Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика как метод физического воспитания. 3 страница



 

строгий учет индивидуального состояния здоровья, роста всех и отдельных детей.

У детей наблюдаются функциональные нарушения симметрии тела — сколиотическая установка, сутуловатая осанка, а также плоская спина, лордоз и лордокифоз. Указанные типы наруше­ния ос пики определяются соответствующими признаками.

При круглой спине (кифоз) нарушение осанки выра­жается в увеличении грудной кривизны, которая появляется вследствие слабости мышц спины. При этом у ребенка голова имеет наклон вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены с наклоном вперед, лопатки приобретают крыловидную форму; заметно выступает круглая спина, живот выдастся вперед, коле­ни согнуты.

Такое нарушение влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистойи дыхательной систем и ухудшает питание мозга.

Боковое искривление позвоночника (сколиоз) выра­жается в боковом наклоне влево или вправо или имеет общую боковую кривизну. При этом физиологические кривизны позво­ночника сглажены, лопатки, имеющие крыловидную форму, отделяются от грудной клетки; держание корпуса напряженнее, движения мало координированные, происходит много лишней траты мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины.

Кругло-вогнутая спина (лордоз) характерна уси­ленным прогибом в поясничной области.

При этом искривлении все физиологические кривизны очень усилены. Слишком большой наклон таза и живота вперед, а грудная клетка уплощена и талия укорочена.

Эти недостатки появляются вследствие неравномерного раз­вития различных групп мышц, как сгибателей, так и разгиба­телей. Кроме того, причиной может быть малое пребывание ребенка на воздухе, неправильное питание, отсутствие необхо­димых физических упражнений и закаливания.

Все перечисленные типы нарушения осанки влияют на пси­хику ребенка, понижают общий жизненный тонус, активность, живость повседневного поведения.

При обнаружении того или иного типа деформации осанки с детьми проводятся упражнения корригирующего характера по назначению врача и создаются необходимые условия в течение всего дня.

По данным А. В. Уваровой, при обнаружении у детей ран­него возраста ослабленное™ с гипотрофией и заболеваниями рахитом, ведущих к деформации, целесообразно облучение ультрафиолетовыми лучами, массаж и гимнастика.

В результате происходит улучшение физического развития, роста и веса детей, укрепление их здоровья и повышение жиз­нерадостности. Рекомендуется проводить игры, способствующие


движениям с широкой амплитудой и расширяющими грудную клетку. Для детей дошкольного возраста при деформации осан­ки полезны прежде всего движения на свежем воздухе, а в про­цессе утренней гимнастики и фузкультурных занятий — введе­ние корригирующих упражнений на сближение лопаток и расширение грудной клетки, выпрямляющие спину, расправляю­щие плечевой пояс, усиливающие работу мышц-разгибателей. Эти упражнения должны проводиться в положении стоя и лежа с различными предметами (палки, обручи и т. д.) и без них, около гимнастической стенки, на скамейках и т. п.

Они организуются как с небольшими группами детей, объеди­ненных по обобщающим признакам деформаций, так и индиви­дуально, в зависимости от имеющихся дефектов в осанке.

В каждом отдельном случае корригирующие упражнения отбираются с помощью врача с учетом типа деформации (ско­лиоз, кифоз, лордокифоз), а также и их степени (сколиоз 1-й степени, 2-й степени и т. д.).

При особенно серьезных нарушениях лечение детей проводится методистом лечебной физкультуры при поликлиниках в присут­ствии родителей, которые должны быть осведомлены об этих уп­ражнениях. Курс индивидуальной гимнастики включает 15—25 занятий с перерывом в 2 месяца.

Индивидуальная гимнастика сопровождается массажем мыши спины, грудной клетки, живота, шеи (по назначению врача).

Нарушения осанки бывают связаны с заболеванием опорно-двигательного аппарата плоскостопием.

При правильном развитии опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. В организме происходит нор­мальное кровообращение, внутренние органы и головной мозг защищены от сотрясения при сильных движениях, благодаря амортизационной роли нормального свода стопы. Правильное, удобное положение стоп придает позвоночнику и всему телу прямое положение, вызывая соответствующий тонус мышц спи­ны и положительные эмоции.

Деформация стопы бывает связана с ослаблением мышц, поддерживающих ее свод, и в силу этого перегрузки связок, выполняющих ту же роль; растягивает их и ведет за собой уплощение стопы. При этом положение таза и позвоночника смещается, они искривляются, осанка нарушается. Все это в свою очередь может вызывать нарушения в работе грудной клетки, брюшной полости, сопровождаться болезненными ощу­щениями. При наличии плоскостопия ребенок устает при дви­жении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его пони­жается. При этом могут возникать боли в коленных суставах и в области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. Все это связывается с ухудшением кро-вообращения, понижением опорной роли нижних конечностей.

 

 

В детских учреждениях состояние осанки и опорно-двигательного аппарата контролируется путем систематических меди­цинских осмотров. Плоскостопие может иметь врожденный характер, возникающий в процессе неправильного внутриутроб­ного развития. Оно может возникать как патологическое явле­ние напочве рахитического заболевания, характерного общим ослаблениеморганизма и в связи с этим ослаблением мышеч­ною, связочного и костного аппаратов; паралитического состоя­ния, характерного параличом всех мышц стопы, как следствия тяжелого заболевания (энцефалит, полиомиелит); травмати­ческого, порожденного несчастным случаем — переломом кос­тей, разрывом мышц и связок; статического, возникающего при слабости мышц и связок стоны и ее перегрузке. Поэтому необ­ходимо учитывать возрастные возможности детей и нормиро­вать длительность их ходьбы по твердой поверхности (асфальт), следить за характером обуви детей. Следует исключить из употребления сандалии с твердой и плоской подошвой, заменив ихобувью, плотно облегающей ноги, с удобным небольшим каблучком 1,5—2 см. В случае уплощения стопы обувь ребенка должна иметь супинатор по назначению врача-ортопеда. Очень вредны и недопустимы неоправданные стояния детей в очереди к умывальнику, в ожидании музыкального занятия и т. д. Ре­бенок, утомляясь от стояния, старается изменить положение тела и нередко принимает такое, которое искривляет позво­ночник.

Одним из неправильных и вредных является требование «твердого шага», являющегося по существу топанием, активно уплощающим стопу.

В целях профилактики деформации стопы следует исполь­зовать прежде всего общеукрепляющие средства: воздух, солн­це, водные процедуры, хождение летом босиком по земле с рыхлой поверхностью пли по скошенному лугу. Кроме этого, полезно на ежедневной утренней гимнастике использовать уп­ражнения профилактического характера—ходьбу на пятках и на носках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп, по ребристой лесенке, обхватывая пальцами ее рейки и, т. п. Однако при нарушениях необходимо применять специальные корригирующие упражнения. Они должны быть направлены к тому, чтобы содействовать наиболее энергичному повороту сто­пы внутрь в голеностопном суставе и наибольшим поворотом книзу наружной стороны ступни с вытягиванием носков.

Корригирующиеупражнения включают активные движения стопы и пальцев ног, например передача мяча с отталкиванием его ногой (правой, левой и обеими), хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, соби­рание пальцами йог веревки, притягивание к себе палки, балан­сирование, стоя на большом мяче, и др.


Корригирущие упражнения назначаются врачом и индиви­дуальном порядке и выполняются ежедневно в строго опреде­ленное время. Дети с однотипными деформациями объединяют­ся в Небольшие группы.

В процессе работы, через определенные периоды врач осмат­ривает каждого ребенка и с помощью сравнительных данных следит за эффективностью применяемых корригирующих уп­ражнений.

Таким образом, правильно организованная окружающая детей обстановка, строго выполняемый полноценный двигатель­ный режим в течение дня в соответствии с «Программой воспи­тания в детском саду», забота и внимание воспитателя и врача к каждому ребенку могут предотвратить возникновение дефор­маций осанки и стопы и обеспечить ребенку правильное физи­ческое развитие и здоровый положительно-эмоциональный жиз­ненный тонус.

Глава пятая ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ КАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Е. А. Ар-кин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного вос­питания. Преимущество игры среди различных физических уп­ражнений он видит в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, дос­тавляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы круп­ных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движе­ний, устраняющем опасность утомления; в возможности регули­рования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств — смелости, дисциплины, находчивости и т. д.

Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физи­ческое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигатель­ная активность детей в процессе игры вызывает деятельное со­стояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активи­зируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса.

С. Заказ 4997 129

 

Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению затор­моженности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции орга­нов и систем, втом числен нервном системы, что в свою очередь повышает функциональный у ренет, меси психической деятель­ности ребенка.

Оздоровительным эффект, достигаемый при проведении под­вижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподня­тость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке и пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодо­левать различные препятствия.

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реак­ции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необхо­димость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления дви­жения. Например в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его прибли­жении ребенок стремительно убегает в противоположную сторо­ну. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение.

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требую­щие быстрой реакции. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выража­ющуюся и изменении действий,, направления и характера движе­ния: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы воз­буждения и торможения.


Для подвижной игры характерно, как указывалось выше, самостоятельное использование ребенком своих движений: бе­жать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осто­рожным шагом и т. п. Таким образом, ребенок учится регули­ровать степень напряжения внимания и мышечной деятельно­сти: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приво­дить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать само­стоятельно способ достижения цели.

Подвижные игры служат методом совершенствования ужо освоенных детьми двигательных навыков.

П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваи­вается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать си­лам и умению занимающихся и производиться с возможно боль­шей точностью и ловкостью»1.

Это положение подтверждается работами советских педаго­гов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. Н. Кильпио и др.), которые разра­ботали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к груп­пе, определили роль воспитателя.

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на дости­жение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, про­являя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

§ 2. К ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких, красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями са­мого малыша.

В жизни более старших бытовали народные игры с разнооб-разньм двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное зна­чение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

1 П. Ф. Л е с г а ф т. Руководство по физическому образованию детей школь­ного возраста. Собр. пед. соч., т. 1. М., «Физкультура и спорт», 1961, стр.309.

9* 131

 

 

Выдающийся русский педагог К- Д. Ушинский, считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педа­гогов к собиранию их для детей.

По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общест­венного поведения, завязывающие «первые ассоциации общест­венных отношений».

В 60-х годах XIX столетия идеи прогрессивной педагогики нашли отражение в журнале «Детский сад» (издатель А. А. Симанович). Усилия передовых педагогов были направлены против механического перенесения на русскую почву Фребелевской системы воспитания, насаждавшейся официальной педаго­гикой.

В журнале «Детский сад» освещались задачи и воспитатель­ное значение подвижных игр, высказывались мысли о необходи­мости создания подвижных игр с использованием русских народ­ных мелодий и отражающих трудовую жизнь русских людей.

Журнал писал о том, что в игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаи­моотношения этих предметов и отношение их к человеку. Поэто­му подвижные игры в России должны быть только на русском языке. Следовательно, если и игре ставится задача познания окружающего, то естественно, что содержание игр должно отра­жать русскую жизнь, характер и быт русского народа.

Виднейшие педагоги того времени — Н. И. Пирогов, а позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев и другие — подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка подвижная игра имеет пер­востепенное значение как деятельность, отвечающая его возрас­тным потребностям, и как средство всестороннего развития.

Создание теории и методики подвижных игр П. Ф. Лесгафтом. Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал ориги­нальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре.

Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятель­ной деятельностью, в которой развивается собственная инициа­тива ребенка и воспитываются его нравственные качества.

Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определен­ную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управ­лять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и прави­лам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые усло­вия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения зна­комых действий, -но с более повышенными требованиями, а так-


же систематического влияния игр на ребенка, при сохранении интереса к ним.

Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправ­ления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому нее сознательно и охотно подчиняются.

Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством все­стороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравст­венных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользовать­ся играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. пре­одолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»1.

Лесгафт указывает, что систематическое проведение под­вижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действоватьс различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностьюи быст­ротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр. П. Ф. Лесгафт делит подвижные игры на две группы.

1. Простые или одиночные. В этих играх каждый ребенок
действует в соответствии с правилами игры и отвечает только за
свои действия.

2. Игры сложные (команды, партии). В них каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи идействует в соответствии с общими для всех нтересами.

Эти две различные по степени сложности группы игр пред­назначались для детей школьного возраста. В настоящее время они введены в программу детского сада.

Чем это объясняется?

В 60-х годах XIX столетия весь строй общественной жизни, семейный уклад с его узкой замкнутостью определял ограни­ченный уровень развития детей дошкольного возраста.

Октябрьская революция изменила в нашей стране весь строй общественно-политической жизни: уничтожила классовое раз­личие, подняла духовные интересы людей, вызвала потребность участия в общественной жизни. В связи с новыми требованиями общественной жизни изменилась семья, ее уклад, взаимоотно­шения ее членов, взгляды на воспитание детей.

Вся окружающая жизнь с ее разнообразными впечатления­ми изменила облик современного ребенка, его мышление, чувства, интересы и возможности.

1 П. Ф. Л е с г а ф т. Руководство по физическому образованию детей школь­ного возраста. Собр. пед. соч., т. IV, «Физкультура и спорт», 1953, стр. 270.

 

В связи с этим другим стало и содержание подвижных игр Они используются как одно из средств коммунистического вос­питания ребенка в новых общественно-исторических условиях советского общества.

Опираясь на основные теоретические положения Лесгафта, советская педагогика вместе с тем критически относится к некоторым его рекомендациям.

В своей известной «Теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка, всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастичес­ких снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощу­щения.

Советская педагогика дает правильный анализ высказанным П. Ф. Лссгафтом положениям и вскрывает их побудительные

причины.

Вопрос о наказании Лесгафт рассматривал в связи с при­меняемыми в его время телесными мерами воздействия: поста­вить ребенка в угол, на колени, оставить без обеда и т. д. Он правильно считал, что такие наказания наносят ребенку физи­ческий и нравственный вред: он утомляется от статической позы, его человеческое достоинство унижается. Наказание, до­пускаемое Лесгафтом,заключалось лишь в том, чтобы ребенок выходил па время из игры. В современной дошкольной педаго­гике выход из игры на один раз при ее повторении относится к закону игры, который не вызывает протеста у детей. Кроме того, выход из игры часто заменяется предложением исправить допущенную ошибку (быть внимательным к игровому сигналу, собираться только в указанном месте и т. д.). Что касается восклицаний детей во время ловли, увертывания, то они оправ­дываются эмоциональным состоянием детей, хотя не должны превращаться в шум и нарушение общей дисциплины.

Поощрения рассматриваются в настоящее время как одно из стимулирующих средств к достижению ребенком поставлен­ной задачи и укрепления веры в свои возможности. Лесгафт отрицал поощрения из соображений нравственного порядка. Он приучал детей к бескорыстному выполнению игровых действий, не ожидая похвалы.

Элементы соревнования в игре Лесгафт отрицал также из нравственных соображений.

В настоящее время они используются потому, что сорев­нование как метод вызывает интерес, эмоциональный подъем, стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует совершенствованию двигательных навыков. Одна­ко и сейчас в играх дошкольников элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены физичес­кие силы и возможности детей и продуманы приемы руковод­ства.

134
Развитие положений П. Ф. Лесгафта в работах В. В. Гори-невского и Е. А. Аркина. Основные положения II. Ф. Лесгафта о подвижных играх были развиты В. В. Гориневским в соответ­ствии с новыми общественно-историческими условиями.

Гориневский считал подвижные игры основным видом дви­гательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольною возраста.

Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе, подвижных игр у детей воспитываются морально волеые качества, поэтому игра является средством формиро­вания личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компонен­ту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязатель­ных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл.

Горппевский предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя о г воспитателя эмоциональ­ности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесооб­разности введения в игры элементов доступного детям соревно­вания, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброже­лательность друг к другу.

При наличии необходимого руководства со стороны воспита­тели соревнование, как отмечал Гориневский, вносит эмоцио­нальность в игру и «может быть. использовано в целях воспи­тания у детей положительных моральных качеств».

Е. А. Аркин считал подвижную игру мощным и незамени­мым средством развития ребенка, основным рычагом дошколь­ного воспитания.

Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.

Но, чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной си­лой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею1.

Добровольное следование правилам игры, равное подчинение всех одним нормам имеет большое воспитательное значение как первая школа личной честности и социальной дисциплины.

Воспитатель по мере возможности предоставляет детям старшего возраста самостоятельность в проведении игры, рас­пределении ролей, соблюдении правил. Однако, если дети не­правильно разрешают эти задачи, необходимо активное, тактич­ное участие педагога и его искренняя заинтересованность в том, чтобы игра проходила правильно и интересно.

1 Е. А. А р к и н. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, стр. 250.

 

 

Тщательный выбор игры воспитателем с учетом ее всесто­роннего влияния на ребенка, умение спокойно и вместе с тем с подъемом вести объяснение, распределять роли, когда нужно, принимать участие в игре, подводить итоги — это большое ис­кусство, овладеть которым должен стремиться каждый воспи­татель, подчеркивает Аркин.

Итак, теория подвижных игр П. Ф. Лесгафта была творче­ски развита его последователями.

В. В. Гориневский и Е. А. Аркин как врачи-гигиенисты преж­де всего обращают внимание на особенности детей дошкольного возраста. Это отражается к их рекомендациях о необходимости учета эмоций, возрастного своеобразия в развитии детей и посте­пенности при подведении их к таким сложным требованиям, как самостоятельная организация игр.

В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом внимания научных и практических работников.

По отдельным вопросам подвижной игры имеются работы А. И. Быковой, М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, ведутся исследования Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевойи другими науч­ными работниками. Подии/кипи игре посвящены статьи и книги практических работником: II. Г. Кожевниковой, Н. Н. Кильпио, Е. А. Аропонои, Л. А. Киселевой, К. В. Вербицкой и многих других.

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Подвижная игра— наиболее характерная деятельность де­тей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается ве­ликая воспитательная сила.

Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает»1.

В высказываниях Н. К. Крупской подчеркивается также значение игры для физического развития.

«Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость гла-

1 Н. К. Крупская. О дошкольном воспитании. М., «Просвещение», 1967, стр. 209.


за, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при тру­де имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практи­ковать в наших дошкольных учреждениях»1.

Такая важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематики, содержания и в соответствии с этим от­бора для детей.

Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная — представляют собой своеобразное средст­во познания ребенком окружающего мира.

В содержании подвижных игр заключено много познаватель­ного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняюще­го его представления. Тематику сюжетных игр составляют не­которые эпизоды из жизни людей, явления природы, подража­ние животным. Все это отображается детьми в своеобразно-ус­ловной игровом форме («Путешественники», «Летчики», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу тою что ребенок в доступной ему форме воспроизводит какой-либо образ в действии. Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы, при всей их условности в игре, правдивая харак­теристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмо­ционально даются педагогом при объяснении игры.

Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси-лебеди» и др.).

При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естест­венно отошли в прошлое непонятные советскому ребенку колду­ны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако и в играх с сов­ременной тематикой еще встречаются противоречащие вос­питательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сто­рож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие зайцы съеда­ют всю капусту).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.