Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий. Вода и песок обладают неповторимыми свойствами. Способность воды переходить из твердого состояния в жидкое, в парообразное, особенности сухого и мокрого песка, делают эти материалы отличным средством познавательного развития. Так, в результате игр с ними формируются необходимые мыслительные операции – сравнение, обобщение и др., а также познавательная активность, любознательность, без которых немыслимо развитие. Способность расслаблять и тонизировать мышцы, успокаивать нервную систему, вызывать разнообразные положительные эмоции (радость, интерес, удивление), оказывают чрезвычайно полезное влияние на личностное благополучие ребенка.
В дошкольном возрасте для игр в песке малышам по-прежнему требуются традиционные лопатки, ведерки, игрушечное сито, грабельки. Очень важно качество этих «инструментов» – ведь строительство в этом возрасте часто приобретает особые масштабы.
Лопаток должно быть, как минимум, две: маленький совок и большая лопатка с длинной ручкой для того, чтобы копать большие ямы и насыпать горы из песка. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) лучше всего подойдут варианты, изготовленные из металла.
Дополнительно можно приобрести грузовикс открытым откидным кузовом и другую крупную строительную технику.
При этом предпочтение стоит отдавать игрушкам со «специальными» функциями, позволяющими ребенку экспериментировать. Это могут быть специальные детали для пересыпания или транспортировки песка или подвижные части с простым механизмом. Например, подойдут тракторы с ковшами, уборочные машины со щеткой, конвейеры с подвижной лентой и пр. Такие игрушки одновременно расширяют сюжет игры и позволяют более полно исследовать свойства материалов.
Вместо традиционных формочек малышам от трех лет можно предложить тематические наборы. Например, в продаже можно встретить такие наборы для создания плоскостных построек: поездов, домов и даже целых городков с деревьями и людьми. Большой популярностью также пользуются наборы для строительства, включающие специальные полые формы для создания крупных элементов - деталей песочных замков (крыш, окошек) или кирпичей.
Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные - прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным.
Домашняя песочница на столе заинтересует как младших, так и старших дошкольников. Малышам от трех до пяти лет можно предложить более «навороченные» варианты – специальные емкости-ванны с отделениями для песка и воды, мельницами и воронками. Эта небольшая «лаборатория», позволяющая проследить различные свойства материалов и их взаимодействия, надолго увлечет малышей и удовлетворит их потребность в исследованиях.
Старшим ребятам (5-7 лет)больше подойдет обычный ящик для песка, дополненный всевозможными миниатюрными деталями – камешками, ракушками, палочками и, конечно, маленькими куколками и всевозможной утварью. Возможности сюжетной игры в такой домашней песочнице практически не ограничены, ведь их песка можно создавать и горы, и замки, варить кашу и печь печенье – одним, словом, создавать целый мир.
Для игр с водой на улице ребенку пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельницы, что и для песка. Дополнительно для строительства и экспериментов можно приобрести специальнуюдрель для песка – с ее помощью можно делать длинные туннели и скважины для воды, или водяную помпу, с помощью которой воду можно разливать в различные емкости.
По весне на улице можно обойтись подручным материалом. Пригодится все: палочки, самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта – это все можно запускать по воде.
Игрушки для ванной сегодня отличаются особенным разнообразием. В продаже можно встретить самый разный игрушечный транспорт для ванной – кораблики, катера, лодки, а также целые плавучие острова с водяным колесом, которое вращается, если лить на него воду, горками и каналами.
Особенно нравится малышам устраивать рыбалку в ванной. Для этого пригодятся специальные магнитные наборы, наборы с крючками и колечками, сачки.
Широкие возможности для экспериментирования и аппликации на кафеле открывают специальные наборы из мягкого материала «флексика». Детали такого «конструктора» прилипают к влажной поверхности, благодаря чему с их помощью можно создавать самые разные постройки, ландшафты и пр.
Среди образных игрушек для ванной встречаются заводные, меняющие окраску в воде, издающие всевозможные звуки, а также персонажи с присосками, пускающие пузыри и струйки воды. Все эти игрушки наверняка вызовут интерес, но не стоит забывать о любимой кукле, с которой так весело купаться и заодно стирать ее вещички.
Динамические игрушки
Значительная частьдинамических игрушек – это народные игрушки, которые дошли до нас почти без изменений. Такие игрушки есть у детей разных стран и они удивительно похоже отображают различный характер движения или действия предметов. Это всевозможные кувыркунчики, которые кувыркаясь, спускаются с лестницы или с горки, верхолазы, которые карабкаются вверх, когда ребёнок дёргает верёвочки, клюющие курочки, кузнецы и пр. Играя с ними, дети исследуют закономерности механического движения и при этом неизбежно учитывают силу притяжения Земли, гравитацию. Игрушка как бы отражает и преображает их собственное движение, и они видят результаты своих усилий в движениях игрушки. В эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, поскольку они стирают, нивелируют движения ребёнка и действие гравитации.
Особенно полезна юла, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала. Крупные волчки, которые можно закручивать ладонями - с них лучше начинать знакомство с игрушкой. Позже можно предложить и маленькие волчки для закручивания пальцами. Мобили - легкие конструкциии, приводимые в движение потоками воздуха не только эффектное украшение интерьера, но и полезная игрушка.
Качающиеся игрушки: неваляшки, игрушки-качалки - напольные и настольные
Эти игрушки дают возможность пережить движение, как просто наблюдая, так и в собственном телесном движении. Раскачивание и остановка дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.
Катающиеся игрушки: мячи, кугельбаны - специальные дорожки для шариков
Для перекатывания хороши не только мячи, но и всевозможные цилиндры. Можно использовать катушки или банки. Особенно интересные динамические эффекты получаются, если положить внутрь прозрачной банки шарик или любой другой округлый предмет. Для путешествия шариков лучше выбирать фиксированные конструкции - прямые и спиралеобразные. Подобные игрушки будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов.
«Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки: игрушки-верхолазы, кувыркунчики, которые спускаются по лесенке или делают кувырки на оси и др.
Благодаря возможности влиять на происходящее, изменяя угол наклона и пр, ребенку не надоедает наблюдение, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат. Снова и снова ребенок пускает его в путешествие сверху вниз. Особого труда требует освоение и сам процесс перемещения фигурки верхолаза наверх – с каждым шагом все выше и выше . Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.
Для детей 5-7 лет можно подобрать более интересные и сложные варианты динамических игрушек.
Волчки можно найти с секретом - например, закручивающиеся с помощью нити или перемещающие при вращениии маленьких металлических змеек.
Вместо стационарного кугельбана - дорожки для шариков, в этом возрасте можно предложить деревянный конструктор с отверстиями и желобками или специальный конструктор из пластиковых трубок и т.д.