целом. Личность все более организует обстоятельства и события в соответствии со своей жиз­ненной позицией. Однако качество личности как субъекта жиз­недеятельности отнюдь не означает ее замыкания во внутреннем мире, обособления от действительности. Напротив, происходит совершенствование свойственных ей способов включения в обще­ственную и личную жизнь, способностей реализовать себя в до­стойном деле, готовности многое претерпеть ради благого дела и т. д. Мера сформированности, определенности основных отношений личности и есть мера зрелости личности.

Зрелость личности характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Выделяют следующие ха­рактеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию сво­их знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

П. М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности:

— выраженное стремление к творчеству, проявление творче­ского начала в самых разнообразных сферах жизни;

— тонкую восприимчивость к достаточно широкому кругу яв­лений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т. д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее много­образии и богатстве и т. д.);

— хорошую интеллектуальную активность в смысле постанов­ки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытать­ся настойчиво решать;

— достаточную эмоциональную чувствительность, которая но­сит избирательный характер, но имеет широкий круг вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять особенный высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной обла­сти явлений окружающего мира социальных феноменов, челове­ческих отношений;

— мобильность способностей, т. е. умение реализовать в соот­ветствующих действиях присущий человеку потенциал, который он хотел бы раскрыть;

— рефлексию на свой духовный облик, служащую задачам са­моорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разноо­бразны и широки — нравственное самосовершенствование, интел­лектуальный рост, эстетическое развитие и т. д.

По мнению Р. М. Шамионова (1997), личностная зрелость представляет собой сложное образование, структуру факторов ко­торого составляют такие качества, как ответственность в разных сферах деятельности, эмоциональная зрелость, самоконтроль по­ведения, самостоятельность, адекватность самоотражения, высо­кий уровень реализованности событий жизни, адекватность целе-полагания. Личностная зрелость входит в общую структуру лич­ности и оказывается взаимосвязанной с целым рядом личностных особенностей, таких, как общительность, следование социальный требованиям, мягкость, радикализм, доверчивость, терпимость, уверенность в себе, естественность.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (1995) считают зрелую лич­ность личностным способом бытия. В качестве признака зрелой лич­ности они выделяют развитые ценностные ориентации, самостоя­тельность и ответственность. Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характе­ристики человека как личности. Самостоятельность действия - это Действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духов­ные силы, без обращения к подсказке авторитета. Ответственность ~ это способность человека нести ответственность за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

А. А. Реан (1998) выделяет четыре базовых компонента лич­ностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (базовый интегративный компонент). Считается, что вокруг базовых компонентов группируются мно­жество других.

Т. П. Скрипкина (2001) считает, что сложившийся уровень дове­рия к себе можно считать одним из показателей зрелости личности. Уровень доверия понимается как полноценное овладение собой, своей сущностью, оно возможно лишь потому, что человек спо­собен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т. е. относиться к своей субъектности как к ценности. При этом он, выбирая стратегию поведения, с одной стороны, стремится к соответствию миру, в котором он живет, и с другой — соответствию самому себе, ценностным представлениям о себе.

Н. Н. Ивков (2002) определяет личностную зрелость как сте­пень самоактуализации, степень зрелости ценностно-смысловой сферы личности и уровень личностной ориентировки. Процесс личностной ориентировки направлен на последовательную реа­лизацию следующих задач:

1) ориентировку в собственных личностных ценностях, с це­лью гармонизации системы личностных ценностей;

2) формирование самосознания как отражения специфично­сти реализации ценностного отношения к миру (основные сдви­ги в самосознании происходят относительно осознания смысла «Я»);

3) построение жизненной перспективы как отражение уже гармонизированной системы личностных ценностей.

Личностно зрелый человек умеет строить зрелые межлич­ностные отношения. Они могут быть определены как отношения принятия и понимания между двумя самоактуализирующимися и демонстрирующими высокий уровень внутренней конгруэнтно­сти и аутентичности личностями. Их можно определить как отно­шения между людьми, способными к совершению ответственных поступков и сознающими ценностно-смысловые и мировоззрен­ческие предпосылки и следствия каждого из своих поступков, как отношения между людьми, каждый из которых видит в себе и в другом целостность и ценность человеческого бытия (М. Р. Мини-гагиева, Н. П. Ничипоренко, 2002).

А. Г. Асмолов (2001) в качестве критериев личностной зрелости выделяет активную жизненную позицию и осуществление личностью свободного выбора. Такой выбор не скован заранее предрешенным исходом. Человек всегда воспринимает совершаемое им как со­вершаемое в силу внутренней необходимости, идет на риск, выи­грывает и теряет, несет ответственность за свой выбор: «Неопреде­ленность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредска­зуемость для самого себя — вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора».

Согласно Д. А. Леонтьеву (2001), критерий личностной зрело­сти — это «умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля — это и есть фор­мула личностной зрелости».

По мнению А. Н. Харитонова (2003), индикаторами показа­теля личностной зрелости являются адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, познавательной, поведенческой сфер; адаптивность в микросоциальных отношениях; соответствие субъ­ективных образов отражаемым объектам реальности и характера реакций - внешним раздражителям; способность в саморегуля­ции своих чувств, поведения; поддержание активности, перспек­тивное планирование жизненных целей.

Индикаторами показателя недостаточной личностной зрелости являются: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротиче­ских реакций, акцентуированные черты, недостаточная адекват­ность в уровне зрелости различных личностных сфер, неполная адаптивность в микросоциальных процессах, трудности саморегу­ляции своих состояний, чувств, поведения и др.

По мнению Н. Р. Битяновой (1995), ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Са­моразвитие — это скорее непрерывный процесс, чем цель, кото­рую необходимо достичь.

Так, Олпорт (1937) полагал, что созревание человека — это не­прерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъ-

ектов функционально автономно и мотивированно осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимуществен­но направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Таким образом, какие бы критерии зрелой личности не пред­лагались, во всех проступает мысль о действующей личности, ста­вящей новые задачи, стремящейся к различным целям, — словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее жизненного пути.

Исходя из положения о том, что личность воспитывается лич­ностью, можно предположить, что личностная зрелость родителей является важнейшим фактором семейного воспитания.

В статье «О становлении личности» К. Г. Юнг великолепно иллюстрируют необходимость развития личности самих родите­лей: «Беспрестанно твердят о том, что из ребенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспи­тательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь, и, прежде всего, это самые обыкновенные не­компетентные родители, которые очень часто сами на протяже­нии половины или даже всей жизни остаются во многом детьми.... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.... Никто не в состоянии воспитать лич­ность, если он сам не является личностью. Личность — результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивиду­ально сущего и максимально успешного приспособления к обще­значимому при величайшей свободе выбора» [198, с. 129].

Можно привести примеры многочисленных исследований, косвенно подтверждающих данное утверждение. Например, Дж. Гэбриэл (1969), опираясь на исследования Болдуина и Шефе-ра, делает вывод о том, что в некотором отношении личность де­тей — это отражение личности родителей.

М. Земска (1986) утверждает, что личность родителя и их пози­ции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или дру­гих значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения.

Стиль семейного воспитания определяется личностными ка­чествами отцов и матерей, их представлениями о жизни и явля­ется своего рода реализацией личности родителя (Т. В. Лодкина, Е. Л. Тихомирова, 2003).

Родитель с теми или иными личностными особенностями ре­ализует определенный стиль семейного воспитания. Например, у мам-экстравертов меньше выражена неразвитость родительских чувств, возможно, это связано с тем, что такой маме свойствен­на активная самореализация, которая предполагает, в том числе и стремление реализовать себя в ребенке, она прививает ему само­стоятельность, поддерживает инициативу и в конечном счете спо­собствует активной самореализации своего ребенка. В семье таких матерей меньше выражена воспитательная конфронтация по по­воду воспитания ребенка. Интровертированная мама, погружен­ная только в свой внутренний мир, склонная к мечтам и фантази­ям, не замечает, что ее ребенок взрослеет, культивирует в нем дет­ские качества, инфантилизирует его. У нее много своих личност­ных проблем, которые она решает за счет ребенка. Ригидная мама, с «жесткостью» установок в воспитании ребенка требовательна, она не может или не хочет идти на компромисс с ребенком, чтобы установить уровень требований, не задевающий и учитывающий права и достоинства ребенка, играет роль «морализатора» в вос­питании, устанавливая, что ребенок должен или не должен делать. Агрессивная мама, которой свойственна негибкость в общении, агрессивная манера самоутверждения вопреки интересам окружа­ющих, вплоть до явных высказываний или действий, чаще выно­сит конфликт между супругами в отношения с ребенком, в семье часто наблюдается воспитательная конфронтация. Она склонна оставлять ребенка на периферии внимания, за него «берутся» вре­мя от времени (Е. Н. Спирева, А. Г. Лидере, 2001).

Уверенные в себе родители с большим доверием относятся и к другим людям, они убеждены, что способны контролировать про­исходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют те­плоту, принятие и отзывчивость (Mondell & Tyler, 1981).

Хорошо адаптированные, эмоционально зрелые родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием. Сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости,

независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков (Belsky, Lerner & Spanier, 1984).

Влияние личностных особенностей родителей на воспита­тельный процесс наглядно иллюстрирует пример взаимодействия родителей, страдающих депрессией, со своими детьми. В своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые отрицательно сказываются на развитии ребенка (Colletta, 1983; Hammen, Burge & Stansbury, 1990). Для этих детей характерно агрессивное пове­дение, нарушения внимания, плохой уровень социальной компе­тентности — все это указывает на отрицательные влияния условий, созданных депрессивным родителем (Dodge, 1990).

Согласно результатам исследований Т. М. Марютиной (2002), особенности поведения родителей по отношению к детям обуслов­лены уровнем их умственного развития, установками, личностны­ми чертами, ценностными ориентациями и т. д. Ребенок тем ближе к матери, чем выше у нее уровень интеллектуальных интересов, не­зависимости суждений и чем более она спокойна и уверена в себе. Дети ищут поддержки и понимания у пожилых членов семьи, не имея возможности реализовать свои потребности в полноценном эмоциональном и интеллектуальном общении с матерью. Чем выше тревожность матери и ее приверженность нормам поведения, чем более она ориентирована на внутренний мир, тем больше ребенок предпочитает общество друга/подруги, т. е. стремится отдалиться. Любознательность ребенка зависит от эмоциональной стабильности матери: чем она более спокойна, тем выше любознательность ребен­ка. Социальная адекватность поведения ребенка положительно свя­зана с уровнем общительности матери.

Определяющую роль в формировании межличностных от­ношений ребенка младшего школьного возраста играют такие личностные черты матери, как степень замкнутости — общитель­ности, уровень интеллекта и степень подчиненности — доминант­ности. Развитое воображение, наличие интеллектуальных интере­сов и высокий самоконтроль матери положительно сказываются на развитии наглядно-образного мышления ребенка. Открытость и благожелательность матери положительно сказываются на раз­витии памяти детей. Умственная работоспособность или внима­тельность ребенка дошкольного возраста практически полностью

формируется в зависимости от индивидуальных особенностей ма­тери и т. д.

3. А. Зимелева (2001) отмечает, что лучшим гарантом хороше­го самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, те дети, чьи родители еще сами не научились управлять своим поведением, с большим тру­дом усваивают навыки адекватного выражения агрессии.

А. С. Спиваковская (2000) выделяет две группы мотивов, ха­рактерных для родителей детей-невротиков. К первой относят мо­тивы — воспитание как: реализацию потребности смысла жизни, как реализацию потребности достижения, как реализацию сверх­ценных идеалов или определенных качеств. Ко второй категории относят воспитание как реализацию определенной системы. Эти мотивы можно считать вариантом реализации потребности в до­стижениях, но не одного родителя, а всей семьи.

А. А. Сараева (2003) первым признаком оптимизированной се­мьи считает личностную зрелость супругов: «Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке».

В основе семейной дезорганизации часто лежит какая-то лич­ностная проблема родителя, чаще всего носящая характер неосо­знаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Это может выражаться в «предпочтении детских качеств» — 10 % се­мей, «расширении родительских чувств» — 10, в «воспитательной неуверенности родителей» — 13, «проекции на ребенка собствен­ных нежелательных качеств» — 4, «внесении конфликта между су­пругами в сферу воспитания» - 3 % семей (Н. Т. Колесник, 1999).

Е. И. Захарова (2003) отмечает, что социальная ситуация че­ловека, ставшего родителем, отличается специфическими особен­ностями, и ее освоение не происходит автоматически в результате рождения ребенка, поэтому принятие данной системы отношений свидетельствует о появлении новообразования взрослости — вну­тренней позиции родителя. В первую очередь это отношение к ре­бенку, при котором взрослый принимает на себя ответственность за его благополучие. В случае непринятия родительской позиции, ситуация, когда взрослый вынужден подстраиваться под жизнен-

ные ритмы ребенка, вызывает негативное отношение к родитель­ской роли, а часто — и к самому ребенку.

На взаимодействие родителей с детьми влияет также социаль­ная направленность родителей, их обобщенные представления о других людях. Родители, подчеркивающие значение психологиче­ских характеристик, мотивов, чувств (в отличие от тех, кто рассма­тривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе), склонны использовать личностно-ориен-тированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряют их размышле­ния над собственным поведением и эмоциями. Такой подход спо­собствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности (Applegate, Burke, Burle-son, Delia & Klein, 1983).

О. А. Карабанова (2003), основываясь на опыте психологиче­ского консультирования, выделяет причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях. Среди них — низкая коммуникативная компетентность и низкая критич­ность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Автор отмечает, что родители при­знают низкую эффективность семейного воспитания, но не видят необходимости работы над собой. В процессе консультирования преобладает стремление родителей возложить ответственность за решение проблем семейного воспитания на психолога.

В другом исследовании подтверждена гипотеза о том, что ма­тери, которые принимают себя (обладают позитивным вниманием к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, чем матери, не принимающие себя. Кроме того, результаты предполагают, что диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я», зависит от того, в какой степе­ни его родители способны принять себя (Medinnus, Curtis, 1963). Таким образом, проведенные психологические исследования кос- венно подтверждают влияние личностной зрелости родителей на формирование личности ребенка.

Если рассматривать зрелость человека как родителя,следует ис­ходить из следующих основных предпосылок (Р. В. Овчарова, 2003):

• родительство является интегральным динамическим образо­ванием личности, которое в развитой форме включает родитель-

ские ценности, установки и ожидания, родительские позиции, чувства, отношение, реализуемые в стиле семейного воспитания;

• личностные смыслы, ценности, позиции и отношения (лич­ностная зрелость родителя) обусловливают особенности роди-тельства как интегрального образования личности;

• родительская зрелость включает сформированность основ­ных отношений личности родителя (личностная зрелость), ее субъ-ектности, умения выбирать и осуществлять родительскую страте­гию (функциональная зрелость) и осознание родительского долга и ответственности перед детьми и обществом (социальная зрелость);

• родительская зрелость (личностная, функциональная и со­циальная) является фундаментом и условием эффективного роди-тельства, т. е. влияет на все его компоненты;

• в структуре личностной зрелости родителей можно выделить отношение к семье, родительству, детям как к высшим жизнен­ным ценностям; позитивное отношение к себе как родителю (отцу или матери, родительской чете); родительское отношение к детям, основанное на заботе о ребенке, стремлении к психологической близости с ним при сохранении его суверинитета.

Исходя из сказанного, можно сформулировать определение «личностной зрелости родителей» и обозначить его структуру. Мы рассматриваем личностную зрелость родителейкак системное об­разование, представляющее единство личностных и родительских составляющих, направленных на творческую реализацию процес­са воспитания и развития ребенка в семье, ^личностным составля­ющим относятся ответственность, активная жизненная позиция, адекватное понимание самого себя, аутентичность, стремление к самопознанию, самореализации, саморазвитию, сформирован­ные ценностные ориентации, способность совершать свобод­ный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения. Родительские составляющие включают: принятие «внутренней позиции родителя» (Е. И. Захарова, 2003), осознание ответствен­ности за реализуемые воспитательные воздействия, умение гиб­ко строить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудниче­ства, «сходство семейных ценностей» (В. С. Торохтий, 2001), ро­дительскую любовь как высшее проявление родительских чувств (А. С. Спиваковская, 2000).

Компонентами, представляющими структуру личностной зре­лости родителей, являются следующие:

1) когнитивный — представление о себе как активном субъ­екте жизнедеятельности, который совершает свободный выбор и несет за него ответственность; представление о ребенке как равно­правном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являют­ся значимыми и ценными; представление о процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков, как творчестве и воз­можности для самореализации.

2) эмоциональный — принятие своих слабостей и недостатков, развитое чувство любви и уважения к собственной личности; без­оценочное и безусловное принятие ребенка: сообщение ему о том, что он дорог и любим просто за то, что он есть; принятие «вну­тренней позиции родителя», проявление родительской любви: «Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть из­менения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть, не рассуждать, а вместе с ним чувствовать» [78, с. 278].

3) поведенческий - действия по отношению к себе, направ­ленные на самопознание, саморазвитие, самореализацию; навы­ки сотрудничества с ребенком (умение говорить о своих чувствах, слышать то, что говорит ребенок, решать конфликт по типу «выи­грать — выиграть», выражать недовольство отдельными действия­ми ребенка, но не ребенком в целом, умение выразить в действен­ной форме любовь) и принятие ребенка.

Итак, родительская зрелость это единство личностной и ро­дительской составляющих и включает личностную, социальную и функциональную зрелость.

Родительская зрелость является важнейшим фактором семей­ного воспитания и проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность,однодетность*

Многие исследователи отмечают, что размер семьи и очеред­ность рождения определяют своеобразно типические черты лично­сти ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинго-вой позицией отличаются друг от друга по личностным качествам. Еще А. Адлер высказал мысль о важности порядка рождения в семье для понимания психологических особенностей детей. Именно по­рядок рождения он считал одной из основных детерминант уста­новок личности, появляющихся у нее на протяжении жизни. По мнению А. Адлера, система семейных отношений, морально-пси­хологический климат в семье существенно меняется с появлением каждого следующего ребенка. Однако порядок рождения (позиция) в семье имеет решающее, но не абсолютизирующее значение для развития ребенка. Важно субъективное начало самого ребенка: как он воспринимает свою позицию в семье и что делает для ее измене­ния, принятия или отвержения. Именно в таком подходе наиболее полно проявляются личностные особенности ребенка.

В то же время личностные характеристики детей в семьях с разной конфигурацией, выявленные разными исследователями, неоднозначны по своему содержанию. Это подтверждает поло­жение о влиянии множеств факторов на индивидуальность ребен­ка, а также многоаспектности процесса формирования личности, и требует своего дальнейшего рассмотрения.

Изучение феномена многодетности,а также психологических особенностей детей из многодетных семей, несмотря на появле­ние большого количества работ, посвященных семейным вопро­сам, осуществлялось до последнего времени недостаточно и в основном зарубежными учеными. Лишь в 90 гг. XX в. отечествен­ные психологи обратились к данной проблеме.

Как отмечает Л. Л. Баландина (2003), многодетная семья вы­ступает как особая модель, позволяющая изучать роль различных факторов (экономических, биологических, психологических) в развитии индивидуальности ребенка. В психологических исследо-

* В данном параграфе использованы материалы диссертационного ис­следования Л. Л. Баландиной, проведенного под руководством Б. А. Вяткина, Е- А. Силиной (2003).

ваниях многодетных семей среди описываемых факторов особен­но выделяются: параметры конфигурации (размер семьи, очеред­ность рождения, интервалы между рождениями детей); особенно­сти средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, интеллект, образование родителей, культурные различия, межличностные отношения); индивидные особенности членов се­мьи (возраст, пол детей и родителей).

В исследованиях многодетных семей изложены данные о когнитивных особенностях детей (A. Anastasy, 1956; L. Belmont, F. Marola, 1973; Zajonc, 1980, 1983; R. Stofer, 1990; Т. А. Думитраш-ку, 1991; Т. Н. Андреева, 1997, Т. Н. Трефилова, 1997; Е. А. Сили­на, 2001 и др.). Благополучие или неблагополучие когнитивных характеристик определяется сочетанием ряда факторов. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывает большой размер семьи, последние номера рождения, малые интервалы между рождени­ями в сочетании с низким социально-экономическим статусом семьи, низким интеллектом и образованием, с одной стороны, и неприятием ребенка и авторитаризмом родителей по отношению к детям — с другой стороны. Различия по уровню интеллекта у де­тей из многодетных и однодетных семей, а также сходство между сиблингами внутри семьи по показателям интеллекта более ярко проявляется в сфере вербального интеллекта.

Проблема личности детей в многодетной семье обсуждает­ся в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии (A. Adler, 1931; М. Wagner, 1979; Н. Schubert, 1985; R. Narchal, 1986; Г. Т. Хоментаускас, 1989; Т. Н. Андреева, 1994 и др.).

В психологических исследованиях многодетной семьи уде­ляется определенное внимание изучению особенностей межлич­ностных отношений. При изучении структуры отношений рас­сматриваются следующие положения:

1) межличностные отношения в семьях, различных по разме­ру, имеют свою специфику;

2) сиблинговая позиция и ее изменение в связи с появлением нового ребенка определяет особенности взаимодействия сиблинга с другими членами семьи;

3) размер семьи опосредует связь показателей межличностных отношений с когнитивными и личиностными характеристиками

детей. В работах выделяются такие семейные характеристики, как родительско-детские отношения; восприятие родителями инди­видуальных особенностей детей; взаимоотношения между супру­гами; взаимоотношения между сиблингами; восприятие детьми отношений в семье.

Основными характеристиками многодетной семьи исследова­тели называют центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. С увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок — ребенок». Снижение общения с родителями компенсируется усилением вза­имодействия с сиблингами. Детское общение играет особую роль в психическом развитии детей, но оно не способно компенсиро­вать недостаток более обогащенного (вербально и интеллекту­ально) общения с родителями. Наряду с принятием своих детей и поддержкой со стороны отцов и матерей в больших семьях усили­ваемся жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям.

Сиблинговая позиция ребенка определяет особый характер взаимоотношений с родителями. Родители больше замечают индивидуальные особенности первенцев: именно они получа­ют больше внимания, заботы и любви. Первый ребенок имеет более широкую систему характеристик родителей (предикатов развития), влияющих на его интеллектуальные особенности. В детской среде он выполняет функцию «квазиродителя», стано­вясь источником влияния не только родительского, но и ново­го (своего) типа отношений. Психологические характеристики первого ребенка являются значимым фактором формирования интеллекта детей с последующими номерами рождения. У де­тей с последними номерами рождения ограничены возможности иметь дифференцированные родительско-детские отношения, недостаточным становится индивидуальное общение, необходи­мое для развития.

Л. Л. Баландина (2003) выявила следующие особенности де­тей из многодетных семей. Когнитивные особенности. Сравнение когнитивных характеристик подтвердило известные в литерату­ре данные о влиянии размера семьи на когнитивные особенно­сти детей. В основном, дети из многодетных семей обнаружили

более низкие показатели интеллекта. Но данная закономерность значимо выражена только в младшем школьном возрасте - второ­классники из многодетных семей уступают как в вербальном, так и невербальном развитии единственным детям в семье. Преимуще­ство в вербальном интеллекте единственных детей сохраняется во всех школьных возрастах, а невербальный интеллект к старшему школьному возрасту становится более высоким у детей из много­детных семей.

Различия в показателях школьной успеваемости детей из многодетных и однодетных семей наблюдаются только в млад­шем школьном возрасте. У единственных в семье второклассни­ков оценки по изучаемым предметам (русский язык, математика, чтение) выше, чем у детей из больших семей. В подростковом и раннем юношеском возрасте значимых различий в успеваемости школьников не обнаружено, хотя юноши из многодетных семей имеют показатель успеваемости, превышающий средний балл успеваемости по классу, а единственные — по успеваемости не до­тягивают до средних значений в классе.

Личностные особенности. Своеобразие социально-психологи­ческих характеристик детей из многодетных и однодетных семей нашло отражение в специфике восприятия межличностных от­ношений школьников. В многодетных семьях наблюдается не­кое единство ее членов. Дети из таких семей стремятся к общению прежде всего с членами своей семьи; они вытесняют из близко­го круга других людей, которые входят в их окружение: взрослых, родственников, друзей, учителей. В семьях старшеклассников родители в равной мере включены в воспитательный процесс, их воспитательные практики связаны между собой и влияют друг на друга. Единственные дети активно ищут общения с другими людьми вне семьи. В однодетных семьях старшеклассников роди­тельские стили не связаны между собой.

Особенности межличностных отношений. В больших семьях по сравнению с малыми семьями отношение к детям является менее благоприятным. Хотя измеряемые факторы родительского поведе­ния отца и матери у второклассников и шестиклассников имеют среднюю степень выраженности, они значительно выше, чем в однодетных семьях, и отражают негативные тенденции в воспита­тельной практике.

Показатели отношения к матери у второклассников и шести­классников не имеют значимых различий. Отношения с матерью важны для всех детей, независимо от типа семьи и возраста, одна­ко привязанность к матери несколько ниже в многодетных семьях. Дети из многодетных семей отдают приоритет отцу.

Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется детьми из многодетных семей за счет взаимодействия с сиблин-гами, а из однодетных — другом/подругой. В подростковом воз­расте дети из многодетных семей начинают активно выходить за рамки семьи и реализуют возрастную потребность в общении со сверстниками не только в отношениях с сиблингами, но также с другом или в группе ровесников.

Не менее интересна и проблема психологических особен­ностей единственного ребенка, в семье/По А. Адлеру, положение единственного ребенка в семье уникально. У него нет братьев и се­стер, с которыми ему пришлось бы конкурировать. Единственный ребенок весьма чувствителен к материнской любви, что нередко приводит его к соперничеству с отцом. Находясь длительное вре­мя под контролем, опекой матери, ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедея­тельности становится зависимость и эгоцентризм, привычка быть в центре внимания, отсутствие которого создает для него немалые трудности при адаптации в системе межличностных отношений после выхода за рамки семьи.

Гипотеза А. Адлера была проверена серией интереснейших прикладных исследований, среди которых можно отметить обоб­щение энциклопедического уровня, сделанное в начале 80-х гг. в монографии Е. Cecil, A. Julles (1983). Авторы ссылаются на более чем тысячу источников, приводят статистические, психодиагно­стические данные по сравнительным исследованиям и делают вы­вод: на порядок рождения падает4 % вариативности коэффициента интеллектуальности. С учетом того, что порядок рождения — один из многочисленных факторов, влияющих на развитие интеллекта людей, этот процент можно считать достаточно значимым.

Переломным в понимании влияния порядка рождения на раз-

* В данном параграфе использованы материалы диссертационного исследо­вания Т. К. Карацуба (1998).

витие интеллектуальных способностей можно считать исследования сотрудников Зайонца (1973), которые обследовали 386 114 голланд­ских юношей в возрасте около 19 лет, проходивших обязательную воинскую службу, и нашли статистические зависимости между ве­личиной их IQ и порядком рождения в семье. Полученные данные показывают, что у старших детей в семье IQ выше, чем у младших. Средняя величина коэффициента интеллектуальности у единствен­ных детей ниже, чем у старших детей в семье с двумя — четырьмя детьми, но выше, чем у старших детей в семье с пятью детьми.

Немало исследований по данной проблеме появилось за рубе­жом в последнее время. Так, F Browrn, G Smith (1989), исследовав соматические отклонения у 143 пациентов, пришли к выводу, что устойчивой связи этих отклонений с порядком рождения нет. Эти данные позволяют предположить, что порядок рождения в семье более психологичный, нежели медицинский или физиологический фактор. В этом же ключе проведено исследование Lamont (1988). Но Lamont уже утверждает, что порядок рождения в семье выступа­ет одним из многих факторов (наряду с размером семьи, классовой принадлежностью и т. д.), влияющим на здоровье детей.

Связь депрессивных реакций женщин в возрасте старше 38 лет (Т. Hallstrom, 1987) с порядком рождения в семье также не выявлена. Этот фактор перебивают разводы родителей и т. д. В работе P. Taubman, J. Behrman (1986) показано, что порядок рож­дения в семье и ее размер статистически значимо связан с уровнем дохода, образования даже в зрелом возрасте. Эти результаты не­сколько отличаются у мужчин и женщин.

Существуют исследования, где порядок рождения в семье анализируется как фактор криминогенного поведения наряду с такими, как уровень дохода, квалификации и т. д. Так, 200 юных нарушителей права собственности (кражи, взломы) в своем боль­шинстве воспитывались малоквалифицированными, малообразо­ванными родителями. Эти факторы в детерминации криминоген­ного поведения детей и подростков (К. Shukla, 1977) были более значимы, нежели порядок рождения в семье.

Критика позиции А. Адлера чаще ведется не путем отрица­ния связи порядка рождения с психологическими особенностя­ми человека, а путем привнесения иных факторов (особенности влияния родителей, семьи, ведущего вида деятельности и т. д.) в

понимание процесса развития личности (С. Manaster, 1977). Не согласиться с таким пониманием проблемы трудно, хотя наука традиционно берет отдельные факторы, исследует их влияние на развитие чего-либо, давая возможность со временем увидеть про­цесс развития в целом.

Единственный ребенок в семье — классический объект для педагогических воззрений и оценок, поэтому педагоги, психологи неоднократно обращались к этой проблеме. Зависимость психо­логических особенностей единственных детей в семье и нацио­нально-психологических особенностей в стране отчетливо видна на примере Китая (в связи с принятием программы однодетных семей). Национальные традиции китайцев препятствуют воз­никновению в массовом масштабе однодетных семей, особенно на селе. Как отмечали в своем исследовании Yng-Yu-wen и Zhang-Xiulan (1992), возникновению однодетных семей в Китае препят­ствует традиционное представление китайцев о счастливой семье, как о семье многодетной, о том, что жизнь человека продолжается в детях, что сыновья предпочтительнее дочерей. Таким образом, ориентация на однодетные семьи в Китае требует преодоления на­циональных особенностей, введения программ помощи преста­релым, изменения национальной психологии людей. В России, наоборот, национальная психология невольно начинает меняться под влиянием массовых однодетных семей.

На современном этапе к данной проблематике обраща­лись К. К. Баздырев (1983), А. И. Антонов, В. М. Медков (1987), В. В. Бойко (1988) и др. Однако в проведенных исследованиях основным был вопрос о психологических особенностях един­ственных детей на момент их воспитания в родительском доме. В то же время в рамках акмеологического подхода, предполагаю­щего отслеживание того, как данный факт биографии влияет на психологию взрослого человека, особенно на процесс его профес­сионализации, научных данных не так много. Речь идет об иссле­дованиях Н. И. Конюхова, С. Н. Епифанцева и др.

Н. И. Конюхов еще в 1979 г. собрал статистический банк дан­ных, отражающих влияние порядка рождения в семье на психо­логические особенности военнослужащих. Однако тестовые мето­дики в тот период не применялись, а основные выводы были сде­ланы с помощью экспертных оценок. Тем не менее, были широко

применены математические методы, а психологические особен­ности единственных детей в семье представлены в форме таблиц распределения тех или иных их личностных качеств, оцененных экспертами в интервальной шкале.

С. Н. Епифанцев (1996) привел в своем исследовании стати­стические зависимости, отражающие взаимосвязь порядка рожде­ния в семье с паранойяльно акцентуированными чертами лично­сти у успешных руководителей. Это позволяет говорить о выходе данной проблемы на уровень акмеологического анализа с исполь­зованием современных психодиагностических средств.

С целью акмеологического анализа психологических осо­бенностей единственных детей в семье Т. К. Карацуба проведено исследование, в котором были выделены различные подгруппы единственных детей.

На протяжении более 20 лет автор наблюдала развитие 12 единственных детей в семье. Неоднократно беседовала как с ними, так и с их родителями. Результаты психодиагностики ро­дителей и детей в них были совмещены с результатами лонгитюд-ных исследований и результатами, полученными при применении метода поперечных срезов. Эти три группы результатов в целом совпали. Для определения подтипов единственных детей в семье были выделены психологические критерии:

• хорошие и проблемные отношения с родителями;

• ведущая роль в воспитании матери или отца;

• степень присутствия факторов, осложняющих (затрудняю­щих) процесс адаптации в системе внесемейных межличностных отношений (посещение детских дошкольных учреждений, нали­чие друзей и т. д.);

• степень выраженности тех или иных социально-психологи­ческих особенностей в морально-психологическом климате.

Исследование показало, что различные группы единственных детей в семье могут иметь различные, а порой противоположные психологические особенности. Наиболее типичными и перспек­тивными с точки зрения тенденций распространения в ближайшее время не только в России, но и во всем мире являются единствен­ные дети в семье, которые воспитывались высокообразованными и материально обеспеченными родителями. Именно такой подтип единственных детей будет составлять базу рынка труда. Как пра-

вило, это высококвалифицированные специалисты, но со свои­ми социально-психологическими особенностями, стремящиеся в престижные сферы социальной, производственной активности.

По р

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.