Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ исторического опыта эволюции труда и социальных отношений



Труд Энергия Способ активизации Объект воздействия Средство воздействия Общество
1. Тяжелый физический. Мускуль-ная. Физическое принуждение. Раб, невольник. Свобода, жизнь. Автори-тарное.
2. Легкий физический. Нервная. Экономическое принуждение. Рабочая сила. Голод. Доиндуст- риальное.
3. Простой умственный. Логичес-кая. Экономическая заинтересо- ванность. Наемный работник. Достойный уровень жизни. Капиталис-тическое.
4. Сложный умственный. Интеллек- туальная. Внешняя мотивация. Персонал организации. Само- реализация. Постинду-стриальное.
5. Творчес-кий. Духовная. Внутреннее побуждение. Человечес-кие ресурсы. Высокое качество жизни. Информа-ционное, общество будущего.

 

Рабовладельческое общество на земле давно не существует, однако в ряде стран мира еще сохранятся авторитарные режимы и применяется принудительный тяжелый физический труд, а человек поставлен в роль если не раба, то невольника. Вместе с тем низкая производительность принудительного тяжелого физического труда обусловила последующие революционные изменения в орудиях труда и организации производства.

Современная историко-экономическая наука выделяет в истории человечества три крупных качественных скачка в виде трех революций:

внедрение товарного производства с обменом продукцией как основы рыночной экономики;

промышленная революция, которая обусловила переход от аграрного к промышленному производству и становление капиталистического общества;

научно-техническая революция, которая привела к переходу от доиндустриального общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу.

Все эти процессы происходили асинхронно в разных странах и регионах, однако имели глобальный характер. Товарное производство первоначально было преимущественно аграрным. Аграрный период развития общества характеризуется переходом человека к легкому физическому труду с применением его нервной энергии, когда наиболее трудоемкие рабочие операции выполняются домашними животными. От человека требовались психологическая устойчивость и умение найти контакт с животными, привыкание к интенсивному монотонному труду.

В целях активизации труда в условиях доиндустриального общества применяется экономическое принуждение человека к труду путем отстранения его от собственности или даже ограничения свободы закреплением крепостного права. В качестве средства воздействия на неквалифицированную рабочую силу используется голод, который вынуждает выживать за счет интенсивного труда при минимальной его оплате.

В то же время иностранная рабочая сила низкой квалификации до настоящего времени широко используется в более развитых странах мира для выполнения подсобных работ. Известно, что в США широко используется рабочая сила из Мексики и других южноамериканских стран, в Европе – из Турции и других арабских стран. В российской практике трудовая миграция ориентируется на привлечение неквалифицированной рабочей силы преимущественно из стран Средней Азии.

Промышленная революция конца VIII – начала ХIХ века произошла в странах европейской цивилизации на основе внедрения машинного производства, паровой и электрической энергии, двигателей внутреннего сгорания, развития транспорта, превращения предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы капиталистического общества.

В этих условиях труд по управлению машинами и оборудованием стал преимущественно простым логическим, от человека потребовалось иметь более высокий трудовой потенциал в целях эффективного применения логической энергии. В человеке стали цениться, прежде всего, профессиональные знания и умения, мастерство по применению, обслуживанию и ремонту технических средств, соблюдение установленных правил эксплуатации сложной техники.

Для достижения высокого уровня жизни в условиях капиталистического общества стала широко использоваться экономическая заинтересованность предпринимателей и наемных работников в повышении производительности труда не только за счет интенсивности трудовых усилий, но также за счет более полного использования потенциальных возможностей техники и оборудования.

Научно-техническая революция, начало которой относится к середине ХХ века, предопределила качественные преобразования современного общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Революционные сдвиги произошли в технике, электронике, использовании атомной энергии, использовании средств связи и транспорта, взаимодействии науки и производства. Начался резкий рост ассигнований на науку, которая стала массовой профессией.

В условиях формирования постиндустриального общества труд человека в большей мере стал сложным умственным с затратами преимущественно интеллектуальной энергии. Одновременно резко возросли требования к уровню развития и квалификации работника. Не все страны мира сумели в одинаковой степени вкладывать финансовые средства в науку и развитие потенциала человека для того, чтобы эффективно использовать открывающиеся неограниченные возможности научно-технического прогресса. Неравномерность развития различных стран привела к разделению земной цивилизации на экономически развитые и развивающиеся стран мира.

В развитых стран мира одновременно с высоким уровнем квалификации, ростом производительности труда и качества жизни населения растет самосознание работников как персонала, объединенного в профессиональные союзы. Стремясь к самореализации своих потенциальных возможностей, персонал каждой организации настойчиво отстаивает свои права на достойную оплату труда как одну из слагаемых внешней мотивации.

На рубеже веков проявляется стремление экономически развитых стран мира к созданию информационного общества или общества будущего, основная цель которого – достижение высокого качества жизни большинства населения. Вместе с тем проявляется две противоречивые тенденции.

С одной стороны, высокие темпы научно-технического прогресса сформировали достаточно благоприятные условия для роста производительности труда как основы благосостояния общества на основе творческого труда человека и использования его духовной энергии. В процессе творческого труда и формирования около двух третей среднего класса для человека труд становится возможностью самореализации и удовлетворения внутреннего побуждения.

С другой стороны, переход к более совершенному общественному устройству по времени совпадает с мировым финансовым и экономическим кризисом, который вынуждает вести поиск резервов, прежде всего, в сфере эффективного использования человеческого фактора. И если в экономически развитых странах мира уже сформировалась практика управления человеческими ресурсами, то развивающиеся страны по степени использования потенциала человека нередко находятся на уровне феодального, а иногда и рабовладельческого общества.

Мониторинг состояния наиболее бедных стран мира отражается в ежегодном докладе Организации объединенных наций, в котором опубликовала список из 30 наиболее бедных стран мира преимущественно из африканского континента, население которых практически никогда не сможет выйти из состояния нищеты.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.