Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родительство как надындивидуальное целое



Родительство — многогранный феномен, который можно рассмат­ривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру ин­дивида, и как надындивидуальное целое, которое, как правило, яв­ляется совокупным, то есть включает двух человек, решивших дать начало новой жизни.

Неверно говорить о том, что родительство является суммой двух слагаемых — материнства и отцовства. Если бы в действительности это было так, не было бы смысла употреблять в речи дублирующие друг друга понятия.

Чтобы развести значение понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», необходимо отметить следующее. Родительство явля­ется надындивидуальным целым, выходящим за рамки индивида, в то время как материнство и отцовство касаются прежде всего отдель­ной личности.

Следует отметить относительную самостоятельность рассматри­ваемых понятий. Понятия «материнство», «отцовство» могут исполь­зоваться независимо от контекста понятия родительства, то есть не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство» как надындивидуальное понятие подразу­мевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», кото­рые являются феноменами, касающимися индивида. То есть надын­дивидуальное понятие включает отдельные грани феноменов, при­сущих индивидам, которых объединяет надындивидуальное понятие.

Придерживаясь точки зрения И. С. Кона, заметим, что «лингви­стическое маркирование» отцовства и материнства не является «исторически производным от полового диморфизма». Если рассматри­вать психофизиологические реакции мужчин и женщин на младен­цев, то они весьма сходны. Различаются поведенческие реакции: мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его, мате­ринская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. В то время как отец использует силовые игры и действия, развиваю­щие собственную активность ребенка. Помимо генетических разли­чий, различий в гормональной регуляции, необходимо принимать во внимание этнокультурные стереотипы. Родительское отношение к ребенку органически связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым детским опытом (И. С. Кон, 1988, с. 181).

Материнство как индивидуальный феномен изучено в литерату­ре более подробно, чем отцовство. Обобщая основные направления исследований, Л. Б. Шнейдер (2000) выделяет две позиции рассмот­рения материнства как психосоциального феномена: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Первоначально в психоанализе и дру­гих направлениях психологии личности изучалась роль матери в об­разовании ранних личностных структур (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эрик-сон, Дж. Боулби и др.). Кроме того, проводились исследования, связанные с нарушением психического развития ребенка. Среди зарубежных исследователей можно назвать А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотта, М. Маллер и др.; среди отечественных исследо­вателей — В. И. Гарбузова, Э. Г. Эйдемиллера, А. С. Спиваковскую, А. Я. Варгу, А. Д. Кошелеву, В. И. Перегуду, И. Ю. Ильину и др.

Еще один аспект материнства изучает детская психология, в ча­стности, такую ее сторону, как материнско-детское взаимодействие (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, О. В. Баженова, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Л. Л. Баз, Г. В. Скоб-ло, Г. И. Свердлова, И. Ю. Ильина и др.).

В современной психологии значительное место отводится изу­чению удовлетворенности женщины своей материнской ролью как стадии личностной и половой идентификации (P. M. Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M. G. Gersoon at all, W. B. Miller, К. Витакер, Ф. Хорварт и др.).

На фоне относительной изученности материнства отцовство ос­тается «белым пятном». Зачастую в литературе отцу отводится второ­степенная роль, идущая после матери. В частности, А. С. Спиваковская (2000) говорит о том, что формирование воспитательной пози­ции отца несколько отстает от материнской позиции, так как наи­большую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждают, что лучшее, что может сде­лать мужчина для своего будущего или рожденного ребенка, это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.). К. Витакер (1998) отводит отцу роль сто­роннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за мла­денцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время К. Флэйк-Хобсон (1992) полагает, что участие отца в процессах рождения и воспита­ния ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша. Взгляд Й. Лангмейер и 3. Матейчик (1984) более оптимис­тичен: роль отца представляет собой определенный пример поведе­ния, источник уверенности и авторитета.

Во второй половине XX века начался спор вокруг проблемы «ма­теринского инстинкта» и «родительского инстинкта», продолжаю­щийся до сих пор. Часть исследователей причисляют материнскую при­вязанность к врожденным механизмам, присущим женской психике, организму (Р. Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Панов, Р. Шовен, X. Монтане, Д. Винникотт и др.). Существует и другая точка зрения. О материнском инстинкте Леонгард говорит следующее: «Инстинк­та, в действительности характерного только для матери, конечно, нет даже и у зверей, так как самцы часто участвуют в выхаживании по­томства. Правильно лишь то, что этот инстинкт присущ матери в большей степени, если она правильно проявляет заботу о детях. Это и есть инстинкт выхаживания, как я хотел бы его назвать» (К. Leongard. Biologische Psychologic Leipzig, 1966). Этот инстинкт на самом деле возникает только после рождения и, будучи довольно крат­ковременным по своему действию, является регулятором не самого побуждения к рождению, а лишь непосредственным биологическим регулятором процессов ухода за новорожденным (А. И. Антонов, 1973). Как заботу о потомстве трактует родительский инстинкт и К. В. Судаков (1967). Работы М. Мид показали, что социальные ус­тановки могут подавить материнскую заботу и привязанность, не­смотря на то, что они глубоко заложены в биологических условиях зачатия и вынашивания ребенка. Существует еще и такое мнение, что развитие привязанности матери к новорожденному в равной мере зависит как от ее прежнего опыта (главным образом детского), так и от связей, которые устанавливаются между ними после родов в ре­зультате ее забот о ребенке и его ответной реакции.

Итак, материнский инстинкт является основополагающим в жиз­ни и направлен на вынашивание ребенка, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ори­ентирован главным образом на защиту матери и потомства.

Родительский инстинкт - это прежде всего инстинкт самосохра­нения, разновидность инстинкта продолжения рода. Социальная обус­ловленность инстинкта продолжения рода не подлежит сомнению, поскольку человек может выжить только в сообществе и на него силь­ное влияние оказывает пример родителей и общественные нормы. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет целью продолжение рода. Следовательно, можно говорить о взаиморазвитии инстинктов самосохранения, материнства (отцовства), продолжения рода. Поэтому стремление к родительству нельзя сводить ни к биоло­гическому влечению, ни к следованию социокультурным нормам. Эк­страполируя понятие материнства с точки зрения Т. Флоренской (как духовную потребность женщины) на понятие родительства, мы гово­рим о том, что стремление мужчины и женщины дать начало новой жизни обусловлено и духовной потребностью. К. Обуховский также отмечает, что потребность в детях оказывается неотъемлемым атрибу­том удовлетворения потребности в обретении смысла жизни, что наи­более свойственно женщинам (К. Обуховский, 1972).

Таким образом, материнство и отцовство представлены не­сколькими гранями в составе родительства. Само родительство, рассматриваемое как родительская потребностно-мотивационная сфера (Г. Г. Филиппова, 2002), вместе с половой потребностью объединяются в общую репродуктивную сферу. Часто объединяют по­требности репродуктивной сферы как «потребности в размножении», У. Мак-Дауголл говорит о потребности в продолжении рода, В. К. Вилюнас — о потребности в воспроизводстве, Г. А. Мюррей - о по­требности в размножении, П. Янг выделяет потребность сексуаль­ную, К. Мадсен - половую и в уходе за детьми, И. П. Павлов - по­ловую и родительскую. На самом деле во всех этих случаях речь идет о разных потребностях и уровнях их развития, обеспечивающих не только функции продолжения рода, но и удовлетворение потребнос­тей личностного уровня (Г. Г. Филиппова, 2002). Сами потребности, обеспечивающие продолжение рода, существуют безотносительно к степени осознанности субъектом их связи с «потребностями вида».

Потребность вида обеспечивается классом потребностей на уров­не индивидуального субъекта, удовлетворение которых прямо не вли­яет на сохранение жизни последнего. Связь половой потребности с родительской может существовать у самого субъекта только на осно­ве сознания, позволяющего связать половой акт с фактом рождения ребенка. Связь же потребностей половой и родительской сфер с про­должением рода требует еще более высокого уровня развития созна­ния. Осознание этой связи ведет к выделению в общественном и индивидуальном сознании условий, при которых рождение ребенка дей­ствительно способствует успешному продолжению рода.

По характеру потребностей половая и родительская сферы также различаются. В основе половой сферы лежит вполне определенная физиологическими механизмами потребность в переживании опре­деленных соматических состояний (оргазма). Потребности, лежащие в основе родительской сферы, гораздо сложнее, они представлены целым набором иерархически организованных потребностей, назна­чением которых является обеспечение индивидом родительских фун­кций по отношению к потомству (Г. Г. Филиппова, 2002).

Как уже было отмечено, родительство как феномен можно рас­сматривать на уровне личности и на надындивидуальном уровне, ко­торые одновременно являются уровнями его формирования. Более глубинный слой, соответственно, первоначальный уровень форми­рования, — это уровень индивида. Он складывается еще до начала семейной жизни. В его формировании участвуют факторы макроуров­ня (то есть уровень общества), факторы мезоуровня (уровень роди­тельской семьи) и факторы уровня конкретной личности. Под влия­нием всех групп факторов на уровне личности происходит становле­ние и формирование компонентов родительства, рассмотренных ра­нее. В начале совместной жизни мужчины и женщины родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, где комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней, включая микроуровень, то есть уровень собственной семьи. Становление на­дындивидуального уровня характеризуется неустойчивостью компо­нентных структур супругов, так как происходит корректировка по­ликомпонентных составляющих родительства. Именно на надынди­видуальном уровне заканчивается складывание родительства. Как было отмечено выше, развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в со­гласованности представлений супругов о родительстве и комплемен­тарности его динамических проявлений.

Феномен родительства тесно связан с феноменом родительской любви: это и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь к Оте­честву, и сыновья любовь, и некоторые другие виды, и, наконец, ро­дительская любовь. Именно в родительской любви в значительной мере проявляется истинная суть такого чувства, как любовь. По на­шему представлению, суть этого чувства заключена в бескорыстии. В чем, как не в родительской любви раскрывается бескорыстие, когда любят не за что-то, а скорее, вопреки всему? Родительская любовь безотносительна. Одинаково сильно любят бойких детей и застенчивых, отличников и двоечников, послушных детей и не очень. В це­лом родители безусловно принимают своего ребенка со всеми его не­достатками и преимуществами.

Еще одной стороной феномена родительской любви является то, что, несмотря на безотносительное принятие своего ребенка, роди­тели стремятся развивать и совершенствовать его. Таким образом, родительская любовь является ориентиром на истинное чувство люб­ви, наиболее эффективным способом воспитания. Вместе с тем она не сдерживает желание совершенствования своего ребенка, не сни­жает требовательность к нему.

Кроме позитивной стороны, феномен родительской любви неред­ко включает чувства собственника по отношению к своим детям. Осознание того, сколько сил, эмоций, переживаний, труда вложено в воспитание ребенка, часто позволяет родителям думать, что они имеют определенные права на ребенка, в какой-то мере могут распо­ряжаться его судьбой. Нередко то или иное поведение родители объяс­няют желанием добра ребенку, заботой о его же благе.

Наиболее остро наличие чувства собственничества переживается в подростковый период — как родителями, так и ребенком. На пер­вые попытки ребенка заявить о своей независимости родители, как правило, реагируют категорическим «нет». Эти первые стычки зас­тавляют задуматься обе стороны. Дальнейшее взросление ребенка свя­зано с постепенным отстаиванием прав на самостоятельность. Еще одним кризисом в осознании родителями самостоятельности ребен­ка является его уход из семьи. Этот кризис переживается довольно тяжело еще и потому, что родители должны заполнить чем-то другим освободившееся время, образовавшуюся пустоту, пересмотреть отно­шения друг с другом, так как прежняя ориентация на ребенка сменя­ется ориентацией друг на друга. В период, когда ребенок создает свою семью и начинает жить независимо от родителей, те сохраняют свою родительскую позицию, то есть могут активно вмешиваться в проис­ходящие события, давая советы, рекомендации, совершая какие-то конкретные действия, пытаясь, как и раньше, защитить и поддер­жать ребенка.

Родительство — многомерное понятие. В нашем представлении родительство как надындивидуальное целое наиболее тесно связано с такими категориями, как ответственность, доверие и готовность.

Ответственность как составляющий компонент родительства была проанализирована в разделе 1.2. Мы не рассматриваем ответствен­ность в целом, как направленность личности, ограничиваясь одной из ее граней - ответственностью родителя. Как уже упоминалось,

ответственность имеет двойственную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной субстанцией — своей совестью.

Как правило, в направленном интервью, проводившемся нами с беременными женщинами и родителями, уже имеющими детей, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с оп­ределенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоро­вье, душевное и духовное развитие. Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возмож­ные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка. То есть поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведение к минимуму неприятных, трав­мирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.

Следует заметить, что возникновение ответственности может по-разному локализовываться во времени: задолго до появления ребен­ка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ре­бенка либо спустя некоторое время. Нередко чувство ответственнос­ти у молодых мам появляется не в роддомах, когда они общаются со своим ребенком, а уже дома, когда они остаются один на один с ма­лышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их руках. Чувство ответственности по отношению к будущему или уже рожденному ребенку у обоих супру­гов появляется далеко не всегда синхронно.

Можно говорить о том, что мужчины и женщины в понятие от­ветственности вкладывают разное содержание. Для мужчины ответ­ственность по отношению к ребенку, семье — это прежде материаль­ное обеспечение, то есть создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в со­здании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина - это хранительница очага. Как пра­вило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем муж­чина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».

Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родительства, является доверие. Мы уже говорили о том, что понятие «родитель­ство» включает непременно двух человек — отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отноше­нию к ребенку, но и к супругу. Принятию решения о рождении ребен­ка предшествует осмысление доверия по отношению к своему реаль­ному или предполагаемому супругу. Как правило, ответственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а тем или иным об­разом разделяется между супругами. В связи с этим происходит осоз­нанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.

Доверие означает приближенное знание возможных вариантов поведения супруга, возможных поступков, знание (реальное или мни­мое) его системы ценностей, способов проведения досуга и т. д., а также сопоставление этого когнитивного компонента со своими пред­почтениями и ожиданиями. Таким образом, можно говорить о том, что доверие включает два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставление со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к суп­ругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что в любой ситуации один из супру­гов может рассчитывать на поддержку и помощь другого. На основа­нии этого один из супругов делегирует часть ответственности, обя­занностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут вы­полнения своей части обязанностей и доли ответственности. Пред­ставления супругов о том, что значит быть родителями (а не просто матерью и отцом), делегировать часть ответственности, доверять суп­ругу, могут не совпадать, то есть не быть комплементарными, что ста­новится потенциальным источником конфликтов.

Кроме разделения ответственности и определенной уверенности в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в про­цесс принятия решения стать родителями включается оценка готов­ности к такому шагу. Этот процесс включает два момента:

1) оценка собственной готовности стать родителем, то есть готов­ность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека — ребенка;

2) оценка готовности своего партнера в браке. С нашей точки зре­ния, переход от брачных отношений к семье - высшая степень доверия своему супругу.

Естественно, принятие решения стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. Такое решение в значительной мере зависит от системы ценностей человека, системы приоритетов, сформированной конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.

Доминирование того или иного фактора при решении стать ро­дителями зависит от конкретной ситуации. Как правило, в том слу­чае, когда зачатие произошло и необходимо решить, сохранять или не сохранять жизнь ребенку, доминирует фактор системы ценностей и системы приоритетов. Если же решается вопрос о времени зачатия ребенка (сейчас или позже), то доминирует фактор готовности.

Характерной чертой рассмотренных нами категорий является их возможное несоответствие реальности. Имеется в.виду то, что ответ­ственность, готовность и доверие могут оказаться мнимыми, не отве­чающими представлениям и ожиданиям партнера в браке. Это свя­зано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированны­ми, оторванными от реальности. С появлением ребенка происходит соотнесение предполагаемой картины с реальным положением дел.

Можно выделить несколько стратегий реализации родительства. Все разнообразие проявлений поведенческой составляющей компо­нентов родительства можно свести к двум основаниям, двум основ­ным стратегиям:

1) восприятие родительской роли как ограничения (временного или постоянного) для самореализации;

2) восприятие родительской роли, то есть рождения ребенка, как новой возможности для самореализации.

Любое событие, в том числе принятие родительской роли, может быть рассмотрено как с позитивной, так и с негативной точки зре­ния. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет реализовываться в поведенческой составляющей. Если родительская роль восприни­мается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовываться она будет не в полной мере, а с определен­ными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя. Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее или часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте проживать каждый миг настоящего. Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско-родительских отношениях и в семье в целом.

Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия. Ее реализация создает наиболее благопри­ятные условия для развития личности ребенка, когда происходит со-развитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка. В свя­зи с тем, что появление ребенка открывает новые возможности для родителей, появление ребенка дает новый толчок для развития семьи

и семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реа­лизовать себя как личностям.

Итак, родительство — многогранный феномен, который представ­лен как на уровне личности, так и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родитель-ства. Стремление к родительству не сводимо ни к биологическим инстинктам, ни к абсолютной социокультурной обусловленности. Логичнее рассматривать его как духовную потребность человека, к которой на определенном этапе (вынашивания и кормления ребен­ка) у женщины подключается биологический аспект.

Первоначальный уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макроуровня, мезоуровня и уровня личности начинают формироваться когнитив­ная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства.

Второй этап формирования представлен надындивидуальным уровнем, когда происходит согласование представлений о родитель-стве обоих супругов, реализация родительской роли на практике. Этот этап обусловлен воздействием факторов всех уровней, включая мик­роуровень. Как надындивидуальное целое феномен родительства тес­но связан с феноменами родительской любви, материнства, отцов­ства и такими понятиями, как ответственность, готовность и дове­рие. Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родитель­ства: восприятие рождения ребенка как ограничения самореализа­ции либо как новых возможностей для нее.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сущность системного подхода к пониманию феномена ро­дительства?

2. Каковы принципы феноменологического подхода в исследовании этого психологического явления?

3. Каковы компоненты комплексной структуры родительства?

4. Каковы основные факторы и уровни формирования родительства?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.