Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технология формирования человеческого капитала



Основатель теории человеческого капитала Теодор Шульц предложил рассматривать ее сущность через соотношение вложений в развитие человека и добавленной стоимости, которую он может создать, обладая врожденными качествами и приобретенными способностями. Он отмечал: «Свойства, которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом» (2. с.60).

Основу человеческого капитала создают люди, обладающие высоким трудовым потенциалом в виде интеллекта, специальных знаний, навыков, инновационного поведения и личной энергии. При индивидуальном труде такая личность представляет собой уникальную ценность, обладающую интеллектуальным капиталом.

Своевременно выявленные природные задатки дополняются специальными знаниями и навыками, приобретение которых требует любознательности и настойчивости личности, а также вложений со стороны семьи и общества, которое умеет ценить таланты своих граждан.

Развитию потенциала талантливых личностей обычно способствуют системы грантов, национальные премии за достижения в области науки и техники. Наивысшей степенью признания и поддержки интеллектуального капитала служит присуждение выдающимся ученым и практикам Нобелевских премий.

Человеческий капитал в полной мере проявляется при коллективной организации труда, когда происходит взаимное дополнение качеств работников, их знания расширяются благодаря взаимодействию с другими людьми. Таким образом, создается социальный капитал, который является не просто суммой интеллектуального капитала работников, а состоит из знаний, полученных благодаря сети взаимоотношений как внутри организации, так и за ее пределами.

Социальный капитал можно представить как «характерные черты социальной жизни – взаимодействие, нормы, доверие, - которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей (2. с. 61). Социальный капитал создается и наращивается обществом путем соответствующих вложений в развитие интеллектуального капитала своих граждан и налаживанию взаимоотношений и норм, которые формируют количество и качество взаимодействий между людьми.

Социальный капитал – это не просто сумма социальных институтов, являющихся фундаментом общества, это тот клей, который удерживает всех вместе. В качестве институтов, способствующих накоплению социального капитала, выступают системы образования, здравоохранения, науки и культуры. Экономия на этих социальных институтах может привести и реально приводит к деградации общества.

Задача общества заключается в создании такой культуры и социальной среды, в которых будет происходить индивидуальное и организационное обучение, одновременно удовлетворяющее потребности общества и потребности работников. Немаловажным фактором следует также считать внедрение системы оплаты труда, стимулирующей производительность и стабильность качества продукции и услуг.

Коллективный труд осуществляется в организации, в которой ассимилируются знания, принадлежащие организации, тем самым создается организационный капитал. Именно знания, навыки и способности людей создают стоимость, которая вместе с материальным капиталом (деньгами и имуществом) принадлежит организации и отличает ее от другой организации.

Задача организации заключается в привлечении, удержании, сохранении и развитии человеческого капитала, для чего требуются соответствующие вложения, которые в свою очередь создают дополнительную стоимость.

Работник, в свою очередь, может выбирать – остаться в организации или вкладывать свой интеллектуальный капитал в другую организацию. Работа – это двухсторонний обмен ценностями, а не односторонне использование актива владельцем.

Люди – это ценный актив, а инвестиции организации в людей создают доходы, которые окупают затраченные средства. Люди способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества. Если их хорошо мотивировать, то люди могут обеспечить организации долгую жизнь и конкурентоспособность на рынке.

Устойчивого конкурентного преимущества организация может достигнуть только тогда, когда она обладает запасом человеческих ресурсов, который не смогут имитировать или произвести конкуренты. Преимущество в человеческом капитале, которое можно достигнуть благодаря найму работников с ценными с точки зрения конкуренции знаниями и навыками, является лишь первым шагом в достижении преимущества организации на рынке.

Не менее важным становится качество управления человеческими ресурсами в организации, включая взаимодействие между подразделениями, внедрение трудных для копирования и высокоразвитых процессов управления людьми, инвестиции в дальнейшее их развитие.

Для работодателя инвестиции в обучение и развитие людей – это средство привлечения и сохранения человеческого капитала, а также способ получить более высокие доходы от этих инвестиций. Предполагается, что эти доходы станут следствием повышения качества работы, гибкости и способности к внедрению инноваций. Следовательно, повышение уровня знаний, компетенции, накопление навыков работников являются ключевыми факторами для определения, будут преуспевать организации и нации.

Таким образом, система формирования человеческого капитала охватывает (Рис. 2.2) три основных аспекта на личностном, общественном и организационном уровне.

Развитие и эффективное использование интеллектуального потенциала каждого человека.

 

Формирование социального капитала, обеспечивающего достойное место страны среди развитых стран мира.

 

Создание организационного капитала современными методами управления человеческими ресурсами.

 

Рисунок 2.2. Система формирования человеческого капитала

 

Во-первых, на уровне семьи как ячейки общества необходимо своевременно выявить природные (генетические) задатки личности каждого ребенка и создать условия для их развития в целях получения интеллектуального капитала, который составляет источник благополучия человека и является элементом генофонда нации.

Во-вторых, на уровне общества (социума) требуется создание системы эффективных социальных институтов, способствующих формированию достаточного социального капитала.

Целью формирования социального капитала является получение достойного места государства среди экономически развитых стран мира за счет высокого образовательного, культурного и профессионального уровня населения.

Ценность социального капитала проявляется в возможности сокращения сроков внедрения инновационных технологий и мотивации работников на повышение производительности общественного труда, достижения стабильности качества продукции и услуг, формирования здорового социально-психологического климата в обществе на принципах социального партнерства в сфере труда.

В-третьих, на организационном уровне задачей развитого гражданского общества становится воспитание цивилизованного слоя собственников (работодателей), заинтересованных не только в личном обогащении, но и в формировании организационного капитала путем применения современной технологии управления человеческими ресурсами, создания эффективной команды руководителей и специалистов.

Совокупность индивидуального, социального и организационного капитала представляют собой человеческие ресурсы, которые в сочетании с природными ресурсами являются источниками эффективной производственной деятельности как источника высокого качества жизни населения.

Особенности этих двух видов ресурсов состоят в том, что человеческие ресурсы подлежат непрерывному воспроизводству целенаправленными усилиями семьи, государства и организации, а природные ресурсы в виду их ограниченности требуют бережного и экономного использования.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.