Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анатомо-физиологические особенности



Преддошкольный возраст

Физическое развитие

Рост и развитие мальчиков и девочек в этом возрасте протекает одинаково.

За 2-ой год жизни прибавка массы составляет 2-3 кг; роста – 10-12 см (за счет увеличения длины ног, а не туловища).

За 3-ий год жизни масса увеличивается на 2-2,5 кг; рост – на 7-8 см.

Физическое развитие ребенка в данном возрасте можно определить по следующим формулам:

Масса тела в 1 год составляет 10 кг;

от 1 года до 5 лет: m = 10 + 2n, где n – число лет ребенка; К = ± 3 кг.

Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см;

от 1 года до 5 лет: l = 75 + 5n, где n – число лет ребенка; К = ± 4 см.

Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год.

Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет на 1,5 см в год.

Более точно физическое развитие определяется по центильным таблицам.

Анатомо-физиологические особенности

Кожа.Нежная, ранимая, требует постоянного тщательного ухода. Площадь поверхности кожи на 1 кг массы превышает этот показатель у взрослого, поэтому дети легко перегреваются или переохлаждаются. В связи с этим необходимо соблюдать требования к одежде – одевать по погоде, использовать одежду из естественных материалов.

Совершенствуются выделительная и защитная функции кожи. Отмечается снижение функции сальных желез.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены: подмывание, умывание, чистка зубов (к 3 годам); пользоваться горшком (после 1 года). Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже – 2 раза в неделю.

Костно-мышечная система.В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляется и деформируется. Для предупреждения деформации костей особое внимание необходимо уделить:

- рациональному питанию: достаточное количество микроэлементов и в первую очередь – солей кальция и фосфора;

- постоянный контроль за позой, осанкой, игрой, одеждой, обувью;

- достаточная двигательная активность;

- адекватная физическая нагрузка;

- правильный подбор мебели: постель не должна быть мягкой.

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется.

Большой родничок закрывается к 1 году.

За 2-ой год жизни прибавляется 12 зубов и к 2-м годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса – 20 молочных зубов.

Количество зубов у ребенка до 24 месяцев можно подсчитать по формуле:

N = n – 8, где n – возраст в месяцах.

Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости и массы мышц. При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки.

Лимфоидная ткань – постепенно разрастается, хорошо развиваются миндалины (нёбные, носоглоточные), пальпируются единичные периферические лимфоузлы.

Дыхательная система.К 2-м годам формируются придаточные пазухи носа. До 3-х лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая – нежной, слабозащищенной.

Дыхание становится более глубоким, тип дыхания до 2-х лет – диафрагмальный, после 2-х лет – диафрагмально-грудной, т.е. смешанный.

Частота дыхательных движений в 3 года – 28-32. Сохраняется дыхательная аритмия. При выслушивании определяется пуэрильное дыхание – более громкое, чем у взрослого, слегка удлиненный выдох.

Сердечно-сосудистая система. До 2-х лет сердце растет преимущественно за счет предсердий, затем – все отделы сердца. К 3-м годам сердце принимает косое положение и по массе становится равным 0,5 % от массы тела, т.е. как у взрослого. Частота сердечных сокращений в 1 год – 120 ударов в минуту; к 3-м годам – 110 уд. в мин. Если увеличивается на 20 ударов – тахикардия; уменьшается на 10-20 ударов – брадикардия.

Артериальное давление максимальное и минимальное (АДmax; АДmin) можно рассчитать по формулам: АДmax = 102 +0,5 n, где n – число лет;

АДmin = с ½ до 2/3 от АДmax.

Пищеварительная система. Значительно увеличивается в размерах, кишечник имеет длину от 3,2 до 6,2 м. Совершенствуются функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Поджелудочный сок, желчь вырабатываются в небольшом количестве. Формируется полостное пищеварение Слизистая оболочка остается по прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2-м годам полного развития достигают слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Печень – самый большой орган, к 2-3 годам ее масса утраивается. До 3-4 лет выступает из под края реберной дуги на 2-3 см. Значительно улучшаются ее функции, но остаются менее совершенными, чем у взрослых. Малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира и его выведению, снижены антитоксическая и внешнесекреторная функции.

Мочевыделительная система. Происходит созревание коркового вещества почек, но функция их еще несовершенна.

Суточное количество мочи составляет: 600 + 100 (n – 1);

где n – число лет ребенка; 600 – суточный диурез в 1 год.

Количество мочеиспусканий – 8-10 раз в сутки. Относительная плотность мочи 1010-1020 ед. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек – к 1,5-2 годам; у мальчиков – к 3-3,5 годам. Происходит уменьшение основного обмена веществ, снижается энергетическая потребность.

Нервно-психическое развитие. Нервно-психическая сфера и движение характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Привычки, закрепленные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Детям до 3-х лет достаточно общения с членами семьи. Дети старше 3-х лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовать с ними совместные сюжетные и ролевые игры.

Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца (15 месяцев):

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Свободно играет с игрушками; запас понимаемых слов расширяется, произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний; хорошо понимает просьбы и обращения. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 6 месяцев (18месяцев):

Залезает на высокие предметы и самостоятельно спускается с них, перешагивает без поддержки через палку, лежащую на полу. Находит по слову среди нескольких схожих предметов два одинаковых по назначению. Различает три контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма). Отражает в игре наблюдаемые действия. Словарный запас 30-40 слов. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 9 месяцев (21 месяц):

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках. Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия. Из 3-4 предметов разной формы по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например – к кубику кубик). Строит ворота, домик, скамейку. Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки. Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку).

 

Ребенок в возрасте 2-х лет (24 месяца):

Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях. При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Словарный запас 200-300 слов. По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета (красны, синий, зеленый). Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает). Ходит, бегает, играет мячом, собирает пирамиду, складывает 6 кубиков в домик, в разнообразные конструкции. Умеет держать карандаш – попытки рисовать. Разглядывает картинки, узнает животных, предметы, называет их. Преодолевает препятствия чередуя шаг, перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см. Частично одевает одежду (ботинки, шапку)с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Строит предложения из 3-х и более слов. Появляются вопросы: “Где?”, “Когда?”. Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов. Игра носит сюжетных характер, в играх действует взаимосвязано и последовательно (кормит кукол, укладывает их спать). Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 15-20 см (идет по лестнице), перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3-х лет:

Словарный запас 1200-1300 слов, начинает употреблять сложные придаточные предложения, пересказывает небольшое стихотворение, появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.

В своей деятельности использует правильно геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета и форму предметов. Дети интересуются окружающим, задают много вопросов. Любят рисовать, могут нарисовать круг, крест, рассматривают картинки, считают до трех.

Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуются салфеткой по мере необходимости, без напоминания.

Стоит на 1-ой ноге, едет на 3-х колесном велосипеде, проходит по узким предметам. Самостоятельно ест, умывается, начинает чистить зубы. Хорошо понимает отношение взрослых к нему и между собой. Появляются элементы ролевой игры (например при игре с куклой говорит: “Я – мама, я – доктор”).

Наиболее активное влияние на формирование здоровья этого возраста оказывают социальные и средовые факторы:

- санитарно-гигиеническая культура семьи;

- организация режима;

- закаливающие мероприятия;

- режим питания.

Режим лежит в основе формирования определенных биоритмов, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, мозга. Ребенок этого возраста утомляется не от длительности, а от однообразия или беспорядочности воздействующих внешних раздражителей.

Режим дня должен строиться с учетом определенного чередования по часам питания, игры, бодрствования, прогулки. Максимально непрерывная продолжительность бодрствования 3,5-4,5 часа. Суточный сон 13-14 часов, из них 3 часа должен составлять дневной сон. До 1,5 лет дневной сон должен быть 2 раза по 1,5 часа.

Длительность сна можно подсчитать по формуле:

16 – ½ n, где n – число лет ребенка.

Ребенка необходимо укладывать в одно время, что способствует выработке привычки и научит готовиться ко сну: раздеться, аккуратно сложить одежду, воспользоваться горшком, умыться.

Уход за ребенком

Комната должна быть светлой, проветриваться. Температура в комнате 20оС, чистота. Необходимо проводить влажную уборку. У ребенка должна быть отдельная кровать, матрац лежать на деревянном щите.

С 1,5 лет приучить ребенка умываться самостоятельно, полоскать рот, с 3-х лет – чистить зубы, при этом вода должна быть комнатной температуры. Предметы гигиены должны быть индивидуальные. Своевременно обрабатывать ногти.

Температура воды при купании 36оС, продолжительность 8-10 минут, постепенно увеличивая время до 10-20 минут к 3-м годам. Купать 2-3 раза в неделю.

Белье ребенка следует стирать отдельно от взрослого, детским мылом.

Обязательно следить за осанкой ребенка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.