Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как метод физического воспитания. 7 страница



Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двух­летнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и пра­вилами езды на нем ;затем учат садиться на велосипед и схо­дить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой сто­роны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка сог­нутую и колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на ве­лосипед и другим способом: перенести правую ногу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали. Для вращения колес поочередно нажимают на педали ногами. На велосипеде следует сидеть прямо, смотреть вперед на до­рожку. При сильно наклоненном корпусе езда на велосипеде может отрицательно повлиять на осанку детей.

Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с по­воротами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и вы­полнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением па скорость, ездить по слегка неровной местности.

Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с че­тырехлетнего возраста, [гели дети умеют ездить на трехколес­ном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной ко­ординацией движений.

Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей.

Обучение езде па двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует прив­лекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овла­дение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду.

Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его уст­ройство, назначение частей и технику передвижения.


Последовательность обучения: ведение велосипеда в пря­мом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, веде­ние его по кругу, змейкой; езда по прямой с поворотами: напра-во, налево при поддержке взрослого; посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями.

Детям показывают и объясняют, как надо держать велоси­пед и водить его по прямой: велосипед нужно поставить с пра­вой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать дву­мя руками), немного отодвинуться в сторону, чтобы не мешала педаль при ходьбе. При поворотах направо, налево руль сле­дует поворачивать в ту же сторону, в которую надо повернуть велосипед. В дальнейшем дается задание: водить велосипед по кругу, змейкой, делать повороты кругом.

Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, прово­димые в течение нескольких запятим, формируют у детей навы­ки и качества, которые необходимы им для езды па велосипеде. Затем детям показывают и объясняют, что при езде па ве­лосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без на­пряжения, смотреть вперед на дорожку -выбирая себе путь. Ез­да на велосипеде длительное время при сильно наклоненном туловище может привести к образованию сутуловатости. Осо­бенно нужно следить за прямой посадкой детей на первом этапе обучения. Детей следует учить ступени и колени ног держать па­раллельно раме велосипеда, слегка развернутыми носками в стороны, педалировать плавно без резких толчков. Воспитатель берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой дер­жит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать на педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть па велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за руч­ку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равно­весие в движении.

После того как ребенок научится вращать ногами педали, воспитатель уменьшает усилия по передвижению велосипеда. Когда же ребенок научится устойчиво держать руль, то воспи­татель постепенно передает управление ребенку.

Освоив прямое управление рулем, ребенок едет увереннее, увеличивая скорость. Чем больше скорость, тем легче удержи­вать равновесие (в случае потери равновесия необходимо руль поворачивать в сторону наклона). Воспитатель незаметно на некоторое время отпускает велосипед, и ребенок продолжает

 

 

ехать самостоятельно без поддержки. Воспитатель, обеспечивая страховку, постепенно подводит ребенка к самостоятельной езде по прямой.

После этого следует научить делать повороты направо, на­лево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворо­тами направо следует выехать к левому краю дорожки и пос­тепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов воспитатель в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль. В начале обучения воспитатель поддерживает ребенка за руль и сиденье велосипеда во время всего поворота, помогая сох­ранить равновесие. В дальнейшем, ослабляя усилия, передает управление ребенку, поддерживая велосипед за сиденье, а за­тем отпускает и сиденье, и ребенок делает поворот самостоятельно. Детей следует научить садиться на велосипед и сходить с него:

Чтобы сесть на велосипед (для девочек), девочка, держась за ручки руля, наклоняет его на себя, правую ногу ставит на полуопущенную педаль, после этого, отталкиваясь левой ногой, переводит велосипед в вертикальное положение; нажимая пра­вой ногой па педаль, садится на седло и, нажимая левой ногой на педаль, начинает вращать колеса велосипеда. Или перено­сит правую ногу через седло спереди, садится на седло и ста­вит правую ногу на полуопущенную педаль, затем ставит ногу на левую педаль и начинает вращать колеса велосипеда.

На велосипед (для мальчиков) садятся следующим образом: держась двумя руками за ручки руля, становится сбоку (сле­ва) от велосипеда; правую педаль ставят вверх, немного впе­ред, наклоняя велосипед на себя, переносят (передают) на эту ногу вес тела, левую ногу отрывают от земли и ставят на пе­даль, одновременно садятся па седло и начинают движение вперед. Или, опустив левую педаль ногой вниз до отказа, ста­вят на нее левую ногу, делают несколько толчков правой ногой, сообщая велосипеду первоначальную скорость, переносят пра­вую ногу через седло, садятся на седло, ставят правую ногу на педаль и начинают попеременно вращать ногами педали, не от­рывая от них ног. Воспитатель обеспечивает страховку и при необходимости поддерживает велосипед за руль и седло.

Чтобы сойти с велосипеда, прекращают вращение педалей и замедляют ход; когда скорость почти угаснет, наклоняют его в ту сторону, н которую хотят сойти, и, опершись одной ногой о землю, переносят другую ногу через раму или седло. Тормозить следует плавно, без резких толчков.

До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков езды на велосипеде по прямой, с поворотами направо, налево, вос­питателю необходимо все время обеспечивать страховку.


В дальнейшем обучают детей езде на велосипеде с поворо­том кругом, езде по кругу, змейкой. Кроме того, даются раз­личные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять подвешенную ленту, управлять велосипедом одной рукой и без рук, подниматься на пологую горку и спускаться с нее и др.

Воспитатель все врем и следит за дозировкой и соблюдени­ем правил. Нагрузка постепенно увеличивается и в средней группе доведшем до 10—15 мин, а в старшей — до 20—25 мин. Воспитатель наблюдает за самочувствием детей и если заме­чает признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соско­ки ног с педалей и др.), то предлагает передать велосипед друго­му. Дозировка нагрузки зависит от индивидуальных особенностей детей, их физической подготовленности и степени овладения двигательным навыком.

При закреплении навыков езды на велосипеде воспитатель предлагает детям установить очередность катания и определя­ет расстояние, которое они могут преодолеть, или время, через которое ребенок должен передать велосипед товарищу.

Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хоро­шей физической подготовленностью, образуются умении езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней. В дальнейшем необхо­димо, чтобы дети закрепляли навыки езды на велосипеде как в детском саду, гак и в домашних условиях.

§ 7. САМОКАТЫ

Общая характеристика. Катание на самокатах спо­собствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Кроме того, развиваются мышцы, особенно ног и стопы, воспи­тываются быстрота, глазомер, ловкость, равновесие, выносли­вость и др.

В детских садах применяются самокаты разнообразной кон­струкции. Удобны самокаты па резиновом ходу (колесах): они легкие, бесшумные и без больших усилий приводятся в движе­ние. Часто дети пользуются самокатами в виде небольшой узкой деревянной платформы на трех роликах (одни впереди и два сзади).

Подбирать самокаты следует по росту детей: в положении стоя на самокате ребенок должен держаться за руль, не сги­бая корпуса.

Хранятся самокаты в специально отведенном для этого по­мещении. Дети следят за сохранностью самокатов, очищают их от пыли, ставят на место.

Методика обучения. Обучение катанию на самокатах проводится в старших группах в часы утренних и вечерних прогулок весной и летом.

 

На самокатах дети катаются по дорожкам (асфальтирован­ным) длиной 50 м.

Воспитатель объясняет, как нужно вставать на самокат, управлять мм: взяться руками за ручки руля, одной ногой встать на платформу, другой отталкиваться от земли. Как только самокат начнет двигаться достаточно быстро, надо по­па вить на платформу вторую ногу и катиться до замедления хода, управляя рулем; затем снова отталкиваться одной ногой.

Надо следить, чтобы дети поочередно отталкивались то ле­вой, то правой ногой: когда ребенок одет в одну сторону по до­рожке, oei отталкивается одной ногой; когда едет обратно — отталкивается другой ногой. Равномерное распределение нагрузки на обе ноги будет способствовать пропорциональному развитию мышц.

Когда дети освоят передвижение на самокате по прямой, воспитатель обучает их делать повороты направо, налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолк­нуться левой ногой и разворачивать руль в левую сторону. При повороте направо — выехать к левому краю дорожки, оттолк­нуться правой ногой и разворачивать руль в правую сторону. В дальнейшем задания усложняются: дети могут делать пово­роты кругом, кататься по кругу, змейкой.

В детских садах может использоваться самокат-колесо, представляющийсобой цилиндр длиной 40 см, диаметром 15 см, состоящий из деревянного каркаса и двух цилиндров. Для ка­тания на самокате-колесе надо с разбега вскочить на него и перебирать ногами, сильно отталкиваясь от его поверхности. Колесо можно вращать вперед и назад. При вращении вперед на колесо нажимают больше носками ног, а при вращении назад — пятками. После этого можно перейти к переменному вращению то в одну, то в другую сторону. В дальнейшем при катании на колесе задания усложняются: кататься, не. глядя на колесо, с предметом па голове, в руке, с закрытыми гла­зами и т. д.

Воспитатель следит за дозировкой катания и соблюдением установленных правил. Бели желающих кататься на самокате много, устанавливается очередность.

СПОРТРОЛЛЕРЫ

Общая характеристика. Катание на спортроллерах способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной си­стем, развитию мышц, особенно ног, воспитанию физических качеств.

Спортроллер — это самокат усовершенствованной конструк­ции. Движется он вперед и в сторону. Высота спортроллера и подвижность его значительно большая, чем у простых самока­тов. Колеса расположены и укреплены, как у двухколесного


велосипеда, но они меньшего размера. С помощью руля, сое­диненного с передним колесом, изменяется направление движе­ния, делаются повороты. Между колесами расположена метал­лическая платформа. Па пей укреплен тормоз, приводимый в действие ногой. С правой стороны платформы находится педаль, соединенная подвижно с задним колесом. Путем попеременного нажима на педали. правой ногой приводится в движение заднее колесо.

Хранятся спортроллеры в специально отведенных для этого помещениях. Дети сами очищают их от пыли и ставят па место.

Методика обучения. Катанию на спортроллерах обу­чают детей средней, старшей групп в часы утренних и вечерних прогулок весной и летом.

На спортроллерах катаются по дорожке длиной при­мерно в 50 м..

Дети, которые умеют ездить на двухколесном велосипеде, быстро овладевают катанием на спортроллере. Вначале детей знакомят с устройством спортроллера, назначением отдельных частей и механикой передвижения. Затем учат водить спорт-роллер. Воспитатель объясняет и показывает, что держать его надо с правой стороны, водить за ручки руля. Объясняет, как надо становиться на платформу и управлять им во время дви­жения, держась руками за ручки руля: правую ногу ставят на педаль, левой несколько раз отталкиваются, после чего ставят ее на платформу; колесаначинают вращаться, и спортроллер катится вперед. Для движения спортроллера правой ногой по­переменно нажимают па педаль.

При обучении езде на спортроллере в прямом направлении сначала воспитатель поддерживает спортроллер за руль и ве­дет его, а дети, держась руками за руль, регулируют движение только правой ногой. Постепенно воспитатель отпускает руль, и дети самостоятельно проезжают небольшое расстояние в пря­мом направлении (к поддержке можно привлекать и детей). Для сохранения равновесия при продвижении в прямом направ­лении необходимо корпус и руль держать прямо. При наклоне туловища влево следует быстро его перевести в правую сторо­ну и слегка повернуть руль вправо. Это помогает выровнять положение спортроллера.

Когда дети достаточно хорошо овладеют техникой движения в прямом направлении, следует обучать их поворотам направо, налево, кругом. Чтобы повернуть направо, ручку руля постепен­но отводят направо. Если надо повернуть налево, руль тоже поворачивают налево.

Вначале воспитатель помогает детям делать повороты, под­держивая рукой руль, а затем отпускает руль, и дети повора­чивают спортроллер самостоятельно.

Для остановки спортроллера следует нажать левой ногой на тормоз.

12. Заказ 4997 177

 

Воспитатель следит за дозировкой и соблюдением установ­ленных правил. Дети пользуются спортроллером в порядке оче­редности. После того как ребенок проедет примерно 10 раз по дорожке, он передаст спортроллер другому.

При езде надо быть внимательным и смотреть вперед. Если кто-нибудь встретится на пути, то следует дать сигнал, объе­хать его или сойти со спортроллера.

Дети средней, старшей групп овладевают ездой на спорт-роллере в течение недели. В дальнейшем эти навыки следует закреплять.

§ 9. ПЛАВАНИЕ

Общаяхарактеристика. Плавание — способ передви­жения в воде, это циклическое движение, оказывающее всесто­роннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, шеи, что способствует сохранению правильной осанки. При выполнении упражнений в горизонтальном положении вес тола т- давит на позвоночник и стопу, что позволяет предупреждать появление дефектов в осанке и стопе и лечить, если они у ребенка возникли. При пла­вании укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная, костная системы, осуществляется закаливание организма, теплорегуля-ция, улучшается обмен веществ, работа внутренних органов. Плавание способствует развитию ловкости, быстроты, равнове­сия, координации движений, силы, выносливости. У детей вос­питываются морально-волевые качества и возникают положи­тельные Э'М'ОЦИ'И.

Во время купания, плавания и открытых бассейнах благо­творное влияние оказывают на детей вода, солнце, воздух.

В открытых бассейнах купание, плавание рекомендуется проводить в утренние часы, когда солнце излучает больше по­лезных лучей, а также вечером (часов в 5—6), когда вода со­гревается и становится теплой. Разрешается купаться при тем­пературе воды 22—23° и воздуха — 25—26°.

Купание и плавание может проводиться как в бассейне, так и в естественном водоеме. Глубина бассейна от 20—30 до 70— 80 см, ширина и длина не менее 5 м. Естественный водоем должен быть размером 8X16 м2.

Методика о бучения п л а в а н и ю1. Детей дошкольного возраста можно обучать плаванию способами кроль на груди

1 Т. И. О с о к и н а. Как научить детей плавать, изд. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

В. С. Васильев. Обучение маленьких детей плаванию. М., «Физкульг тура и спорт», 1961.


без выноса рук, кроль на груди с выносом рук, кроль на спине. Дети сравнительно быстро овладевают плаванием. У них боль­ше развит подкожный жировой слой, благодаря которому они легко держатся на воде.

Начинают обучение плаванию с приучения детей к воде, передвижению и воде и выполнению подготовительных упраж­нений к плаванию (на суше и в воде).

Приучение к моде может начинаться очень рано — на первом году жизни. Купая ребенка в ванне, сначала его держат на спине, подставляя одну руку под голову, другую — под спину, или кладут ребенка спиной на руку, кистью поддерживают го­лову, а другой рукой помогают делать движения руками и но­гами. Когда ребенок научится держать голову, то его кладут на руку животом, и он двигает руками и ногами в воде самостоя­тельно.

Ребенок, умеющий ходить или бегать, может уже входить или вбегать в воду и выходить или выбегать из нее, подпрыгивать в воде, держась за руку взрослого (очень важно, чтобы ребенок по­любил воду). Подготовительные упражнения постепенно услож­няются, и в старшей группе дети могут уже свободно передвигать­ся в воде, делать движения руками, выполнять различные задания (бросание мяча и ловля его, ползание на четвереньках на мелком месте, ходьба на руках вперед и назад, вытянув ноги горизонталь­но, и др.). При этом используются имитации; дети подражают ра­кам, крабам, н т. д. Эти упражнения укрепляют соответствующие мышцы и приучают ребенка свободно ориентироваться в воде.

В дальнейшем детей учат открывать глаза под водой, делать выдох в воду. Для этого ребенок делает вдох, я затем вместе со взрослым окунается в воду, под водой открывает глаза и постепенно выдыхает воздух через сомкнутые губы.

Детей надо научить задерживать дыхание. Для этого дается такое задание: сделать вдох и опуститься в воду, присесть там, обхватить руками колени и пригнуть к ним голову, и тело вы­талкивается водой спиной кверху («поплавок»).

После этого дети выполняют движения, подготавливающие к плаванию способом кроль. Сначала обучают движениям но­гами: поочередное поднимание ног вверх и опускание вниз. Такие упражнения даются в положении сидя, лежа (на животе и спине), на суше и в воде. Дети, передвигаясь по дну на ру­ках, а также в воде, держась за резиновые надувные игрушка (круг, гусь, лягушка и др.) или доску прямыми руками, ноги попеременно поднимают вверх и опускают вниз. Движение производится всей ногой от бедра до носка. При этом дети не должны сильно сгибать ноги в коленях, ступни ног не напря­гать. При выполнении этих упражнений используются игры.

Затем даются подготовительные упражнения для рук, кото­рые целесообразно сначала проводить лежа на скамейке. После этого надо соединить движения рук и ног. Как только дети

12* 179

 

освоят координацию движений рук и ног на скамейке, можно закреплять эти движения в воде, используя надувные рези­новые игрушки.

С детьми проводят упражнения в скольжении, чтобы научить детей поддерживать и воде горизонтальное положение тела и со­хранять равновесие. Нужно сначала присесть, потом оттолкнуться двумя ногами, руки вынести вперед, тело примет горизонтальное положение и продвинется вперед. Можно учить детей скольжению как на груди, так и на спине.

Плавание способом кроль без выноса рук выполняется сле­дующим образом: скользнув по поверхности воды, нужно при­нять горизонтальное положите грудью тик; голова находится над водой, подбородок до губ погружен в воду, ноги и руки свободно вытянуты. Затем нужно сделать гребок одной рукой. Перед гребком эта рука из положения вытянутой вперед опускается вниз-назад, доходя до бедра (гребок). После этого она сгибается в локте и вытягивается вперед. Пока одна рука после гребка, сгибаясь в локте, начинает вытягиваться вперед, другая рука начинает делать гребок. Так руки действуют по­очередно. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы сое­динены. Ноги во время гребков двигаются попеременно вверх и вниз, слегка сгибаясь в коленях. Движения руками должны совершаться плавно, с некоторым увеличением скорости к кон­цу гребка. Движения ног и рук согласованны: на каждые 2 гребка руками приходится 6 движений ногами.

Дышать надо через рот: на два гребка руками — вдох, на два следующих гребка — выдох. В начале обучения выдох де­лается над водой, затем приучают детей делать выдох в воду (вдох во время гребка одной рукой, выдох — во время гребка другой рукой).

Когда ребенок научится совершать движения ногами и ру­ками с надувными резиновыми игрушками, воспитатель учит его держаться на воде и плавать с поддержкой. Вначале вос­питатель держит ребенка рукой под животом: постепенно под­держка ослабляется, и ребенок плывет самостоятельно. Воспи­татель находится рядом, чтобы через несколько самостоятель­ных движений снова поддержать ребенка.

Детей обучают плавать и способом кроль на груди с выно­сом рук. Он выполняется так: нужно принять горизонтальное положение, голову опустить в воду. Ногами поочередно совер­шать движения снизу вверх (ноги выпрямлены) и сверху вниз (ноги слегка сгибаются в колене). Рука из положения вытяну­той вперед опускается вниз, несколько сгибается в локте, про­изводит гребок и заканчивает его у бедра. К середине гребка движение руки ускоряется. Во время гребка пальцы рук соеди­нены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду. После гребка руку мягко следует вынести из воды и быстро пронести вперед по воздуху (мышцы рук в это время расслаб-


лены). Впереди головы напротив плеча рука погружается в воду (пальцами кисти, предплечьем и плечом). Рука вытягива­ется вперед и снова начинается гребок. Другая рука совершает такие же движения. Руки поочередно то гребут, то проносятся по воздуху. Ноги работают чаще, чем руки: на 2 гребка руками ноги совершают ими, шесть поочередных движений.

Для вдоха лицо надо повернуть в сторону, чтобы рот ока­зался над водой, и сделать вдох через рот, для выдоха опу­стить лицо 15 воду и сделать выдох через рот и нос. Выдох дол­жен быть равномерным и полным.

Когда дети освоят плавание способом кроль на груди, сле­дует обучать их плаванию способом кроль на спине. При этом способе положение тела в воде горизонтальное. Голова свобод­но опушена в воду, лицо обращено кверху. Движения ногами, слегка согнутыми в коленях, сверху вниз и снизу вверх. На поверхности воды показываются только кончики пальцев ног, и остается равномерный пенистый след.

В исходном положении рука вытянута за головой, ладонь обращена вверх — в сторону. В начале гребка руку отводят в сторону, а затем вниз к бедру. Кисть при этом слепка сгибает­ся, захватывая воду. После гребка руку вынимают из воды, проносят по воздуху за голову и опускают в воду в начальное положение. В то время как одна рука совершает гребок, дру­гая находится и воздухе и проносится в исходное положение. Руки и ноги работают согласованно. Движения ног чаще, чем рук: на 2 гребка руками приходится 6 движений ногами.

Дыхание производится над подои и согласуется с движения­ми рук. Вдох делается через рот в начале гребка одной рукой, при поднимании ее над водой начинается выдох (через рот или нос), который продолжается до следующего гребка этой же рукой.

Воспитатель в процессе обучения следит за самочувствием детей, предупреждая охлаждение: появление мурашек, дрожь тела, посинение губ, икота, снижение двигательной активности. Продолжительность пребывания в воде в утреннее время посте­пенно увеличивается от 3 до 15 мин и вечером от 3 до 8 мин. После купания, плавания следует сухо вытереться, растереться полотенцем, проделать упражнения для согревания.

Нельзя разрешать детям купаться натощак или сразу после еды. Необходимо следить, чтобы дети выполняли правила. Де­тей обучают небольшими группами (2—6 человек), остальные находятся под присмотром взрослых на берегу. При обучении детей плаванию необходимо привлекать врача, медсестру и няню.

В условиях детского сада научить всех детей плавать труд­но. Поэтому «Программой воспитания в детском саду» преду­смотрены в основном купание и подготовка к плаванию. Если в детском саду имеется бассейн, то необходимо привлекать к

 

 

проведению занятий родителей (тренеров). Можно рекомендо­вать детям заниматься в бассейнах, где проводят занятия ква­лифицированные преподаватели. Кроме того, необходимо про­водить разъяснительную работу с родителями, которые могут сами обучать дотом плаванию в индивидуальном порядке. Для этого важно сообщить родителям о целесообразности обучения детей именно в дошкольном возрасте, раскрыть основы мето­дики обучения и посоветовать литературу, в которой освещены особенности проведения занятий с детьми разного возраста1.

Глава седьмая ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Формы организации физического воспитания в дошкольном учреждении представляют собой воспитательный комплекс разно­образной деятельности детей, основу которой составляет двига­тельная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенным двигательный режим, необходимый для полноцен­ного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей отно­сятся: 1) физкультурные занятия, 2) физкультурно-оздорови­тельные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражне­ниями) и 3) организация работы по физическому воспитанию де­тей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдель­ными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники).

Все эти формы организации отвечают общим задачам физи­ческого воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи, и, кроме того, каждая из них имеет свои специальные задачи, в соответствии с которыми занимает опре­деленное место в режиме дня дошкольного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательны­ми задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, степенью их физической подготовленности и учетом конкретных условий данной группы и всего учреждения.

Так, например, и группах раннего возраста основной формой работы с детьми являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж) при не-

1 См.: Т. И. О сок и на. Как научить детей планать. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.


посредственном общении сестры-воспитательницы с ребенком, а позднее — занятия с небольшими группами детей.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся во всех группах, но в каждой они имеют определенное своеобра­зие по подбору двигательного материала и методике их прове­дения.

Физкультминутки имеют преимущественное значение в стар­ших группах детского сада, их целесообразно включать в заня­тия и между двумя занятиями, как момент активного отдыха и тем самым восстановления работоспособности детей.

Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении по типу занятий с постепен­ным снижением температуры, а также в специальных костюмах на воздухе в зимнее время применяются по преимуществу в старших группах.

Что касается подвижных игр и разнообразной самостоятель­ной двигательной деятельности детей на воздухе, то все это является непременным содержанием повседневной детской жизни всех возрастных групп.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ

Физкультурныезанятия — основная форма

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ *

организованного, систематического обуче­ния детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является последовательное обучение детей всех возраст­ных групп правильным двигательным навыкам и их совершен­ствование.

Значение занятий заключается в систематическом осуществ­лении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и вос­питательных задач, выполнение которых обеспечивает физиче­ское развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и элементам спорта, всестороннее развитие его личности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.