Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В) Государственная система повышения квалификации и переподготовки кадров.



Высокие темпы научно-технического прогресса, быстрое устаревание научных знаний и используемых технологий в значительной мере компенсируются государственными центрами повышения квалификации и переподготовки кадров. Следует заметить, что руководящий состав и специалисты бюджетных организаций с установленной законодательством периодичностью повышают свою квалификацию или проходят переподготовку в этих центрах бесплатно. Работники коммерческих и других организаций получают те же образовательные услуги за плату.

В качестве образовательных услуг широко применяются семинары, краткосрочные курсы в течение трех, шести или десяти месяцев с отрывом и без отрыва от производства. При переподготовке кадров обучаемые могут получить новую специальность.

Кроме государственных центров услуги по повышению квалификации и переподготовке кадров могут оказывать любые образовательные учреждения, как правило, на платной основе. Имеет место практика создания специальных учебных заведений в виде институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Специфические отрасли производства формируют ведомственную систему повышения квалификации и переподготовки кадров, эффективность деятельности которой повышается из-за привлечения к образовательной деятельности отечественных и зарубежных ученых и квалифицированных практических работников.

 

Распределение функций по работе с кадрами организации

Деятельность организации любой организационно-правовой формы как сложной организационно-технической и социальной системы во многом зависит от наличия и состояния ее ресурсов. Считается, что основными ресурсами организации (Рис. 9.1.), определяющими эффективность ее деятельности на рынке, можно считать:

техническая оснащенность, влияющая на условия производства, которая включает наличие и состояние зданий, производственных и административных помещений, технических средств, современного оборудования;

современность технологий, определяющих производительность и качество продукции, работ и услуг, соотношение затрат и получаемых доходов от производственной деятельности, прибыльность деятельности, конкурентоспособность на рынке;

людские (кадровые) ресурсы, создающие материальные и духовные ценности, формирующие организационную культуру, определяющие имидж организации на конкурентном рынке;

финансы (капитал), являющиеся источником закупок средств и предметов производственной деятельности, средством оплаты услуг, результатом реализации продукции, работ и услуг, ресурсами для обновления и наращивания основных фондов, потенциалом для освоения новых рынков;

информационная система, которая служит средством изучения спроса и предложения продукции и услуг на рынке, обобщения и переработки данных для принятия управленческих решений, доведения задач и контроля результатов деятельности подразделений и отдельных исполнителей.

  Организация как система  
техническая оснащенность современность технологий людские (кадровые) ресурсы финансы (капитал) информа-ционная система
           

Рис. 9.1. Структура основных ресурсов организации

Каждый ресурс организации неповторим и его значение в условиях рыночной свободы выбора трудно переоценить. Тем не менее, людские (кадровые) ресурсы организации следует считать в современных условиях решающими вопреки неоправданному мнению о снижении роли человека в условиях научно-технической революции, когда большинство производственных операций можно возложить на «умные» машины и робототехнические устройства.

Следует привести лишь основные факторы повышения роли кадровых (человеческих) ресурсов в современном обществе:

именно человеческий гений способен создать и эффективно эксплуатировать сложнейшую технику и автоматизированное оборудование, а недостаточно квалифицированные кадры становятся опасными в условиях научно-технического прогресса, так как могут стать источником техногенных и экологических катаклизмов;

современные высокие технологии требуют высокой квалификации не только руководящего состава и специалистов, но и каждого работника, так как для грамотного и безопасного управления сложными системами требуются рядовые работники с профессиональным или даже высшим образованием, ответственными за последствия трудовой деятельности;

зависимость качества управления материально-техническими и финансовыми ресурсами организации, включая собственные и заемные денежные средства, движимое и недвижимое имущество, от квалификации специалистов, которые должны обеспечить конкурентоспособность организации и устранить или снизить угрозу ее неплатежеспособности (банкротства);

рыночная свобода производственной деятельности, при которой формируются добровольные горизонтальные хозяйственные связи на взаимовыгодной основе, обусловили необходимость компьютерной грамотности всего персонала организации, без которой практически невозможно ориентироваться в условиях дефицита или избытка информации, принимать разумные или оптимальные управленческие решения.

Таким образом, людские (кадровые) ресурсы являются центральным связующим звеном структуры любой организации, а работа с кадровыми ресурсами становится одной из основных задач руководящего состава и специалистов, особенно высшего руководства.

В небольших по масштабам организациях вопросы работы с кадрами оставляет за собой лично руководитель, включая найм, перемещение, оплату труда и увольнение работников. При увеличении численности работников большинство технических вопросов по работе с кадрами выполняет секретарь-референт, это обычно учетно-информационные функции и ведение кадровой документации в системе общего делопроизводства. Часть кадровых функций, наряду со своими функциональными обязанностями по занимаемой должности, могут возлагаться на одного из наиболее опытных сотрудников, обычно на администратора (административного директора).

В крупных организациях вводится должность специалиста по кадрам – менеджера (инспектора) по кадрам. Соответственно кадровые функции уже на официальной основе распределяются между высшим руководителем и специалистом по кадровой работе.

Дальнейшее расширение масштабов деятельности организации приводит к необходимости создания специальной кадровой службы, которая может именоваться отделом кадров, службой управления персоналом, управлением по работе с персоналом и правовым вопросам. Могут иметь место и другие наименования кадровой службы организации. В частности, в крупных западных фирмах нередко создается «Управление по работе с человеческими ресурсами».

Повседневное непосредственное руководство действиями кадровых ресурсов в процессе производственной деятельности организации осуществляют линейные руководители различных уровней управления, которым подчиняется каждый работник.

Таким образом, в процессе кадрового менеджмента принимают участие три категории органов управления: высшее руководство; специалисты кадровой службы; линейные руководители. Распределение функций между ними не всегда жестко регламентировано, тем не менее, можно установить основные их кадровые полномочия и соответствующие сферы ответственности.

а) Высшее руководство организации:

обладает правом принимать кадровые решения, подписывать документы по найму, продвижению, перемещению и увольнению работников, несет полную ответственность за результаты деятельности и поведение всех работников, независимо от их подчиненности;

определяет и периодически корректирует структуру и штатное расписание организации в соответствии с видами и масштабами деятельности, устанавливает количественные параметры численности работников различных категорий;

определяет кадровую стратегию организации, тем самым устанавливает основные требования к профессиональным и нравственным качествам руководителей и основных специалистов;

лично ведет работу по подбору и расстановке руководящих кадров на должности на две ступени ниже своего должностного положения, контролирует и несет персональную ответственность за качество их работы;

руководит деятельностью кадровой службы и работой линейных менеджеров в соответствии с принятой в организации кадровой политикой, корректирует кадровую политику в соответствии с жизненным циклом трудового коллектива.

б) Специалисты кадровой службы:

проводят маркетинг рынка труда, налаживают взаимовыгодные связи с источниками комплектования кадровыми ресурсами, организуют подготовку специалистов внутри организации при дефиците кадров определенных профессий и специальностей;

ведут непрерывный мониторинг укомплектованности подразделений кадрами, осуществляют подбор, конкурсный или профессиональный отбор кандидатов на вакантные должности, формируют предложения руководителю по расстановке кадров, ведут документальное оформление найма и движения кадровых ресурсов в соответствии с решением руководителя;

принимают участие в профессиональной ориентации и адаптации молодежи в трудовой среде, назначают и контролируют результаты работы новых работников в период испытательного срока;

регламентируют труд всего персонала, разрабатывают и контролируют соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности в подразделениях и службах;

организуют процессы развития и аттестации руководителей и специалистов, подготавливают предложения по формированию и обновлению кадрового резерва организации.

в) Линейные руководители:

принимают участие в процессе подбора и отбора кандидатов на вакантные должности, формируют предложения руководителю и специалистам кадровой службы по комплектованию подразделения сотрудниками;

осуществляют мероприятия профессиональной, психологической и физиологической адаптации новых работников непосредственно на рабочих местах;

определяют производственные задания, проверяют количество и качество продукции, работ и услуг, принимают участие в реализации системы оценки и оплаты труда каждого работника;

регулируют рациональный режим труда и отдыха работников, проводят мероприятия по предупреждению и устранению причин происшествий и несчастных случае на производстве;

создают необходимые условия труда и благоприятный морально-психологический климат в коллективе, занимаются воспитанием молодых сотрудников.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.