Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические предпосылки изучения культуры речи.



Тема № 1 КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Понятие о культуре речи. История развития. Теоретические предпосылки изучения культуры речи.

Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики , стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

Во-вторых, это « раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры» (Лингвистический энциклопедический словарь, с.242).

Современная культура речи – это теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и других разделов языкознания с целью воздействия на речевую практику. Культура речи как наука оказывается смежной с нормативной грамматикой и стилистикой.

Предметом изучения культуры речи является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей системе и совокупности ее коммуникативных качеств.

Термины культура языка и культура речи стали широко употребляться в лингвистике в 20-е годы ХХ века, однако учение о стиле и содержании эффективной и образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних времен. Изучением этих проблем занималась древнейшая наука риторика, которая зародилась в Древней Греции. Русская риторика в своем развитии прошла определенные этапы:

1.Начальный этап русского красноречия ( до 17 в.)

Первым памятником, который является предшественником риторик ХУП в., исследователи считают трактат «Об образах», вошедших в «Изборник Святославов 1073 года». Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях – центрах древнерусской книжности. Особое место в этот исторический период занимали сочинения Феофана Прокоповича, которые были задуманы как руководство к созданию церковных проповедей, но по существу представляли собой обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия.

2.Второй этап в развитии отечественной риторики составил Ломоносовский и послеломоносовский период ( середина и последняя треть ХУШ в.).

Систему взглядов на русское красноречие М.В.Ломоносов изложил в двух Риториках - краткой (1743 г.) и «пространной» (1748 г.). В этих риториках ученый изложил немало новаторских идей о взаимоотношениях русского и церковнославянского языка, о классификации стилей ( «теория трех штилей»), об установлении закономерностей употреблении языковых единиц, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта.

3.В конце ХУШ – начале Х!Х в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики того времени связаны с именами академиков М.М.Сперанского, А.С.Никольского, И.С.Рижского.

4.Период первой половины Х!Х в. в истории развития русской риторики оказался наиболее продуктивным. В это время происходит становление новой стилистической концепции литературного языка, что находит свое отражение в трудах Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, К.Зеленецкого и др.

5.В 60-е гг. Х!Х в. происходит становление и формирование русского судебного красноречия, рождение и бурный рост которого были обусловлены судебной реформой 60-х гг. О теории русского судебного красноречия писали К.Арсеньев, А.Ф.Кони, Б.Глинский.

6. В первой половине ХХ в. возникает культура речи как научная дисциплина, становление которой в российском языкознании связано с именем профессора С.И.Ожегова – основателя сектора культуры речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году.

Большой вклад в развитие культуры речи как науки внесли также В.В.Виноградов, Р.И.Аванесов, А.Н.Гвоздев, Д.И.Шмелев, Д.Э.Розенталь и др.

 

Теоретические предпосылки изучения культуры речи.

1. Во-первых, необходимо разграничить понятия язык и речь.

Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

2. Вторая теоретическая предпосылка – решение проблемы языковой нормы.

3. Третья теоретическая предпосылка – понимание стилей языка и стилей речи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.