Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Скорость и показатели качества бега



№пп ФИО Количественные показатели (в сек) Качественные показатели
Корпус и голову слегка наклоняет, смотрит вперед Согласовывает движение рук и ног Бежит легко, с отрывом от почвы Сохраняет направление
Дата обследования

Если размеры зала или участка не позволяют проводить бег по прямой, то обследование надо организовать следующим образом: от шнура (начальной черты) отмеряется половина размера дистанции (15 м) и ставится предмет (кубик, мешочек с песком, флажок). Ребенку предлагают встать около шнура (начальной черты) и на счет «три» (по счету «раз, два, три») бежать до предмета и обратно к начальной черте. Секундоме­ром отмечается вр'емя, которое ребенок затрачивает на бег.

Если ребенок неправильно выполняет тот или иной элемент техники бега, то в соответствующей графе ставится минус.

1 Методика учета уровня развития двигательных навыков и физических качеств у детей раннего возраста достаточно подробно описана в литература.

 

 

Прыжок в длину с места. Если учет уровня раз­вития этого навыка проводится в помещении, то на пол кладется специальный мат (матрац), если— на участке, то дети прыгают в яму с песком. Ребенку предлагается бегать около шнура и пры­гнуть как можно дальше. Фиксируется расстояние от шнура до места приземления пяткой. Измерения производят сантиметро­вой лентой. Прыжок повторяется два раза. Записываются коли­чественные показатели двух попыток, но при выведении общей оценки учитывается максимальная величина.

Если ребенок неправильно выполняет тот или иной элемент техники прыжка, то в соответствующей графе ставится минус.

Прыжок в высоту с разбега. Для учета уровня развития данного навыка веревка подвешивается на стойках (высота для старшей и подготовительной групп — 30 см, средней •—10 см). Детям предлагается разбежаться и прыгнуть.

После каждой попытки веревку поднимают на 5 см. Если ре­бенок не смог взять высоты, ему записывается результат преды­дущей попытки.

 

 

 

 

Если ребенок неправильно выполняет тот или иной элемент техники прыжка в высоту с разбега, то в соответствующей графе ставится минус.

Метание на дальность. Метание производится ме­шочком с песком. Вес мешочка для старшей и подготовительной групп — 200 г, а для средней — 150г. Размер мешочка —7X11 см. Участок заранее размечают на метры флажками или мелом. На флажках для удобства измерения пишут или вышивают поряд­ковые номера, обозначающие количество метров от начальной черты. Итак, количество метров определяют по номерам на флажках, а количество сантиметров — сантиметровой лентой. Записывается расстояние от начальной черты до места падения мешочка (дальнейшее скольжение мешочка по земле не учитыва­ется).

Ребенку предлагается подойти к шнуру (начальная черта), взять два мешочка (№ 1 и 2). Сначала правой рукой ребенок бросает мешочек № 1 (первая попытка), а затем № 2 (вторая по­пытка). После измерения результатов ребенок бросает мешочки левой рукой. Детям дается задание: «Брось как можно дальше»-

Если ребенок неправильно выполняет тот или иной элемент техники метания, то в соответствующей графе ставится минус.

\/Метание в цель. Для учета уровня развития этого навыка на уровне глаз ребенка укрепляется цель размером 60X60 см с нарисованными кругами диаметром 10, 30, 50 см. Метание в цель производится с расстояния: в старшей и подготовительной группах для правой руки — 3 м, для левой — 2 м; в средней груп­пе для правой руки — 2 м, для левой — 1 м.

Техника метания в цель, расположенную на близком расстоя­нии, способом «Из-за спины через плечо» отличается от техники метания на дальность тем, что дети не делают сильного замаха, соразмеряя амплитуду замаха и силу броска с расстоянием до цели. При этом нет ярко выраженного переноса тяжести тела при замахе на сзади стоящую ногу, и неполный замах при метании в цель не считается ошибкой.

Запись качественных показателей метания в цель проводит­ся по той же форме (схеме), что и при метании на дальность. При этом вместо указания расстояния записывается число по­паданий в цель и обозначается, в какой круг оно совершено.

Данные учета уровня развития двигательных навыков и физических качеств сравниваются со стандартами. Анализ ка­чества выполнения упражнений способствует правильному пла­нированию работы с детьми. Учет качества выполнения элемен­тов движения позволяет обращать внимание на недостатки и вести индивидуальную работу с детьми вне занятий.

Текущий учет. Ежедневно воспитатель учитывает посе­щаемость детей, состояние их здоровья и записывает все дан­ные в журнал учета.

 

Для четкой работы с детьми обязательно надо учитывать, все ли запланированные мероприятия проведены. Например, если не удалось провести подвижные игры, индивидуальные занятия, то в плане на неделю в графе «Примечание» необходимо это отметить и указать причину.

Проводя наблюдения в процессе физкультурных занятий, а также в других формах физического воспитания (подвижная иг­ра, индивидуальные занятия и др.), воспитатель может устано­вить количественные показатели по отдельным видам физиче­ских упражнений (прыжки, метание), выявить недостатки в выполнении отдельных элементом техники и записать их в журнал учета. Эти данные позволят последовательно проследить динамику формирования двигательных навыков (количественные и качест­венные показатели и развитие физических качеств), судить об эффективности применяемых упражнений и методов обучения и накапливать положительный опыт учебно-воспитательной работы с детьми.

В течение года несколько раз проводятся обследования фи­зического развития детей. Данные антропометрических измере­ний сразу записываются в журнал учета, затем анализируются и на основе анализа вносятся необходимые коррективы в пла­ны работы.

Воспитателю важно знать состояние и других двигательных навыков (ходьба, бег и т. д.), динамику их развития в процес­се обучения и эффективность применяемых методов. Для запи­сей этих данных воспитателю необходимо иметь дневник (тет­радь), в котором фиксируются данные наблюдения, вопросы, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы с детьми.

Анализ данных текущего учета позволяет уточнять плани­рование, методику учебно-воспитательной работы с детьми и накапливать положительный опыт воспитания, который может быть использован в других детских садах.

Итоговый учет. Через определенный период времени (3—4 месяца), а также в конце года подводятся итоги работы по физическому воспитанию. При этом учитывается состояние здоровья детей, их физическое развитие, уровень развития дви­гательных навыков и физических качеств. На основе данных учета составляется отчет о работе воспитателей данной группы и детского сада в целом за год. В отчете отмечаются положи­тельные стороны в работе, недостатки и записываются конкрет­ные предложения для усовершенствования планирования по физическому воспитанию на следующий год.

На каждого ребенка, идущего в школу, составляется харак­теристика, в которой указывается состояние здоровья, показа­тели антропометрических измерений, уровень развития двига­тельных навыков основных движений (бег, прыжки, метание), а также отмечается, умеет ли ребенок передвигаться на лыжах,


кататься на коньках, ездить на велосипеде, плавать. Кроме того, целесообразно перечислить подвижные игры, в которые ребенок умеет играть. Эти сведения помогут учителю школы правильно организовать работу по физическому воспитанию с учащимися первого класса.

Г лав о девятая ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

§ 1. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях осуществляется всем коллективом сотрудников. Весь персонал, от заведующей до технических, призван способствовать укреп­лению здоровья каждого ребенка, развитию двигательных навы­ков, совершенствованию физических качеств.

Заведующая. Заведующая несет ответственность за органи­зацию всей работы по физическому воспитанию. Она составляет общий план работы, обеспечивает необходимые условия, осу­ществляет руководство ею и контроль за деятельностью всех сотрудников детского сада.

Заведующая обязана обеспечить оборудование участка, физ­культурного зала, групповых комнат; приобрести физкультур­ное оборудование и мелкий инвентарь, пособия, игрушки; сле­дить за соблюдением санитарно-гигиенических условий в поме­щении и на участке, заботиться о подборе необходимой литера­туры и оборудовании методического кабинета.

В целях оказания помощи воспитателям и проверки их рабо­ты заведующая ведет наблюдения на физкультурных занятиях1, утренней гимнастике, на прогулке и при проведении других форм организации физического воспитания. Затем, анализируя записи наблюдений, она отмечает положительное, недостатки и дает практические советы по улучшению работы. Заведующая также просматривает методическую документацию и оказывает помощь воспитателям в составлении планов, оформлении данных учета и т. д.

Для повышения квалификации педагогического коллектива заведующая организует консультации, практикумы, открытые

1 Желательно, чтобы у всех детей для физкультурных занятий была одинаковая форма.

16. Заказ 4997 241

 

занятия, ставит на обсуждение различные вопросы физического воспитания детей. Она оказывает помощь воспитателям в ана­лизе их опыта работы и подготовке докладов для «Педагогиче­ских чтений», обобщает постановку физического воспитания в целом по всем группам дошкольного учреждения.

Воспитатель-методист.В крупных (8—12 групп) детских са­дах непосредственное методическое руководство работой вос­питателей по физическому воспитанию детей осуществляет старший воспитатель-методист. Помимо уже указанных меро­приятий по повышению квалификации воспитателей и контроля за их работой, он уделяет большое внимание оснащению мето­дического кабинета необходимой документацией: примерные планы работы воспитателя на год, планы па неделю, планы-конспекты физкультурныхзанятий, утренней гимнастики, под­вижной игры, прогулок, физкультминуток, физкультурных праздников; формы учета уровня развития двигательных навы­ков и физических качеств, альбомы с рисунками, фотографиями, отображающие технику физических упражнений и методику проведения их, макеты физкультурных площадок, доклады для родителей и др. Хорошо оборудованный кабинет поможет воспи­тателям повышать свою квалификацию и улучшать постановку физического воспитания детей.

Методист изучает работу воспитателей, анализирует планы работы, документы учета, а также ведет наблюдения на физ­культурных занятиях, утренней гимнастике и др. В процессе на­блюдений он подробно записывает объяснения воспитателя, отмечает качество выполнения движений, поведение детей, фик­сирует дозировку физических упражнений, ведет хронометриро­вание. Эти данные использует для анализа и оценки занятия, а также составления конкретных рекомендаций воспитателю. Он также учит воспитателей обобщать свой опыт работы и оформ­лять доклады на «Педагогические чтения».

Методист следит за новинками литературы, активно участву­ет в мероприятиях, проводимых в районных, городских методи­ческих кабинетах, научных учреждениях, всемерно способствует улучшению работы в своем детском саду.

Воспитатель.Непосредственную работу по физическому вос­питанию с детьми проводит воспитатель, поэтому к нему предъ­являются высокие требования.

Воспитатель должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку. Для осуществления задач, стоящих перед детским садом, воспитатель обязан изучить содержание и требования «Программы воспитания в детском саду» и уметь проводить все формы физического воспитания в детском саду (занятия, утренняя гимнастика, подвижная игра и др.).

При проведении физических упражнений воспитателю нужно применять правильную терминологию, владеть культурой речи, менять интонацию при объяснении, подаче команд, раепоряже-


ний; использовать различные методы обучения физическим уп­ражнениям; правильно выбирать место для показа и объясне­ния; четко показывать и объяснять движения; уметь предупреж­дать и исправлять ошибки; регулировать дыхание детей; оказывать помощь детям и обеспечивать страховку; уметь со­блюдать педагогический такт, сочетать требовательность с мяг­костью в тоне, проявляя внимательное, чуткое отношение к детям. В процессе занятий воспитатель должен видеть всех детей и уметь осуществлять наблюдения за качеством выполнения фи­зических упражнений, самочувствием детей, их поведением.

Важно уметь определять самочувствие детей по окраске ко­жи лица (покраснение, побледнение, посинение), потливости, дыханию (дыхание через рот, одышка), работе сердца (усилен­ное сердцебиение) и их поведение по вниманию (устойчивое, рассеянное), интересу (снижение интереса, неусидчивость, из­лишняя подвижность),дисциплинированности (нарушение пра­вил), а также качество выполнения физических упражнений по нарушению координации, потере ритмичности, снижению скоро­сти, точности, нарушениям в осанке; снижение активности (пас­сивность в действиях).

Воспитателю необходимо разбираться в данных врачебного контроля (состояние здоровья, антропометрические показатели), осуществлять учет уровня развития двигательных навыков и физических качеств, а также изучать условия жизни ребенка в семье и использовать их при составлении планов работы по фи­зическому воспитанию.

Воспитатель призван следить за соблюдением гигиенических условий в помещении, за чистотой и сохранностью физкультур­ного оборудования, инвентаря, установить место и способ их хранения.

Вместе с детьми он устраивает снежные валы, горки, соору­жения из снега (пароход, медведи и др.), заливает ледяные до­рожки, каток, сооружает ямы с песком, беговую дорожку и т. д. Воспитатель должен принимать участие в методической рабо­те: проводить открытые занятия, анализировать и обобщать опыт своей работы и других воспитателей, записывать наблюдения, принимать участие в обсуждении просмотренных занятий, оформ­лять доклады на «Педагогические чтения», готовить материа­лы для методического кабинета, выступать на педагогических советах, оформлять фотоальбомы, уголки-выставки для родите­лей, писать заметки в стенгазеты. Воспитатель подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания для родителей, орга­низует дежурства родителей, открытые дни и занятия для них.

Воспитателю очень важно следить за своим внешним видом, быть примером для детей-

Воспитателю необходимо систематически повышать уровень своей физической подготовленности. Для этого следует провести измерения физического развития, уровня развития основных дви-

16* 243

 

гательных навыков (бег, прыжки, метание и др.) и физических качеств. С учетом этих данных нужно определить, какие физиче­ские упражнения разучить в течение года, какие двигательные навыки закрепить, какие физические качества усовершенство­вать (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость и др.), какие мышцы особо развить (мышцы живота, рук и др.). После этого следует подобрать физические упражнения и продумать, в какое время года целесообразно их использовать с учетом условий и характера своей работы- Распределение физических упражнений целесообразно сделать на год в виде плана-графи­ка1. Затем на его основе составляется календарный план на не­делю. В этом плане физические упражнения распределяются так, чтобы каждый дет, воспитатель имел достаточную физиче­скую нагрузку, которая обеспечивала бы высокую работоспособ­ность (в плане следует предусмотреть все виды физического тру­да и движения, применяемые в повседневной жизни).

Полезно также составить комплексы физических упражнений для зарядки, физкультминуток, самостоятельных занятий.

В процессе занятий физическими упражнениями и после них следует вести самонаблюдения, кратко записывать эти данные и анализировать их. В конце года необходимо повторить измере­ния физического развития и обследование уровня развития дви­гательных навыков и физических качеств. Анализ данных по­вторных обследований позволит сделать выводы о правильности использования физических упражнений и усовершенствовать пла­нирование на следующий год.

Воспитатели могут повышать свою физическую подготовлен­ность, занимаясь в спортивных секциях или группах общей физи­ческой подготовки при парках культуры и отдыха или при стадио­нах, а также при добровольных спортивных обществах.

Няня. Няня помогает воспитателю осуществлять задачи физического воспитания. Она следит за чистотой и проветрива­нием физкультурного зала, групповой комнаты. Помогает детям переодеться к физкультурным занятиям, подготовить необходи­мые пособия, инвентарь и т. п. Кроме этого, она принимает участие в своевременной организации питания, сна, прогулок и других видов детской деятельности, а также способствует за­креплению у детей навыков личной и общественной гигиены.

Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель ра­ботает в контакте с воспитателем. Они согласовывают планы работы по физическому и музыкальному воспитанию, устанав­ливают последовательность, повторность физических упражне­ний, а также обсуждают комплексы утренней гимнастики, прог­раммы праздников.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное со­провождение физических упражнений на утренней гимнастике

1 См. главу «Планирование и учет работы».


и занятиях, проводимых воспитателем; дает советы по выбору песен, мелодий для проведения подвижных игр.

Включая в музыкальные занятия физические упражнения, пляски, игры с пением, музыкальный руководитель помогает решать задачи физического воспитания детей.

Врач, медицинская сестра. Для правильной постановки фи­зического воспитания детей в дошкольных учреждениях большое значение имеет врачебный контроль. Врач и медицинская сестра следят за санитарным состоянием помещения, участка, физкуль­турного оборудования и инвентаря, за соблюдением установлен­ного режима, правильного питания, за состоянием здоровья де­тей и оказывают помощь внезапно заболевшим детям.

Врач изучает состояние здоровья и физического развития каждого ребенка. Для этого он осматривает детей, проводит антропометрические измерения (измеряет рост, вес, объем груд­ной клетки, устанавливает емкость легких, силу мышц; измеря­ет изгибы позвоночника, расстояние между лопатками; опреде­ляет состояние осанки и стопы; состояние сердечно-сосудистой

системы и т. д.).

Все данные заносятся в личную карточку ребенка. Очень важно, чтобы воспитатель присутствовал при врачеб­ном обследовании детей, принимал участие при измерениях, да­вал нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, аппе­тите, сне и т. д. Совместный анализ результатов обследования позволит вскрыть причины тех или иных отклонений в состоя­нии здоровья или недостатков в физическом развитии детей и правильно планировать работу по физическому воспитанию.

Врач ведет наблюдения также при проведении утренней гим­настики, физкультурных занятий, подвижных игр, закаливающих процедур и других форм организации физического воспитания.

В процессе наблюдений врач измеряет пульс у детей, следит за их самочувствием, выявляет признаки утомления. Кроме того, врач анализирует дозировку физических упражнений и опреде­ляет физиологическую кривую нагрузки занятия. По этим пока­зателям он оценивает правильность построения занятий, подбо­ра физических упражнений, их сочетания, помогает воспитате­лю определить их дозировку и место в режиме дня.

Учитывая состояние здоровья, физического развития детей, врач устанавливает, какие упражнения им противопоказаны; определяет, кому из детей ограничить физическую нагрузку; назначает сроки для начала занятий физическими упражнениями после заболеваний; организует дополнительные занятия физиче­скими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в состоя­нии здоровья и дефекты осанки и стопы.

Врач и медицинская сестра работают в тесном контакте со всеми работниками дошкольного учреждения и проводят для них консультации.

 

I 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Физическое воспитание детей, помимо детского сада, осу­ществляется в лечебно-профилактических учреждениях, обще­ственных организациях, а также в семье. Во многих детских по­ликлиниках созданы кабинеты лечебной физкультуры, где прово­дятся занятия физическими упражнениями (или массаж) с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здо­ровья и физического развития.

Кроме того, проводятся консультации для родителей: дают­ся комплексы физических упражнений и разъясняется методика их проведения с детьми в домашних условиях.

В детских больницах наряду с различными средствами ле­чения также используются физические упражнения и массаж. Упражнения назначаются с учетом характера заболевания и физической подготовленности детей. После операций физичес­кие упражнения и массаж используются с целью предупрежде­ния различных осложнений — воспаления легких, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника. В детских больницах проводятся различные формы организации физичес­кого воспитания: утренняя гимнастика (зарядка), занятия, прогулки.

В детских садах санаторного типа физическому воспитанию уделяется особое внимание. С детьми проводятся утренняя гим­настика, занятия, прогулки и другие формы работы, применяе­мые в обычных детских садах. Утренняя гимнастика и занятия, как правило, организуются на участке, тем самым удлиняется пребывание детей на свежем воздухе. Участок оборудуется так, чтобы для каждого ребенка нашлось интересное занятие: зимой заливаются ледяные дорожки, каток, сооружаются валы, раз­личные постройки. Летом используются заборчики, горки для вбегания, делается дорожка для катания на велосипедах, само­катах и т. д.

Воспитатель, учитывая состояние здоровья детей, поощряет использование физических упражнений в самостоятельных за­нятиях.

В домах ребенка и детских домах воспитываются дети, не имеющие родителей, поэтому все задачи физического воспита­ния должны осуществляться в самом учреждении. Помимо тех форм организации физического воспитания, которые применя­ются в детском саду, большое место следует отводить самостоя­тельным занятиям физическими упражнениями в вечернее время. В выходные дни рекомендуется организовывать прогулки в лес, выходы на каток и др.

При проведении занятий важно учитывать индивидуальные особенности детей» их настроение, вызывать как можно больше


положительных эмоций. Воспитателям, работающим в этих уч­реждениях, необходимо быть особенно внимательными к детям, так как они призваны заменить родителей, восполнить потреб­ность ребенка в родительской ласке.

Особенности физического воспитания в специальных учреж­дениях (для детей с недостатками слуха, речи, зрения и др.) заключаются в особом сочетании методов обучения. Например, при обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимает показ. Кроме того, применяются различные зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнение.

• Для детей с недостатками зрения ведущая роль принадле­жит слову в сочетании с физической помощью. Следует также учитывать, что у них мышечные ощущения заменяют зритель­ные представления: ребенок подходит к цели для метания, ощу­пывает ее, запоминает, на какой высоте она расположена и на каком расстоянии от начальной черты находится. Затем, отойдя к начальной черте, прицеливается и попадает в нее. При выпол­нении физических упражнений используются звуковые раздра­жители. Например, при подпрыгивании звенящий колокольчик свидетельствует о том, что высота преодолена, а при ползании — о том, что ребенку следует наклониться ниже.

В детских спортивных школах имеются отделения для детей дошкольного возраста. Здесь малыши занимаются фигурным катанием, плаванием, гимнастикой, настольным теннисом. Ран­няя спортивная специализация имеет важное значение в тех видах спорта, где для достижения высоких результатов необхо­димо овладение многообразными формами координационно-сложных навыков и умений, развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, ритмичность, равновесие. В детских спортивных школах закладываются основы для дальнейших занятий спортом. В дошкольном возрасте имеются благоприят­ные условия для овладения широким кругом двигательных на­выков и умений. Многие спортсмены высокого класса отмечают, что они начали заниматься любимыми видами спорта именно в дошкольном возрасте (Тер-Ованесян и др.).

Обучение избранным видам спорта в детских спортивных школах строится на основе общей физической подготовки, с учетом особенностей возраста и при постоянном врачебно-педа-гогическом контроле. Например, в группах фигурного катания общая физическая подготовка детей обеспечивается занятиями хореографией, плаванием, гимнастикой и другими физическими упражнениями.

В детские спортивные школы принимают детей с трех лет. С ними занимаются по специально разработанной программе. При этом используются и упражнения, входящие в «Програм­му воспитания в детском саду». В процессе занятий физически-

 

 

ми упражнениями используются все методы обучения, приме­няемые в детских садах.

Работа в детских спортивных школах должна вестись в тесном контакте с детскими садами и семьей. Тренеры детских спортивных школ обязаны учитывать физическую нагрузку, которую ребенок получает в детском саду и в семье.

Большая работа с дошкольниками проводится в детских городках при парках культуры и отдыха, детских парках и стадионах. Детям предоставляется возможность пользоваться площадками, оборудованием, физкультурным инвентарем (сан­ки, лыжи, коньки, скакалки, велосипеды, мячи и др.).

Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые заня­тия по обучению различным видам физических упражнений (катание на коньках, ходьба на лыжах и др.), организуются подвижные игры, аттракционы. Методисты-тренеры дают кон­сультации по подбору упражнений и методике их проведения с детьми разных возрастов.

Большое место занимают самостоятельные занятия. Дежур­ный методист следит, чтобы дети выполняли правила пользова­ния физкультурным инвентарем (во избежание порчи его и преду­преждения травм).

В бассейнах проводятся разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста. Дети, занимающиеся в детской спортивной школе при бассейне, овладев основами техники плавания, в дальнейшем будут добиваться наивысших резуль­татов в данном виде спорта.

При бассейне создаются также группы детей, которые зани­маются плаванием для улучшения общей физической подготовки. Кроме того, имеются группы детей, для которых плавание — эф­фективное средство лечения различных заболеваний (сердечно сосудистой, дыхательной, нервной гнетем), а также исправления дефектов в осанке, стопе.

Для детей дошкольного возраста в скверах, во дворах домов оборудуются физкультурные площадки, где устанавливаются стремянки, заборчики, лесенки для лазанья, качалки, качели, карусели, бревна, горки для вбегания и сбегания, скольжения, скатывания на санках; отводится место для подвижных игр, ка­тания на велосипеде, лыжах, заливаются дорожки для скольже­ния, каток для катания на коньках. Здесь дети имеют возмож­ность самостоятельно заниматься любимыми видами физических упражнений. Помимо таких самостоятельных занятий, во дворах домов рекомендуется проводить групповые занятия по фигурному катанию и др. Такими занятиями руководят тренеры спортивных обществ, родители — любители спорта.

Физическое воспитание в семье. Задачи физического воспи­тания детей дошкольного возраста в семье и государственных учреждениях (детский сад) едины. Поэтому они должны ре­шаться общими усилиями семьи и детского сада. В Программе


КПСС указано: «Воспитательное влияние семьи на детей долж­но все более органически сочетаться с их общественным воспи­танием»1.

С укорочением рабочей недели родители имеют возможность уделять больше времени воспитанию детей. В семье имеются большие возможности для более раннего формирования у детей навыков выполнении сложных видов физических упражнений, например лыжи, коньки, велосипед, плавание (эти виды тре­буют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку).

Родители, дети которых не посещают детский сад, обязаны полностью решать все задачи физического воспитания.

В семье важно, так же как в детских садах, комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благопри­ятные гигиенические условия, использовать естественные фак­торы природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети выполняли разнообразные физические упражнения, занимались доступными видами физического труда, правильно делали движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музы­кальных инструментах и т. д.).

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, прогулки, закаливающие процедуры, физ­культминутки, праздники, вечера досуга.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ре­бенка в семье, целесообразно определить план и конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического разви­тия и подготовленности, заранее подготовить физкультурный инвентарь (велосипед, коньки, лыжи, санки и др.), одежду, обувь, подобрать физические упражнения.

Важно тщательно продумывать методику каждого меро­приятия.

Хорошо, когда родители не только организуют занятия фи­зическими упражнениями показывают детям помощь, но вместе с ними ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, -городки, плавают. Пример родителей увлекает детей и, кроме того, облегчает усвоение знаний и дви­гательных навыков. В процессе занятий необходимо вести на­блюдения за самочувствием детей. Рекомендуется 2—3 раза в год проводить учет состояния здоровья, физического развития, уровня развития двигательных навыков и физических качеств детей. Эти данные помогут усовершенствовать методику прове­дения занятий с детьми и достичь лучших результатов.

1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Госпо-литиздат, 1971, стр. 124.

 

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую нагрузку в течение дня, недели он получает. Только с учетом всей этой нагрузки следует планировать работу в семье.

Различные формы организации физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений. В связи с этим следует знакомить их с литерату­рой по физическому воспитанию, предназначенной для воспи­тателей детских учреждений, а также рекомендовать специаль­ную литературу.

Дошкольные учреждения могут оказать большую помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании детей: в детских садах организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые занятия и т. д.

Семья и государственные учреждения, совместно осуществ­ляя задачи физического воспитания, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья детей, их физичес­ком развитии и физической подготовленности.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ РАБОТА МЕТОДИСТА И

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА „ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Глава первая РАБОТА МЕТОДИСТА

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

§ 1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МЕТОДИСТА

Детский сад должен обеспечить счастливое детство своим воспитанникам, вырастить их здоровыми, всесторонне развиты­ми, смелыми, закаленными, ловкими. Практическое осуществ­ление этих важных задач поручено воспитателю. Но воспитате­ли имеют различную профессиональную подготовку и стаж работы: одни из них закончили дошкольное педагогическое училище, другие дошкольный факультет педагогического инсти­тута, третьи являются учителями начальной школы. Есть среди них передовые воспитатели, овладевшие высоким профессио­нальным мастерством, преданные делу дошкольного воспита­ния. Однако даже педагогическое мастерство не является чем-то раз навсегда приобретенным. Людям, обладающим педа­гогическим талантом, также необходимо постоянно совершенст­воваться, повышать свою педагогическую квалификацию, быть на уровне современных требований жизни и школы, планомерно готовить к ней детей начиная с младших групп детского сада.

Ближайшим помощником воспитателя в повышении профес­сиональной квалификации является методист. Круг его обязан­ностей в методическом кабинете разнообразен и широк.

Методист, руководящий вопросами физического воспитания, создает в методическом кабинете необходимые условия для са­мостоятельного повышения квалификации воспитателей. Он следит за всеми новинками педагогической литературы, оформ­ляет и постоянно пополняет новыми материалами различные выставки, папки передового опыта, накапливает пособия и иллюстративный материал.

 

В целях непосредственного руководства работой воспитате­лей методист выезжает в районные, городские, сельские учреж­дения (в соответствии с имеющимся годовым планом работы кабинета); проводит индивидуальные и групповые консультации для воспитателей; организует и проводит методические объеди­нения, семинары, практикумы, курсы, кружки, открытые заня­тия в детском саду, лекции по отдельным вопросам физическо­го воспитания с приглашением специалистов; изучает передовой опыт и содействует его распространению; рекомендует доклады на научно-практические конференции и «педагогические чтения» для района, города, области.

Многогранная работа методиста требует высокой квалифи­кации, постоянного расширения кругозора, углубления педаго­гических знаний, позволяющих связывать теорию с практикой. В случае необходимости методист должен быть готов к нагляд­ной демонстрации и теоретическому обоснованию методических приемов работы с детьми (обучению детей движениям на физкультурных занятиях, показу методики проведения подвиж­ной игры, утренней гимнастики и т. п.). Всем этим методист овладевает (как подтверждает опыт работы вузов) в процессе обучения в педагогическом институте и начинает успешно при­менять свои теоретические знания и навыки еще будучи на педагогической практике и детском саду, а затем в процессе инспекторско-методической практики (в районе,городе,области).

§ 2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

В методическом кабинете прежде всего создаются условия для повышения квалификации воспитателей, их самостоятель­ной работы над книгой и другими материалами. Для этого подбирается теоретическая и методическая литература по вопро­сам физического воспитания — книги, журналы, отдельные статьи, сборники подвижных игр и физических упражнений; со­ставляются списки рекомендуемой литературы по отдельным во­просам физического воспитания, картотеки, справочники, словари; выделяются книги и статьи для использования на местах в виде передвижной библиотеки (особенно для отдаленных районов, сельской местности). Кроме того, в кабинете должен быть отпеча­танный и хорошо оформленный материал, отражающий передовой опыт работы: образцы перспективного и календарного планов работы по физическому воспитанию в соответствии с «Програм­мой воспитания в детском саду», а также учет работы по возраст­ным группам; планы и конспекты физкультурных занятий, днев­ники индивидуальной работы воспитателя с детьми, описание физкультурно-оздоровительных мероприятий — утренней гимнас­тики, физкультминутки, закаливающих процедур с иллюстрация­ми (фотографическими снимками); примерные образцы планиро-


вания работы воспитателя с детьми в повседневной жизни — под­вижные игры, прогулки, самостоятельная деятельность детей, а также примерные программы физкультурных праздников.

В кабинете хранятся также доклады по вопросам физичес­кого воспитания на научно-практических конференциях и «педагогических чтениях». Весь этот материал красиво оформ­ляется и аннотируется.

В методическом кабинете целесообразно иметь постоянную выставку физкультурного оборудования. Макеты примерного оборудования участка и физкультурных площадок, чертежи и образцы крупных физкультурных приборов (трибуны, скамей­ки, щиты для метания, бревна, горки и т. д.); наглядный набор мелких физкультурных пособий (обручи, палки, флажки, мячи, шнуры, ленты, шесты, кольцебросы, мячеброски др.); моторные игрушки; оборудование для спортивных игр — волейбола, бас­кетбола, бадминтона, городков. Кроме того, кегли, серсо, бабки, бильбоке, бирюльки, диаболо и настольные спортивные игры. Рекомендуется иметь альбомы фотографий, отражающих заня­тия, игры, утреннюю гимнастику, проведение закаливающих процедур, физкультурные праздники.

По всем экспонатам выставки методист дает исчерпыва­ющую консультацию и при необходимости показывает примеры использования физкультурных пособий и игр.

§ 3. РАБОТА МЕТОДИСТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

Качество работы воспитателей, систематическое повышение ими своей квалификации в области физического воспитания во многом зависит от руководства методиста. Он направляет и планирует всю работу, организует условия и проверяет ее осуществление на местах. Чтобы направлять работу всех учреж­дений (района, города, области), методист создает при кабине­те актив из наиболее квалифицированных воспитателей и заведующих детскими садами. Вместе с ними путем предва­рительного посещения всех учреждений он выясняет состояние работы и в соответствии с этим разрабатывает конкретный план работы по повышению квалификации воспитателей, пре­дусматривая различные формы работы с ними: методические объединения, практикумы, индивидуальные и групповые кон­сультации, семинары, курсы, кружки, лекции, открытые заня­тия. Воспитатели группируются в зависимости от квалификации и учета конкретных трудностей.

Рассмотрим отдельные формы организации воспитателей по повышению квалификации.

Методические объединения.При организации методических объединений учитывается территориальная близость дошколь­ных учреждений и возрастные группы, в которых работают

 

 

воспитатели. Детские учреждения объединяются обычно в небольшие группы — кусты, педагогический коллектив которых насчитывает 20—25 человек. В план работы объединения могут быть включены различные вопросы дошкольного воспитания, в том числе и физического.

Руководство всем объединением (кустом), а также разра­боткой отдельных вопросов поручается опытному воспитателю или заведующей.

Зная хорошо все учреждения, входящие в объединение, и учи­тывая уровень состояния работы в них по физическому воспита­нию, руководитель составляет план на год. В плане указывается круг вопросов по физическому воспитанию, подлежащих обсуж­дению, доклады воспитателей и открытые занятия непосредст­венно в детских садах. План, утвержденный методистом и в отделе народного образования, объявляется на первом занятии. В течение года руководитель строго следит за его выполнением.

Отбор докладов зависит от актуальности темы для участ­ников данного объединения, учета затруднений в работе отдель­ных учреждений и воспитателей, а также определяется стрем­лением использовать, внедрить новое в работу с детьми. Напри­мер, необходимо уточнить вопросы о содержании и методике индивидуальных занятий по развитию движений с детьми раннего возраста или с небольшими группами более старших детей; о структуре, содержании и методике обучения детей на физкультурных занятиях в различных возрастных группах; о ме­тодике проведения прогулок воспитателем и т. п.

В докладах воспитатели рассказывают о своем опыте рабо­ты, о возникающих затруднениях и способах преодоления их, выделяют наиболее актуальные вопросы, интересующие многих и требующие обсуждения. В связи с этим проводятся наблюдения на открытых занятиях. В процессе обсуждения занятия руководитель направляет выступления, следит за всесторонним освещением поставленных вопросов, их убедительным теоре­тическим обоснованием и способствует, чтобы общение воспита­телей влияло на улучшение практической работы с детьми.

Руководители методических объединений поддерживают ре­гулярную связь с методистом (района, города, области), который утверждает план работы на год, регулярно знакомится с ходом работы объединений, систематически инструктирует руководи­телей, организуя для них консультации, семинары, лекции, прак­тикумы. Таким образом, осуществляется целенаправленное руко­водство повышением квалификации воспитателей и в связи с этим конкретная помощь детским учреждениям, повышение качества работы с детьми.

Индивидуальные консультации проводятся методистом в

часы работы кабинета. Он помогает воспитателям разрешить вопросы физического воспитания, которые возникают в текущей работе.


В зависимости от квалификации воспитателя и содержания вопроса консультация может иметь теоретический, методичес­кий или практический характер.

Консультации фиксируются методистом в специальной тетради с указанием темы и даты, фамилии воспитателя, наиме­нования учреждения, в котором он работает.

Групповые консультации по физическому воспитанию наме­чаются в связи с плановыми посещениями и выездами методис­та в дошкольные учреждения (районные,городские, областные). Если проверка работы этих учреждений обнаруживает однотип­ные ошибки, методист на заключительном собрании актива дошкольных работников данных учреждений делает обобщен­ный анализ работы и предлагает конкретные мероприятия для исправления имеющихся недочетов (групповые консультации, практикумы, краткосрочные курсы и т. п.).

Групповая консультация проводится методистом по специ­ально разработанному им плану с учетом вопросов, требующих уточнения. Например, в целом ряде учреждений неправильно организуется утренняя гимнастика: условия проведения не отвечают требованиям гигиены и закаливания, недостаточно обоснованно подбираются упражнения, методика проведения содержит ошибки.

В связи с обнаруженными недочетами групповая консуль­тация намечается примерно по следующему плану:

1. Тема консультации.

2. Основные вопросы.

3. Иллюстрация теоретических положений (приведение
наглядных примеров или демонстрация физических упражнений)

4. Обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе
консультации.

5. Заключение методиста.

6. Рекомендация литературы по данной теме.

Практикум. Наиболее целесообразна эта форма повышения квалификации для молодых воспитателей. Задачи и содержание практикума определяются также в результате проверки мето­дистом работы на местах и теми недочетами, которые при этом обнаружены.

Продолжительность практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы данных учреждений. На основе этого составляется план практикума и определяется его продолжительность.

Например, проверка работы показала, что многие воспита­тели недостаточно ясно представляют значение упражнений в основных движениях, затрудняются в определении их основных задач и методике обучения, используют весьма ограниченно их виды (главным образом применяют упражнения в равновесии и некоторые виды прыжков), не догадываются о возможности варьирования упражнений.

 

 

Задачи практикума в данном случае будут следующие: уточнить значение и задачи каждого вида упражнений в основ­ных движениях; показать путем практических занятий правиль­ные приемы выполнения упражнений и методику обучения детей, научить варьировать их и использовать в играх.

В связи с поставленными задачами намечается содержание и разрабатывается план работы практикума.

Примерно: вводная лекция (беседа) —2 часа.

Практические занятия с последующим их анализом: уп­ражнения в основных движениях — ходьбе и беге — 6 часов, метании — 6 часов, прыжках — 6 часов, лазанье — 4 часа, уп­ражнения в равновесии —4 часа.

Всего — 28 часов.

Целесообразно после каждого практического занятия пред­лагать участникам практикума задания по разработке вариантов упражнений и методике обучения детей.

Помимо этого, проводятся открытые занятия, демонстриру­ющие процесс обучения детей основным движениям и использова­ние их в подвижных играх (в различных возрастных группах). На это отводится 3 часа.

В заключение участники практикума сдают зачет по всему циклу занятий (4часа). Таким образом, на данный (примерный) практикум потребуется Л5 часов.

Приведенная форма повышения квалификации воспитателей содействует обогащению содержания их работы с детьми, развивает инициативу, повышает качество практических навы­ков, вырабатывает целенаправленность в работе.

Семинар. Особенность этой формы повышения профессио­нальной квалификации воспитателей в области физического воспитания заключается в самостоятельной работе всех участ­ников семинара по какой-либо общей — актуальной для всех — проблеме. Семинар проводится под руководством методиста или специально приглашенного лица (научного работника, преподавателя-специалиста).

Задачей семинара является: повышение теоретического уровня воспитателей, овладение ими навыками углубленной самостоятельной работы, развитие теоретической мысли, умение анализировать и обобщать наблюдения, связывать теорию с практикой, делать обоснованные выводы.

Такой семинар, имеющий научно-исследовательский харак­тер, организуется для воспитателей высокой квалификации с высшим или средним педагогическим образованием и достаточ­ным стажем практической работы. Количество участников семи­нара не должно превышать 12—15 человек.

Начиная работу, руководитель знакомит всех участников с основной проблемой семинара, стараясь увлечь их перспекти­вой интересной исследовательской работы. Он дает теоре­тическое обоснование проблемы, показывает ее значение для


правильного физического воспитания детей и рекомендует основную литературу. В связи с указанной проблемой он назы­вает тематику докладов и предлагает их на выбор всем членам семинара. После этого утверждается календарный план работы семинара.

Вначале воспитатели изучают литературу, связанную с общей проблемой семинара, обсуждают вопросы, требующие уточнения, составляют рефераты по отдельным книгам и стать­ям, подготавливая их в соответствии с планом семинара, обсуждают возникающие спорные вопросы или новые, имеющие перспективное значение.

Особенностью семинара практических работников является возможность проверки теоретических положений доклада в работе с детьми, которая подтверждает или опровергает пра­вильность выдвигаемых ими положений.

Руководитель семинара консультирует воспитателей и по­могает им обдумать и организовать опытную работу в детском саду.

На семинарских занятиях в соответствии с планом работы обсуждаются: теоретическое обоснование темы каждого докла­да, обобщение лучшего, передового опыта, а также отдельные части докладов, задачи, постановка, опытной работы с детьми, содержание, методика и результаты работы, доклады в целом.

Кроме того, участники семинара могут организовать взаим­ные посещения в детских садах в целях наблюдения и обсуж­дения отдельных вопросов и оказания товарищеской помощи. Таким образом, в процессе работы над докладами каждый участник семинара имеет возможность выяснить теоретическую сущность и практическое значение своей темы, а также значи­тельно обогатить свои знания по проблеме в целом.

Вся работа семинара должна проходить по четкому календар­ному плану.

В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем для научно-практической кон­ференции (района, города, области), представлены на «педаго­гические чтения» или опубликованы в печати.

Укажем примерную основную проблему семинара и некото­рую тематику докладов.

«Подвижные игры в воспитательной работе с детьми».

Тематика докладов: а) Подвижные игры как источник ра­достных эмоций у малышей.

б) Значение народных игр в воспитательной работе с детьми.

в) Подвижные игры — одно из средств развития творческой
активности детей.

г) Варьирование подвижных игр как метод совершенствова­
ния двигательных навыков детей (и т. п.).

Открытые занятия в детском саду. Целью организации открытых занятий является обмен опытом работы, возможность

17. Заказ 4997 257

 

 

показа образцов педагогического мастерства, уточнение пред­ставлений о сущности, задачах, содержании и методике отдель­ного вида работы с детьми: физкультурного занятия, утренней гимнастики, закаливающих процедур, прогулки и т. п. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются воспи­тателям заблаговременно.

Перед началом занятия методист напоминает присутству­ющим порядок вопросов к наблюдению и последующему анализу. Тем самым он обеспечивает целенаправленность наблюдения, со­средоточенность внимания воспитателей на основных компонен­тах занятия. По окончании методист руководит его анализом, придерживаясь в ходе обсужденияпредварительно данного пла­на наблюдения и активизирует высказывания присутствующих по поводу виденного. Обсуждение заканчивается теоретически обоснованным заключением методиста, анализом положительных и неудачных сторон занятия и оценкой его в целом.

При выездах методиста в отдаленные районы открытые занятия организуются в зависимости от условий учреждений и подготовленности кадров. Если уровень квалификации воспита­телей вызывает необходимость наглядной демонстрации образ­цов различных видов занятий, показа методики отдельных процессов, методист должен быть готов сам провести открытое занятие, а затем детально его проанализировать.

Показательные занятия методиста должны служить для воспитателей стимулом к совершенствованию своего педагоги­ческого мастерства.

Курсы могут быть ор_ганизованы в районе, городе, области, с отрывом и без отрыва воспитателей от работы.

Учебный план, программа, состав преподавателей и продол­жительность курсов утверждается отделом народного образо­вания.

На курсах могут быть прочитаны лекции, организованы практические и семинарские занятия, а также в связи с изуче­нием отдельных тем — показательные занятия в детском саду.

Курсы заканчиваются зачетом в устной или письменной форме.

Учебные планы и программы курсов разрабатываются цент-ральным дошкольным методическим кабинетом, но в связи с конкретными условиями в них могут вноситься изменения.

Кружки организуются в целях углубленного изучения каких-либо отдельных вопросов физического воспитания. Они способ­ствуют расширению кругозора, обогащению опыта, уточнению знаний, развитию творческой мысли воспитателей. Например, может быть организован кружок по разработке подвижных игр для детей различных возрастных групп; по составлению вариан­тов физических упражнений и игр в соответствии с поставлен­ными задачами и т. п.


Кроме того, для воспитателей могут быть организованы секции по физкультуре, в которых они занимаются легкой ат­летикой, плаванием, лыжным спортом и т. д.

Все эти разнообразные формы повышения квалификации расширяют интересы, раскрывают новые возможности, выводят за пределы узкой специализации, связывают с различными сторо­нами общественной жизни.

Повышение квалификации воспитателей служит основой для улучшения качества работы с детьми.

Однако, чтобы физическое развитие детей осуществлялось наиболее эффективно, необходимо единство и согласованность физического воспитания в детском саду и в семье.

Помимо непосредственного контакта с родителями в детском саду, следует организовывать «Педагогическую школу для ро­дителей».

На занятиях в такой школе родители получат научно обос­нованные знания, убедятся в необходимости соблюдения двига­тельного режима в течение дня, систематического закаливания организма ребенка, облегчения его костюма с изменением погоды и т. п. В этой работе методист кабинета призван играть активную роль, помогая отделу народного образования и городскому или областному педагогическому обществу (при комплектовании учебных групп, сборе сведений о родителях, записи их в число слушателей с помощью детских садов и т. п.). Методист, будучи сам членом педагогического общества, может делать доклады, проводить беседы с родителями и др.

§ 4. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ САДОВ ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

В целях наиболее глубокого изучения постановки и состоя­ния работы по физическому воспитанию в дошкольном учреж­дении инспектор проводит тематическую проверку.

Анализ результатов этой проверки должен служить основа­нием для оказания необходимой помощи и исправления суще­ствующих недостатков в намеченные сроки.

Приступая к проверке состояния работы по физическому воспитанию, инспектор должен быть знаком с актом предыду­щего обследования, чтобы судить о том, как исправлены недочеты в соответствии со сделанными в нем замечаниями.

Тематическая проверка учреждения. Начиная проверку, инспектор прежде всего интересуется условиями, созданными в детском саду для осуществления физического воспитания, и проверяет соответствие этой работы требованиям «Программы воспитания».

Он обследует санитарно-гигиеническое состояние группо­вых комнат, физкультурного зала, спален и всего помещения и

17* 259

 

 

участка. Особое внимание он обращает на чистоту и свежесть воздушной среды в помещении в течение всего дня. Инспектор знакомится с планированием участка для всех возрастных групп, а также физкультурной площадки; оборудованием помещения и участка крупными и мелкими физкультурными пособиями, игрушками; проверяет их качество, количество, состояние, места хранения; наличие, качество, состояние физкультурных костю­мов и обуви для детей и воспитателей.

Далее инспектор выясняет, как осуществляется повышение квалификации воспитателей, имеются ли необходимые книги, журналы, сборники игр и упражнении. Его интересует также, как заведующая руководит работой воспитателей по выполнению программы физического воспитания и как контролирует ее. В беседе с заведующей инспектор уточняет, в каких мероприя­тиях района участвует коллектив педагогов (в объединениях, семинарах, кружках и т. д.); какие формы повышения квалифи­кации использует заведующая внутри учреждения (консульта­ции, практикумы, открытые занятия и т. п.).

После этого инспектор приступает к проверке имеющейся документации. Он просматривает списки детей по возрастным группам и данные медицинских осмотров. Выясняет наличие детей, имеющих отклонения от нормы в физическом развитии (признаки деформации осанки, стопы, ослабленное состояние организма после перенесенной болезни и т. п.). В связи с этим уточняются индивидуальные режимы, характер индивидуальных занятий, использование корригирующих упражнений и др. Про­веряются нормы питания и режим во всех возрастных группах, особенно в группах детей раннего возраста в соответствии с указаниями «Программы воспитания».

Особое внимание уделяется выполнению во всех группах дви­гательного режима (игры, утренняя гимнастика, занятия, физкультминутка, продолжительность и содержание прогулки, виды двигательной деятельности в течение всего дня).

Инспектор просматривает годовой план по физическому вос­питанию детей, перспективные и календарные планы по группам, учет работы, а также индивидуальный сравнительный учет двига­тельных навыков детей (сентябрь — январь — июнь).

По окончании просмотра документации инспектор наблюдает и фиксирует в записях всю работу по физическому воспитанию в течение дня в различных возрастных группах: прием детей, игры, самостоятельная деятельность детей и руководство воспи­тателя; утренняя гимнастика и закаливание (гигиенические условия, организация детей, структура и содержание комплекса, руководство воспитателя). Закаливающая процедура (обтира­ние, обливание), ее организация и состояние детей. Инспектор интересуется чередованием занятий, проведением в старших группах физкультминуток в перерывах между ними, наблюдает физкультурные занятия, анализирует их содержание, структуру,


процесс обучения (методические приемы воспитателя, реакцию детей, их самостоятельность при выполнении двигательных зада­ний, индивидуальный подход воспитателя к детям). Он обращает внимание на общую и моторную плотность занятия, дозировку па-грузок, смену деятельности детей, проведение игры, эмоциональ­ное состояние детей, длительность занятия.

Инспектор наблюдает прогулку, фиксирует ее содержание, продолжительность, методику руководства воспитателя, его ра­боту с отдельными детьми, с небольшими группами, самостоятель­ную деятельность детей в играх и упражнениях, их взаимоотно­шения в совместной деятельности и общее руководство воспита­теля. Он наблюдает обед и сон, игры и занятия во второй полови­не дня и уход детей домой.

Особое внимание в течение всего процесса обследования об­ращается на роль воспитателя и его руководство всем коллекти­вом детей.

Подведя итоги, инспектор беседует с воспитателем, анализи­рует его работу, выясняет отдельные вопросы, делает необходи­мые замечания.

Беседа должна проходить в доброжелательной, тактичной, спокойной форме, с проявлением уважения к воспитателю. Заме­чания делаются по существу работы. Каждое требование к учеб­но-воспитательному процессу и методике проведения отдельных видов работы воспитателя с детьми должно быть убедительно обосновано и разъяснено воспитателю. Заканчивается беседа указанием на положительное в работе воспитателя и конкрет-ньпми предложениями инспектора к исправлению недочетов.

На основании наблюдений, просмотра документов, живого об­щения с коллективом, тщательного изучения всего материала по физическому воспитанию детей инспектор делает выводы о рабо­те данного учреждения.

На заключительном педагогическом совещании инспектор все­сторонне анализирует состояние работы по физическому воспита­нию и дает ей оценку.

На основе конкретных данных он отмечает положительные стороны работы в каждой возрастной группе, указывает все имеющиеся недостатки, вскрывая их причины, и предлагает меры к их устранению в указанные им сроки. Все это записывается в акте проверки работы, который оставляется у заведующей уч­реждением (копия его сдается в отдел народного образования).

Если оказывается необходимым наглядный показ физкультур­ного занятия, утренней гимнастики, прогулки и т. п., желатель­но, чтобы инспектор сделал это сам или помог подготовиться к от­крытому занятию одному из воспитателей и затем со всем педа­гогическим коллективом проанализировал его.

Важно, чтобы весь процесс проверки не нарушал обычной жизни учреждения и вызвал у коллектива деловой подъем, веру в свои возможности, интерес и стремление улучшить качество

 

 

работы с детьми, повышать свою квалификацию. Однако все это не исключает непримиримости инспектора к отрицательным фак­там. Но и в этом случае он должен быть корректным и выска­зывать свое мнение без пренебрежения к людям, строго осуждая и в то же время убедительно разъясняя неправильность их дей­ствий.

Очень важно, чтобы беспристрастный и конкретный анализ вызвал желание преодолеть и исправить допущенные ошибки.

По окончании всей работы у сотрудников детского сада должно сложиться впечатление об инспекторе как строгом, но деловом, справедливом и благожелательном человеке, встречи с которым приносят большую иоль.чу.

Таким образом, промеряя и направляя работу дошкольных учреждений, инспектор сам должен быть квалифицированным педагогом, обладать высокими моральными качествами и опре­деленным культурным уровнем.

Только такой инспектор имеет право на критику деятельности других людей и пользуется авторитетом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.