Моторное развитие – свободные координированные движения рук, Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола; балансирует на одной ноге около 5 секунд. Правильно держит карандаш и проводит горизонтальные и вертикальные линии.
Сенсорное и умственное развитие – знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку. Знает и подбирает “круг”, “квадрат”, “треугольник”; сопоставляет по длине, высоте, ширине. Правильно ориентируется в пространстве, знает “около”, “рядом”, “за”; узнает предметы на ощупь. Знает “много”, “мало”, “один”. Считает до 5-ти, знает времена года, суток. Внимательно слушает, пересказывает, составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Речь фразовая, грамматически оформленная.
Игровая деятельность – появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми. Появляются любимые игры, любят строить, конструировать – “гараж”, “комната”, “домик”, продолжительность игр от 10 до 40 минут. Играйте с детьми не ссорясь и соблюдая правила игры.
Поведение, навыки – называет взрослых по имени, отчеству; внимательно слушает, что говорят взрослые. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе.
Сформированы гигиенические навыки – опрятность; умывание рук; после туалета, сам вытирается. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки. Самостоятельно кушает, умеет правильно пользоваться ложкой, вилкой.
Ребенок в возрасте 7-и лет:
Моторное развитие – может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге. Выполняет различные ритмичные движения в заданном темпе. Катается на лыжах, коньках, санках, самокате. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис. Хорошо работает с разными материалами – бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу. Может пользоваться пилой и молотком.
Сенсорное и умственное развитие – правильно называет простые и сложные геометрические формы, указывает различия геометрических форм. При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки.
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание.
Дифференцирует количество независимо от формы, величины; обобщает методом исключения, мотивирует. Четко устанавливает причинно-следственные связи, определяет существенное звено.
Владеет большим запасом слов, речь – грамматически оформлена, узнает буквы, читает слоги.
Игровая деятельность – создает план игры, совершенствует ее замысел. Обобщает, анализирует свою деятельность в процессе игры. Отдает предпочтение групповым играм.
Поведение, навыки – испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки. Способен критически анализировать свои черты характера и взаимоотношения людей. Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.
Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами. Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком.
Легче адаптируется в новой среде, что определяется 3-мя факторами:
1) навыками речевого общения и способностью вступать в контакт;
2) навыками пользования игрушками;
3) умением участвовать в играх.
Этот период заканчивается подготовкой к школе.
При определении готовности к школе учителя и врачи проводят оценку состояния:
– здоровья;
– физического развития;
– развития двигательной сферы (координацию и дифференцировку движений пальцев рук);
– состояние мотивационной, волевой, нравственной и умственной готовности воспринимать речь учителя.
Школьная зрелость – это достижение детьми такого уровня физического, социального и психологического развития, при котором они становятся восприимчивыми к систематическому обучению и воспитанию в основной общеобразовательной школе.
Переступая школьный порог, ребенок должен быть приучен к самостоятельности, умению трудиться. Необходимо развивать в нем любознательность, пытливость, стремление к знаниям.
Занятия звуковым анализом, арифметикой, рисованием, разговорной речью не должны быть однообразными. Продолжительность занятий – 30 минут.