Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контроль над освоением магистрантом дисциплины



Контрольно – оценочный компонент для дисциплины«Методологические проблемы психологии»

(программа - «психологическое консультирование)

1. Предварительная диагностика слушателей осуществляется с целью выявления их представлений о психическом и самой общей компетентности в методологии психологии. Данная диагностика предназначена и для создания соответствующей мотивации у слушателей, стимулирующей изучение данного курса.

1. Анкета на степень информированности в области методологии психологии.

Инструкция. Постарайтесь ответить на один вопрос, через согласие (ответ – да) или несогласие (ответ – нет) с различными утверждениями о вашей личности.

Шкала ответов: «да – нет».

Я думаю, что могу эффективно организовать свою жизнь, справиться с кризисными ситуациями рассказать любому человеку на профессиональном уровне о психологии как науке, поскольку…

1. Имею большой опыт самопознания.

2. Хорошо знаком (а) с основными компонентами человеческой психики.

3. Чётко представляю, чем мотив отличается от потребности.

4. Знаю, основные принципы отечественной психологии.

5. Знаю, что такое методология науки.

6. Мне известно, как рефлексия связана с методологией.

7. Ясно понимаю и помню, основные компоненты сознания в теории А.Н. Леонтьева.

8. Владею теорией психологии.

9. Знаю основные компоненты структуры личности.

10. Понимаю, что деятельность крайне важна для любого человека.

11. Умею определить психологические проблемы другого человека и устранить их.

12. Знаю, как доступно рассказать о сложных психологических проблемах.

13. Владею методами разрешения конфликтных ситуаций.

14. Мне нравится рассуждать о сложных проблемах в психологии.

15. Хорошо знаю теорию психофизиологического параллелизма.

16. Люблю знакомиться с индивидуальными особенностями собеседника.

17. Участвовал (а) в организации психологической помощи другому человеку.

18. Я участвовал (а) в написании теоретической статьи на психологическую тему.

19. Мне интересно разбираться в собственной душе и развивать свои восприятие, память, мышление.

20. Я отчетливо представляю, в чем состоят основные функции методологии науки.

 

Интерпретация.

За каждый ответ - да начисляется 1 балл. Если испытуемый набирает от 0 до 6 баллов, то его уровень знаний и навыков в области методологических проблем психологии низкий, если от 7 до 13 баллов – средний, если от 14 до 20 – высокий.

 

2. Текущий контроль (осуществляется в виде обсуждения вопросов на семинарах, возможен в качестве ответов на вопросы при опросе внутри лекций).

Вопросы для самоконтроля.

Раздел 1.

1. Каковы связи методологии и системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности?

2. Назовите два основных содержательных раздела методологии.

3. Каковы основные области соприкосновения методологии и рефлексии?

4. Перечислите не менее пяти функций методологии.

Раздел 2.

1. Каковы основные свойства психического отражения?

2. Какова краткая формулировка принципа детерминизма С.Л. Рубинштейна ?

3. Перечислите не менее трех принципов в отечественной психологии.

4. Кратко охарактеризуйте новые принципы – субъекта, индивидуальности, свободы.

Раздел 3.

1. Перечислите основные компонеты деятельности человека.

2. Напишите три основных структурных элемента сознания в теории А.Н. Леонтьева.

3. В чем сущность методов психосемантики для изучения индивидуального сознания?

4. Каковы специфические особенности сознательной саморегуляции человеком своего поведения?

Раздел 4.

1. Сравните традиционный энергетический и новый информационный подходы к изучению психики. В чем принципиальная новизна когнитивной психологии?

2. Охарактеризуйте три основных элемента методов виртуальной реальности.

3. В чем смысл экоцентрированного сознания ?

4. Перечислите хотя бы три эффекта «критического мышления».

3.Экзаменационные вопросы.

Вопросы к экзамену.

по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ».

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ»

1. Понятие о методологии. Методология и метод.

2. Уровни методологии. Методология и метод.

3. Современные методы психологического исследования (компьютерные, методы психосемантики, методы виртуальной реальности, методы построения искусственного интеллекта), их место в построении методологии.

4. Сущность психического как предмета психологии. Современные представления о предмете психологии.

5. Взаимодействие человека с миром как предмет психологии.

6. Понятие о личности в психологии. Различные подходы к психологии личности.

7. Личность и психические функции, свойства, состояния.

8. Соотношение понятий «субъект» и «личность». Субъектная парадигма и субъектно-деятельностный подход в психологии.

9. Субъект как носитель человеческого способа бытия. Свойства субъекта.

10. Проблема “единицы” психического в психологии.

11. Понятие принципа в отечественной психологии. Характеристика основных принципов.

12. Изначальная социальность психики человека. Социальное и биологическое в психике.

13. Проблема высших и низших психических функций в отечественной психологии.

14. Принцип детерминизма в психологии. Условия и движущие силы развития личности.

15. Деятельностный подход в психологии (различные варианты).

16. Принцип субъекта.

17. Понятия «социальное», «общественное», «индивидуальное», их взаимосвязь и различия.

18. Категории «социальное-биологическое», «общественное-индивидуальное», «материальное-идеальное» в психологии. Тройной дуализм.

19. Саморегуляция субъектом деятельности и поведения.

20. Принцип общения в психологии.

21. Психология сознания. Связь сознания и бытия.

22. Теории сознания в отечественной психологии (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева).

23. Экопсихология сознания на современном этапе. Соотношение искусственного-естественного в психическом.

24. Психическое как процесс и как деятельность.

25. Логика и психология мышления. Соотношение продуктов и процесса в психическом.

26. Свойства психического отражения (неизоморфность, недизъюнктивность, неаддитивность и т.д.

27. Проблема индивидуальности в психологии.

28. Принцип развития в психологии.

29. Психология аддикций в современном обществе.

30. Психологические проблемы современного технократического общества (информационные перегрузки, манипулирование личностью и т.д.).

 

4.Контрольная работа (примерный вариант).

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы ПСИХОЛОГИИ

Тест

Выберите правильный ответ.

1. Психология как самостоятельная наука возникает:

а) в 1863 году; б) в 1879 году; в) в 1906 году.

 

2. Связь методологии и мировоззрения осуществляется через:

а) психологическое знание; б) этические категории; в) философское знание.

 

3. Выделяются следующие уровни методологии: 1) философский; общенаучных принципов и форм исследования; 3) конкретно-научный; 4) …:

а) уровень взаимосвязи между науками; б) методики и техники исследования; в) приемов и средств реализации познавательной деятельности.

 

4. Методология и метод исследования взаимосвязаны между собой следующим образом…:

а) никак не связаны; б) метод выступает необходимой частью методологии; в) методология обобщает метод изучения объекта и строится только на его основе.

 

5. Существуют следующие функции методологии: 1) стимулирования процесса познания; 2) проблематизации и критического осмысления существующих знаний, идей; 3) формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора; 4) организации и структурирования научного знания; 5) эвристическая; 6)…:

а) выработки стратегии науки, перспективности того иного научного направления; б) разрешения конфликтных ситуаций; в) установления адекватности философских идей; г) установления положительных отношений между ученым и его учениками.

 

6. Основные функции психического – это когнитивная, регулятивная и …:

а) избирательная; б) активизации; в) адекватности; г) коммуникативная.

 

7. Любое психическое явление включает в себя три компонента: познавательное, эмоционально-аффективное и …

а) интерпретационное; б) мотивационное; в) социальное; г) волевое.

 

8. Современные методы виртуальной реальной при воздействии на психическое состоят из: 1) сетевой обработки данных; 2) создания трехмерного изображения объекта, приближенного к реальному; 3) …

а) возможности навигации; б) тюнинга; в) возможности сканирования изображения объекта.

 

9. Принцип детерминизма в отечественной психологии был впервые предложен:

а) А.Н. Леонтьевым; б) С.Л. Рубинштейном; в) Б.М. Тепловым.

 

10. Учение о сознании как совокупности интенциональных актов было выдвинуто:

а) Ф. Гуссерлем; б) Л.С. Выготским; в) В. Вундтом; г) Ф. Брентано.

 

Ответьте на вопрос (или утверждение) - да или нет.

1. Верно ли, что методология включает в себя два основных содержательных раздела: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о высшей нервной деятельности человека и животных?

 

12. Правильно ли, что главенствующее значение психологии в системе наук определяется тем, что психология исследует познавательную деятельность человека, продуктом которой являются все другие науки?

 

13. Верно ли, что К.А. Абульханова впервые сформулировала методологический принцип субъекта в психологии?

 

14. Верно ли, что краткая формулировка принципа историзма звучит следующим образом – психическое не только проявляется, но и формируется в ходе деятельности субъекта?

 

15. Согласно А.Н. Лентьеву основными образующими человеческого сознания являются значения, личностные смыслы и чувственная ткань, так ли это?

 

6.Портфолио.

1. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется по рабочей программе, с содержанием которой можно ознакомиться в библиотеке СмолГУ или на кафедре общей психологии (ауд.213, третьего корпуса).

2. Магистрант может оформлять и вести собственное портфолио по каждому семинарскому занятию изучаемой дисциплины.

 

Структура портфолио (по каждому занятию):

- терминологический словарь по теме;

- составление концептуальной карты по каждому вопросу семинарского занятия (схемы, таблицы и т.п.);

- для получения дополнительных рейтинговых баллов студент может представить в портфолио аннотацию на прочитанную статью (1балл), монографию (3балла), главу (2 балла), эссе (3 балла).

 

Критерии оценки портфолио:

- наличие обязательных рубрик (по1 баллу за каждую)

- качество представленного содержания (от 1 до 3 баллов)

- креативность оформления материалов (от 1 до 3 баллов)

- наличие дополнительных индивидуальных рубрик (от 1 до 3 баллов)

- работа с дополнительной литературой (см. выше)

 

Портфолио может быть представлено как в рукописном (формат А-4), так и в электронном вариантах. За представление электронного портфолио с использованием специальных программ присуждаются дополнительные баллы от 3 до 10 (за портфолио в целом, в зависимости от сложности и креативности).

 

Рефлексивные анкеты.

Рефлексивная анкета к дидактической единице № 1.

  Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня из методологии психологии ?  
  Совсем неважно Неважно Трудно определиться Важно Очень важно
1) Знать сущность основных понятий психологии          
2) Информированность о различных подходах к изучению психического          
3) Знать методы воздействия на психику          
4) Представлять себе технологии экологического подхода к психическому миру человека          
5) Владеть навыками саморегуляции, стрессоустойчивости, гипноза, самодисциплины          
6) Уметь проводить экологическую экспертизу учебных занятий и самоподготовки          
7) Знать психические и поведенческие особенности человека в различные периоды онтогенеза          

 

 

Рефлексивная анкета к дидактической единице № 3.

  Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для самостоятельного овладения новыми методами исследования в психологии?  
  Совсем неважно Неважно Трудно определиться Важно Очень важно
1) Использование естественно-научных методов изучения психического (прежде всего эксперимент)          
2) Информированность о методах, используемых в рамках номотетического и идеографического подходов одновременно          
3) Знать способы построения эксперимента в психологии          
4) Представлять себе технологии изучения не только сознательной активности личности, но и ее бессознательного          
5) Владеть навыками объективного наблюдения и самонаблюдения          
6) Уметь осуществлять математическую обработку результатов проведенных экспериментов          
7) Уметь получать материальное вознаграждение за использование новых методов          

 

Рефлексивная анкета к дидактической единице № 4.

  Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для активного общения психолога в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности?  
  Совсем неважно Неважно Трудно определиться Важно Очень важно
1) Знать сущность основных фаз и требований к продуктивному общению          
2) Информированность об этике работы психолога с клиентом          
3) Иметь мотивацию к данному общению          
4) Представлять себе технологии общения в различных социальных сферах          
5) Владеть навыками коммуникации в современном технократическом обществе          
6) Уметь идентифицировать манипулятивное воздействие на личность          
7) Знать эффекты критического социального мышления          

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.