Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В теории физического воспитания используются различные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физическая культура и др. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой.

Понятия, которые используются в настоящее время, возникли и разные эпохи исторического развития общества. Содержа­ние их углубляется, уточняется по мере развития науки о физическом воспитании и ее практического осуществления.

В этой главе рассматриваются лишь основные понятия, без которых невозможно начать изучение курса «Теория и методика физического воспитания»; определение других понятий дает­ся при изложении соответствующих тем.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функ­ции организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания. Проявлением функций организма человека являются физические качества (быстрота, ловкость, гиб­кость, сила, выносливость и др.)-

Термин «физическое развитие» применяется и в узком зна­чении, обозначая уровень развития организма, который определяется антропометрическими показателями (рост, вес, объем грудной клетки, емкость легких, объем и сила мышц, изгибы позвоночника и др.).

Физическое развитие в какой-то степени зависит от строения организма, его функциональных особенностей, передаваемых но наследству, но решающее значение принадлежит условиям общественной жизни людей, в частности труду и физическому воспитанию.

Учитывая объективные законы природы (единство организма и условий его жизни, взаимообусловленность функциональ­ных и структурных изменений, постепенность количественных и качественных преобразований в организме и др.), можно изменять возрастные границы физического развития человека и его старость на долгие годы. Свидетельством этого

 

является опыт Советского Оном и других социалистических стран: средняя продолжительность жизни в СССР увеличилась с 32 лет (до революции) до 70 лет.

Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств. У разных людей он может быть различным. Необходимый уровень физической подготовленности определяется требованиями и нормами Все­союзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и «Единой всесоюзной спортивной классификацией» (спортивные разряды и звания).

Для детей дошкольного возраста и учащихся младших клас­сов школы также разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к каче­ству их выполнения.

Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья, фи­зической подготовленности к труду и защите Родины.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза физическое совершенство рассматривается как один из призна­ков всестороннего развития советского человека. Строитель ком­мунизма должен быть во всех отношениях совершенным, и к это­му нужно стремиться каждому.

Понятие «физическое совершенство» развивается под влия­нием растущих общественных потребностей — потребностей про­изводства, а также интересов самого человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой уровень физического совер­шенства. Наиболее высокий уровень всех членов общества мо­жет быть достигнут в странах, освобожденных от рабства и эксплуатации. В нашей стране и других социалистических госу­дарствах мечта человечества о гармоническом развитии интел­лектуальной, моральной и физической сторон личности вопло­щается в жизнь.

Понятие «физическое совершенство» включает и здоровье, от которого во многом зависит творческое долголетие человека, способность его к трудовой и общественной деятельности.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, кото­рый направлен на совершенствование форм и функций организ­ма человека, формирование двигательных навыков, умений и свя­занных с ними знаний, а также воспитание физических качеств.

Это определение отражает специфику физического воспита­ния как относительно самостоятельного вида воспитания. Объек­тивно оно связано с другими видами воспитания—нравственным, эстетическим, умственным, трудовым. Поэтому в процессе физи­ческого воспитания в нашей стране решаются и педагогические задачи, вытекающие из цели коммунистического воспитания.

Физическая подготовка — понятие, подчеркивающее профес­сиональную направленность физического воспитания (физичес­кая подготовка актера, спортсмена, летчика, космонавта и др.).


Физическое образование — одна из сторон процесса физи­ческого воспитания, направленная на овладение специальными знаниями, двигательными навыками, умениями.

Физическая культура — часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании средств физи­ческого совершенствования народа. Физическая культура — са­мое широкое, собирательное понятие: оно включает все дости­жения, накопленные в процессе общественной (исторической) практики. Показателями этих достижений являются: уровень здоровья, спортивного мастерства, система физического воспи­тания, наука, произведения искусства (литература, скульптура, живопись, графика, музыка и др.), связанные с физическим во­спитанием, а также материальные (технические) ценности (спор­тивные сооружения, инвентарь и др.).

Физическая культура изменяется в процессе исторического развития общества. В различных антагонистических формациях она носит классовый характер, так как .вся система физического воспитания в них направлена на обслуживание господствующих классов. Только в социалистическом обществе она впервые ста­новится достоянием всего народа.

Физическая культура в нашей стране развивалась самобыт­ным путем, на основе вековых народных традиций, впитывая все лучшие достижения, накопленные человечеством, критичес­ки перерабатывая их.

§ 2, ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Теория физического воспитания — наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

Советская теория физического воспитания изучает физиче­ское воспитание как явление общественной жизни, раскрывает цель, задачи, принципы советской системы физического воспитания, вскрывает закономерную связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эсте­тическим, трудовым). Большое внимание уделяется изучению средств физического воспитания, раскрытию принципов и мето­дов обучения физически?/! упражнениям, формирования . двига­тельных навыков и воспитания физических качеств, разработке общих основ спортивной тренировки, различных форм занятий физическими упражнениями, а также планирования и учета ра­боты по физическому воспитанию. Кроме того, выявляется спе­цифика физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Теория физического воспитания изучает наиболее общие за­кономерности, которые составляют научно-педагогическую осно­ву для всех конкретных случаев, находят специфическое прелом­ление в различных видах спорта.

Советская теория физического воспитания постоянно разви­вается в единстве с практикой коммунистического строительст­ва и передовым опытом физического воспитания.

Обобщая достижения практики, она отбрасывает все уста­ревшее, открывает, поддерживает все новое, прогрессивное.

Теорияфизического воспитания использует также прогрес­сивный опыт прошлого и все передовое в современной науке за­рубежных стран.

Таким образом, теория физического воспитания вооружает практику научными основами (знанием средств, форм, методов и др.) и этим помогает ее дальнейшему развитию. Она призвана также освещать путь практике, предвидеть, какими средствами и методами можно достичь лучших результатов в физическом совершенствовании человека.

§ 3. СВЯЗЬ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Теория физического воспитания связана с целой системой специализированных научных дисциплин. Одни из них —обще­ственные (социология физической культуры, история и орга­низация физической культуры, общая педагогика, психология физического воспитания и спорта, теория и методика отдельных видов спорта)—изучают социальные закономерности развития и организацию физической культуры, влияние физических уп­ражнений на психику человека, существо и законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия, а также закономерности достижения высоких спортивных результатов. Другие науки — естественные (физиология физических уп­ражнений, динамическая анатомия, биомеханика, биохимия фи­зических упражнений, гигиена физических упражнений, врачеб­ный контроль, лечебная физическая культура)—изучают про­цессы биологического развития человека, закономерности его возрастных изменений, изменений, происходящих в организме под влиянием физических упражнений, а также различных усло­вий внешней среды и, кроме того, изучают физические и биоло­гические законы, проявляющиеся в движениях человека.

Каждая из перечисленных выше научных дисциплин, изуча­ющая глубоко какую-то определенную сторону физического раз­вития, не может быть положена в основу системы педагогических воздействий для достижения лучших результатов воспитания. Эту задачу призвана решать специализированная педагогичес­кая наука —теория и методика физического воспитания, кото­рая синтезирует все добытое другими науками, имеющими отно­шение к физическому воспитанию.

В целях познания педагогических закономерностей физичес­кого воспитания эта наука использует социологические и биологические явления, сохраняя при этом свою специфику и свой предмет.

 

 

 

 

Идейной, методологической основойтеории физического во­спитания является марксизм—ленинизм, открывший широчай­шие возможности для подлинно научного познания закономер­ностей физического воспитания.

Вопрос о воспитании гармонически развитой личности в ус­ловиях социалистического и коммунистического общества был впервые поставлен основоположниками марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс, открыв законы развития классового общества, по­казали зависимость воспитания и образования от интересов господствующего класса и различные условия материально-об­щественной жизни эксплуататоров и трудящихся.

Марксизм опроверг метафизические и идеалистические педа­гогические теории, считающие воспитание неизменной катего­рией, независимой от общественных отношений.

К «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс, отвечая современным им «теоретикам», не желающим признать классовую природу буржуазного воспитания, писали: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выду­мывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса»1.

Вскрыв классовую сущность воспитания в буржуазном обществе, основоположники марксизма указали, что только победа пролетариата над буржуазией откроет пути для воспитания самосознания народа, для получения им подлинно научных знаний, всестороннего развития в условиях нового общества. К. Маркс четко сформулировал обязательные составные эле­менты воспитания: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во-первых: умственное воспитание.

Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в

гимнастических школах и военными упражнениями.

В. третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно

дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими

производств»2.

Таким образом, К. Маркс определил физическое воспитание как органическую часть воспитательной системы, как непременное условие всестороннего развития человека. Основоположники марксизма указывали на то, что физическое воспитание, гимнастика являются важнейшими средствами,

МарксI! Ф.Энгельс. Соч., изд. 2, т 4, стр. 443. ркс м Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 16, стр. 198.

 

 

развивающими физические силы человека, необходимые ему в труде, и оно должно начинаться в детском возрасте.

Ф. Энгельс писал: «Не лучше ли систематически и основа­тельно обучать вольной гимнастике и упражнениям на гимна­стических снарядах учащихся всех классов, пока их члены еще не утратили своей эластичности и гибкости, чем биться, как это делают теперь, над двадцатилетними парнями в поте их лица — и своего собственного,— тщетно пытаясь вернуть их костям, мускулам и связкам, огрубевшим от работы, прежнюю подвиж­ностьи гибкость?»1,

Вскрыв социальную сущность воспитания, К. Маркс и Ф. Эн­гельс установили, что только в условиях социалистического и коммунистического общества человек получит возможность для своего всестороннего развития.

Наша партия во главе с В. И. Лениным с первых дней уста­новления советской власти придавала важное значение физиче­скому воспитанию и укреплению здоровья советских людей, счи­тая это делом большой государственной важности и неотъемле­мой частью всестороннего коммунистического воспитания. Это отразилось в целом ряде постановлений Центрального Комитета партии, решений партийных съездов. *

В постановлении ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» было указано, что фи­зическую культуру необходимо рассматривать не только с точ­ки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молоде­жи, но и как один из методов воспитания масс (поскольку фи­зическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, хладнокровие и воспитывает другие ценные качества). Физкультура является средством сплочения рабочих и крестьян вокруг партийных, советских и про4>союзных организаций. Че­рез эти организации массы народа вовлекаются в общественно-политическую жизнь.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации (к 10-летию пионерской организации)» говорится: «Борьба за здоровую смену должна быть проникнута указанием Ленина на то, что «именно ей, этой молодежи, предсто­ит закончить, завершить дело коммунизма, именно ей еще пред­стоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой,здоровой, со стальными нервами и железными муску­лам;

В этих словах В. И. Ленина раскрывается содержание жизни и будущего советской молодежи. Они являются заветом для сов­ременной молодежи, которой предоставлены неограниченные

1 К» Map к си Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 22, стр. 396.

2 «Директивы и документы по вопрасм пиои^гкою движении», изд. 2.
М, Изд.-во АПН РСФСР, 1962, стр. 49—50.


возможности движения вперед к вершинам знаний и многооб­разной творческой деятельности.

В последующие годы партия и правительство уделяли посто­янное внимание вопросам физического воспитания.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физкультуры и спорта дирек­тивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышения мастерства со­ветских спортсменов» перед всеми партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными организациями выдвигается требование обеспечить массовое развитие физической культуры и спорта в нашей стране, повысить уровень спортивного мастер­ства в целях завоевания советскими спортсменами мирового пер­венства в ближайшие годы.

В Программе КПСС поставлены важнейшие задачи воспита­ния нового человека: «В период перехода к коммунизму возрас­тают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себедуховное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».Далее сказано: «Физкультура к спорт прочно войдут в повседневный быт людей»1.

В практической реализации задач, предусмотренных в Про­грамме нашей партии, огромная роль принадлежит педагогам, и в частности педагогам дошкольных учреждений,где закладыва­ются основы всестороннего воспитания подрастающихпоколений.

В августе 1966 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР бы­ло принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта».

Постановление обязывает ЦК компартий и Советы Минист­ров союзных республик, партийные комитеты к исполкомы Со­ветов депутатов трудящихся, а также ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций Р улучшить руководство физкультурным движением, при­нять конкретные меры к дальнейшему развитию физкультуры и спорта в целях воздействия на формирование морального и ду­ховного облика советского человека. Предлагается внедрять физкультуру и спорт на всех предприятиях, в селах, строить спортивные сооружения, развивать массовый спорт. Указывается па необходимость улучшения физического воспитания в школе и развитие массовой самодеятельности физкультурников.

В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза указывает­ся: «Великое дело — строительство коммунизма невозможно дви­гать вперед без всестороннего развития самого человека».

Всестороннее развитие человека имеет свое начало в до­школьном возрасте.

1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Полит-, стр. 120—121.

Общественное дошкольное воспитание представляет собой начальную ступень народного образования, на которую в даль­нейшем опирается школа.

В процессе воспитательно-образовательной работы дошколь­ные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника.

В этом гармоническом единстве особую роль играет опти­мальное физическое состояние, здоровье человека как основа его всестороннего развития.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста закла­дывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые ка­чества, формирует жизненно необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувст­ва — все это в комплексе других воспитательных влияний фор­мирует всесторонне гармонически развитую личность человека.

Естественнонаучную основу теории физического воспитания составляет комплекс научных дисциплин, задачей которых явля­ется изучение процессов биологического развития человека.

В этом комплексе научных знаний центральное место принад­лежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

0 единстве организма и с р еды./Одним из главных
проявлений единства организма и среды является приспособление этого организма к условиям своего существования, определяемое И. П. Цавловым как уравновешивание организма с
внешней средой.

И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «ос­новной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, -есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды1.

Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабаты­ваться человеком специально, преднамеренно.

В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — из­менять в определенных пределах интенсивность и самый харак­тер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешнем"! среды, у человека усиливается деятельность потовых желе:?, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возраста-

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. III, кн. 1. М., 1951, стр. 124—125.


от интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае темпе­ратура тела сохраняется на нужном для жизни уровне.

Организм человека с момента своего рождения соприкасает­ся с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощнос­ти ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окру­жения по сравнению с внутриутробной, создают для него наибо­лее благоприятные условия, содействующие оптимальному при­способлению к новым условиям существования и жизни.

Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возмож­ностей человека.

Известно, что физическое воспитание человека связано с оп­ределенным режимом, закаливанием организма, формировани­ем двигательных и спортивных навыков. Систематические заня­тия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими про­цедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные заня­тия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменени­ям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает

положительные эмоции.

Становится понятным, что закаливание и физические упраж­нения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе это-го закаленность и определенная тренированность будут пред­ставлять собой индивидуальные приспособления каждого к из­меняющейся внешней среде.

Говоря о приспособлении человеческого организма, уравно­вешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обу­словливающую ее.

Индивидуальное приспособление человека в процессе обще­ственно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физио­логические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом.

К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в

окружающей социальной среде могут быть отнесены различные

навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный

режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни.

Общественное дошкольное воспитание представляет собой начальную ступень народного образования, на которую в даль­нейшем опирается школа.

В процессе воспитательно-образовательной работы дошколь­ные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника.

В этом гармоническом единстве особую роль играет опти­мальное физическое состояние, здоровье человека как основа его всестороннего развития.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста закла­дывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые ка­чества, формирует жизненно необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувст­ва — все это в комплексе других воспитательных влияний фор­мирует всесторонне гармонически развитую личность человека.

Естественнонаучную основу теории физического воспитания составляет комплекс научных дисциплин, задачей которых явля­ется изучение процессов биологического развития человека.

В этом комплексе научных знаний центральное место принад­лежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

0 единстве организма и с р еды. Одним из главных
проявлений единства организма и среды является приспособление этого организма к условиям своего существования, определяемое И. П. Цавловым как уравновешивание организма с
внешней средой.

И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «ос­новной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, -есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды1.

Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабаты­ваться человеком специально, преднамеренно.

В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — из­менять в определенных пределах интенсивность и самый харак­тер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешнем"! среды, у человека усиливается деятельность потовых желе:?, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возраста-

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. III, кн. 1. М., 1951, стр. 124—125.


от интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае темпе­ратура тела сохраняется на нужном для жизни уровне.

Организм человека с момента своего рождения соприкасает­ся с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощнос­ти ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окру­жения по сравнению с внутриутробной, создают для него наибо­лее благоприятные условия, содействующие оптимальному при­способлению к новым условиям существования и жизни.

Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возмож­ностей человека.

Известно, что физическое воспитание человека связано с оп­ределенным режимом, закаливанием организма, формировани­ем двигательных и спортивных навыков. Систематические заня­тия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими про­цедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные заня­тия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменени­ям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает

положительные эмоции.

Становится понятным, что закаливание и физические упраж­нения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе это-го закаленность и определенная тренированность будут пред­ставлять собой индивидуальные приспособления каждого к из­меняющейся внешней среде.

Говоря о приспособлении человеческого организма, уравно­вешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обу­словливающую ее.

Индивидуальное приспособление человека в процессе обще­ственно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физио­логические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом.

К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в

окружающей социальной среде могут быть отнесены различные

навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный

режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни.

 

Проявлением индивидуального приспособления являются также случаи восстановления двигательных функций (при трав­ме конечностей), иммунитет после инфекционной болезни, при­способление к обучению и к общественной жизни (глухонемых от рождения или слепых).

В трудах И. П. Павлова подчеркивается: «...грандиозная сложность высших, как и низших организмов остается сущест­вовать как целое только до тех пор, пока все ее составляющее тонко и точно связано, уравновешенно между собой и с окру­жающими условиями»1. Это положение И. П. Павлова под­тверждается многими примерами2.

Так, развивающаяся близорукость у ребенка при неблагопри­ятных внешних условиях может явиться причиной нарушения осанки (ребенок часто сидит согнувшись у стола, рассматривая, например, картинки в книге). Нарушение осанки может привести к патологическим изменениям в организме: ухудшается подвиж­ность грудной клетки, вызывая поверхностное дыхание; затруд­няется опускание диафрагмы при вдохе, это влияет на работу сердечно-сосудистой системы, понижая присасывающую силу крови в легких при вдохе и уменьшая опору сердца на диафраг­му; ухудшение процессов дыхания и кровообращения влияет на работу органов пищеварения (возникают застойные явления), и это нарушает обмен веществ; нарушение обмена ухудшает пита­ние нервной системы, что ведет к быстрой утомляемости, пони­жает психическое и физическое развитие ребенка.

Описанный пример наглядно демонстрирует нарушение гар­монии и целостности человеческого организма, показывает при­чины этого нарушения и в то же время неразрывную взаимо­связь физических и психических процессов.

Об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет правильно анализировать используемую в практике физического воспитания систему мероприятий и ее влияние на возникающие сложные процессы в организме и перестройку его функций.

Вся деятельность человека в процессе физического воспита­ния (гимнастика, игры, спорт и т. д.), как и любая другая, зави­сит от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками, и в конечном счете сложными спор­тивными, определяется образованием новой системы деятельно­сти коры больших полушарий.

Учение II. П. Павлова о системности, динамическом стереоти­пе объясняет процесс образования и совершенствования двига-

1 И. П. Павлов. Избранные труды. М., Изд-во АПН РСФСР, 1951,
стр. 161.

2 См. главу об осанке, написанную Г. М. Кр.чк- ч иге Л. И. Чу-
лишшй «Гигиена дошкольного возраста». М., Учпедгиз, Ш18, стр. 129.


тельных и спортивных навыков, помогает уяснить его законо­мерности.

При формировании двигательного навыка наблюдаются последовательные взаимосвязанные стадии.

Первая стадия характерна иррадиированием раздражения, рассеиванием возбуждения в центральной нервной системе. В си­лу этого в работу включаются многие мышечные группы, кото­рые несущественны для выполнения данного движения. При этом в деятельности опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (дыхание, кровообращение) отсутствует необходимая согласованность. Функциональные связи между центрами раз­личных систем, которые осуществляют движение, еще не уточне­ны. Эти явления характеризуют фазу генерализации, обобщен­ность условных рефлексов.

Во второй стадии происходит процесс специализации услов­ного рефлекса или его уточнение. На этой стадии постепенно развивается внутреннее торможение, которое ограничивает широко распространившийся процесс возбуждения (как бы стягивая его к исходному пункту). Вначале у человека (ребенка) наблюдается некоторая скованность движений, а затем в силу взаимодействия возбуждения и торможения эти процессы сосредоточиваются в определенных клетках коры головного мозга, что в свою очередь приводит к более точной и быстрой смене их но времени, которая определяет согласованность и точность движения. На этой стадии постепенно образуется динамический стереотип — комплекс положительных и отрицательных условных рефлексов, развивающихся в определенной последовательности, или слаженная уравновешенная система внутренних процессов. Третью стадию образования сложной системы временных связей характеризует упрочение динамического стереотипа, стабилизация двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования сложного цепного условного рефлекса на объ­единенный раздражитель, который образуется при взаимодействии первой и второй сигнальных систем коры больших полушарий с преобладающим значением второй сигнальной системы. Практически при этом в процессе обучения огромное значение слово педагога. Оно является более сильным раздражителем по сравнению со всем комплексом ощущений, возник­ших в двигательном анализаторе. В это время в коре головного мозга образуются временные связи между многочисленными нервными центрами, деятельность различных систем и орга­нов — воспринимающих, двигательных и вегетативных — становится согласованной.

Большое значение при тренировочных занятиях физически­ми упражнениями имеет эмоциональное (стартовое) состояние, характеризуется средней оптимальной возбудимостью, обеспечивает возникновение новых двигательных услов-

 

 

ных рефлексов и воспроизведение старых, уже образованных ранее. Начало каждого занятия физическими упражнениями характерно возникновением эмоционального состояния (основы стартового состояния). Человек испытывает особый комплекс ощущений. При этом большую роль играет эмоциональное слово педагога, влияющее на вторую сигнальную систему человека (ребенка), повышающего готовность к предстоящей двигатель­ной деятельности, решению новых задач.

Занятие физическими упражнениями начинается с вводной части (разминка), подготавливающей организм человека к пред­стоящему мышечному напряжению. Основной задачей ее являет­ся создание оптимальной возбудимости в коре больших полу­шарий.

Таким образом, эмоциональное состояние человека (старто­вое) и двигательная деятельность в начале занятия (разминка) взаимосвязаны: первое является начальной фазой оптимальной возбудимости, а вторая — поддерживающей возникновение при эмоциональном состоянии и состоянии оптимальной возбудимо­сти, подвижности нервных процессов.

Постепенно, в связи с перестройкой физиологических функ­ций организм врабатывается и в основной части занятия до­стигает наиболее высокого уровня работоспособности. Одно­временно повышается работоспособность нервной системы, возбудимость нервных центров, их мобильность, подвижность нервных процессов и упорядочивается согласованность в дея­тельности всех систем и органов. Это проявляется у человека в нахождении правильного ритма работы и появлении чувства удовольствия от общей согласованности движений. К концу занятия работоспособность естественно снижается. Весь этот процесс характерен сложными перестройками в функциональ­ной деятельности организма и психике человека, которые обеспечивают наилучшие возможности для траты энергии.

Работоспособность организма сохраняется дольше, если в процессе занятия создается естественный отдых для работаю­щих групп мышц (например, чередование правой и левой руки при метании, чередование рук и ног при упражнениях на снаря­дах, кратковременность бега и т. д.).

Очень важным в теории физического воспитания является вопрос о механизме развития у человека физических качеств (двигательных способностей): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Они понимаются как отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

Физические качества, находящиеся в зависимости от вида двигательной деятельности, развиваются на основе общего по­вышения функциональных возможностей организма. Развитие физических качеств человека представляет собой совершенство­вание деятельности всех систем организма, которые осуществля­ют или обеспечивают движение. Ведущую роль в этом сложном


процессе играет центральная нервная система с ее высшим отделом — корой головного мозга.

Одним из решающих факторов в совершенствовании физиче­ских качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов — силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов.

Для примера остановимся на развитии быстроты движения.

Быстрота понимается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигатель­ной реакции.

Как развивается это качество у человека? Наблюдения показывают, что быстрые резкие движения характерны быстро возникающим и сильно нарастающим мышечным сокращением, которое обусловливается соответствующей силой раздражения и достаточной частотой нервных импульсов.

Для скоростных движений характерна очень частая смена сокращения и расслабления мышечных групп, которая вызывает необходимость частой смены процессов возбуждения и торможе­ния в одних и тех же пунктах коры больших полушарий и под­корковых центрах. А это делается возможным при достаточно высокой функциональной подвижности процессов в коре голов­ного мозга.

Таким образом, одним из важных факторов, который опре­деляет скоростные возможности человека, является высокая функциональная подвижность клеток коры больших полушарий головного мозга.

В неразрывной связи с нервными процессами в центральной нервной системе происходят соответствующие функциональные и морфологические изменения в периферических органах.

«Воспитание физического качества быстроты осуществляется в процессе формирования и совершенствования соответствующих двигательных навыков, т. е. в единстве с процессом обучения. Этот процесс совершается при ведущей активности второй сиг­нальной системы под влиянием сложной системы социальных и природных воздействий»1. Развитие качества быстроты осуще­ствляется в единстве с развитием других — ловкости, силы, вы­носливости, гибкости.

0 типах высшей нервной деятельности. Чрезвычайно важным в теории физического воспитания является вопрос
о типах высшей нервной деятельности человека.

Современная эпоха требует от человека любой профессии развития физических качеств, двигательных навыков и интел­лектуальных способностей.

Физическое воспитание в нашей стране осуществляется с

1 А. Н. Крестовников. Учение И. П. Павлова о высшей нервной дея­тельности — естественнонаучная основа физического воспитания. 1953, стр. 28.

 

раннего детства. Учитывая определенное значение врожденных наследственных факторов, советская педагогика направляет воспитательный процесс таким образом, чтобы ослабить или ликвидировать неблагоприятные для развития личности черты и, наоборот, сделать устойчивыми положительные задатки.

В связи с этим вопрос о проявляющихся типах высшей нерв­ной деятельности человека (ребенка) является одним из важней­ших в физическом воспитании.

Типы высшей нервной деятельности определяются И. П. Павловым как «те или другие комплексы основных свойств нервной системы»1. Следуя павловской дифференциации типов, пишет Н. И. Красногорский, мы на основании исследования, безуслов­ных, условных, и в частности речевых, рефлексов различаем четыре основных типа.

Первый — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешен­ный, быстрый (сангвинический). У сангвиников все отделы го­ловного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимо­действии. Такие люди и в детском возрасте превосходно приспо­сабливают свои инстинкты, аффекты и эмоции к постоянно изме­няющимся условиям окружающей среды. Вся деятельность го­ловного мозга сангвиника характеризуется преобладающим со­стоянием оптимальной возбудимости. Деятельность коры обла­дает высокой подвижностью. Дети-сангвиники отличаются хоро­шим поведением, живым темпераментом.

Второй тип — сильный, оптимально-возбудимый, уравнове­шенный, медлительный (флегматичный)—встречается у детей также с сильной нервной системой. Условнорефлекторные связи образуются у них с нормальной скоростью. Тормозные реакции отличаются прочностью и высокой дифференцированностью.

Дети-флегматики легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение, успешно учатся в школе. Можно предполагать, что и в дальнейшей жизни, обще­ственно-трудовой деятельности люди, относящиеся к этим двум типам, успешно будут проявлять свои способности и строить личные взаимоотношения в соответствии с моральной этикой.

Третий тип — сильный, повышенно-возбудимый, неуравнове­шенный, безудержный (холерический)—характеризуется силь­ными условными рефлексами, которые, однако, часто сменяются подкорковыми реакциями. Временное преобладание подкорковых влияний особенно резко выступает при возбуждениях и трудно­стях в приспособлении к среде. Дети-холерики учатся обычно удовлетворительно, но им трудно приспосабливать поведение и эмоциональные реакции к требованиям школы. Воспитание их представляет значительные трудности и требует длительного педагогического воздействия, усиления тормозных реакций.

1 И. П. Павлов. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Избр. труды. М., Учпедгиз, 1950, стр. 199.


Четвертый тип — слабый, энергетическийили пониженно-воз­будимый.

У детей этого типа пониженная корковая деятельность соче­тается с понижением всей инстинктивной и эмоциональной жизни. Они быстро утомляются и перестают реагировать на раздраже­ния, как только последние становятся более интенсивными или продолжительными. Обобщенные иррадиации, в особенности тормозного процесса, и понижение процессов концентрации и индукции являются характерными чертами динамической дея- тельности головного мозга. У этих детей деятельность первой и второй сигнальных систем понижена1.

В процессе физического воспитания детей дифференциация типов высшей нервной деятельности должна быть учтена педаго­гом в целях осуществления индивидуального подхода, обеспече­ния оптимальных условий режима, закаливания, двигательной деятельности, направленных на ослабление неблагоприятных показателей, и развития, укрепления положительных сил.

Советские физиологи на основе исследований утверждают возможность изменения типа нервной системы под влиянием окружающей воспитательной среды. Закаливающие процедуры укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность, физиче­ские упражнения, игры вызывают эмоциональный подъем, энер­гию, усиливают кровообращение, повышают работу сердца и кровоснабжение мозга. Подбадривающее или сдерживающее слово педагога через вторую сигнальную систему влияет на психику ребенка: у одних попытает веру в себя, в свои силы, у других — сознание необходимости ограничить свое поведение в соответствии с предъявленными требованиями. Большое значе­ние имеет правильное чередование умственной и физической деятельности, компенсирующее недостаточно сильные нервные процессы.

Итак, сила и подвижность нервных процессов, так же как их уравновешенность могут быть изменяемы путем соответствую­щего воспитания, тренировки. Поэтому так важно своевремен­ное целенаправленное воспитание с ранних детских лет.

§ 4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Советская теория физического воспитания развивается на основе современных научных исследований и передовой практики физического воспитания.

Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят в глубь многовековой русской народной педагогики.

1 См.: И И. Красногорский. Высшая нервная деятельность ребенка., I958, стр. 215—222.

 

Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине XVII пока передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал Епифаний Словенецкий: правиль­ное физическое воспитание, по его мнению, должно сочетаться с закаливанием организма ребенка и пребыванием его на возду­хе. В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И. И. Бец­кой, Н. И. Новиков, А, Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демо­кратов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередо­вании труда и отдыха, нормализации сна, питания.

К. Д. Ушинский также уделял большое внимание играм, пре­быванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские народные игры могущественным сред­ством воспитания, К. Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.

Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К- Д.- Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассо­циации общественных отношений».

К- Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки, как анатомия, физио­логия, психология, педагогика, чтобы не делать ошибок в руко­водстве ребенком.

Высказывания прогрессивных деятелей, работы ученых, врачей послужили предпосылкой к созданию русской теории физического воспитания.

Основоположником оригинальной и стройной теории физиче­ского воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии, П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени.

Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось в 60-е годы XIX века, когда идеи революционных демократов Н. Г. Черны­шевского и Н. А. Добролюбова захватили передовую интеллиген­цию, к которой принадлежал Лесгафт. Ему были близки научные высказывания крупнейшего физиолога-материалиста И.М.Сече­нова, выдающегося хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Высоко оценивал он достижения школы молодого И. П. Павлова.


Научно-материалистические взгляды П. Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П. Ф. Лссгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физи­ческим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений)1.

( В основу подбора физических упражнений П. Ф. Лесгафт положил анатомо-физиологические и психологические особен­ности возраста детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала посте­пенной тренировке его физических сил.

Физическое развитие человека П. Ф. Лесгафт признавал толь­ко во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физи­ческих упражнений Лесгафт рассматривает как единый одно­временный процесс духовного и физического совершенствования.

Основной задачей при обучении упражнениям Лесгафт считает воспитание сознательного отношения, дающее возмож­ность выполнять большую работу с меньшей затратой сил и преодолевать встречающиеся трудности.

П. Ф. Лесгафт требует от учителя систематической подготов­ки к занятиям. В процессе обучения учитель должен преду­смотреть постепенное увеличение физиологической нагрузки, смену упражнений и их разнообразие.

Лесгафт подчеркивает значение слова, обращенного к созна­нию ребенка, исключающее механическое подражание показу.

П. Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр.

Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они играют большую воспита­тельную роль. Игры развивают моральные качества — дисципли­ну, честность, правдивость, выдержку. П. Ф. Лесгафт рассматри­вает игру как ценнейшее средство воспитания личности ребенка.

Теория П. Ф. Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей.

Ученик П. Ф. Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор В. В. Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании.

1 См.: П. Ф. Лесгафт. Руководство по физическому образованию де­тей школьного возраста. Избр. пед. соч. т. 2, М., Изд-во АПН РСФСР, 1952

 

 

Деятельность В. В. Гориневского охватывает период с 80—90-х годов и продолжается в течение 20 лет после Октябрьской револю­ции. На базе научных исследований он разрабатывает вопросы физического воспитания, гигиены физических упражнений, зака­ливания организма, лечебной физической культуры.

, В. В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физиче­скими упражнениями и спортом в России. Опираясь на принципы П. Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В. В. Гориневский опре­деляет специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека. Он рекомендует физические упражнения от пассивной гимнастики для грудных детей, осуществляемой взрослым, к активной гимнастике детей ^кольного возраста.

Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического образо­вания в России, заложил научную основу физического воспита­ния молодого поколения, то продолжатель его дела — В. В. Гори­невский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания и физкультуры с учетом новых задач и требований социалистического общества. Им написана книга «Физическая культура дошкольного возраста».

Е. А, Аркин, профессор, действительный член Академии педа­гогических паук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист, продолжает идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Среди большого числа его трудов по вопросам дошкольной педагогики, анатомии, физиологии и гигиены особым признанием пользова­лась фундаментальная книга «Дошкольный возраст», и сейчас сохраняющая свое значение.

Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного воз­раста внесла профессор, доктор медицины Л. И. Чулнцкая.

Л. И, Чулицкая развивала направление выдающегося ученого-педиатра И. П. Филатова и продолжала углублять педагогиче­ские основы П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Опираясь на научные данные об аиатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти нормы в практику детского сада. Л. И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по воп­росам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошколь­ного возраста.

Большая роль в области физического воспитания детей до­школьного возраста принадлежит врачу и педагогу Е. Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она вносит значительный вклад в развитие теории и практики физи­ческого воспитания.

Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Закаливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А. И. Быковой, а также ее последняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста»,


За последние годы в области физического воспитания детей проведено значительное количество научных исследований, защи­щены диссертации, посвященные научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей раннего и до­школьного возраста, воспитательному значению подвижных игр и их правил, спортивных видов физических упражнений (плавание, лыжи др.).

Результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей а отражаются в программах, в создаваемых учебниках и учебных пособиях. Авторами их являются научные работники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, заложившего основы утрен­ней гимнастики в детских садах, М. М. Конторович, Л. И. Михай­ловой, А. И. Быковой и многих других.

Значительный вклад в развитие отдельных вопросов физиче­ского воспитания детей вносит опубликованный в печати лучший опыт практических работников (Н. Ы. Кильпио, Ы. Г. Кожевни­кова и др.). В статьях педагогов, методистов, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» (В. И. Васюкова, Л. Урбанская, К. А. Павлидис и др.)» раскрываются творческие поиски лучшей организации закаливания, обучения детей физи­ческим упражнениям на физкультурных занятиях, методики проведения подвижных игр и т. д.

Дальнейшее развитие современных проблем теории физиче­ского воспитания детей дошкольного возраста связано с требо­ваниями общественной жизни.

В эпоху строительства коммунизма особенно важной являет­ся проблема здоровья, работоспособности и жизнерадостного отношения человека к окружающему. Быстрый темп жизни, технический прогресс, многообразная творческая деятельность в различных областях труда требуют активности процессов вос­приятия, запоминания, мышления, способности к точной и быст­рой реакции на поступающую информацию.

В этой связи чрезвычайно важной является организация правильного физического воспитания и всестороннего развития детей с ранних лет жизни, осуществление своевременной под* готовки к школе и дальнейшей общественной жизни. Поэтому проблемы в области теории физического воспитания детей много­образны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы, касающиеся закономерностей психо-физиологического развития ребенка и его движений с первого дня жизни, научно обоснован­ного двигательного режима, обоснования всего содержания я дики процесса обучения детей различных возрастных групп, воспитания необходимых ориентировок и качеств при формиро-вание двигательных навыков.

 

Решение указанных проблем осуществляется совместными усилиями ученых — педагогов, психологов, физиологов, врачей, объединяемых научными учреждениями: институт дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, A.M. Фонарев, В. И. Добрейцер и др.); институт педиатрии АМН РСФСР (Г. П. Юрко, 3. С. Уваро­ва); Центральный институт усовершенствования врачей (Н. *М. Аксарина, С. М. Кривина); дошкольный сектор Научно-исследо­вательского института школ Министерства просвещения РСФСР (Г, М. Лямина, Е. Г. Крылова); Институт гигиены детей и под­ростков МЗ СССР (Н. Н. Куинджи, М. А. Нерсесян); кафедры дошкольной педагогики педагогических институтов Москвы (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева), Ленинграда (М. П. Голощеки-на, Г. П. Лескова), Перми (Л. М. Пустынникова), Ростова-на-Дону (А. И. Матусик), Ленинакана (Аракелян О. Г.), Шауляя — кафедра физического воспитания (Ю. Ю. Рауцкис) и др.; Центральный дошкольный методический кабинет Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьева, Е. В. Русакова, Е. А. Ле­бедева) и другими учреждениями, ведущими научные исследо­вания в области физического воспитания детей раннего и до­школьного возраста.

Важное значение в развитии научной мысли и объединения ученых в области физического воспитания имеют конференции, организуемые Академией педагогических наук СССР и Министер­ствами просвещения. Эти конференции подводят итоги исследо­вательской работы ученых за определенный период и знакомят с перспективами дальнейших научных поисков, разработкой актуальных проблем физического воспитания, возникающих в соответствии с развитием общественного дошкольного воспита­ния в нашей стране.

§ 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В теории физического воспитания проводятся теоретические и экспериментальные исследования. При этом используются пе­дагогические методы и методы физиологии, антропологии, вра­чебного контроля, биохимии, социологии и других наук.

Рассмотрим методы исследования, которые наиболее специ­фичны для теории физического воспитания.

Анализ и обобщение литературныхданных применяется как в теоретическом, так и экспериментальном исследовании. С по­мощью этого метода можно проследить, как развивались те или иные положения, взгляды в связи с конкретными историческими условиями; установить, какие вопросы уже исследованы и что требует экспериментальной проверки.

Анализ и обобщение документальных материалов.Вопросы физического воспитания находят отражение в различных доку-


ментах, составляемых воспитателями с практической целью (планы работы, планы-конспекты занятий, дневники и др.)-

К документальным материалам относятся также специально составленные анкеты и опросные листы. Анкета применяется для установления внешней стороны изучаемого вопроса (возраст, стаж, характеристика условий для занятий и др.).

Беседаосуществляется по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стиму­лировать обстоятельные ответы. Чтобы охватить более широкий круг лиц и получить развернутые ответы, беседу можно заменить письменным опросом.

Педагогическое наблюдениекак метод научного исследова­ния отличается от повседневного тем, что оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу и четко обо­значенный объект (предмет). При этом исследователь не вмеши­вается в ход педагогического процесса. Исследователь разраба­тывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (протоколы, условные обозначения при записях и т. д.) и обра­ботки; определяется рабочая гипотеза (которая должна подтвер­диться или быть опровергнута в результате наблюдения). Наблю­дение должно быть избирательным, конкретным, например речь воспитателя, приемы обучения и др. Преимущество наблюдения заключается и том, что оно позволяет изучать объекты в услови­ях их естественного, обычною состояния и развития.

В процессе наблюл, он и я используются различные методы регистрации наблюдаемых фактов. Например, для точной реги­страции техники движений используются фото- и киносъемка, циклография и др.; для регистрации речи воспитателя применя­ют метод стенографирования, магнитофонной записи. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на вы­полнение физических упражнений, тех или иных действий, а также для регистрации продолжительности отдельных частей занятия и занятия в целом (хронометрирование проводится с помощью специальных секундомеров и специальных приборов). Для учета изменений, происходящих в состоянии здоровья де­тей, используются методы врачебного контроля.

Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал (дневник). В процессе наблюдения необходимо давать предва­рительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономер­ности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или 1ши противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На палии данных, полученных при повторном наблюдении, могут внесены существенные поправки в первоначальную гипотезу, и организацию наблюдения и т. д.

 

Наблюдение за взрослыми применяется в форме самоконтро­ля. Сущность его заключается в том, что наблюдение ведется за действиями, состоянием здоровья и другими факторами, относя­щимися к самому наблюдателю. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом руководст­вуются не только субъективными ощущениями (самочувствием), но и объективными данными: показателями пульса, усвоение от­дельных видов движений. Данные самонаблюдений должны за­носиться в специальный дневник и анализироваться.

Эксперимент. Для проведения эксперимента исследователь создает специальные условия, устраняет побочные явления, исключает случайности и задержки в накоплении необходимого материала. Исследователь может варьировать условия экспери­мента, чтобы точнее выяснить причинную связь между явления­ми. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен. Чтобы устранить воздействие сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к исследуемому вопросу, эксперимент про­водится в условиях, отличающихся от типичных. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естествен­ный, модельный и лабораторный эксперименты.

В естественном эксперименте занятая проводятся без отступ­лений от условий обычной практики физического воспитания либо эти отступления минимальны. В модельном эксперименте условия изменяются значительно. В лабораторном эксперименте испытуемые могут быть поставлены в условия, далекие от встре­чающихся в практике. Преимущество лабораторного экспери­мента в строгой стандартизации условий и устранении всех по­бочных влияний. Но так как при этом создается искусственная обстановка, полученные данные приобретают окончательную достоверность после проверки их на практике.

Эксперименты могут быть направлены либо на выявление определенных фактов, зависимостей — абсолютный эксперимент, либо на сравнение каких-то показателей — сравнительный экспе­римент. Объектом сравнения может быть эффективность различ­ных средств, методов обучения и т. д.

Перед проведением эксперимента необходимо определить за­дачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, составить план проведения исследования, разработать методику проведения эксперимента, методику регистрации фактов и их обработки.

Для сравнительных экспериментов характерна определенная схема построения. В простейшем случае в эксперименте участ­вуют две аналогичные по полу, возрасту и физической подготов­ленности группы. Занятия в них отличаются каким-либо элемен­том, a ib остальном проводятся одинаково. В конце эксперимента определяется, какая группа показала лучшие результаты. Груп­пы, в которых проводятся экспериментальные занятия, называ-


ются экспериментальными. Группу, которая занимается по об­щепринятой методике, принято называть контрольной.

Чтобы результаты эксперимента были более достоверны и учтены способности занимающихся, применяются схемы так на­зываемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, дру­гая—по второй. Во втором эксперименте первая группа зани­мается по второй методике, а вторая —по первой.

В исследованиях, которые призваны выявить влияние одно­временно нескольких факторов, прибегают к схеме так называе­мых многофакторных экспериментов.

Использование математических (статистических) методов. В исследованиях по теории физического воспитания применяются методы математической статистики (вариационной статистики). В результате исследования получаются материалы, которые ха­рактеризуют различные» показатели испытуемых. Задача иссле­дователя заключается в том, чтобы выявить зависимость между полученными показателями. Математическая обработка резуль­татов позволяет определить, насколько доказательны, достоверны сделанные выводы, можно ли их распространять на все сходные случаи.

Различные методы научного исследования имеют относитель­ную самостоятельность. Очень часто в одном исследовании осу­ществляется разностороннее изучение процесса физического вос­питания. Один метод дополняет другой.

Глава вторая СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА

ФИЗИЧ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.