Исходная информация:информацией для расчетов по алгоритму являются (табл. 3.31):
Таблица 3.31
Исходные данные для расчетов по алгоритму «последовательный метод
распределения ресурсов нескольких подразделений-исполнителей при
многопроектном управлении»
№
п/п
Приоритет заказа, Z
Событие
Подразделение-
исполнитель, N
-
начальное, i
конечное, j
¼
¼
¼
¼
¼
¼
¼
Располагаемый уровень ресурсов: в подразделении 1 — ...;
в подразделении 2 — ....
Условные обозначения:
Z — приоритет заказа; N — номер подразделения-исполнителя ( , где т — количество подразделений-исполнителей); ZijN - рассматриваемая работа по заказу Z в подразделении N; ZjkN - последующая работа по заказу Z в подразделении N; — длительность исполнения работы по заказу Z в подразделении N; — интенсивность потребления трудовых ресурсов работой по заказу Z в подразделении N; – ранний срок начала работы по заказу Z в подразделении N; – ранний срок окончания работы по заказу Z в подразделении N; – поздний срок начала работы по заказу Z в подразделении N; — полный резерв времени работы по заказу Z в подразделении N; РN — располагаемый уровень ресурсов (const) в подразделении N; – располагаемый уровень ресурсов в текущей точке отсчета за вычетом суммарной интенсивности потребления ресурсов по продолжающимся работам в подразделении N; О — текущая точка отсчета; О' — будущая точка отсчета; Fo — фронт работ по текущей точке отсчета; — фронт работ по текущей точке отсчета в подразделении N; – фронт продолжающихся работ по текущей точке отсчета в подразделении N; – фронт новых работ по текущей точке отсчета в подразделении N; — суммарная интенсивность потребляемых ресурсов по фронту FoNв подразделении N; — суммарная интенсивность потребляемых ресурсов по новым работам фронта в подразделении N.
Подготовка к расчетам
1. Модель каждого заказа приводится к каноническому виду, производится расчет временных характеристик работ.
2. Производится сшивание сетевых моделей и соответствующая перешифровка работ.
Порядок расчетов
Шаг 1. Установление первой точки отсчета распределения ресурсов: .
Шаг 2. Формирование для текущей точки отсчета отдельного фронта работ по каждому из подразделений ( , где ), который могут составить следующие работы:
· продолжающиеся работы, время раннего начала которых меньше значения точки отсчета, а время раннего окончания больше, т.е. , если ;
·новые работы, время раннего начала которых совпадает со значением точки отсчета, т.е. , если .
Шаг 3. Определение располагаемого уровня ресурсов в текущей точке отсчета за вычетом суммарной интенсивности потребления ресурсов по продолжающимся работам фронта в каждом подразделении: , , где .
Шаг 4. Определение суммарной величины потребляемых ресурсов по новым работам фронта в каждом подразделении: , , где ..
Шаг 5. Планирование новых работ фронта к исполнению в каждом подразделении.
Шаг 5.1. Для каждого подразделения N, где производится сравнение суммарной величины потребляемых ресурсов по новым работам фронта ( ) с величиной .
Если , то все новые работы этого фронта в подразделении N планируются к реализации ( , где )и осуществляется переход к рассмотрению следующего подразделения. Если рассмотрены все подразделения, осуществляется переход к шагу 5.2.
Если ресурсов недостаточно ( ), то каждой новой работе рассматриваемого фронта назначается приоритет, в соответствии со значением которого определяется очередность рассмотрения работ на предмет возможности принятия к исполнению с текущей точки отсчета в подразделении N (наивысший приоритет равен единице). Если рассмотрены все подразделения, осуществляется переход к шагу 5.2. Присвоение приоритетов работам производится по изложенным ниже правилам.
Правило 1.К исполнению планируются фиктивные работы, не требующие ресурсных затрат, а затем для распределения ресурсов на реальные работы используется правило 2.
Правило 2.В первую очередь ресурсы направляются на работу по проекту, имеющему больший приоритет. В случае наличия нескольких подобных работ используется правило 3.
Правило 3.Ресурсы направляются на работу с наименьшим полным резервом времени, в случае равенства полных резервов используется правило 4.
Правило4. Ресурсы направляются на работу с наибольшей трудоемкостью, в случае равенства трудоемкостей используется правило 5.
Правило 5.Ресурсы направляются на работу с наибольшей интенсивностью потребления ресурсов, в случае равенства ИПР используется правило 6.
Правило 6.Ресурсы направляются на работу, расположенную ближе к началу списка работ сети.
Шаг 5.2. Корректировка следующей точки отсчета О'. По всем подразделениям, где на шаге 5.1 были приняты к исполнению работы, необходимо провести проверку:
1) , где и была принята к исполнению;
2) если О' > О", то О': = О".
Шаг 5.3. В каждом подразделении, где на шаге 5.1новым работам были присвоены приоритеты, работы фронта последовательно планируются к исполнению, начиная с работы наивысшего приоритета. Для этого необходимы расчетные процедуры А и Б.
Процедура А. Установление возможности исполнения очередной работы ij с текущей точки отсчета, для чего требуется определить остаток располагаемого ресурсного фонда после включения в план этой работы, т.е. .
Если , то очередная работа планируется к исполнению ( )и осуществляется переход к рассмотрению следующей по очереди работы.
Если , то запланировать к исполнению работу стекущей точки отсчета нельзя, следовательно, необходимо восстановить предшествующее значение ,т.е. .
После рассмотрения всех работ фронта текущего подразделения на основании характеристик принятых к исполнению работ в текущем подразделении производится проверка необходимости коррекции следующей точки отсчета О':
1) , где и была принята к исполнению;
2) если О' > О", то О': = О".
После того как были рассмотрены все подразделения, осуществляется переход к процедуре Б.
Процедура Б. Если в каком-либо подразделении после выполнения действий по процедуре А остаток уровня ресурса отличен от нуля ( ) и в очереди еще остались нерассмотренные работы — работы низших приоритетов, то эти работы могут быть запланированы к исполнению тольков том случае, если они укладываются во временном интервале [О; О'], т.е. от текущей точки отсчета до определенной следующей точки отсчета включительно. После окончания расчетов по всем подразделениям необходима повторная проверка необходимости коррекции следующей точки отсчета. Здесь к рассмотрению принимаются только те работы, которые были приняты к исполнению процедурой Б.
Шаг 6. Пересчет временных характеристик сдвигаемых работ. По новым» работам фронта, которые не вошли в план производства на временном интервале [О; О'] из-за нехватки ресурсов, пересчитываются сроки ранних начал и окончаний, а также величины полных резервов:
Кроме того, необходимо произвести пересчет тех же временных параметров по всем цепочкам работ, следующих за сдвигаемыми, вплоть до конечного события сетевой модели.
Шаг 7. Если не все работы сети вошли в план производства, осуществляется смена точки отсчета (О: = О') и переход к шагу 2, иначе — конец расчетов.
Укрупненная схема алгоритма представлена на рис. 4.3. Предложенная система правил предпочтения может варьироваться (имеется в виду порядок применения правил предпочтения) для обеспечения решения более широкого круга задач и, в общем случае, не обеспечивает формально наименьший срок выполнения всего пакета проектов.