Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, определяющие формирование родительства



БСЭ дает следующее определение понятию фактор: «Событие, явление, факт, связь, определяющие изменение или устойчивость целого, причина, движущая сила процесса, определяющая его харак­тер или отдельные его черты, могут быть объединены под одним по­нятием фактора» (с. 194).

Как показал анализ литературы по проблеме, в психологии воп­рос о системе факторов, детерминирующих формирование родитель­ства, не решен. Как правило, теоретические положения и практичес­кие исследования в области семьи касаются тех или иных аспектов, не влияющих на формирование человека как родителя.

Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональ­ной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное по­ведение личности (А. И. Антонов, 1973; В. В. Бойко, 1981; В. А. Бо­рисов, 1976; А. И. Кузьмин, 1997; Л. И. Савинов, 1996 и др.). Причем исследователи чаще говорят о факторной зависимости от родительс­кой семьи. Изучается сходство различных динамических параметров функционирования собственной и родительской семьи: родительс­кая «семья оказывает мощное влияние на выбор карьеры и супруга» (Н. Пезешкиан, с. 11); Э. Берн (1988) отмечает, что в принятии реше­ний участвуют бессознательные установки, заложенные еще в дет­стве родителями; Р. Скиннер и Д. Клииз (1995) упоминают о сходстве в выборе супруга из той семьи, которая функционирует аналогично собственной и имеет примерно тот же набор проблем.

Говоря о репродуктивном поведении человека, В. В. Бойко (1981) выделяет три группы факторов:

• социально-психологическая адаптация рождаемости к явлениям макроуровня:

— урбанизация;

— занятость женщин;

- — образование и культура;

— экономическое развитие общества;

— нормы и явления адаптации;

• социально-психологические факторы регулирования рождаемо­сти на уровне семьи:

— содержание функций семьи;

— образ жизни семьи;

— взаимодействие в семье;

— прочность брака;

— отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака;

• социально-психологические факторы регулирования рождаемо­сти на уровне личности:

— потребность в детях;

— репродуктивная установка;

— репродуктивные мотивы;

— индивидуально-личностные свойства;

— ценности личности и детей.

Среди отечественных ученых необходимо отметить Л. Ф. Обухо­ву и О. А. Шаграеву (1999), которые в своем исследовании образа жизни семьи значительное внимание уделяют социально-психоло­гическому аспекту ее жизнедеятельности. Однако в отличие от других авторов данные исследователи изучают эти факторы по отношению к развитию личности ребенка, а не по отношению к родительству. Опи­раясь на содержательный анализ работ (О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова, 1978; Ю. Хамяляйнен, 1993; А. Адлер, 1994; С. Л. Ру­бинштейн, 1989 и др.), они выделяют группу социально-психологи­ческих факторов, определяющих личностное и психическое разви­тие ребенка первых лет жизни. В эту группу включаются численность и состав семьи, денежные доходы и жилищные условия, уровень об­разования и профессиональная квалификация родителей, иерархия внутрисемейных отношений и эмоциональные переживания членов семьи; практика ухода за маленькими детьми, включающая в себя тип вскармливания, способ приучения к туалету, формы сотрудничества между взрослыми и детьми, стиль общения, принятый в семье, а так­же характер дисциплинарных воздействий, взгляды, представления и верования.

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающим­ся объективных условий жизнедеятельности семьи (Р. Заззо, 1967; М. Мид, 1988; И. С. Кон, 1988; А. В. Сухарев, 1996; А. В. Сухарев и И. Л, Степанов, 1997), то к факторам, их определяющим, можно от­нести следующие группы условий:

• совокупность общественно-экономических факторов (способ про­изводства, господствующая идеология, форма собственности);

• факторы культурной среды (образованность или мера приобще­ния людей к духовным ценностям общества и цивилизации во­обще, наличие условий для всестороннего развития личности);

• естественно-географические факторы.

Общую картину взаимосвязи факторных уровней удачно описал К. Витакер: «Общество — родитель семьи, расширенная семья — ро­дитель супругов, сами супруги — родители своих детей» (с. 129).

Анализ литературы (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М. И. Ли­сина, К. А. Абульханова-Славская, Е. Е. Кравцова, В. К. Вилюнас, Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева, В. В. Бойко, В. С. Торохтий, А. С. Спи-ваковская, В. Н. Дружинин, К. Витакер, Л. Б. Шнейдер и др.) показал, что в рассмотренном исследователями многообразии условий можно выделить .ряд социально-психологических факторов, образующих си­стему, которая определяет формирование родительства.

Для анализа факторов, детерминирующих формирование роди­тельства, мы выделяем следующие уровни, сходные с группами фак­торов, выделенных В. В. Бойко (1981) относительно репродуктивно­го поведения:

• макроуровень, или уровень общественных влияний;

• мезоуровень, или уровень влияния родительской семьи;

• микроуровень, или уровень собственной семьи;

• индивидуальный уровень, или уровень конкретной личности. Факторы, определяющие формирование родительства, можно

разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обус­ловлена совокупностью внешних влияний, которые также можно подразделить на несколько уровней. Внутренние факторы — это осо­бенности личности, индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенны­ми выше уровнями. Внешние факторы это факторы макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Внутренние факторы это факторы инди­видуального уровня. Данная исследовательская работа в основном по­священа изучению внешних социально-психологических факторов.

Общественное влияние макроуровня необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования (формализованная сто­рона) и с точки зрения опосредованного воздействия (неформализо­ванная сторона) на формирование родительства.

А. И. Антонов рассматривает формализованную сторону обще­ственного воздействия на репродуктивное поведение личности не только как социальное регулирование рождаемости, но и как соци­альное управление — «систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики» (1973, с. 75). Не­формализованное влияние общества осуществляется через весь ком­плекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентации и установок индивида; прежде всего это средства массо­вой информации, произведения искусства и культуры. В. В. Бойко (1988), в частности, говорит о том, что влияние общества на личностную мотивацию потребности в детях заключается в том, что оно «на­страивает» индивида на весь комплекс чувств и обязанностей, свя­занных с воспитанием нового поколения. В частности, опосредован­ное влияние общества осуществляется через воздействие репродуктив­ных норм, входящих в систему установок личности. Наиболее подробно содержание репродуктивных установок рассмотрено у А. И. Антонова. Он говорит о том, что по степени своей императивности репродук­тивные нормы являются относительно «мягкими» в силу их интим­ности и биологической неспособности некоторых мужчин и женщин к зачатию и рождению детей. Однако давление репродуктивных норм может быть очень сильным, так как они являются особенно значи­мыми в системе критериев субъективного ощущения счастья и соци­ального престижа. Предписывающий и оценочный моменты репро­дуктивных норм, сопровождающиеся соответствующей эмоциональ­ной окраской, являют собой «подобающий образец поведения, сла­гаемый из результатов репродуктивного поведения миллионов людей и семей» (1973, с. 80). Репродуктивные нормы являются одним из компонентов формирования репродуктивных установок, и они чаще, чем любые другие нормы, не осознаются человеком.

Общество задает для личности определенный образец родительства, который дает начало формированию родительства в каждом конкретном случае, преломленный через особенности личностей обо­их супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, по­лученный в родительской семье.

Родительская семья является первичной социальной средой ин­дивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и ус­тановки родителей являются первым фактором в развитии личнос­ти. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают куль­туру через своих родителей. Именно в семье человек получает пер­вый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Роди­тельская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для под­ражания. Родители, как правило, являются для индивида значимы­ми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в соб­ственной семье: «...какими мы стали родителями, в значительной сте­пени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведе­нии собственных родителей» (А. С. Спиваковская, 2000); «...между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознан­но воспринимаются детьми в их семьях» (Т. И. Дымнова, 1996).

Подытоживая опыт разных исследователей, С. В. Ковалев (1988) выделяет три группы факторов, влияющих на личность ребенка в семье:

1) социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ре­бенка к социальным ценностям и ролям;

2) внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит при­общение к будущей жизнедеятельности;

3) семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Большинство зарубежных исследователей сходятся в том, что

вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей — семьи повторяют сами себя (McGoldric, Gerson, 1985; D. H. Olson, 1993). Стиль взаимоотношений предыдущих поко­лений (М. Bowen, 1978; М. Rutter, 1984; R. I. Watson, 1963) могут по­служить образцом для семейного функционирования следующих по­колений (А. В. Черников, 1997).

В. Н. Дружинин рассматривает несколько гипотез подражания. Первая гипотеза: супруги воспроизводят в своей семье те способы вос­питания, которые осуществляли их родители по отношению к их бра­тьям и сестрам, а не к ним самим. Согласно этой гипотезе, наиболь­шие сложности должны испытывать взрослые, которые были един­ственными детьми в семье. «Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью» (2000, с. 15). Вторая гипотеза: дети относятся к дру­гим так же, как родители относились к ним (L. S. Benjamin, 1978).

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья - родите­ли и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны муж­чины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможно­сти видеть особенности поведения и отношений друг к другу и дру­гим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семей­ных отношениях. Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина (1990) не придают фатального значения общению ребенка с его кровными род­ственниками. Наиболее важным они считают характер контактов, складывающихся у ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся.

Взгляды различных исследователей на роль факторов мезоуров-ня в формировании родительства примиряет позиция И. С. Кона: «Преемственность поколений всегда селективна (избирательна): одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим

поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Преемственность не совсем оди­накова в разных сферах деятельности. В сфере потребительских ори­ентации... и некоторых других установок расхождения между стар­шими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается глав­ных социальных ценностей...» (цит. по А. В. Толстых, 1988).

Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, инди­видуальных особенностей. Иными словами, микроуровень фактор­ного детерминирования родительства — это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окон­чательные черты. На микроуровне происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ре­бенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию оказывают влияние конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жиз­ни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каж­дой конкретной семье (Ю. Хамяляйнен, 1993).

Суммируя воздействие микроуровня на формирование родитель­ства и его реализацию в каждой конкретной семье, можно выделить несколько факторов:

1) направленность и индивидуальные особенности личности;

2) согласование моделей родительства обоих супругов;

3) конкретные условия жизни супружеской семьи.

Внешние факторы, детерминирующие формирование родитель­ства, можно объединить в три группы:

• факторы макроуровня;

• факторы мезоуровня;

• факторы микроуровня.

Факторы макроуровня воздействуют непосредственно — путем социального регулирования и опосредованно — через весь комплекс социальных влияний, мишенью которых является прежде всего сис­тема ценностных ориентации и установок личности.

Родительская семья является первичной социальной средой ин­дивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, от­носительно реализации родительской модели поведения. Большин­ство исследователей сходятся в том, что супружеская семейная сис­тема во многом копирует родительскую семейную систему.

На микроуровне на формирование родительства оказывают вли­яние несколько факторов: направленность и индивидуальные осо-

бенности личности; согласование моделей родительства обоих суп­ругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Таким образом, суммарное воздействие факторов, принадлежа­щих рассмотренным уровням, приводит к формированию определен­ной модели родительства. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конк­ретная личность интериоризирует эту внешнюю модель, ее вариан­ты, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризирован-ных моделей обоих супругов в единое целое.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.