Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»



Овчарова Р. В.

Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

 

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значитель­ной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педа­гогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает лич­ное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что бу­дущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Книга предназначена для студентов и аспирантов - психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы мо­гут быть полезны специалистам в области практической психоло­гии образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................8

ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Системный подход к пониманию сущности родительства психологическоого феномена.........................................13

1.2. Структура родительства как интегрального образования личности......................................................22

1.3. Факторы, определяющие формирование

родительства....................................................................33

1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства... 42

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

2.1. Особенности родительства в однодетных и двудетных семьях................................................................................49

2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания......................................................58

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность однодетность................................71

2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия

и исполнения родительской роли....................................83

ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.1. Общая характеристика представлений о родительстве... 98

3.2. Психологическая готовность к материнству..................122

3.3. Психологическая готовность к отцовству......................148

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.............................................................................170

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

4.1. Родительская любовь как основа семейного

воспитания ......................................................................181

4.2. Родительская позиция как система отношений родителя............................................................................224

4.3. Особенности семейного воспитания в неполной

семье ................................................................................237

4.4. Тендерный подход в семейном воспитании....................256

ГЛАВА 5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ

5.1. Родительская позиция в интегральном взвимодействии позиций личности родителя............................................282

5.2. Особенности материнской и отцовской родительских позиций............................................................................293

5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи.................................................................306

5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций...319

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА

6.1. Родительство и воспитание родителей...........................335

6.2. Основные концепции воспитания родителей................338

6.3. Модели психологического сопровождения родительства.....................................................................343

6.4. Диагностика родительства..............................................351

ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство».........403

7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов»........................................................424

7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству

«Счастливая мама — счастливый малыш»......................433

7.4. Тренинг личностной зрелости родителей.......................444

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................465

БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................470

 

Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»

Рецензируемая книга представляет собой, по сути, единый целостный комплекс разнообразных материалов по проблемам психологии родительства. В ней раскрываются сущность и много­образие реального фактического материала, приводятся данные социально-психологического исследования (выполненного под руководством автора), обсуждаются основные варианты страте­гий и тактик, технологий работы практикующего психолога с се­мьей. Проблемы актуального родительства рассматриваются через направления работы с общественным и индивидуальным созна­нием, излагаются материалы для практической работы. В книге выявляется и обосновывается авторская позиция относительно понятий человеческих ценностей, касающихся проблем родитель­ства, семейного благополучия в случаях воспитания детей. В учеб­ном пособии Р. В. Овчаровой раскрываются теоретические основы формирования родительства. Автором описан системный подход к пониманию сущности родительства, дан анализ субъективно-психологических факторов его формирования, рассмотрены уров­ни развития родительства.

В целом, предполагаем, что представленная книга реализует информационную, ориентирующую, разъясняющую, эвристиче­скую, побуждающую и развивающую функции. Автор не навя­зывает своей точки зрения: Р. В. Овчарова приглашает читателей к размышлению, она не передает готовую мысль, она пытается ее пробудить. Данные размышления автора позволяют читателю сформировать собственные позиции относительно многообразия вопросов бытия, рассмотреть возможные последствия зрелого и проблемного родительства. Основное внимание в представленной книге уделяется психическому здоровью семьи, детерминации ро­дительской любви, что может стать устойчивой основой против деформаций детско-родительских отношений. В этом плане ре­цензируемая работа обладает достаточной новизной и представля­ет несомненный интерес. Книга изобилует замечательными иде­ями, побуждающими вопросами, диалогичностью и вместе с тем научной и терминологической четкостью.

Большой научный и практический интерес представляют но­вые данные, представленные во второй, третьей и четвертой гла­вах, выводы которых основаны на проведенных под руководством Р. В. Овчаровой экспериментально-психологических исследова­ниях. В частности, речь идет об анализе влияния субъективно-психологических факторов на формирование родительства, влия­нии этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли, психологической готовности к отцовству и материнству. Впервые представлена целостная концепция родительской любви как основы семейного воспитания, исследовано влияние роди­тельских позиций на воспитательный потенциал семьи, показана их специфика в неполной семье. В работе представлены материа­лы по психологии семейного воспитания мальчиков.

Главным достоинством представленной книги профессора Р. В. Овчаровой является предложенная автором структурная и динамическая реконструкция психологии родительства, анализ методологических, онтологических и теоретико-познавательных аспектов и импликаций родительства в современной российской семье. Проблема родительства осмысливается автором как специ­альная, научная, социально-психологическая категория, несущая новые эвристики и стилистики рефлексии. Несомненным плюсом данной книги является высокая погруженность автора в обшир­ный фактологический, теоретический, эмпирический и публици­стический материал, критичность к характеру и стилю изложения. Данная книга вполне соответствует учебно-методическим задачам любого учебного пособия. Корректное соединение понятийного аппарата научной психологии, фактов обыденной жизни, публи­цистической специфики и практической направленности книги делает представленный автором подход обширным интегратив-ным обзором, методологически и методически состоятельным.

Книга решает двуединую задачу, адресованную определен­ным аудиториям читателей: задачу информирования — для ши­рокой публики и задачи обучения — для студентов-психологов. Прикладные задачи в книге решались автором через определение психологических путей формирования зрелого ответственно­го родительства через изучение и реализацию парадигмальных, психотехнических и диагностических подходов каждым работаю­щим практическим психологом в разных сферах психопрактики.

В целом рецензируемая книга обладает несомненной тео­ретической и практической значимостью и актуальностью. Она восполняет дефицитарный банк ценностно-ориентированных и смыслопорождающих теоретических и практических психологи­ческих материалов по психологии родительства и может быть ре­комендована для представителей всех профессий, где специали­стам приходится заниматься воспитательной работой, проблемами актуального родительства. Книга обладает несомненной теорети­ческой и практической значимостью, выполнена на высоком на­учно-методическом уровне. Данная работа будет полезна как для тех, кто осваивает основы социально-психологической науки, так и для дипломированных специалистов, преподавателей психоло­гических факультетов университетов, практических психологов.

В связи с этим считаю возможным, полезным и необходимым рекомендовать для печати учебное пособие Овчаровой Раисы Вик­торовны «Родительство как психологический феномен».

Доктор психологических наук, профессор кафедры общетеоретических основ социальной психологии МГПГУ

Л. Б. Шнейдер

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема родительства встает особенно остро в связи с неод­нозначностью понимания этого феномена в современной психо­лого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выгля­дит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, -главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детер­минируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств — не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убеди­тельно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство, как мы его сегодня понимаем, — продукт длитель­ного и весьма противоречивого исторического развития.

В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуж­дается в работах А. И. Антонова, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. Ж. Мухамедрахимова, Л. Ф. Обуховой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, О. А. Шаграевой, Л. Б. Шнейдер и др.. На особен­ностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокуль­турный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно не­давно. К проблеме материнства обращаются многие исследовате­ли: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фун­даментальной психологической теории материнства (Г. Г. Филип­пова) [6, 43, 56, 107, 154,184,75,37, 35, 140, 167].

Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. От­дельные психологические компоненты родительства (психология материнства в период ожидания ребенка, родительское отноше­ние, детско-родительское взаимодействие, стили семейного вос­питания и др.) изучаются в отрыве от остальных компонентов его структуры и вне динамики. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении.

Цель исследования:рассмотреть родительство как интеграль­ное образование личности родителя (отца/матери), описать его феноменологию, факторы формирования, разработать методы диагностики и технологии психологического сопровождения.

Задачи исследования:

• определить психологическую сущность родительства (мате­ринства и отцовства);

• выявить социально-психологические факторы и условия формирования родительства;

• изучить феномен родительства как интегральное психоло­гическое образование личности;

• разработать концептуальную модель родительства как пси­хологический феномен;

• Разработать психологическое сопровождение родительства;

Методы исследования: психосемантические, психодиагности­ческие и математико-статистические методы, теоретическое мо­делирование. Исследование основано на системодеятельностном и феноменологическом подходах.

Общая гипотеза:родительство как психологический феномен является интегральным психологическим образованием личности, которое в развитой форме включает ценностные ориентации роди­телей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чув­ства, родительскую ответственность и стиль семейного воспита­ния. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемле­мо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или при­емным детям.

Основные идеи

• Формирование родительства зависит от социально-психо­логических факторов разного уровня: макроуровень — уровень об­щества; мезоуровень — уровень родительской семьи; микроуровень уровень собственной семьи и индивидуальный уровень родителей.

• Анализ литературных произведений разных временных пе­риодов позволяет нарисовать модель образа родительства и дет­ства и выявить их динамику в историческом аспекте.

• Представления молодежи о родительстве в большей степе­ни зависят от его образа в родительской семье и социокультурных стереотипов.

• Родительство в полных (нуклеарных и ненуклеарных) се­мьях с разным количеством детей (однодетные, двухдетные, мно­годетные) имеет свои особенности.

• Иерархическая структура родительства в неполной (мате­ринской) семье имеет свои особенности, в силу которых такая семья может приобретать дополнительные компенсаторные воз­можности и повышать свой воспитательный потенциал.

• Воспитательный потенциал семьи базируется на родитель­ской любви, обусловлен родительскими позициями и определяет­ся через детско-родительские отношения.

• Психологическое сопровождение родительства как направ­ление,т. е. возможное поле деятельности психолога, ее содержа­ние, включает:

сопровождение естественного развития личности ребенка в семье;

психологическое информирование родителей;

поддержку семьи в трудных, кризисных и экстремальных си­туациях;

психологическое ориентирование процесса семейного воспи­тания.

Как технология,т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности психолога с конкретным содер­жанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая; Психологическое сопровождение родительства- это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приема­ми, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для развития родительских чувств и родительской ответственности, формирования гибких родительских позиций и родительского отношения, становления ро­дителей полноценными субъектами семейного воспитания.

Эта технология отличается от других следующими особенно­стями:

• позицией психолога и других субъектов сопровождения;

• способами взаимодействия и разделением ответственности;

• приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе с родителями;

• стратегическими целями: развитием личности родителя как субъекта семейного воспитания;

• критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности, связанной с принятием родительской от­ветственности.

Новизна исследования:состоит в изучении феномена роди­тельства как интегральной психологической структуры, выявле­нии динамики и функций родительства (материнства и отцовства), разработке концептуальной модели родительства как психологи­ческого феномена, разработке психологического сопровождения родительства.

Теоретическая и практическая значимость.Теоретический уровнь: родительство (материнство и отцовство) впервые пред­ставлено как интегральная динамическая и функциональная структура, как целостный психологический феномен.

Практический уровнь: на новой теоретической базе состав­лен комплекс методов для исследования целостного феномена родительства в его структурно-динамическом и функциональном аспектах.

Авторский подходреализован в нескольких аспектах:

• концептуальная модель родительства как психологического феномена;

• пакет авторских психодиагностических методик «Материн­ство и отцовство»;

• авторские технологии психологического сопровождения родительства.

В основу монографии положены результаты многолетних ис­следований основных компонентов родительства, проявляющих­ся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях (родительская любовь, родительское отношение, родительская позиция и др.), а также практический опыт автора по Психоло­гическому сопровождению родительства: диагностике семьи и

семейного воспитания, семейному консультированию и психоте­рапии, психокоррекции детско-родительских отношений и т. д. Последний этап исследований (2002 — 2003 гг.) осуществлялся при финансовой подержке программы «Университеты России».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.