Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЮБОМУДРИЕ



Философия – (дословно с греч.) любовь к мудрости. Это определение фило- софии отражает ее первоначальный замысел: мудрость – глубокое понимание жизни (а не любые знания).

Философия возникает как область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое в нем занимает человек (предельные основания бытия).

Философия предполагает также рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям. Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда человек отличает себя от мира (я и не-я) в качестве деятельного существа и начинает анализировать возможности и границы своей деятельности, это сознательно-теоретическое отношение к миру. Философские воззрения появились в 3-2 тыс. до нашей эры в странах др. Востока. Первые философские школы возникают в 6-ом веке до нашей эры в др. Греции. Появление философских знаний происходит при условии: разделение труда, разложение первобытного общества, возникновение рабовладельческого строя. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники.

Специфика философского знания проявляется в следующем: 1) философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Такими общими закономерности выступают законы диалектики (закон единства борьбы, противоположности, закон перехода количественных изменения к качественным, закон отрицания отрицания), наличия причины следственных связей, необходимых случайных явлений и.т. д.

Философские понятия используются всеми конкретными науками (к примеру, понятие причина и следствие). Философия исследует отношения человека к окружающему миру через призму существующих в обществе ценностей, в которой важную роль играет социальный, эмоциональный, этический, психологический элементы мыслителя. У каждого мыслителя эти элементы различны, поэтому философия представляет собой невероятное многообразие различных школ, учений и. т.д.

Философия стремится постигнуть самые существенные вещи, явления в человеческой жизни. Для философского знания не существует ссылок на очевидность тех или иных положений, все положения должны быть теоретически аргументированы. Для философского знания характерно наличие постоянного сомнения.

Философия является неустранимым элементом культуры человека.

Философия начинается с сомнения в привычных, незыблемых стереотипах, с

идеи поиска мудрости. Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но все

остальные не знают даже этого».

Рационально-критическая направленность философии определяет ее

формирование в качестве учения о ценностях. Ценность – все, что может быть соотнесено с потребностями субъекта. Ценности служат ориентиром

человеческой деятельности.

Философия, стремясь понять устройство реального мира и рассматривая его,

как поле человеческой деятельности, выявляет и разрабатывает системы

ценностей данного человеческого сообщества (как следует жить?, понимать

данное сообщество?). Поэтому философию характеризуют как «самосознание культуры». Гегель: «Философия – духовная квинтэссенция своего времени» (самое концентрированное выражение духа данного сообщества).

Философия рассматривает вопросы об истине:

- что такое истина?

- какими способами можно различить истину и заблуждения?

- истина универсальна или у каждого своя?

- могут ли люди постигать истину или только составляют мнения?

- какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они,

достаточны ли?

о добре:

- каково происхождение добра и зла?

- можно ли утверждать, что одно из них сильнее?

- каким должен быть человек?

- «Существует ли возвышенный и низменный образ жизни или все это суета?»

- существует ли идеальное состояние общества, государства?

о красоте:

- является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше

мнение?

- Как и почему представления о красоте меняются?

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер

культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому

многие определяли ее, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Существует два назначения философии:

1. Для человечества она выступает как двигатель развития общества.

2. Для одного человека – это способ выразить себя.

 

Поскольку философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия, она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и началах. Это понятие ввел в I веке Андроник Родосский при систематизации трудов Аристотеля, (один из трудов Аристотеля – «Физика»). Физика (по их мнению) фиксирует явления природы. Вслед за ней должна идти наука, которая их объясняет, систематизируя представления о реальности. Физика отвечает на вопрос «как?», а второй наукой, отвечающей на вопрос «почему?», должна быть философия. Аристотель определил ее, как науку о неподвижных и вечных сущностях. Андроник назвал ее метафизикой, т.е. «после физики». Исторически метафизика разрабатывала общую картину мира, систему природы.

Философия - это система целостного понимания и отношения к миру.

Специфика философских проблем состоит в том, что конкретные моменты

взаимодействия человека с миром рассматриваются в контексте их универсальности.

Т.к. философия изучает ключевые вопросы жизни человечества, то она

является основой мировоззрения или особой высшей формой мировоззрения. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Философия, как мировоззрение, призвана помочь человеку определить свое отношение к жизни и найти гармонию с миром. Задачи философии: систематизация мировоззрения, т.е. упорядочение, установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и второстепенного.

 

2. ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.

Мировозрение – это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.

Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть единые для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная (представлена миропониманием, опирающимся на знания)

2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

 

Типологии мировоззрения.

Сущностные типы: жизненно-повседневное мз (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическое мз (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

Исторические типы: мифологическое, религиозное; научное, философское.

 

МИФОЛОГИЯ.

Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества.

Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена в коллективе. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях. Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

Мифология предшествовала философии, как первая попытка построить

целостную систему объяснения в реальности.

Базовые элементы мифологической системы объяснения:

1. Концепция строения вселенной. Типично разделение мира на земной,

подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, а надземный – боги. Попасть из одного мира в другой трудно, но возможно.

2. Пантеон богов. Боги и подобные им существа – воплощение природных и

социальных явлений (Бог Войны, Бог Моря и т.п.)

3. Мифы – повествования о событиях, определявших закономерности природы, человеческие события и запреты.

Основные темы и виды мифов:

- космогонические – о возникновении космоса,

- теогонические - о возникновении богов,

- антропогонические - о возникновении человеческого рода,

- солярные, лунарные, астральные – о возникновении солнца, луны и звезд,

- эсхатологические – о грядущей гибели мира.

На первом этапе развития культуры мифология включала все накопленное

знание, в том числе и реальные сведения (еще в рамках мифологии знали, что

в году 365 дней). Т.е. миф содержит не только вымысел. Миф – это способ

накопления информации о мире, обладающий своими особенностями.

Основные логические принципы:

1. Генетизм – объяснение любого объекта через его происхождение, генезис. (В рамках мифов, понять объект – означает узнать, кто его прародитель).

2. Принцип универсальной взаимосвязи, изменчивости всех объектов, возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то,что все вещи изменяются, развиваются. Метаморфоза – превращение).

3. Антропоморфизм – перенесение на природные объекты характеристик, свойств человеческого рода (солнце под «шкурой» такое же, как человек). Мифологические боги тоже антропоморфны – гораздо больше похожи на людей, чем в поздних религиях.

4. Наглядный образный характер и традуктивность. В мифологии нет дедукции и индукции – размышлений через уровень общего. Традукция – заключение от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.

5. Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами соотношений на существенные и второстепенные. Ассоциация - случайная отдаленная часть мысли. Для мифологии «случайных совпадений» не было, а все было важно. Типичная ассоциация: 1) ассоциация смежности: все предметы, которые раньше были частью единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут друг на друга влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы, опасались стричь волосы. 2)ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь, передают друг другу свои свойства. Если по новому саду пройдет женщина, ожидающая ребенка, то сад будет хорошо плодоносить. 3)ассоциация сходства или подобия – предметы, схожие внешне, родственны друг другу, могут друг на друга влиять. Так, чтобы излечиться от «желтухи», надо пристально посмотреть в глаза канарейке, а камень бирюзы в кольце должен защитить от змеи, похожей окраски. 4) бинарность – (двоичность) мир в мифологии представлялся непосредственным единством двух противоположных начал.

Итак:

- Мифология выстроила наглядную и естественную систему представлений о

реальности, в которой каждое явление находит объяснение.

- Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок всегда имел соответствующее наказание или награду. Кроме того, мифология была хорошей основой для деятельности: для достижения любой цели в мифологии предлагались средства для действий. Практическая система действий, основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией.

- Магия – прикладная мифология. Сущность магии – вместо реального действия, направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие, направленное на заместитель объекта, при этом заместитель и объект должны быть связаны одной из ассоциаций.

- Кризис мифологического мышления начинается с проблемной ситуации, с

вопросов о том, почему магический ритуал на привел к желаемому результату:

1. Неправильно произведен ритуал: приводит к усложнению поздней мифологии и специализированной магии.

2. Ритуал неправильно адресован: образ Бога и отношение к нему должны

быть принципиально другими. Возникает религия. Переходная идея о мифологии к религии – разграничение материального (телесного) и духовного. В человеке – это тело и душа, причем душа может находиться отдельно от тела и существовать вечно. Вера в существование души называется анимизмом («анима» - душа). Тейлор: душа – минимум религии.

Во Вселенной существует природная физическая реальность высшее духовное начало – Бог. Бог в религии очень отличается от Бога в мифологии, здесь он признается всемогущим, наблюдается тенденция к монотеизму (единобожию). Деяния Бога выходят за рамки обычных взаимосвязей в мире, они сверхъестественны. Логика поступков Бога непостижима. В становлении религиозного сознания центральное значение приобретает вера – сознательное преодоление истинности исходных постулатов.

3. Неправильное представление о возможностях ритуала. На самом деле событиями управляют не единичные воздействия, а законы реальности. На этом пути возникает рациональное знание. Переходная идея от мифологии к рациональному знанию - разделение субъективного (человеческой реальности) и объективного (внешней реальности, не зависящей от человека). Объективному миру присущи собственные законы, отличающиеся от человеческого поведения. Особенности рационального знания: стремление установить законы (всеобщие необходимые связи явлений), аргументировать и доказывать, использовать понятия (а не образы, как в мифологии). Первоначально все рациональное знание, противоположно мифологии и религии, называли философией. Следы такого представления находим, например, у Аристотеля, который включал в состав философии математику, физику, метафизику, этику, экономику, политику, риторику и поэтику. В последствии в комплексе рационального знания начинаю выделять наряду с философией следующие специальные науки: математика, астрономия, медицина, механика.

- С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезает абсолютно. Мифологические образы и сюжеты используются другими сферами культуры: религией, искусством, литературой, философией. В современном общественном сознании мифология существует в фольклоре, в суевериях и приметах, в околонаучном знании.

РЕЛИГИЯ.

Религия – связь, благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Религия – вера в реальное существование сверхъестественных сил и соответствующее поведение. соответствующие поведение и специфические действия (культ), которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов, демонов, духов и. т.д, т.е. потустороннего мира. Появление религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:

1) гносеологических - т.е. познавательными причинами.

2) социальных, т.е. общественными причинами. Общество - иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции усмирения, угнетения, подавления.

3) психологическая – т.е. специфика психики как причина. Религиозные идеи и представления иллюзорно помогают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

НАУКА.

Наука - логически не противоречивая система знаний человека об объективных процессах природы и общества, дающая возможность предвидения и преобразования действительности.

Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость ( иначе обстоит дело в религии). Теоретическое знание может быть физическим, биологическим, социологическим и философским. Возникает вопрос: чем философское знание как теоретическое отличается от других видов теоретического знания?

ФИЛОСОФИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.