Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава вторая ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА



«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕТ ЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Задачи курса. В нашей стране уделяется большое внимание физическому воспитанию подрастающих поколений: с этой целью строятся целые медико-оздоровительные комплексы, создаются спортивные общества, проводятся физкультурные занятия в дет­ских учреждениях, в школах. Главная роль в этой большой работе принадлежит квалифицированным кадрам. Поэтому в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (август 1966 года) обращается особое внимание на улучшение подготовки специалистов в области физического воспитания.

В связи с этим в учебном плане педагогических училищ, которые готовят воспитателей детских садов, одно из важных мест отведено курсу «Теория и методика физического воспита­ния детей дошкольного возраста».

Изучение данного курса должно способствовать формирова­нию у учащихся диалектико-материалистического мировоззре­ния, пониманию ответственной роли педагога в воспитании детей, приобретению учащимися знаний, умений и навыков, не-


обходимых для осуществления физического воспитания детей в детском саду, а также проведения работы с родителями (собра­ния, беседы, консультации и т. д.).

Анализ программы.Преподавание курса осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР. Эта программа состоит из трех частей: «Объяснительная запис­ка», «Содержание курса» и «Приложения».

В объяснительной записке раскрыты задачи курса, приводит­ся характеристика теоретических и практических занятий, само­стоятельной работы, учета успеваемости учащихся, а также даются указания к проведению факультативного практикума, выполнению курсовых работ.

Содержание курса включает два раздела. В первом разделе «Общие вопросы теории физического воспитания» даются две темы: «Предмет теории физического воспитания» и «Советская система физического воспитания». Эти темы обеспечивают общую теоретическую подготовку учащихся и помогают более глубокому изучению всех вопросов курса.

Во втором разделе «Теория и методика физического воспита­ния детей дошкольного возраста» имеются следующие темы: «Задачи физического воспитания», «Средства физического вос­питания», «Основы обучения и воспитания в процессе физиче­ского воспитания», «Оборудование и инвентарь для занятий физи­ческими упражнениями», «Методика обучения детей дошкольно­го возраста физическим упражнениям», «Формы организации физического воспитания в детском саду», «Планирование и учет работы по физическому воспитанию».

К каждой теме даны вопросы и указан характер занятий.

В приложении приводится: список литературы, примерный график прохождения курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», материалы для педаго­гической практики в детском саду, перечень домашних заданий для учащихся, темы курсовых работ и тематика факультативно­го практикума.

Методика проведения занятий.Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических и практических занятий, а также путем самостоятельной работы учащихся. Для более глубокого изучения отдельных вопросов программы проводится факультативный практикум и выполняются письменные курсо­вые работы. Дальнейшее закрепление пройденного материала и формирование у учащихся педагогических умений и навыков происходит в процессе педагогической практики в детских садах.

При проведении занятий следует учитывать общую подготов­ленность учащихся и опираться на дидактические принципы.

Прохождение этого курса должно быть увязано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами учебно­го плана педагогических училищ, как педагогика, психология, анатомия и физиология, дошкольная гигиена и др,

 

 

В целях более полного усвоения учащимися излагаемого материала рекомендуется сопровождать объяснение показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков, фотографий, кинограмм), а также применять техниче­ские средства обучения (эпидиаскоп, магнитофонные записи, киноленты и др. ). Целесообразно в процессе занятий исполь­зовать рисунки, кинограммы техники наиболее трудных физиче­ских упражнений, таблицы распределения физических упражне­ний по возрастным группам, примерные планы-графики плани­рования физических упражнений на год, календарные планы на неделю, формы учета уровня развития двигательных навыков и физических качеств у детой, шкшы конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и др.

Теоретические занятия проводятся в форме уроков, на которых преподаватель излагает материал по вопросам про­граммы и дает указания для самостоятельной работы. На тео­ретические занятия в новой программе1 отводится 24 часа, в про­цессе которых раскрываются вопросы следующих тем: «Предмет теории физического воспитания», «Советская система физическо­го воспитания», «Задачи физического воспитания», «Средства фи­зического воспитания», «Основы обучения и воспитания в про­цессе физического воспитания:-, «Подвижная игра», «Формы организации физического воспитания в детском саду» и др. Ко-личеспн) чпсоп па теоретические занятия по отдельным темам можно изменить, учитывая подготовленность учащихся (дневное, вечернее отделение), наличие литературы и т. д.

Практические занятия бывают трех видов: учебно-методические, показательные (в детском саду) и учебная прак­тика. На практических занятиях учебная группа делится на две подгруппы. Учащиеся должны приходить на эти занятия в спор­тивном костюме.

На занятиях у ч е б н о-м е т одического характера уча­щиеся изучают методы и приемы обучения физическим упражне­ниям детей дошкольного возраста (гимнастика, спортивные виды физических упражнений и др.), методику проведения подвижных игр, знакомятся со способами изготовления физкультурных по­собий и т. д.

Эти занятия включают изложение педагогом теоретических вопросов в сочетании с практическим показом приемов обуче­ния детей физическим упражнениям и выполнение учащимися заданий преподавателя.

Очень важно продумать последовательность изучения движе­ний, чтобы более целесообразно использовать время и избежать повторений. Например, если сначала с учащимися изучить под­робно методику обучения ходьбе, то на методику обучения бегу

1 «Программы педагогических училищ». Теория и методика физического воспитания. М., «Просвещение», 1970.


и упражнениям в равновесии потребуется меньше времени, так как имеются сходные виды упражнений и применяются одни и те же методы обучения.

Показательные занятия являются составной частью педагогической практики в детском саду и проводятся парал­лельно чтению курса с целью наглядной демонстрации излагае­мых методических положений. Учащиеся просматривают утрен­нюю гимнастику, подвижную игру, физкультурные занятия, за­писывают наблюдения, замечания, участвуют в анализе и оформляют его в письменном виде.

Преподаватель заранее дает учащимся указания, как запи­сывать наблюдения, замечания, а также сообщает вопросы для анализа.

В детском саду учащиеся знакомятся с документами по пла­нированию и учету работы, данными состояния здоровья детей, их физического развития, уровня развития двигательных навыков и физических качеств, с оборудованием физкультурного зала, групповой комнаты, участка, а также с уголком для родителей, методическим кабинетом, состоянием физкультурных пособий и игрушек, используемых в работе по физическому воспитанию.

Учебная практика предусматривает проведение учащи­мися в учебной группе отдельных физических упражнений, утрен­ней гимнастики, подвижных игр, частей физкультурных занятий и занятий в целом с детьми разных возрастных групп детского са­да, а также проведение докладов, бесед, консультаций для ро­дителей.

Учебная практика должна быть направлена на приобретение учащимися следующих умений и навыков: подача команд и рас­поряжений; правильный выбор места для показа и объяснения; знание терминологии; использование различных методов и прие­мов при обучении физическим упражнениям; сочетание показа с объяснением упражнений; оценка качества выполнения физиче­ских упражнений, выявление ошибок и нахождение способов их устранения; оказание помощи и страховки при выполнении фи­зических упражнений; составление плана-конспекта утренней гимнастики, подвижной игры, физкультурного занятия; ведение записей наблюдений, замечаний, участие в анализе и составле­ние его в письменном виде.

Учащиеся заранее получают задание и указания к его вы­полнению и составляют конспекты, продумывая содержание и методику проведения.

Чтобы оценить подготовку учащегося к занятию, целесооб­разно сначала разобрать и обсудить подготовленный им кон­спект. Затем учащийся с небольшой группой товарищей осуще­ствляет все запланированное в конспекте. Остальные учащиеся ведут наблюдения, отмечают в тетрадях положительное и не­достатки и готовятся к анализу. В анализе и оценке принимает участие вся группа. Первым выступает учащийся, который про-

 

 

водил упражнения, игру и т. д., и говорит, чго, по его мнению, он выполнил удачно, а что неправильно (это приучает учащихся к самонаблюдению и самоанализу). Затем выступают остальные. В заключение преподаватель дает оценку конспекта, методики проведения и умения анализировать.

На практических занятиях учащиеся упражняются в проведе­нии бесед, консультаций, докладов для родителей. Они заранее выбирают тему, изучают литературу, разрабатывают план, пи­шут конспект, продумывают методику проведения и подготав­ливают иллюстративный материал.

Методика проведения практических занятий должна быть особенно тщательно разработана на иечернем отделении. Учи­тывая, что учащиеся этого отделения уже имеют практические навыки проведения физических упражнений с детьми разных возрастных групп детского сада, следует некоторые домашние задания переносить на практические занятия в училище. Уча­щиеся приносят заранее собранные данные (записи наблюдений, планы занятий и т. д.), литературу, которая им потребуется, и преподаватель тут же организует анализ и обсуждение подготов­ленных ими заданий; некоторые материалы, требующие более тщательной проверки, он просматривает после занятий.

Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоя­тельная работа учащихся включает изучение ими программного материала по записям, сделанным на уроках, по литературным источникам, и выполнение заданий.

В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить сле­дующие задания: составить аннотацию на одну из статей журна­ла «Дошкольное воспитание»; разработать план-конспект физ­культурного занятия, утренней гимнастики, подвижной игры, од­ного из физических упражнений; сделать письменный анализ физкультурного занятия, утренней гимнастики, подвижной игры; составить план-график распределения физических упражнений на год, календарный план на неделю для одной возрастной груп­пы детского сада; составить план-конспект беседы, доклада, консультации (по выбору) для родителей; написать заметку для стенгазеты, родительского уголка; изготовить физкультурное по­собие (мешочек с песком и др.)» атрибуты для проведения под­вижных игр, для физкультурного праздника; систематически за­креплять навыки физических упражнений, входящих в «Програм­му воспитания в детском саду»; совершенствовать личную физи­ческую подготовленность.

Преподаватель дает указания к выполнению домашних за­даний в процессе занятий, затем проводит консультации, прове­ряет подготовленные материалы и оценивает их качество.

Будущих воспитателей очень важно научить умению состав­лять документы по планированию работы, вести наблюдения, составлять письменные анализы, умению самостоятельно изучать и анализировать литературу, развить способности к самоанали-


зу, самооценке деятельности. Вес это необходимо воспитателю, чтобы вдумчиво, творчески осушегмипт. иопшишпс детей, обес­печить их всестороннее развитие.

Учет успеваемости. Знания учащихся проверяются па теоре­тических занятиях при устном опросе и путем проведения пись­менных работ (классных и домашних). Преподаватель должен заботиться о продуктивной работе всех учащихся на занятии. Для этого при проверке знаний используются различные приемы ведения опроса (устный, письменный — на доске), задания, вы­полненные дома, обсуждаются с привлечением всех учащихся и т. д.

На практических занятиях учитывается знание методики обу: чения детей, качество выполнения учащимися физических уп­ражнений, практические навыки их проведения, качество состав­ленных докладов, консультаций, бесед для родителей и разра­ботка методики их проведения.

На оценку успеваемости влияет также качество выполненных домашних заданий.

На основе текущего учета успеваемости определяется итого­вая оценка за семестр и год. При этом важно, чтобы учащиеся осознали, что они еще недостаточно усвоили и над чем им надо самостоятельно поработать.

Педагогическая практика в детском саду- Задачей педагоги­ческой практики является закрепление пройденного материала и формирование педагогических умений и навыков по осуще­ствлению физического воспитания в детском саду. Педагогиче­ская практика проводится по специальной программе.

Сначала проводится пробная работа с детьми. Учащиеся проводят утреннюю гимнастику во всех возрастных группах; подвижные игры на прогулках; физкультурные занятия в одной из возрастных групп и спортивные виды физических упражнений; индивидуальные занятия и занятия с небольшими группами де­тей; руководят самостоятельными занятиями физическими уп­ражнениями.

Непрерывная практика предусматривает осущест­вление в прикрепленной группе всего комплекса работ по физическому воспитанию: проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, индивидуальных заня­тий и занятий с небольшими группами; руководство самостоя­тельными занятиями физическими упражнениями; проведение докладов, бесед, консультаций для родителей; посещение детей на дому; ознакомление с содержанием работы методического кабинета и участие в работе методического объединения воспи­тателей.

Учащиеся разрабатывают план практики, план воспитатель­но-образовательной работы с детьми, план мероприятий с ро­дителями, составляют планы-конспекты утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий и т. д., ведут записи

 

наблюдений, участвуют в анализе работы и в конце практики оформляют отчет и выступают на конференциях.

Факультативный практикум. Для учащихся, успешно зани­мающихся по курсу и проявляющих интерес к нему, организу­ется факультативный практикум. Он проводится в форме теоре­тических и практических занятий, направленных на углублен­ное изучение некоторых вопросов курса; здесь также анализи­руется материал, собранный на педагогической практике в дет­ском саду. Тематика и план этих занятий разрабатываются преподавателем, ведущим курс (примерная тематика приведена в программе для педучилищ). Целесообразно выбрать для углубленного изучения вопроси, которые недостаточно освеще­ны в литературе, по которым учащиеся могут найти примеры во время педагогической практики в детском саду. Например, варианты подвижных игр, планирование подвижных игр, основ­ных движений по возрастным группам, методика обучения спортивным играм (городки, теннис, бадминтон) и элементам спортивных игр (волейбол, баскетбол и др.), методика прове­дения индивидуальных занятий физическими упражнениями и с небольшими группами детей, руководство самостоятельными за­нятиями, организация физкультурных праздников, вечеров до­суга и др.

Курсовые работы. Учащиеся, выполняющие курсовую рабо­ту по теории и методике физического воспитания детей дошколь­ного возраста, составляют план, изучают литературу, собирают материалы (факты, примеры) во время педагогической практи­ки. Курсовая работа оформляется в письменном виде по обще­принятым правилам и сдается за 2—3 недели до государствен­ных экзаменов.

Для курсовых работ выбираются наиболее важные вопросы курса, имеющие большое практическое значение, например: методика проведения утренней гимнастики, физкультурных за­нятий в разных возрастных группах детского сада; влияние под­вижных игр на воспитание морально-волевых качеств ребенка, формирование у него двигательных навыков; методика приме­нения атрибутов, игрушек, физкультурных пособий в подвиж­ных играх; методика обучения спортивным видам физических упражнений и др.

Консультируя учащихся, преподаватель учит вести записи наблюдений в детском саду, анализировать, обобщать собран­ные данные и правильно оформлять курсовую работу.

Составление рабочего плана. Поурочный план изучения тем составляется преподавателем на основе графика прохождения курса, приведенного в программе для дошкольных педагогичес­ких училищ. При этом преподаватель учитывает теоретическую и практическую подготовленность учащихся, график проведения наблюдательской практики в детском саду, наличие литерату­ры, наглядных пособий, разработок по темам. В плане выделя-


ются темы для теоретических, практических занятий, опреде­ляется характер занятии, намечается перечень домашних зада­ний, сроки их представления учащимися, подбираются вопросы, которые учащимся следует изучить самостоятельно. Для такого изучения выделяются наиболее простые вопросы, подробно освещенные в литературе (утренняя гимнастика, спортивные виды физических упражнений и др.).

Подготовка преподавателя к уроку.Преподаватель тщатель­но готовится к каждому уроку. Прежде всего, руководствуясь программой курса, он определяет тему урока, составляет план изложения нового материала, продумывает методику препода­вания ее с учетом подготовленности учащихся (дневное, вечер­нее отделение), подбирает наглядные пособия, намечает приемы активизации учащихся. Затем он определяет вопросы для опро­са и продумывает методику проведения этой части урока. Не менее важно определить домашнее задание, дать указания к его выполнению, изложить требования к представляемым мате­риалам. Следует подумать, какую литературу рекомендовать и какие материалы предложить представить после ее изучения.

Для успешной работы преподавателю необходимо система­тически повышать идейно-теоретический уровень, постоянно совершенствовать навыки работы с детьми разных возрастных групп детского сада, заботиться о личной физической подготов­ленности.

Работа методической комиссии.Методическая комиссия объ­единяет всех преподавателей по курсу «Теория и методика фи­зического воспитания детей дошкольного возраста», работаю­щих в данном училище. Председатель составляет план работы комиссии на учебный год, в котором дается перечень мероприя­тий, указываются ответственные лица и сроки его выполнения. На первом заседании комиссии в новом учебном году распре­деляются учебные поручения, задания по оформлению методи­ческого кабинета, предусматривается подготовка методических разработок по отдельным темам, а также обсуждаются и утвер­ждаются рабочие поурочные планы прохождения курса, пере­чень домашних заданий, тематика факультативного практику­ма и курсовых работ. В дальнейшем на заседаниях комиссии рассматриваются и обсуждаются наиболее важные вопросы курса, устанавливается связь его с другими предметами учеб­ного плана, делаются сообщения о новой литературе, о прове­денных научных и научно-практических конференциях, «педаго­гических чтениях». Кроме того, подводятся и обсуждаются итоги работы с учащимися, анализируется и обобщается опыт работы преподавателей по планированию и совершенствованию преподавания курса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К. М а рк с и Ф. Э н г е л ь с. Манифест Комму­нистической партии. М., Политиздат, 1970.

В. И. Лени н. Задачи союзов молодежи. Поли, собр. соч., т. 41.

«Программа Коммунистической партии Советско­го Союза». М., Политиздат, 1971.

«Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиз­дат, 1971.

АксаринаН. М. Воспитание детей раннего возраста. М., «Медицина», 1969.

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., «Просвещение», 1964.

Л р к м и Е. Л. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948.

Быкова А. И.Методика проведения подвижных игр в детском саду. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.

Б ы к о в а А. И. Обучение детей дошкольного воз­раста основным движениям. М., Учпедгиз, 1962.

Васильев В. С. Обучение маленьких детей пла­ванию. М., «Физкультура и спорт», 1961.

Г у б е р т К. Д., Р ы с с М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., «Просвещение», 1972.

3 а п о р о ж е ц А. В. Развитие произвольных дви­жений. М., Изд -во ЛПН РСФСР, 1960.

К и л ьи и о Ы. Н. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение», 1968.

Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., «Педагогика», 1970.

Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. М., Учпедгиз, 1961.

Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. М,, Медгиз, 1954.

Красногорский Н. И. Высшая нервная дея­тельность ребенка. М., Медгиз, 1958.

Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., «Физкультура и спорт», 1951.

Леви-ГоринезскаяЕ. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М., Изд-во АПН, РСФСР, 1955-


Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952.

Люблинская А. А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971.

Мет л об Н. А. Музыка для утренней гимнасти­ки в детском саду. М., «Музыка», 1965.

О с о к и н а Т. И. Лыжи и коньки — детям. М., «Просвещение», 1966.

О с о к и н а Т. И. Как научить детей плавать. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Подвиж­ные игры для малышей. М.. «Просвещение», 1965.

О с о к и н а Т. И., Т и м о ф е е в а Е. А. Физиче­ские упражнения и подвижные игры для дошкольни­ков. М., «Просвещение», 1971.

О с о к н н а Т. И., Т и м о ф е е в а Е. А. Гимнасти­ка в детском саду. М., «Просвещение», 1969.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. HI f. ГУ. М., Изд-во АН СССР, 1961'.

«Программа воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1971.

«Программа педагогических училищ «Теория и методика физического воспитания». М., «Просвеще­ние», 1970.

«Психология детей дошкольного возраста», под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Про­свещение», 1964.

«Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет», под ред. Н. М. Щелованова. М., «Просве­щение», 1969.

Р у д и к П. А. Психологические проблемы в физи­ческом воспитании и спорте. М., Изд-во АПН СССР, 1962.

«Сестра-воспитательница детских садов и млад­ших групп яслей-садов». Под ред. М. Д. Ковригиной. М., «Медицина», 1971.

Сеченов И. М. Избранные философские и пси­хологические произведения. М., Госполитиздат, 1947.

Спирина В. П. Закаливание детей. М., «Про­свещение», 1972.

«Теория и методика физического воспитания». Учебник для институтов физической культуры, под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева, т. 1, 1967, т. 2, 1968, М., «Физкультура и спорт».

X у х л а е в а Д. В. Теория и методика физическо­го воспитания детей дошкольного возраста. М., «Про­свещение», 1971.

 

Кенеман Александра Владимировна Хухлаева Домна Васильевна

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Редактор Е. А. Данилова

Переплет художника Ю. И- Чувашова Художественный редактор А. Ф. Сергеев Технический редактор Е.В. Богданова Корректор Я. Я. Петровская

Сдано в набор 24/VIII 1971 г. Подписало к печати 9/VI 1972 г- 60x90 1/16.Типограф­ская № 1 . Печ. л. 17- Уч.-изд. л. 18,27. Тираж 95'тыс. экз- А07247. Цена без пере­плета 51 коп., переплет 24 коп.

Издательство «Просвещение» Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная типография Ивановского управления по печати, г. Иваново, Типографская, 6. Заказ № 4997.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.