Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние внутриутробного воспитания на ребенка



Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза о том, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за пери­од внутриутробного развития плода. С другой стороны, существова­ла достоверная научная информация о том, что число нервных кле­ток головного мозга в значительной степени определяет уровень ин­теллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем в США воз­никли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородо­вой период жизни человека с целью сохранения и развития наиболь­шего количества нейронов головного мозга.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе как самостоятельная область знаний. Существует множество различ­ных программ образования нерожденного ребенка. Многие из них включают в себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное по­мещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рождения: напри­мер, ритмические музыкальные упражнения «Панэвритмия». Разра­ботаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонти­рованы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных де­тей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития.

До последнего времени в странах Северной Европы было обыч­ным явлением, что беременные женщины подолгу сидят на ступень­ках своего дома и поют народные и религиозные песни. А в Полине­зии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические дей­ствия с беременными.

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную мето­дику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактиль­ное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (на­жатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющими­ся односложными словами. По его рекомендации беременные жен­щины занимаются этим ежедневно в течение 10 — 20 минут, начиная с середины беременности и до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брэнт Логан в течение девяти лет занимается исследованием воздей­ствия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его кон­цепции, сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, под который подстраивает свою деятель­ность мозг. Для того чтобы дать мозгу дополнительную информацию, он предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из шестнадцати кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ» — метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный профессором М. Л. Лазаревым. Были получены следующие факты:

1. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36%, а в контрольной группе (КГ) - 92,5%.

2. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ - 15%.

3. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила 17,7%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже — 7,2%.

4. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих свер­стников по основным психомоторным реакциям.

Таблица 14

Результаты влияния метода «СОНАТАЛ» на психическое развитие ребенка

Сроки обнаружения признака СОНАТАЛ Нормы в России
1. Улыбается 19-й день 1месяц
2. Следит глазами за погремушкой 1 месяц 1,5 месяца
3. Произносит первые слоги 5 месяцев 6 месяцев
4. Держит головку 16-й день 3-4-я неделя
5. Берет сам игрушки 3 месяца 5 месяцев
6. Переворачивается со спины на живот 3,5 месяца 5 месяцев
7. Сидит с поддержкой 3,5 месяца 5 месяцев

Кроме того, в некоторых исследованиях отмечено, что дети, ко­торые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здо­ровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагруз­ки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают кон­такт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобрете­ние новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к мате­ринской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказан­ным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них учас­тие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, их связывают с родителями бо­лее крепкие узы любви.

Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осоз­нанное движение к оздоровлению общества.

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психоло­гии, согласно которому общество в целом и каждый его член в от­дельности ответственны за жизнь и здоровье (психическое и фи­зическое) каждого зачатого человека. Можно предположить, что формирующееся общественное мнение позитивно отразится на частоте прерываний беременности и будет способствовать улучшению психического и соматического здоровья не только детей, но и родителей.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сущность перинатальной психологии?

1. Каковы основные этапы развития систем перинатального воспи­тания?

2. Приведите примеры влияния пренатального воспитания на раз­витие ребенка.

3. Что такое психологическая готовность к материнству, какова ее структура?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.