Эти препятствия и их последствия преодолеваются путем следования садхане.
ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ЙОГИ
Путь йоги – избавление от страданий на пути к счастью. Счастье – стремление к свету.
Духовный путь йоги – обретение высшей мудрости внутри себя, соединение со светом, жизненный путь. Описан в «Йога-сутрах» Патанджали за 2 тысячи лет до н.э.
Йога – это обуздание видоизменений сознания, присущих уму. Тогда (достигнув обуздания) наблюдатель (дух) ощущает свою истинную природу. Это значит, что если успокоить ум, то достигается высшая мудрость и просветление, исчезают страдания.
Волнения ума (врити) бывают болезненные (нечистые) и безболезненные (чистые) :
1. Прамана – истинное знание, рациональное умозаключение, основанное на авторитетном мнении, либо на собственном опыте.
Способы осуществления абхасии и вайрагии бывают слабые, средние и интенсивные, но этому есть препятствия:
1. Болезни, слабости.
2. Лень, отсутствие цели.
3. Апатия, инертность, неспособность к активной деятельности.
4. Невнимательность, отсутствие энтузиазма, распыление внимания в стороны.
5. Сомнения, свойство неразвитого сознания.
6. Излишняя чувствительность, сентиментальность, стремление к чувственным ощущениям, страсти.
Ложное восприятие.
8. Непостоянство, отсутствие стабильности восприятия.
9. Неспособность, неумение видеть свои успехи.
Отсюда их последствия:
1. Боль, страдания (дукха).
3. Уныние, отчаяние (даурмасия).
2. Дрожь в теле (ангамеджаятва).
4. Беспорядочные вдохи, выдохи (сваса-прасваса).
Эти состояния часто сопровождаются слезами, но это не значит, что нельзя плакать, и надо всегда дышать ровно J, но успокаивая волнения ума, мы берем их под контроль.
Эти препятствия и их последствия преодолеваются путем следования садхане.
Садхана – это практические методы йоги:
1. Аскетизм, самодисциплина, практика.
2. Изучение священных текстов,постоянное наполнение себя знаниями, учеба.
3. Посвящение всех своих действий божественной сущности, (Ишваре, высшему духу), в том числе выражается звуком ОМ (с пониманием того, что мы делаем).
Все это приводит к самадхи и устраняет 5 причин страданий:
1. Авидья – невежество.
2. Асмита – отождествление себя с телом, гордыня, ложное эго.
3. Рага – стремление получать удовольствия.
4. Двеша – стремление избежать неприятных ситуаций, отвращение к тому, что не нравится.
5. Апхиньоша – инстинктивный страх, страх смерти, страх боли – как результат страха смерти, жажда физической жизни.
Корни причин страданий, самскары – вытесненные в бессознательные желания. Внезапный всплеск эмоций без видимых причин показывает наличие подавленных желаний. Это приводит к осознанным или неосознанным действиям. Колесо сансары – колесо перерождений. Своими действиями мы изменяем свою карму и втягиваемся в колесо сансары. Понять причины возникновения самскары нам мешают гуны – качества материальной природы:
Раджас– энергия, активность.
Тамас – инертность, пассивность.
Саттва– равновесие.
Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души каждого человека, соответственно, если какая-то гунна превалирует, то мы стараемся уменьшить ее влияние на себя, и увеличить саттву, чтобы прийти к равновесию. Раджасичный человек – активный, видящий причинно-следственную связь, использует обстоятельства в своих интересах, переделывает мир под себя. Суетен. Тамасичный не видит причинно-следственную связь, ленив, апатичен, депрессивен, часто толст, всех обвиняет. Саттвичный – уравновешен.
Чтобы понять, что породило самскару, нужно последовательно пройти 5 состояний:
1. Мутха – заторможенность.
2. Кшипта – рассеянное сознание, блуждающее состояние ума.
3. Викшипта – уравновешенное или сбалансированное состояние, но неустойчивое.
В этих состояниях тяжело или невозможно заниматься йогой.
4. Экагра – однонаправленность, устойчивость ума, следование своему пути.
5. Неродха – интуитивное движение в потоке времени, вхождение в поток, где нет умозаключений, волнений и сомнений.
В этом состоянии легко практиковать йогу, действовать .