Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как метод физического воспитания. 8 страница



Осуществление оздоровительных задач достигается на заня­тиях путем определенной двигательной деятельности детей, со­действующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению общей его жизнедеятельности, в оптималь­ных гигиенических условиях .

Воспитательно-образовательные задачи решаются путем постепенного и неуклонного формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и

 

 

спорта, выработки правильных двигательных навыков. Все это направлено на развитие познавательных, волевых и эмоциональ­ных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспи­танию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся з окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей.

Таким образом, систематическое выполнение в процессе за­нятий всех поставленных задач формирует духовные и физиче­ские силы детей, подготавливает их к школе, занятиям спортом и дальнейшей полезной общепит нон деятельности.

Физические упражнения, обусловленные
содержание программой для каждой возрастной груп-

и структура пы и выражающиеся в двигательной дея-

занятии. тельности детей, составляют содержание за-

нятий.

Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Одна­ко при этом обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательности выполне­ния детьми физических упражнений, соответствующих задачам данного занятия.

Структура физкультурных занятий для детей дошкольного возраста определяется поставленными задачами и особенностя­ми работоспособности нервной системы и всего организма ребен­ка на каждом отдельном этапе его возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребенка и его психики на занятии — одна из основных обязанностей воспита­теля: от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания.

Определение возможностей ребенка основывается на данных физиологии и психологии. Изучение состояния работоспособно­сти детей в процессе двигательной деятельности на занятии по­казало постепенное возрастание ее в начале занятия, последую­щее колебание около наиболее высокого уровня и постепенное снижение к окончанию занятия. Такая последовательность фаз (кривая работоспособности) обусловливается, с одной стороны, показателями пульса, отражающего деятельность системы крово­обращения и свидетельствующего о состоянии работоспособно­сти организма; с другой — протеканием психических процес­сов— внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений. В течение занятия измене­ния, происходящие в организме и психике, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, которая выражается в повы­шении возбудимости нервных центров, подвижности нервных


процессов. В ходе занятия, при все большей врабатываемости всего организма (постепеннее вхождение в работу) улучшается согласованность деятельности работающих органов и систем, появляется возможность нахождения правильного ритма работы и в связи с этим повышение эмоционального состояния. По дости­жении наиболее высокого уровня работоспособность колеблется в связи с изменением характера отдельных сторон деятельности (выполнение движении, наблюдение образца движений воспита­теля, осмысливание его указаний и т. п.) и, наконец, к окончанию занятия постепенно снижается, вследствие определенной затраты физических и психических сил.

Конкретизация структуры, задач и содержания физкультур­ных занятий. В соответствии с кривой работоспособности орга­низма физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровитель­ные. Только при условии выполнения всех этих задач может быть достигнуто всестороннее воздействие на детей и их физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

Реакция ребенка на задания, связанная с активной работой мысли, чувствами, приобретаемыми навыками, должна про­являться в любой части занятия и во всем разнообразии деятель­ности.

Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Задачи что и части заключаются в том, чтобы вызвать у детей интерес и эмоциональную настроенность, собрать и проверить степень готовности внимания, уточнить двигательные навыки, подвести организм ребенка к интенсив­ной работе (путем постепенной врабатываемости организма) и подготовить его функционально к большей физиологической нагрузке в основной части занятия.

С этой целью детям предлагается два-три знакомых упраж­нения или их несложные варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия; упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, и другие, не требующие много времени на подготовку и выполне­ние, рассчитанные на быстрое физиологическое и психическое врабатывание.

К таким упражнениям обычно относятся: ходьба с различны­ми заданиями (повороты с указанием направления, сменой веду­щих и др.). легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба с измене­нием характера шага — на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, ребристой лесенке и другие упражне­ния. После этого включаются упражнения общеразвивающего типа, играющие роль подготовительных, обеспечивающих готов-

 

 

ность организма к выполнению более сложных задач, связанных с большей затратой сил. Они выполняются в колоннах, в кругу, врассыпную и т. д.

Обще развивающие упражнения даются обычно с мелкими физкультурными пособиями — флажками, палками, обручами, лентами, шпуром. Подбор их обусловливается задачей постепен­ного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на эффективность функционального состояния всего организма.

Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формированияправильной осан­ки и упорядочения процессов дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью). Вторыми — упраж­нения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу, — приседания, поднимание ноги, согнутой в колене, и др. Третьими — упражнения для развития и укрепле­ния мышц спины и гибкости позвоночника— прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево (вращение туловища).

При выполнении этих упражнений осуществляется ознаком­ление с двигательными действиями, разучивание и совершен­ствование их, предусматривающие постепенное подведение орга­низма к большей нагрузке в следующей части занятия. Заканчи­вается подготовительная часть переходом к разучиванию основ­ных движений,

Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия намечаются задачи по обучению детей основным движениям: ознакомление их с новым двигательным материалом, разучивание уже известного детям и совершенство­вание движений, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение,

Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечаются в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом и его воспроизведение или выполнение упражнений с более сложной координацией). В то же время некоторые упражнения в основной части занятия требуют предварительного выполнения подводящих к ним упражнений, способствующих налаживанию темпа, ритма, общей слаженности движений. По­этому решение, например, задачи: «совершенствовать навык прыжка в высоту с разбега», требует предварительных, кратко­временных однотипных и менее сложных подготовительных упражнений (непродолжительных прыжков на месте, с продвиже­нием вперед, с доставанием предметов), после этого — прыжок в высоту с разбега. Такая легкая непродолжительная подготовка (разминка), обязательно чередующаяся с непродолжительной


ходьбой в целях активного отдыха, имеет важное значение для достижения лучшего качества в основном задании.

Целесообразность такой предварительной подготовки имеет физиологическое обоснование: «От всякого раздражения в нерв­ной системе остается некоторое время след; во всех отделах нервной системы мы встречаемся с явлениями так называемого последействия»1.

Исследования в области физиологии о влиянии предыдущей работы па последующую показывают, что следовые явления в центральной нервной системе носят как общий, так н специфиче­ский характер. Общий характер выражается в повышении воз­будимости нервной системы, а специфический — в установке нервных координационных механизмов в соответствии со струк­турой, темпом, ритмом выполняемых движений и их усилиями. При совпадении характера и темпа движений следовые явления, образующиеся в центральной нервной системе в процессе предва­рительных движении, являются благоприятным условием для правильности выполнения последующих движений.

Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функцио­нальное состояние организма и подводит его к наиболее высоко­му подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, энергич­ными, целеустремленными движениями.

Подвижная игра, завершающая основную часть, выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры, не­редко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точ­ность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка.

Задачи и содержание заключительной части з а н я т и я. Следующая за игрой заключительная часть занятия дается с учетом всей динамики предыдущей деятельности для постепенного перехода к снижению возникшего перед этим подъема и подведения детей к намеченной за занятием деятель-ности.

Эта часть занятия выражается обычно в ходьбе интенсив­ного темпа с постепенным замедлением, способствующей сниже­нию общей возбудимости и приведению пульса к норме. Ходьба в некоторых случаях может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исклю­чающей противопоказанные организму после активных действий статические положения (игры «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится итог проведенного занятия.

' И. П. Павлов. Полк. собр. соч., т. IV, стр. 55.

 

воспитание в процессе всего физкультурного занятия

одновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества: быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Воспитание этих качеств связано со всей деятельностью детей и с выполнением отдельных двигательных заданий, в которых они должны проявляться (например, в беге, метании и других упражнениях).

Постепенное развитие физических качеств осуществляется с учетом возможностей детей дошкольного возраста и индивидуаль­ными особенностями каждого ребенка.

Механизм развития физических качеств связан со сложными процессами, происходящими в организме. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе и ее высшему от­делу- коре головного мозга. Одним из основных моментов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов, т. е. силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и т. п.

Сложность внутренних процессов при воспитании физических качеств выявляет необходимость строго постепенного усложне­ния двигательных задании на развитие скорости, выносливости, ловкости и силы.

Посильные детям упражнения содействуют тренировке орга­низма, развитию физических и психических сил ребенка, под­готовке его к более сложным требованиям школы.

Физкультурные занятия могут проводиться

типы физкультур- в игровой форме или включать гимнастиче­ские упражнения и подвижную игру (сме­шанный тип). Однако такое деление очень условно.

Рассмотренная выше структура занятия, учитывающая дина­мику работоспособности организма ребенка, составляет основу для построения занятий указанных типов и определяет их план.

Занятия в игровой форме могут использоваться в любой возрастной группе, но особенно целесообразны в двух младших (3-го и 4-го годов жизни). Они могут выражаться в целостной сюжетной игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир и состоящей из разнообраз­ных имитационно-образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений («Птицы», «Наседка и цыпля­та», а в более старших — «Магазин игрушек», «Спортсмены» и т. п.). Последовательность игровых действий соответствует структуре занятий, учитывающей динамику состояния организ­ма детей и их возрастные возможности. Оканчивается занятие ходьбой.

В средней, старшей и подготовительной группах занятия это­го типа требуют тщательности разработки содержания и эмоцио­нальной творческой методики руководства.


Занятия в игровой форме могут состоять также из различ­ных по содержанию подвижных игр, последовательность и характер двигательного материала в которых предусматривает ту же структуру занятия (например, игры «Найди себе пару», «Зеркало», «Чье звено самое дружное», «Найди и промолчи»). Удачное соединение сюжетных и несюжетных игр для таких занятий имеется у II. 11. Килышо1.

Занятия смешанного характера представляют со­бой сочетание гимнастических упражнений и подвижной игры, расположенных в последовательности, отвечающей указанной выше структуре занятий.

§ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

требования Подбор физических упражнений для заня-

к подбору физиче- тий определяется ранее составленным пла-
ских упражнений 1ЮМ работы на основании «Программы
на занятиях воспитания в детском саду». Исходя из

перспективного и календарною планов, в которых учитывается возраст детей данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень раз­вития, индивидуальные показатели приобретенных детьми двига­тельных навыков, индивидуальные особенности каждого ребенка, время года и условия для проведения занятий, а также учета предыдущей работы, намечаются задачи и отбираются конкрет­ные физические упражнения.

Разработке плана очередного занятия предшествует тщатель­ный анализ 2—3 предыдущих и особенно последнего занятия. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущих занятиях, результаты, выражаю­щиеся в реакции детей и фиксируемые в учете каждого занятия (степень усвоения всеми и отдельными детьми нового программ­ного материала, прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнитель­ных упражнений, облегчения вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей на занятии, индивидуальных занятий и т. п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их общая целенаправленность обеспечивает стройную систему занятий, определяющую четкую последовательность в выполнении по­степенно усложняющихся задач, прохождение программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возраст­ной группы. На основании анализа предыдущего занятия на­мечаются конкретные задачи следующего за ним. Прежде всего

1 См.: Н. Н. Кильпио. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение», 1968.

 

определяются задачи основной части: ознакомление детей с новым материалом, а также разучивание и совершенствование уже знакомого детям. Указываются конкретные физические упражнения. После этого уточняются задачи вводной и заклю­чительной частей с указанием конкретного материала.

Продолжительность физкультурных занятий для детей каж­дой возрастной группы указана в «Программе воспитания в детском саду».

Методы организации детей на занятиях.

Воспитатель использует различные методы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.В тех случаях, когда

дети должны выполнять одновременно одинаковые для всех упражнения, используется фронталь­ный метод.

В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения целесообразно пользоваться поочередным способом. Если дети, например, построены в колонну по четыре, воспитатель непосред­ственно работает с двумя колоннами, а две другие наблюдают действия своих товарищей и слушают указания воспитателя, ко­торый не выпускает их из-под своего контроля и вовлекает в ак­тивное наблюдение. Затем деятельность детей взаимоизменяется.

В старшей и подготовительнойгруппах используется групповой метод. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятель­ное совершенствование детьми уже приобретенных ими двига­тельных навыков. При этом одна группа детей обучается како­му-либо двигательному действию под руководством воспитате­ля, другая в это время (или две небольшие группы) самостоя­тельно упражняется в другом виде движения (повторно). Могут быть две или три группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в рав­новесии и др.).

Обучая непосредственно одну группу детей, воспитатель дер­жит в поле своего внимания всех занимающихся. Детям предла­гается следить за правильностью своих движений, за порядком, за поведением.

При такой организации воспитывается ответственность, сдер­жанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенство­вать свои навыки.

Такая организация детей позволяет сохранять в течение за­нятия двигательную активность всей группы и избегать ненуж­ной статики и простоев.

Данные исследований показывают, что внимание детей, их эмоциональное состояние (в различных возрастных группах) зависят от подбора двигательного материала и способов орга­низации детей на занятии. Если дети в процессе обучения дви-


гательным действиям и проведения подвижных игр одновремен­но вовлечены в движение, у них наблюдается устойчивое внима­ние, эмоционально-положительное состояние, полноценная ре­акция на задания. В тех случаях, когда в двигательную деятель­ность вовлечена только часть детей, а другие, не имея заданий, находятся в ожидании своей очереди для действия, последние начинают проявлять признаки «моторного беспокойства», недо­статочную устойчивость внимания1.

Те же явления наблюдаются в группе младшего возраста при проведении подвижных игр, когда ребенку приходится длительно находиться в одном положении и ждать, пока до него дойдет очередь активно включаться в игру.

В процессе занятий может быть использован индивиду­альный метод, при котором каждый ребенок выполняет за­дание индивидуально под общим контролем воспитателя (уп­ражнения с мячом, катание обручей, упражнения с лентой и т. п.). Такой метод применяется преимущественно на физкуль­турной площадке и требует особого внимания воспитателя и хо­рошей организации детей.

Порядок выполнения детьми упражнений может быть одно­временным, как было указано выше, и поочередным. Смысл последнего заключается в том, что все дети выполняют одно и то же упражнение напрерывно-поточно. Например, дети упражняются в прыжке в высоту с разбега. Когда первый ребенок раз­бежался и перепрыгнул через веревочку, второй ребенок начи­нает разбег с исходного места; третий подходит к исходному месту, затем так же делают остальные дети, и вся группа посте­пенно движется к месту действия.

Данные исследований и практический опыт воспитателей детских садов подтверждает целесообразность применения поточ­ного способа выполнения физических упражнений с детьми стар­шей и .подготовительной групп, но уже при совершенствовании движения, а не при его разучивании: непрерывность поточного движения не позволяет воспитателю исправлять у детей неточ­ности двигательного действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения уп­ражнений или сделать краткое замечание. Вместе с тем приме­нение поточного метода при совершенствовании двигательных навыков способствует воспитанию у детей физических качеств —-быстроты, ловкости, относительной выносливости.

Использование каждого из указанных методов организации детей на занятии зависит от условий, в которых проводится за­нятие, задач, поставленных воспитателем, и рационального их осуществления.

1 См.: «Материалы 3-й научной конференции по физическому воспита­нию детей и подростков». М., «Просвещение», 1966.

 

 

Характер физической и психической нагрузки на занятиях и и приемы ее регулирования.

При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. В этом возрасте нервная система и весь

организм ребенка в целом обладают чрез­вычайной пластичностью, податливостью к внешним воздейст­виям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивно­сти нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет опре­делять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузки, С одной стороны, выражается в величине воздействия физическихупражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой — в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной дея­тельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнений, осмысливании заданий, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психи­ческих и физических сил ребенком, п следующего .ча этим отдыха, должно быть главной заботойвоспитателя при проведении заня­тия с детьми дошкольною возраста.

Отдых в процессе занятия может быть активным и пассив­ным. Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пас­сивный— характерен относительным покоем, исключающим ак­тивную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напря­жение и расходование сил и в связи с этим утомление, являет­ся r то же прем я стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Име­ющиеся исследования показывают, что работоспособность орга­низма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им на­грузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы про­цессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере физкультур­ного занятия. Выше было указано, что вводная часть занятия


способствует постепенной врабатываемости организма и акти­визации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям пред­лагается новый материал, требующий наибольшей сосредото­ченности внимания. При обучении новому двигательному дейст­вию у ребенка создается его первоначальный образ, двигатель­ное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения спо­соба выполнении упражнения без наглядного показа. После это­го дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это вре­мя ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повы­шение психических и физиологических функций организма. Поэ­тому такой процесс не должен быть продолжительным.

Какое имеется этому обоснование?

Длительное возбуждение одних групп клеток или целых уча­стков коры головного мозга неизбежно вызывает явление тормо­жения в других. Внешне это проявляется в рассеянности вни­мания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нару­шении координации движений, иногда в возбуждении. Одна из важных функций торможения — защищать клетки мозговой ко­ры от перевозбуждений. Если раздражение становится слишком продолжительным пли часто повторяется, или -если оно оказыва­ется чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятым, какую роль играет дози­ровка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и от­дыха.

После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Имея дру­гое содержание, эти упражнения охватывают новые мышечные группы, связанные с работой определенных участков коры го­ловного мозга.

Перед выполнением знакомого упражнения дети выслуши­вают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспро­изводят двигательные действия. Время, затраченное воспитате­лем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу вы-

13. Заказ 4997 193

 

полнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе на уровне динамического стереотипа, их автоматизации. Перед выполнением таких упражнений детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать спо­соб выполнении упражнения, после чего все дети включаются в движение,

Чередованиеуказанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количест­во повторений упражнений, обусловливающих своевременное чередование и необходимую взаимосвязь психической и физи­ологической функций организма.

Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность.

Общая и моторная плотность занятия.Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданным является восприятие детьми объ­яснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демон­страции воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнении и отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятель­ность детей в процессе занятия, что и определяет продуктив­ность каждого конкретного занятия. Однако требование к мо­торной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно воспитательных целях, являясь показателем продуман­ного содержания занятия, и его квалифицированного про­ведения.

На необходимые вспомогательные действия в про­цессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходи­мых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костю­ме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) опреде­ляются как педагогически неоправданная затрата времени.

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспи­тательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоцио­нальный подъем.

Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечива­ется определенной новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, актив-


ность действий, положительные эмоции, желание достичь ре­зультата. В младших группах интерес и эмоции являются спут­никами самого процесса выполнения действий, выпивающего удовольствие от ощущения мышечных движений и от успешно­го решения простейших задач.

В более старших группах интерес детей повышается при са­мостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодо­лении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведе­ния занятия воспитателю необходимо хорошо знать особеннос­ти каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять ин­дивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физи­ческих нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ос­лабление интереса и эмоций детей, опаздывающие реакции, рас­сеянность внимания, возбуждение — вое это может явиться в одном случае следствием недогрузки, в другом — перегрузки, утомления. Появление некоторой одышки, легкой испарины, замедленности движенийможет проявиться при физической, пе­регрузке. Все это свидетельствует о каких-то недочетах содер­жания и методики занятия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.