Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Макаронные изделия различных форм.



Кубики и конструктор

Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.

Кубики давно уже стали традиционной игрушкой для раннего возраста. Такая популярность не случайна – хорошие кубики могут с пользой служить вашему малышу не один год. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр. Конструкторы, по сути, являются логическим продолжением кубиков. Они выполняют те же развивающие функции, но требуют более сложных навыков, поэтому их лучше предлагать ребенку уже после знакомства с кубиками. В то же время постройки из конструктора более прочные, а значит, шире диапазон их использования в игре.

Около годаможно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа "лови-бросай". Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.

Звучащие кубики из дерева более устойчивы, строить из них малышу будет удобнее. Кроме того, поверхность деревянных, не покрытых лаком, кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.

К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. В это время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Иногда попадаются наборы с деревянными шариками, но если у вас их нет, добавьте пару резиновых мячиков. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – "Лего". Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.


Образные игрушки

К образным игрушкамотносятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

Для детей от года до трехлет общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек - образ куклы или собачки должен быть узнаваемым, но обобщенным.

Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 - 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции. Следует также обратить внимание на материал наполнителя. Игрушка с натуральным наполнением из шерсти, песка или крупы дополнительно развивает сенсорику малыша.

Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде. Кукла должна быть не слишком большой, чтобы ребенку было удобно с ней манипулировать. На голыше должна быть одежда с самой простой застежкой, вроде липучки или большой пуговицы, и обувь, которую малыш сможет надеть на него сам.

Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр. Они влезут практически в любую машинку, легко поместятся в домик из кубиков, их можно купать и пеленать.

Маленькие пластиковые фигурки животных пригодятся для игр «на суше и в воде». С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными, ведь с их помощью малыш учится различать животных, узнает об их характерах и привычках.

Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами – кормить их, укладывать спать, возить на прогулку, а можно использовать их по «прямому» назначению, например, для игр в ферму, зоопарк и т.д.


Кукольное хозяйство

 

Кукольные аксессуарывключают в себя всевозможные приспособления для «кукольной жизни» - расчески и флакончики «духов», посуду и мебель, ванночки и полотенца, и, конечно же, дома с соответствующей обстановкой. Кукольные атрибуты необходимы для полноценной детской игры. Они помогают малышам найти и удержать сюжет, придают игре динамику и особую «реалистичность». В то же время, в раннем и дошкольном возрасте, слишком большое их количество ограничивает игру, сводит ее к набору действий по применению всех предметов, и может затормозить развитие воображения и мышления ребенка.

 

Аксессуары для кукол делятся на две большие группы по размеру и назначению. Миниатюрные- для режиссерской игры, в которой ребенок, как режиссер, выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный), с несколькими небольшими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Побольше - для более крупных игрушек, предназначенных для ролевых игр, в которых ребенок сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д.

В возрасте 1.5 – 3 лет малыш делает с куклой то, что с ним делает взрослый, это время подражания, поэтому разнообразия кукольной атрибутики не требуется. Главной мебелью для игры в куклы в таком возрасте будут служитькроватка с матрасом, подушкой и одеялом, и ванночка.

Необходимая кухонная утварь - это бутылочка (для пупса), чашка, тарелка и ложка. Для кроватки нужно постельное белье, а для купания куклы – полотенце или простынка(вместо них можно использовать всевозможные тряпочки, которые в процессе игры могут выполнять разные функции). С их помощью ребенок сможет проигрывать знакомые ему сюжеты – укладывание спать, кормление, купание.

Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта легкой одежды, и одного теплой– на случай, если он захочет взять куклу на прогулку в холодное время года. При этом нельзя забывать и об обуви. Если любимая кукла вашего малыша – тряпичная (в том числе, плюшевый мишка), то можно для нее пошить или купить теплую одежду и тряпичные ботиночки, а можно просто закутать ее в теплый платок, идя на прогулку.

Одежда нужна не только чтобы кукла «не мерзла», но и с точки зрения развития движений (мелкой моторики), интеллектуального и общего психического развития ребенка. Процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой процедурой в собственной жизни, что способствует развитию самосознания, восприятия; малыш на своем уровне начинает понимать необходимость и человеческий смысл этого действия.

Идя с куклой на прогулку, бывает просто необходимо транспортное средство для нее: летом это машинка или тележка, а зимой – санки, предназначенные специально для куклы. Малыши испытывают особое удовольствие, когда словно взрослые катят позади (или впереди) себя своего любимца.

Как выбирать?

При выборе атрибутов, как для больших, так и для маленьких кукол, в первую очередь следует обращать внимание на качество и прочность изделий. Эти свойства очень важны для игры - ведь так обидно когда любимая кукольная кроватка ломается, а в ванночке невозможно никого искупать, потому что у нее щели, из которых льется вода.

Немаловажен также материал, из которого изготовлены аксессуары. Лучше отдавать предпочтение естественным материалам – дереву и натуральным тканям. Предметы, созданные из них, имеют приятную фактуру и запах, и развивают сенсорное восприятие малыша. Эта рекомендация не относится к атрибутам, которые используются в контакте с водой (большие и маленькие ванночки для купания, тазики и кухонная утварь). Они должны быть из металла или пластмассы. Особое значение сковородки и кастрюли приобретают для ролевой игры. Покупая такую посуду, нужно иметь в виду, что ребенок, скорее всего, будет в нее и воду наливать, и всевозможные супы-каши готовить. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми.

При покупке таких атрибутов сюжетной игры, как кухонная плита, утюг, весы и пр., нужно помнить: они покупаются для игры! Современные игрушки с электронной начинкой (миксеры с надписью «Mulinex» или стиральные машины «Indezit», которые работают), - фактически уже не игрушки. Они не выполняют свою главную игрушечную функцию – замещение реальных предметов. Для игры нужны не полные аналоги «взрослых» предметов, а их символы – и чем проще и обобщенней они будут, тем лучше.

Выбирая одежду для куклы, обратите внимание на ее застежку. В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а позже – одевать. Поэтому хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями.

Для игрушечной прогулочной коляски важен ремешок. Покупая коляску необходимо обращать внимание на ее прочность. Пластмассовые коляски часто не выдерживают уличных прогулок. К тому же дети сами любят в них садиться. Поэтому лучше если у коляски металлический каркас и резиновые колеса, а сама она сделана из брезента или другого прочного материала. Конечно, такие коляски стоят дороже, но зато они не развалятся на первой же прогулке, а при рождении следующего малыша не придется покупать новую.

 

Динамические игрушки

 

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

 

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Подобные игрушки встречаются в разные исторические периоды в культуре разных народов. Как правило, все игрушки этой группы отображают различный характер движения предметов, их взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

 

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

 

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кугельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кугельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

 

Как выбирать?

Уже с полугода младенцам можно предложить заводные игрушки. Конечно, малыш не сможет сам их заводить, но зато он будет в восторге от идущего цыпленка или крутящейся карусели. Пожалуй, единственной доступной в этом возрасте для самостоятельных действий игрушкой будет простая кнопочная юла: ребенок просто надавливает на кнопку и юла начинает крутиться.

Простые кугельбаны (в которых нужно просто бросить шарик или машинку и следить за их движением) порадуют малышей от года. С такой игрушкой здорово играть в "догонялки", экспериментировать со скоростью: запускать с разными промежутками времени шарики разного веса и размера друг за другом, и следить за их перемещением.

Малышам от 2 летможно предложить такие традиционные игрушки, как «кувыркунчик», «верхолаз», «клюющие курочки», «шагающие» игрушки, а также более сложные волчки и юлы (например, юла, которая заводится путем многократных надавливаний на ручку; волчки для запуска ладошками). Актуальными останутся и простые кугельбаны.

Ближе к 3-м годам ребенок будет радоваться летающим игрушкам. Например, вертолетам, которые запускаются собственным дыханием или надувной летающей тарелке (они больше подходят этому возрасту за счет безопасного материала - резины).

При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению. Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. Всевозможные несуразицы понятны детям обычно значительно позже – в 5-6 лет. В этом возрасте они уже с юмором относятся к подобным вещам, поскольку имеют элементарные знания об окружающем мире.

 

Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.