Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наболевшие мысли о детском здоровье (1988 г.)



Известного ученого, основателя возрастной физиологии, профессора Илью Аркадьевича Аршавского можно по праву назвать рыцарем детства. В недавние времена, получившие сейчас название застойных, не переставал он бить тревогу. С детской медициной неладно. Благополучная статистика, мягко говоря, не точна. Повторял и повторял: здоровье детей — первоочередная государственная задача. Сегодня профессор Аршавский — гость нашей редакции.

Почему сегодня проблема детского здоровья оказалась такой острой? Все больше молодых женщин, которые не в состоянии нормально выносить и родить ребенка. Больная мама — больной ребенок. Здоровье будущего поколения становится серьезной социальной проблемой, порождает крайне тяжелые демографические последствия. Не только количественные, но и качественные. Больше десяти процентов малышей ежегодно рождаются со слабыми защитными реакциями, недоразвитой нервной системой. Около 80 процентов — аллергики...

Я помню, сколько заслуженных добрых слов получали раньше врачи-педиатры. Вся их жизнь была в живом общении с детьми: наблюдали своих маленьких пациентов с рождения, знали особенности каждого. А что сейчас? Зайдем в детскую поликлинику. На прием у врача отведены минуты. Что он успеет? Отчитаться в медицинской карте, наскоро выписать рецепт, порой и ребенка не осмотрит. А рецепты — в основном на антибиотики. На борьбу с детскими болезнями брошена у нас так называемая интенсивная терапия, в основе которой лекарства, чаще всего те же антибиотики, в раннем возрасте зачастую просто противопоказанные. Значит, вместо пользы — вред. С первых шагов ребенок утрачивает естественную способность противостоять болезням, самовосстанавливаться, поправляться. Так сами мы подрываем защитные механизмы организма. Незнание других, не лекарственных методов лечения, заставляет докторов прибегать к таким оглушительным мерам.

Сложившаяся ситуация приводит к высокой заболеваемости, повышению детской смертности. Многие родители, разуверившись в педиатрии, решили взять здоровье своих детей в собственные руки. Но им не хватает медицинской культуры, знаний; нужна грамотная помощь. Нам надо научить так растить и воспитывать ребенка, чтобы исключить возможность его заболевания вообще.

В 1980 году Всемирная Организация Здравоохранения сделала обязательным для всех стран метод раннего вскармливания грудью матери через двадцать минут после рождения. А этот метод был предложен нами... тридцать пять лет назад. В нашей стране он так и не внесен до сих пор. Малыша начинают кормить в лучшем случае через сутки после рождения. И что же?

Утрачивается естественная иммунобиологическая устойчивость. Дети становятся незрелыми и из-за совершенно недопустимых гигиенических условий в родильных домах, не учитывающих особенности физиологии новорожденных. Я имею в виду обязательную выдачу лекарства после рождения и в особенности позднее начало кормления грудью матери. Даже рожденный физиологически зрелым ребенок может обрести черты незрелости, подхватить аллергию — печальную привилегию современного человека. Следующая, чреватая последствиями, «норма» — обязательные прививки, хотя некоторым ребятишкам они просто противопоказаны. Неудачи и попытки объяснить все беды наследственностью, как это сейчас делается, несостоятельны. В действительности на долю генетической патологии приходится всегр лишь пять-семь процентов детей, а число рождающихся зрелыми не превышает сейчас десяти-пятнадцати процентов!

Значит ли, что с такой ситуацией надо смириться? Конечно, нет. Она может и должна быть как можно скорее изменена.

Повторяю, надо торопиться.Незрелость, как я уже говорил, основа для болезней не только в ранние, но и в зрелые годы. Предотвратить ее — значит реально и резко сократить заболеваемость. Благодаря физической активности увеличиваются энергетические резервы организма. Такая активность повышает иммунитет и тем самым исключает возможность заболеть. Обогащаясь энергией,, мы приобретаем способность проявлять новую активность, ранее недоступную. Это относится не только к мышечной, но и к интеллектуальной работе. Подвижность обеспечивает организму устойчивость, укрепляет его.

А что сегодня? Изнеженные, перекормленные дети, через меру — обилие и комфорт. Тут, как мы показали в экспериментах, снижается исследовательский инстинкт, потенциально заложенный у каждого, подавляются творческие способности, что называется, на корню и порой необратимо. Зато созданы все условия для воспитания лени, безволия и бессилия, а значит, болезней. Каждый ребенок, в этом я убежден, без исключения каждый, таит в себе творческие способности. Но их надо развивать. Для того, чтобы они проявились, нужны активность и здоровье.

Да, я за аскетизм в известном смысле, за такую систему воспитания, значит, и организации среды ребенка, которая побуждает его к активным исследовательским связям с миром.

Беседу вела В. ЖМАКИНА,

Москва, Учительская газета,

14 мая 1988 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.