Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВСТУПЛЕНИЕ В МИР ВОЛШЕБНИКА



У вас может возникнуть вопрос, почему я, выходец из Индии, проявляю такой интерес к волшебникам. На это я отвечу: в Индии мы все еще верим в существование волшебников. Что такое волшебник? Это не просто тот, кто совершает чудеса, это тот, кто может вызвать превращение.

Волшебник может превратить страх в радость, разочарование в удовлетворение.

Волшебник может превратить то, что ограничено во времени, в бесконечное.

Волшебник может унести вас за пределы всех ограничений, туда, где не существует границ.

Во времена своего детства, которое я провел в Индии, я знал, что все это правда. Иногда в наш дом заходили старики в белых одеждах и сандалиях, и даже наивный мальчик понимал, что это далеко не обычные люди. От них веяло спокойствием, они излучали радость и любовь. Дикие взлеты и падения повседневной жизни, казалось, вообще их не касались. Мы называли их гуру, или духовными учителями. Но прошло много времени, прежде чем я понял, что гуру и волшебники — это одно и то же. Каждое общество имеет своих учителей, пророков и целителей; гуру — это просто наше название для тех, кто обладает духовной мудростью.

В представлении Запада, волшебник — это прежде всего колдун, занимающийся алхимией, превращающий простой металл в золото. Алхимия существует и в Индии (фактически, она там и возникла), но алхимия — это на самом деле кодовое слово. Оно означает превращение в золото человеческого существа, превращение наших низменных качеств — страха, невежества, ненависти и стыда — в самые замечательные качества: любовь и удовлетворение. Так что учитель, который может научить вас тому, как превратиться в свободную, исполненную любви личность, это, по определению, и есть алхимик — и всегда был таковым.

Когда я начал ходить в среднюю школу в Нью-Дели, я уже очень много знал о самом выдающемся волшебнике западных традиций — Мерлине. Как и всякий человек, которому приходилось с ним познакомиться, я сразу же его полюбил. И вскоре для меня открылся весь его мир. Я до сих пор помню десятки строф из эпической поэмы Теннисона «Королевская идиллия» («Безмятежная жизнь короля»), которые мы заучивали наизусть в длинные, жаркие дни школьных занятий. Я жадно проглатывал все, что попадало в мои руки об артуровских тайных знаниях. И я не видел ничего необычного в том, что мне все известно о спокойном зеленом Камелоте, хотя и живу я под палящим тропическим солнцем, что мне хочется, подобно Ланселоту, скакать верхом, пусть я даже буду задыхаться под сковывающей меня броней. Я не сомневался в существовании хрустальной пещеры Мерлина, хотя каждый автор старался убедить меня в том, что волшебники существуют только в мифах.

Я воспринимал все иначе, потому что я был мальчиком, выросшим в Индии, — и я встречался с волшебниками.

Для чего нам нужны волшебники

Тридцать лет я думал о знаниях, которыми обладает волшебник. Я путешествовал по Гластонбери и Западной Стране, взбирался на Тор и видел холм, где, согласно преданию, покоится Артур и его рыцари. Но нечто более мистическое, какая-то потребность в трансформации, опять тянули меня к волшебству. С каждым годом я все сильнее чувствовал, что наше время нуждается в его знаниях больше, чем любое другое. Теперь, когда я стал взрослым, я много говорю и пишу о том, как достичь полной свободы незавершенности, и только недавно я понял, что то, о чем я говорю, и есть алхимия.

В конце концов я пришел к выводу, что эту тему можно сделать очень увлекательной, если воспользоваться самыми удивительными из всех когда-либо описанных отношений» — отношениями, которые установились между Мерлином и мальчиком Артуром в хрустальной пещере. В этой книге под «хрустальной пещерой» понимается особое место в человеческом сердце. Это безопасное пристанище, где голос мудрости не знает страха, куда не может войти суматоха внешнего мира. В хрустальной пещере всегда обитал и всегда будет обитать волшебник — стоит вам только войти туда и услышать.

Современные люди живут в волшебном мире точно так же, как жили в нем предыдущие поколения. Джозеф Кэмпбелл , величайший знаток мифологии, утверждает, что каждый, кто стоит на углу улицы в ожидании, когда зажжется зеленый свет, на самом деле ждет, когда он сделает шаг в мир героических поступков и фантастических событий. Мы просто не видим своего шанса. Мы переходим улицу, не замечая меча, который воткнут в камень у обочины.

Путешествие в мир чудесного начинается здесь. И самое лучшее время для начала — сейчас. Путь волшебника существует вне времени — он существует повсюду и нигде. Он принадлежит каждому и никому. Так что эта книга о том, как сделать лучше то, что уже принадлежит вам. Первая фраза первого урока гласит:

Волшебник присутствует в каждом из нас. Этот волшебник все видит и все знает.

Это единственная фраза из книги, которую вам придется принять на веру. Как только вы найдете волшебника внутри себя, учение придет само. В течение многих лет такой вид непосредственного обучения находился в центре моей повседневной жизни, когда я постоянно следил и ждал, что скажет внутренний советчик. Не существует другого столь же захватывающего пути обучения. Я слышал голос Мерлина в смехе, нечаянно подслушанном в аэропорту, в шепоте деревьев, окружающих ведущую к берегу тропу, и даже в своем телевизоре. Если вы этому открыты, автобусная остановка превратится хрустальную пещеру.

Для чего нам нужен путь волшебника? Он нужен нам для того, чтобы подняться над всем обычным и повседневным к чему-то значительному, к тому, что мы привыкли относить к вымыслу, но на самом деле оно у нас под рукой, здесь и сейчас. Быть живым означает завоевать право говорить все, что вы хотите, быть тем, кем вы хотите быть, и делать то, что вы хотите делать. Камелот — символ именно такой свободы. Вот почему мы вспоминаем о Камелоте с тоской и восторгом. С тех пор жизнь стала очень сложной.

Однажды ученик пришел к великому учителю и спросил: «Почему я чувствую, как что-то сдерживает меня изнутри, как если бы я хотел громко закричать?» Учитель Посмотрел на него и ответил: «Потому что каждый себя так чувствует».

Каждому из нас хочется раскрыться в любви и творчестве, исследовать свою духовную природу, но часто нам не удается этого сделать. Мы заперли себя в своих собственных тюрьмах. Однако некоторым людям удается вырваться за пределы, которые делают жизнь такой ограниченной. Прислушайтесь к персидскому поэту Руми, который писал: «Вы — безграничный дух, пойманный в ловушку условий, подобно солнцу во время затмения».

Это голос волшебника, который не желает соглашаться с тем, что люди ограничены во времени и пространстве. Мы просто временно находимся в состоянии затмения. Задача обучения у волшебника — найти волшебника в себе. Найдя внутреннего проводника, вы найдете себя. Вы — это вечно сияющее солнце, которое может находиться в состоянии затмения, но как только тени уходят, солнце открывается во всем своем великолепии.

Как учиться у волшебника

Эта книга содержит двадцать уроков, каждый из которых преподнесен сточки зрения волшебника. Каждый урок начинается с каких-нибудь, сжатых выдержек из мудрости волшебника, которые помогут вам переступить границы обычной реальности. Прочтите каждый из них и дайте им дойти до вашего сознания. Не нужно ждать результатов, просто постарайтесь сохранить произведенное на вас впечатление. Вы не должны делать никакой работы или прилагать усилия. Усилия подобны борьбе с трясиной — вы только глубже погружаетесь в нее.

Внутренний волшебник хочет говорить, и это справедливо для каждого из нас. Но этому волшебнику нужно дать такую возможность — просвет. Подобно дзэновским коанам, афоризмы обеспечивают такой просвет, сдвигают восприятие, что может вызвать смещение персональной реальности.

Голос волшебника необходимо вернуть в повседневную жизнь. Выше я процитировал первую фразу из первого урока:

Волшебник живет в каждом из нас. Этот волшебник все видит и все знает. А дальше следуют слова:

Волшебник стоит за пределами

противоположностей света и тьмы, добра и зла,

наслаждения и боли.

Все, что видит волшебник, имеет свои корни в

невидимом мире.

Природа отражает настроения волшебника.

Тело и ум могут спать, но волшебник бодрствует всегда.

Волшебник владеет секретом бессмертия.

Если эти слова вызвали у вас слабый неясный отклик, легкий трепет узнавания, значит, они сделали свое дело.

Это действительно захватывающе- вдруг открыть, что вы не ограниченное существо, а дитя чуда. И это правда, это глубоко скрыто в каждом из нас — тех, кто слишком долго находился в состоянии затмения.

Я собрал около сотни подобных высказываний и проиллюстрировал их историями из мира Мерлина и Артура. Это не фрагменты из древних легенд, это притчи, действие которых я перенес в то время. Иногда рассказ, который иллюстрирует приведенный афоризм, не кажется точно ему соответствующим или обладающим совершенной логикой. Это сделано умышленно, поскольку ваш линейный ум со своей потребностью в создании порядка — это не единственная ваша часть, которая отправляется в путешествие по пути волшебника. Вы отправляетесь в этот путь вместе со своим воображением, с надеждой, со своим твор­ческим даром, с любовью.

Если говорить коротко, путь волшебника — это путь духа. Но духовность не противопоставляется рациональности: она представляет собой более крупную структуру, в которую разум вписывается как одна часть из многих. Чтобы беседовать с линейным разумом, в каждом уроке я привожу раздел, озаглавленный «Как следует понимать урок», который поможет вам лучше понять приведенные афоризмы и истории. И заканчивается урок разделом «Как воспользоваться уроком в своей жизни», целью которого является помочь вам включить мудрость волшебника в свою повседневную жизнь.

«Как воспользоваться уроком в своей жизни» — это практическая часть пути волшебника. Мои советы приведены просто для того, чтобы вы могли сделать первый шаг, чтобы воодушевить вас самих вступить на этот путь. В конечном счете именно ваше собственное понимание изменит вашу реальность. В эти разделы включены некоторые упражнения, которые могут вам показаться пассивными, потому что большинство из них — это мысленные эксперименты.

Что такое мысленный эксперимент? Это способ привести ваш ум на новое место, заставить его увидеть вещи в другом свете. Волшебник знает нечто глубинное и важное — если вы хотите изменить мир, измените свое отношение к нему. Эйнштейн однажды лег на кушетку, закрыл глаза и увидел человека, передвигающегося со скоростью света. Следуя за этим увлекательным образом, он начал проводить всевозможные мысленные эксперименты, которые могли выглядеть просто мечтами. Однако несколько лет спустя трансцендентные видения Эйнштейна привели к изменению взгляда на природу всего научного мира.

Если фантазии, которые приходят в голову лежащему на кушетке человеку, могут изменить мир, значит, мысленный эксперимент должен обладать огромной силой. Ничто не может быть изучено по-настоящему, пока оно не будет воплощено. Ум, переживание, дух — когда все это собирается вместе, открывается путь волшебника, это шаг в сторону алхимии. Мудрость, живущая внутри вас, подобна вспышке, которая, однажды загоревшись, никогда не погаснет.

Чтобы собрать все это вместе, я вам советую проделать следующее:

1. Прежде чем приступать к чтению любого урока, посидите спокойно минуту-другую.

2. Прочтя афоризмы, подождите несколько минут, пока вы их усвоите. Перечитайте их столько раз, сколько вам захочется. Предоставьте возможность проявиться вашим собственным реакциям и проницательности — часто это самое ценное, что вы можете получить.

3. Прочтите остальной материал урока: рассказ о Мерлине и Артуре, раздел под названием «Как следует понимать урок» и раздел, который называется «Как пользоваться уроком в своей жизни».

4. Если последний раздел содержит практические упражнения — а большинство их содержит, — потратьте несколько минут на то, чтобы проделать эти упражнения. Если вы хотите получить полное впечатление, полезно повторить их несколько раз в течение дня.

Перечитайте каждый урок столько раз, сколько сочтете нужным — один или несколько раз, и попробуйте день или неделю жить с этим уроком. Для этого процесса не существует никакого расписания. Я только хочу вас предупредить, что вы должны прожить с каждым уроком по меньшей мере один день, вместо того чтобы стремиться усвоить слишком много за один раз.

Семь ступенек алхимии

В третьей части этой книги речь идет о стадиях трансформации, через которые волшебник проводит своего ученика. Я назвал их семью ступеньками алхимии, которая начинается при рождении и в конечном счете приводит к полной трансформации. Алхимия занимается превращением предметов в золото — в этот совершенный, не поддающийся порче материал. Если говорить о человеке, то золото — это символ чистого духа. Если человек преодолевает все ограничения, отбрасывает все страхи и осознает чистый дух, который живет внутри него, значит, семь ступенек алхимии преодолены.

Нельзя себе представить путешествия более увлекательного. Во времена Артура такое путешествие носило название поиска, и высшей целью этого поиска всегда был Святой Грааль, самый могучий символ чистого духа. Для меня алхимия и Грааль — это одно и то же. В обоих случаях имеет место серьезный поиск неподвластных времени аспектов жизни, которые дают то, о чем мечтает каждый человек, — чистую любовь, чистую радость, чистое удовлетворение.

Не имеет значения, какую часть вы прочтете раньше — вторую или третью. У каждой из них свой подход и способ выражения, но обе они вышли из мира волшебника. В обеих живет Мерлин, а его цель всегда одна и та же — научить каждого из нас, как достичь совершенства, которое должна унаследовать наша плоть.

Наконец, в этой книге описывается в общих чертах тот поиск, который перенесет вас из жизни, где властвует эго со всей его борьбой, в новую жизнь, где властвуют чудеса. Не найдется двух человек, которые продвигались бы с одинаковой скоростью, но потребность в чуде у каждого из нас настолько велика, что — я верю — придет день, когда в вас действительно начнут пробуждаться эти знания волшебника, а вместе с ними начнется ваша новая жизнь. Полный расцвет вашего духовного потенциала — вот самое меньшее, на что вы можете рассчитывать.

Примечание:

Будучи провидцем, волшебник лишен пола, и только благодаря неповоротливости английского языка Мерлин — это «он» (на нашем языке Бог, видящий, пророк и многие другие понятия находятся за пределами представлений о мужском и женском). «Волшебница» — не слишком подходящее слово, поэтому помните, пожалуйста, что понятие «волшебник» относится к женщинам точно так же, как к мужчинам. Возвращению волшебства в наше общество мы как раз больше всего обязаны женщинам.

 

Часть вторая

ПУТЬ ВОЛШЕБНИКА

Существует учение, — сказал Мерлин, — которое называется путь волшебника. Ты когда-нибудь слышал о нем?

Мальчик Артур оторвался от разведения костра, которое продвигалось у него не слишком хорошо. В сырое весеннее утро в Западной Стране редко удается легко разжечь костер.

— Нет, я никогда не слышал о таком, — ответил Артур, минуту подумав. — Волшебники? Ты хочешь сказать, что они все делают иначе, чем мы?

— Нет, они все делают точно так, как мы, — ответил Мерлин.

Видя неуклюжие попытки Артура развести костер, он, щелкнув пальцами, зажег пропитанную влагой кучу собранных Артуром щепок. Мгновенно взметнулось яркое пламя. Тогда Мерлин раскрыл ладони и добыл из воздуха немного пищи — две красновато-коричневых картофелины и несколько грибов.

— Насади их на вертел и обжарь, если хочешь, — сказал он.

Артур спокойно кивнул, принимая все это как нечто само собой разумеющееся. Ему было около десяти. Единственный человек, которого он когда-либо знал, был Мерлин. Они были вместе с того момента, как он себя помнил.

Наверное, у него была когда-то мать, но он даже смутно не мог вспомнить ее лица.

Уже через час после рождения королевского ребенка старый человек с длинной белой бородой заявил на него свои права.

— Я последний хранитель пути волшебника, — сказал Мерлин. — И, возможно, ты будешь последним, кто узнает его.

Пристраивая вертела на огне, Артур посмотрел через плечо на своего учителя. Теперь он был заинтригован. Мерлин — волшебник? Ему это никогда не приходило в голову. Они вместе жили в лесу, в хрустальной пещере. Освещением для них служил свет, который излучали ее стены. Артур научился плавать в воде, как рыба. Когда ему хотелось есть, рядом с ним появлялась еда или Мерлин протягивал ему что-нибудь в своей ладони. Разве так бывает не у каждого?

— Скоро ты должен будешь покинуть эти места, — продолжал Мерлин. — Осторожно, эта картошка не должна превратиться в золу.

Она, конечно, уже превратилась. Поскольку Мерлин жил во времени, идущем вспять, его предупреждения всегда приходили слишком поздно, после того, как уже успевало произойти какое-нибудь мелкое несчастье. Артур счистил сгоревший слой и опять насадил картофелину на вертел, сделанный из свежей веточки липы.

— Не расстраивайся, — сказал Мерлин. — Возьми себе эту.

— Что значит «покинуть эти места»? — спросил Артур.

Ему приходилось бывать только в соседней деревне, в тех редких случаях, когда у Мерлина появлялось желание отправиться на рынок, и всякий раз волшебник следил за тем, чтобы оба они были одеты в плотные накидки с капюшонами. Мальчик остро замечал все вокруг, и, попадая в общество других людей, он испытывал сильное волнение. Мерлин бросил на своего ученика внимательный взгляд.

— Я собираюсь послать тебя в трясину или, как называют это смертные, в мир. Все эти годы я оберегал тебя от трясины, стараясь научить тебя тому, чего ты никогда не забудешь...

Сделав паузу, чтобы произвести большее впечатление, он продолжал:

...Пути волшебника.

После этого разговор оборвался, как это часто бывает между людьми, которые долгое время проводят вместе. Они дышали одним дыханием, старый человек и мальчик, так что Мерлин не мог не почувствовать беспокойства, которое заметалось в сознании Артура, подобно пантере в клетке.

Они доели приготовленную пищу, и Артур стал спускаться вниз по склону, чтобы выкупаться в лазурном озере. Когда он вернулся, Мерлин уже загорал на своем любимом камне (загорал, конечно, чисто условно, так как собравшиеся в небе ватные облака пропускали один-единственный солнечный луч, который, пробиваясь через верхушки деревьев, падал на белые волосы волшебника).

— А что будет с тобой? — сорвалось с уст мальчика.

— Со мной? Нечего так раздуваться. Благодарю тебя, но я прекрасно обойдусь без твоей помощи.

Произнося эти резкие слова, Мерлин прекрасно созна­вал, что ранит чувства мальчика. Но волшебник не спешил извиняться. Вместо этого красивый длинный лук из белого ясеня появился на земле рядом с Артуром, который нетерпеливо схватил его и начал натягивать. Он знал, что на их условном языке это означает, что старый человек приносит свои извинения.

— Беспокоюсь я не о себе, — продолжал Мерлин, — а о том, что знания могут быть утрачены. Как я уже говорил, ты можешь оказаться последним, кто изучит путь волшебника.

— Значит, я сделаю так, чтобы они не пропали, — пообещал Артур.

Мерлин кивнул. В этот день он больше не говорил о пути волшебника, так же как и в последовавшие за ним дни. Но однажды, проснувшись июньским утром, Артур обнаружил, что его постель из сосновых веток покрыта снегом. Вздрогнув, он быстро сел, и с его одеяла из оленьей шкуры полетели во все стороны белые пушистые хлопья.

— Я думал, ты это делаешь только в декабре, — сказал он, но Мерлин ему не ответил.

Он стоял, неподвижный, как скала, в центре снежного круга, который покрывал место, где они ночевали. Перед ним находился странный призрак — большой валун с воткнутым в него мечом. Несмотря на то что воздух был хо­лодным, на камне не было ни одной белой снежинки, и над ним возвышался чистый клинок — пять футов блестящей кованой дамасской стали.

— Что это? — спросил Артур.

Вид камня глубоко его взволновал, хотя он и не мог объяснить почему.

— Ничего, — ответил Мерлин. — Просто запомни это.

Минуту спустя очертания меча в камне начали расплываться, и когда Артур, умывшись водой из горного ручья, вернулся обратно, поляна возле пещеры Мерлина опять была чистой, все снежные хлопья растаяли под теплыми лучами летнего солнца, а камень исчез, как исчезает то, что ты видел во сне. Мальчику хотелось заплакать, потому что он знал, что это утреннее видение было прощальным жестом Мерлина, его памятным подарком.

То, что произошло с Артуром после разлуки с Мерлином, давно стало темой многочисленных легенд. В конце концов, снежным рождественским утром, он обнаружил себя в Лондоне, возле собора, где опять таинственным образом появился камень с воткнутым в него мечом. К удивлению выходящей из церкви толпы, он вытащил меч из камня и заявил о своих правах на королевский престол. Он вел бесконечные жестокие войны, чтобы преодолеть сопротивление многочисленных своих соперников, потом основал Камелот — место своего правления. Каждый прожитый им день был днем на пути волшебника. Став исторической личностью, он заставил все последующие поколения восхищаться тем, чему Мерлин научил ребенка, пока они жили в лесу, прежде чем мальчик Артур подошел к камню и, взявшись за украшенную драгоценными камнями рукоять, решил свою судьбу.

После разрушения Камелота немного времени потребовалось и для того, чтобы уничтожить мир Артура. Земля опять погрязла в раздорах и невежестве, и, как и предсказывал Мерлин, Артур оказался последним из тех, кто шел по его пути. После него история Запада не знала ни одного волшебника.

Но Мерлин никогда не считал, что путь волшебника может зависеть от того, как обернется история. «То, что я знаю, находится в воздухе — любил говорить он. — Вдохните, и оно ваше». Волшебникам известны вечные истины, и поэтому сокровищница их знаний находится за пределами временных границ. Путь открыт. Он начинается повсюду и не ведет никуда, хотя и приводит в нужное место. Все это вам раскроется, когдавы послушаете, о чем говорит Мерлин.

Урок 1

Волшебник живет в каждом из нас. Этот волшебник все видит и все знает.

Волшебник стоит за пределами противоположностей света и тьмы, добра и зла, наслаждения и боли.

Все, что видит волшебник, имеет свои корни в невидимом мире.

Природа отражает настроения волшебника.

Тело и ум могут спать, но волшебник бодрствует всегда.

Волшебник владеет секретом бессмертия.

Вот, — сказал Мерлин, протягивая чашку супа маль­чику Артуру, — попробуй.

Поколебавшись минуту, Артур попробовал предложенный ему суп. Это было вкусное густое варево из оленины и корней диких растений, непостижимым образом приготовленное Мерлином в тот момент, когда Артур повернулся к нему спиной. Суп, без сомнения, был очень хорош, и Артур поспешил зачерпнуть следующую ложку, но с удивлением обнаружил, что Мерлин выхватил чашку из его рук.

— Подожди, хватит, — пробормотал он с набитым ртом и покачал головой. — Весь пир заключается в первой ложке, — наставительно сказал он.

Сначала Артур почувствовал обиду и разочарование, но вслед за этим вдруг пришло чувство удовлетворения, как будто он успел съесть всю порцию. Позже, когда Артур дремал под деревом, Мерлин тихонько подошел к нему и поставил рядом большую чашку супа. Отходя прочь, волшебник пробормотал:

— А теперь подумай, какую пользу принесли бы тебе все эти годы, проведенные в школе у волшебника, если бы я не мог показать тебе все в первый же урок?

Как следует понимать урок

Чтобы научиться тому, чему учит волшебник, потребуется вся жизнь, но все то, для раскрытия чего нужны годы и десятилетия, содержится в первом уроке Мерлина. Здесь волшебник знакомит нас с собой. Он описывает свой подход к жизни, который позволяет решать самые глубинные загадки смерти и бессмертия. И все это волшебным путем. Потому что Мерлин в действительности не облечен в физическую форму. Никакие формы не применимы к Мерлину. Он видит мир приходящим и уходящим, он пережил смены эпох, и его реакция на все вокруг всегда одна и та же: он видит.

Волшебники — это видящие. Что значит для них «видеть»? Это значит видеть реальность в целом, а не во множестве отдельных ее частей.

— Ты всегда был волшебником? — спросил мальчик Артур.

— Как я мог им быть всегда? — ответил Мерлин. — Когда-то я бродил, подобно тебе, и все, что я видел, глядя на человека, это была форма из плоти и костей. Но со временем я начал замечать, что человек живет в доме, который служит продолжением его тела, — несчастные люди с беспорядочными эмоциями живут в грязных домах, счастливые и довольные живут в опрятных домах. Это было просто наблюдением, но после того, как я немного подумал над этим, я, глядя на дом, уже многое знал о живущем в нем человеке.

Потом моя способность видеть расширилась. Когда я смотрел на человека, я не мог не видеть его семьи и друзей. Они тоже служат продолжением человека, и оно многое говорит мне о том, кто этот человек на самом деле. Потом я стал видеть еще больше. Я начал видеть то, что находится под маской физического внешнего вида. Я видел эмоции, желания, страхи и мечты. Конечно, все они тоже являются частью человека, если у вас есть глаза, чтобы их увидеть.

Я начал наблюдать энергию, излучаемую каждым человеком. В это время физический внешний вид тела из плоти и костей почти утратил для меня значение, и вскоре в каждом, кого я встречал, я стал видеть мир внутри мира. Потом я понял, что каждое живое существо — это целая Вселенная, только спрятанная всякий раз под другой маской.

— И это правда возможно? — спросил Артур.

— Придет день, когда ты поймешь, что всю Вселенную

ты можешь найти внутри себя, и тогда ты станешь волшебником. Став волшебником, ты уже не будешь жить в мире — мир будет жить в тебе.

Столетие за столетием люди пытались обнаружить, где живут волшебники — в дремучих лесах или глубоких пещерах, в замках или храмах. Кроме того, волшебники путешествовали под самыми разными именами — философов, магов, пророков, шаманов, гуру. «Расскажите нам, почему мы страдаем? Расскажите нам, почему мы становимся старыми и умираем? Расскажите нам, почему мы слишком слабы для того, чтобы сделать свою жизнь прекрасной?» Только к волшебнику могут обратиться смертные с подобными вопросами, чтобы облегчить свою душу.

Но если ты будешь слушать внимательно, то заметишь, что волшебники, учителя и гуру — все говорят одно и то же: «Я могу избавить вас от всего этого невежества и боли, если вы поймете одну вещь: я — внутри вас. Этот отдельный человек, который, как вам кажется, говорит с вами, вовсе не отдельный. Мы — одно целое, и на том уровне, где мы одно целое, никаких ваших проблем не существует».

Когда однажды Артур стал жаловаться на то, что Мерлин забрал его в лес, позволив бросить лишь беглый взгляд на мир, Мерлин только фыркнул.

— Мир? Как, по-твоему, живут эти люди, те, которых ты видел в деревне? Они переживают из-за удовольствий и боли, ищут одно и безнадежно теряют другое. Будучи живыми, они переводят свою жизнь, беспокоясь о смерти. Они постоянно заняты только одним — будут они богатыми или бедными, и отсюда все их извечные страхи.

К счастью, живущий внутри нас волшебник не испытывает ничего подобного. Он видит истину и поэтому не замечает того, что ею не является, поскольку игра противоположностей — удовольствие и боль, богатство и бедность, добро и зло — только кажется реальностью, пока ваша способность видеть не расширится до более широких пределов — тех, в которых видит волшебник. Хотя все это и не отрицает того, что эта драма повседневной жизни очень реальна для простых смертных. Внешний вид жизни — это и есть жизнь, если все, во что вы верите, — это ваши ощущения, то, что вы видите и чувствуете.

Смертные обращаются к волшебникам, чтобы избавиться от этой одержимости внешней стороной жизни, горя желанием найти ее смысл. Должно существовать что-то еще, чем просто быть живым, думают смертные, хотя и не знают точно, что же это такое может быть. «Проводи время в размышлениях не о том, что ты видишь, — поучает Мерлин Артура, — а о том, почему ты это видишь».

Итак, вывод из первого урока: посмотрите за пределы своего ограниченного я, чтобы увидеть свое неограниченное Я. Постарайтесь проникнуть за маску смертности — и вы найдете волшебника. Он находится внутри вас, и только там. Как только вы его обнаружите, вы тоже станете видящим. Но то, что вы сможете увидеть, будет появляться в свое время, постепенно. Прежде чем вы сможете видеть, появится ощущение, что в жизни есть что-то еще, — что-то помимо того, что вы называли жизнью. Это похоже на тихий голос, который шепчет: «Найди меня». Голос, лишенный эмоций, спокойный, доносящийся изнутри — и неуловимый. Это голос волшебника, но это также и ваш собственный голос.

Как воспользоваться уроком в своей жизни

Высказывания Мерлина действуют едва уловимо, подобно воде, просачивающейся вглубь земли. Вода, которая появляется из грунта сегодня, — это дождь, который упал на его поверхность тысячи и даже миллионы лет назад. Нам не слишком много известно о поведении этой скрытой воды, о том, откуда она приходит, что происходит с нею среди подземных камней. Но в один прекрасный день, освобожденная под действием гравитационных сил, она поднимается из тьмы, и из земли начинает бить удивительно чистый и свежий источник.

Так же и с Мерлином. Если вы несколько минут поси­дите молча и прислушаетесь к его словам, они начнут проникать в вас. Дайте этому произойти, а потом мудрость сделает свою работу. Не стоит ожидать или предвидеть определенные результаты, но внимательно следите за всем, что бы ни произошло. Все, что ни случится, хорошо.

Этот первый урок о том, как найти волшебника и оценить его точку зрения, которая очень сильно отличается от точки зрения и вашего ума, и ваших эмоций. Эмоции ощущают и реагируют. Они непосредственны, подобно сокращениям щупалец актинии, которые мгновенно реагируют на любое ощущение. Боль вызывает эмоциональное сжатие, удовольствие приводит к расширению и чувству освобождения.

Ум же работает не столь непосредственно. Он содержит большой объем памяти и постоянно роется в ней. Сравнивая новое со старым, он принимает решение: это хорошо, это плохо, это стоит повторить, этого лучше не повторять. Таким образом, эмоции дают немедленную, необдуманную реакцию на любую создавшуюся ситуацию, подобно ребенку, который непроизвольно плачет или смеется. Ум советуется со своим банком памяти и дает замедленную реакцию.

У волшебника нет ни одной из этих реакций, ни непосредственной, ни замедленной, — Мерлин прост. Он видит мир и позволяет ему быть таким, как он есть. Но это не пассивность. Основой всего в мире волшебника служит его способность проникновения в сущность, его понимание: «Все это — я сам». Поэтому, принимая мир таким, как он есть, волшебник все видит в свете самопризнания, который является светом любви.

Может показаться странным, что определение любви, данное волшебником, прячется в безмолвии. Если говорить об эмоциях, то любовь — это огромная волна чувств, очень активное влечение к какому-то стимулу, против которого вы не можете устоять. Ум идет своими собственными путями, но эти пути не так уж сильно отличаются: ум любит то, что дает повторение всего, доставившего приятное переживание в прошлом. «Я люблю это» означает, в основном, «Я люблю повторять то, что было так приятно чувствовать в прошлом». Так что как ум, так и чувства избирательны. Выбирать и отбирать не так уж и плохо, но это требует усилий. Хотя все мы считаем, что прилагать усилия — это хорошо, что ничто не дается без труда, на самом деле это не так: до сути нельзя добраться с помощью усилий; любви нельзя достичь с помощью усилий.

На более тонком уровне выбор и отбор включают так­же и отказ. Ум какое-то время концентрируется на чем-то одном. Прежде чем вы сможете сказать: «Мне это нравится», вы вынуждены отказаться от всех остальных возможностей. Ни ум, ни эмоции не относятся нейтрально к боли и страданиям: они боятся и отвергают их. Эта привычка всегда производить выбор и отбор забирает много энергии, потому что ваш ум постоянно должен быть начеку, постоянно следить за тем, чтобы больше не повторилась эта боль, разочарование, одиночество и множество других болезненных переживаний. Где же взять место молчанию?

Без молчания нет места волшебнику. Без молчания не возможно по-настоящему понять жизнь, внутренняя структура которой едва уловима, подобно еще не распустившемуся бутону розы. Если смертный обратился за советом к волшебнику, значит, он заметил, что волшебник не живет в вечном страхе, как он сам. Волшебник принимает и даже использует все, что бы ни случилось.

— Как вам удается добиться такого спокойствия ума? — спрашивает смертный. И волшебник отвечает:

— Загляни в себя, там ты найдешь только спокойствие.

Так что первый шаг в мир Мерлина — просто осознать, что этот мир существует, и этого достаточно. Когда вы будете сидеть над этим уроком, ваш ум может воспротивиться, заявляя «Нет!» на любое утверждение о том, что существует другая приемлемая точка зрения, путь, который отличается от его собственного пути. К этой волне сомнений, беспокойства, скуки, скептицизма, презрения — любая реакция возможна — могут присоединиться и ваши эмоции. Не сопротивляйтесь этим чувствам. Это просто старый, привычный путь поиска и выбора. Путем отрицания ваш ум напоминает о собственной значимости, потому что годами он верой и правдой служил вам, не подпуская неприятные вещи. Вопрос в том, действительно ли срабатывала его тактика? Ум может преуспеть в том, чтобы сделать вас разумным, хорошо соображающим человеком, но он плохо приспособлен для того, чтобы принести вам счастье, удовлетворение, душевный покой.

Мерлин не спорит с умом. Все споры порождаются мыслями, а волшебник не думает. Он видит. И в этом ключ к сверхъестественному, потому что все, что бы вы ни увидели в своем внутреннем мире, вы можете перенести в мир внешний. Живите с этим первым уроком, позволив мудрости постепенно просачиваться в тайные ходы вашего существа, и наблюдайте. Волшебник внутри вас, и он хочет только одного: появиться на свет.

Урок 2

Волшебство может вернуться только с возвращением невинности [2] .

Сущность волшебника — превращение.

Каждое утро юный Артур спускался к лесному озеру, чтобы умыться. Как и любой мальчик, он не слишком любил это делать. Его отвлекала болтовня рыжих белок, стрекотание сорок и все, что казалось ему куда интереснее воды и мыла.

Мерлина не слишком беспокоила грязь, которая собиралась на лице Артура, шее и прочих местах. Но однажды волшебник наконец воскликнул:

— У тебя за ушами я мог бы выращивать фасоль! Мало того, что ты проводишь у озера не больше минуты, но делай там хоть что-нибудь за это время.

— Я боялся тебе признаться, Мерлин, — сказал Артур, опустив голову, — но когда я склоняюсь над водой, я не вижу своего отражения. Я не вижу, где мыть, и даже не вижу, как я выгляжу.

К удивлению мальчика, когда он поднял глаза, то увидел, что Мерлин смотрит на него с восхищением.

— Возьми, — сказал он, протягивая мальчику как награду большой изумруд (потом Артур любил заставлять прыгать по воде этот камушек). — Я думал, причина твоего непослушания в утрате невинности, но теперь вижу, что я ошибался. Не имея отражения, ты не имеешь представления о самом себе. Только тогда, когда тебя не отвлекает представление о самом себе, ты можешь сохранять состояние невинности.

Как следует понимать урок

Невинность — наше естественное состояние, раньше оно было всеобъемлющим. Когда мы обращаем взгляд на себя, то, даже пытаясь быть абсолютно честными перед собой, мы видим образ, создававшийся слой за слоем в течение многих лет, и все эти слои тесно переплелись между собой. Линии и морщинки, которые с годами появляются на лице человека, рассказывают историю его радостей и печалей, побед и поражений, идеалов и переживаний. И на этом лице почти невозможно увидеть что-либо еще.

Волшебник видит себя всюду, куда бы он ни посмотрел, потому что он смотрит непредвзятым взглядом. Его не затемняют суждения, ярлыки, определения. Волшебник просто знает, что у него есть эго и образ себя, но его не отвлекают эти вещи. Он видит их на фоне всей совокупности, всей общности жизни.

Эго — это «я»; это ваша исключительная точка зрения. В состоянии невинности эта точка зрения чиста, подобно чистому объективу. Но при отсутствии невинности фокус эго сильно смещается. Хотя вы и думаете, что вы что-то знаете — включая себя самого, — на самом деле вы видите собственные суждения и ярлыки. Самые простые слова, которые мы используем для того, чтобы охарактеризовать друг друга, — такие, как друг, семья, чужой, — несут отпечаток суждений. Например, огромный разрыв между понятиями друг и чужой заполнен интерпретациями. Отношение к другу одно, к врагу — совсем другое. Даже если мы не выносим этих суждений на поверхность, они затемняют наше восприятие, подобно пыли, затемняющей объектив. Не имея никаких постоянных определений для вещей, волшебник всякий раз видит их сызнова. Его объектив чист от пыли, так что мир сверкает новизной. Та же тихая мелодия звучит во всем: «Это ты». Бог мог быть бы определен как Тот, Кто смотрит вокруг и всюду видит только Себя; поскольку мы существуем в Его воображении, наш мир — это тоже зеркало.

Такая точка зрения, присущая волшебнику, людям кажется очень странной, потому что их интересы направлены совсем на другое. Их очаровывают вещи, которые они видят вокруг, и какую бы вещь они ни увидели, они тут же стремятся дать ей имя, а потом уже использовать. Имена даны всем животным и птицам. Растения выращиваются для использования в пищу или для удовольствия. Земли существуют для того, чтобы их исследовать и покорять. Ни к чему этому Мерлин почти не проявляет интереса. Волшебники часто не знают названий большинства обычных вещей, таких, как дуб, лань или созвездие. Но волшебник может часами смотреть на сучковатый дуб, на кормящую самку лани или на ночное небо, и каждый момент его созерцания будет всепоглощающим.

Смертным тоже хотелось бы обладать всепоглащающим вниманием. В ответ на вопрос о том, в чем секрет такого свежего, очарованного взгляда на мир, Мерлин говорит: «Вы утратили целомудрие, непредвзятость. Навесив на все вещи ярлыки, вы уже не замечаете, что вместо вещи, на которую вы смотрите, вы видите ее ярлык». Проиллюстрировать это довольно легко. Если в лесу встречаются два незнакомых рыцаря, они немедленно начинают искать эмблему или знамя, которые скажут им о том, друг или враг встретился на пути. Как только знаки опознаны, но только после этого, рыцари могут действовать. Друг обнимет друга, пригласит его на пир, на дружескую беседу. А если встретился враг, с ним можно только вступить в бой.

Эта одержимость мечеными вещами, по словам Мерлина, — работа ума, и только его. Ум не может реагировать, не пользуясь ярлыками. Мы носим в своих головах миллионы ярлыков, и наш ум пробирается сквозь них со ско­ростью света. Эта скорость поразительна, но никакая скорость не может спасти нас от утраты новизны. О чем бы вы ни думали, вы это уже когда-то переживали, а к тому, что вы уже переживали, вы постепенно теряете интерес.

— Вы хотели бы знать, почему вы не можете смотреть на дуб, на оленя или на звезду больше одной минуты? — говорит Мерлин. — Я ничего не слышу от вашего ума, кроме стенаний «Это уже устарело!», и вот вы бросаетесь в безумную погоню за чем-то новым.

— Я не вижу в этом проблемы, — сказал один деревенский старец. — Мир огромен, и природа полна удивительных перспектив и превращений.

— Это правда, — признал Мерлин, — но, если принять ваше возражение, ничто не может устареть или надоесть.

Бесконечность вещей вне нас нельзя отрицать. Но все смертные постоянно жалуются на скуку, не так ли?

Старец кивнул.

— Однако вы произнесли верное слово, — продолжал Мерлин, — превращений. Но это именно ваше «я» должно постоянно изменяться. Вы не можете нести в мир то же самое устаревшее «я» и ждать, чтобы мир стал для вас новым.

Волшебник никогда не. видит одну и ту же вещь одним и тем же образом дважды. Так, когда он пристально смотрит в лесную чащу, он не столько поглощен внешним видом оленя, сколько некоторыми новыми аспектами его существа: кротостью, грацией, застенчивостью или изысканностью. Всякий, кто посмотрит свежим глазом, сможет заметить эти качества. Они раскрываются, подобно лепесткам розы. Вы должны быть терпеливы, ведь они стоят того, чтобы ждать. Ваша невинность, ваша непредвзятость — единственный цветок, который существует всегда. Он никогда не увядает, и поэтому никогда не увядает мир.

Как воспользоваться уроком в своей жизни

Прочтя этот урок, потратьте некоторое время на то, чтобы попытаться опять почувствовать прикосновение невинности. Это гораздо легче, чем людям кажется. Первое, что вам следует знать, это то, чего не нужно делать. Не пытайтесь оценить свое состояние в данный момент. Вы можете чувствовать себя усталым или подавленным. Вы можете быть чем-то разгневаны, чего-то бояться, за что-то винить себя. На минуту забудьте обо всем, потому что целомудрие, как учит Мерлин, находится за пределами ума.

Просто взгляните на эту колонку слов:

Тяжелое

Легкое

Черное

Белое

Солнце

Луна

Обращаясь по очереди к каждому из них, попробуйте прочувствовать эти качества. Не важно, если вы относитесь к людям, которые вместо чувств используют образы или понятия вместо конкретных объектов. Любой подход должен сработать. Вы заметили, что вашему уму не удается избежать некоторого ощущения тяжести, легкости, черноты, белизны и т. д.? Действительно, вы не сможете даже прочитать этих слов, не испытав пусть самого слабого ощущения каждого качества.

Для того чтобы существовали эти качества, необходимо ваше участие. Если ваше участие непредвзятое, они будут существовать в свежем, новом виде. Именно так видит художник. Он смотрит на корзинку с фруктами, лодку, облака, но вместо пассивного восприятия этих предметов он создает новые, пропуская их через свое видение. Он наполняет их собственным духом.

То же делаем все мы, даже при простейшем взгляде на обычные предметы. Этот опыт показывает, что целомудрие не может быть утеряно, оно может быть только прикрыто. Секрет непредвзятого видения — это взгляд с новой точки зрения, взгляд, не обусловленный тем, что вы ожидаете увидеть.

Если бы ты мог по-настоящему увидеть это дерево, — сказал Мерлин, — ты был бы настолько удивлен, что не смог бы сдвинуться с места.

— Правда? Но почему? — спросил Артур. — Это же просто дерево.

— Нет, — ответил Мерлин. — Это просто дерево в твоем представлении. Для другого ума — это выражение бесконечного духа и красоты. Для ума Бога — это дорогой ребенок, милее всего, что можно себе представить.

Пока ум способен отмечать цвет, легкость, плотность и ощущать мир, он воспринимает себя. Слова тяжелый или белый вызывают внутри ощущение, которое принадлежит только вам. «Вне» не существует никакой тяжести или белизны, если нет вас, того, кто их воспринимает; любой вид, звук, прикосновение, вкус или запах существуют только как маленькие вспышки вашего осознания. Отправьте на Луну фотоаппарат, сфотографируйте все кратеры, долины и верните пленку на Землю. Если ни один человек не увидит этих изображений, нельзя будет составить никакого представления об их виде — будут только химические элементы, которые прореагировали на распределение фотонов в определенный момент времени. Пленка будет такой же мертвой, как и сама Луна. Мерлин сказал бы, что, если никто не смотрит на изображение Луны, никакой Луны вообще не существует.

Поэтому крайне важно смотреть на мир непредвзятым взглядом, ведь это единственный способ сделать мир живым. Ваш глаз дает жизнь всему, что он видит. За каждой молекулой всего сущего должно стоять осознание и разум,

иначе мир превратился бы в случайное скопление инертных газов и мертвых звезд, в пустоту, жаждущую получить семя жизни. Без разума нет жизни, только активность. Каждый взгляд, брошенный вами через окно, посылает семя жизни в мироздание. Вот почему Мерлин так серьезно относился к своей работе по созерцанию дубов, оленей или звезд. Он не хотел, чтобы они умерли: он любил жизнь.

Этот урок приводит к заключению: «Смотри непредубежденным взглядом, и ты дашь жизнь». Это волшебное кредо, которым руководствовался Мерлин. Обычным людям кажется трудным смотреть на что бы то ни было так просто, потому что это идет вразрез с их глубочайшим предубеждением, которое утверждает: «Мир появился первым, а я — вторым». Но мы сами не были бы живыми, если бы какое-то целомудренное Существо первым не увидело нас. Благодаря этому акту проросли семена во всей Вселенной, и это был акт любви. Вы опять узнаете о своей невинности, когда сможете увидеть любовь, которой дышит каждая частица мироздания.

Урок 3

Волшебник наблюдает, как мир приходит и уходит, но его душа обитает в царстве света.

Декорации меняются, зритель остается тот же.

Ваше тело это просто место, которое ваша память называет домом.

Мерлин предпочитал не показываться на глаза простым смертным, но однажды поздним летним вечером, когда он стоял на краю поля, его неожиданно заметили любопытные фермеры и подошли поближе. Но Мерлин продолжал стоять неподвижно, похожий на изваяние, не произнося ни звука и никак не реагируя на их присутствие.

В такие минуты он напоминал Артуру старого журавля, который замер перед тем, как устремиться в болото за приглянувшейся ему рыбкой. Однажды, после того как Мерлин в течение нескольких часов сосредоточенно смотрел на воду, мальчик не удержался и спросил, что он там высматривает.

— Я точно не могу сказать, — ответил Мерлин. — Я увидел стрекозу и захотел рассмотреть ее поближе. Она пересекла мой путь, подобно волнующей мечте, но через мгновение я уже забыл, то ли мне пригрезилась эта стрекоза, то ли я пригрезился ей.

— Разве это и так не ясно? — спросил Артур. Мерлин быстро коснулся головы мальчика.

— Ты думаешь, что твой сон живет здесь, внутри. Но я нахожу себя повсюду, так что, кто знает, какой части меня снится другая моя часть?

Как следует понимать урок

Волшебника, который живет в каждом из нас, можно было бы также назвать свидетелем. Роль свидетеля заключается не в том, чтобы взаимодействовать с постоянно меняющимся миром, а в том, чтобы видеть и понимать. Свидетель никогда не отдыхает — он продолжает бодрствовать даже тогда, когда вы смотрите сны или спите без всяких сновидений. Значит, ему не нужны ваши глаза для того, чтобы видеть, и это кажется волшебством. Разве не глаза основной орган зрения?

Основой всего, что мы видим, слышим или осязаем в этом относительном мире, является энергия и информация — каждый атом можно разложить на эти две составляющие. Но в исходном состоянии обе составляющие лишены формы. Пучок энергии может унестись в хаотическом кружении, подобно клубку дыма; информация может распасться на случайные сигналы. Для создания удивительного порядка, которым определяется жизнь, нужна еще одна сила — разум. Разум — это клей, который соединяет Вселенную.

Что касается волшебника, то для него это не просто теоретическое рассуждение, потому что он с помощью своего собственного внутреннего глаза видит, что этот разум — это он. Простого смертного такое представление сбивает с толку, потому что речь идет не об уме. Люди привыкли к познаваемым вещам, но не привыкли к познаванию себя. «Когда люди отправляются спать, — говорит Мерлин, — то самый выдающийся смертный становится ничем не лучше последнего дурака. Им снятся одни и те же страшные сны, и оба боятся смерти. Страх родился вместе с ними, и они ничем не могут наслаждаться без мысли о том, что они умрут».

У волшебника способность к познаванию сохраняется даже во сне. Всегда бодрствующий, осознающий, всезнающий универсальный разум не является для волшебника какой-то отдаленной созидательной силой. Он живет в каждом атоме. Это глаз, стоящий за глазом, ухо — за ухом, ум — за умом.

Поэтому для волшебника бодрствование не обязательно заключается в том, чтобы смотреть на мир, открыв глаза. Видение в самом глубоком смысле происходит тогда, когда мы спим или видим сон, потому что видеть означает быть открытым разуму Вселенной. Когда присутствует свидетель, весь, целиком, все становится понятным.

Знание волшебника — это чистое познавание без опоры на внешние факты. Это вода жизни, черпаемая непосредственно из источника. Независимо от того, какого вида перемены проносятся по Вселенной, у волшебника способность к познаванию остается неизменной — декорации приходят и уходят, зритель остается тот же. Пока мы не встретим волшебника внутри себя, то для того, чтобы что-то узнать, мы полностью зависим от своих ощущений и своего ума. Наши знания — выученные. Они хранятся в памяти и систематизированы в соответствии с нашими интересами. Поэтому эти знания избирательны. Знания волшебника врожденные.

Однажды Артур чуть не умер от страха, когда увидел Мерлина, который, как безумный, бегал вокруг, размахивая огромным ножом.

— Что ты делаешь? — в ужасе закричал мальчик.

— Думаю, — ответил Мерлин. — Тебе не приходилось думать таким образом?

— Нет, — ответил Артур.

— А, значит, я ошибся, — произнес Мерлин, внезапно останавливаясь. — Мне казалось, что все смертные используют свой ум подобно ножу, который что-то отрезает или отсекает. Мне хотелось посмотреть, на что это похоже. Я бы сказал, что это хорошо согласуется со скрытым принуждением, которое вы, смертные, называете рациональностью.

Ум волшебника подобен объективу, который собирает все, что он видит, и все попускает без искажений. Преимущество такого вида осознания состоит в том, что оно объединяет, тогда как рациональный ум разделяет. Рациональный ум смотрит «вовне», в мир предметов, тогда как волшебник видит все как часть себя самого. Вместо «вне» и «внутри» существует лишь единый поток.

Поэтому Мерлин утверждает, что ему трудно сказать, то ли ему грезится стрекоза, то ли он грезится стрекозе. Только при разделении, которое свойственно нашему уму, существует разница. В глазах волшебника это все едино.

Как воспользоваться уроком в своей жизни

Объяснить, что такое быть свидетелем, нелегко. Это не просто состояние повышенного внимания, когда мы замечаем все предметы. Свидетель видит свет. Он видит себя как один световой фокус, наблюдаемый предмет — как другой, и все это принадлежит обширному, вечно меняющемуся царству света.

Свет — это метафора, обозначающая высшие состояния бытия. Когда кто-либо, переживший околосмертное состояние, говорит «Я вошел в свет», это означает, что он испытал более чистое состояние сознания. Свет может принимать образ небес или другого мира, но для волшебника наш обычный мир — это тоже всего лишь образ. Он тоже возникает из осознания.

«Любое осознание — свет, — говорит Мерлин, — любой свет — это осознание». Границы, которые мы возводим для того, чтобы отделить небо от земли, ум от материи, реальное от нереального, — это всего лишь условность. Но если мы создаем границы, мы так же легко можем их разрушить.

Посмотрите внимательно на эту страницу. Вы видите ее как предмет. Она твердая, поскольку она сделана из древесных волокон, превращенных в бумагу. Но она и абстрактна, поскольку она состоит из мыслей. Так является страница вещью из бумаги, или вещью из мыслей, или и тем и другим одновременно? Обратите внимание, как легко вам представить ее и в виде одного, и в виде другого, но при этом вы не можете ее представить и тем и другим одновременно. Другими словами, различные реальности могут сосуществовать, но каждая из них относится к своему собственному уровню бытия. На одном уровне слова — это просто чернильные знаки, на другом — это ключ к восприятию мысли.

Каждое состояние бытия, от тончайшего и наименее материального и до самого грубого и прочного, зависит от наблюдателя. Если мы захотим, мы можем разложить твердую страницу, превратив ее в ничто, с помощью следующего простого рассуждения: страница изготовлена из бумаги, бумага состоит из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы — это на квантовом уровне сгустки энергии, а сгустки энергии на 99,99999 процентов состоят из пустого пространства. Поскольку расстояние от одного атома до следующего огромно — в пропорциональном отношении больше расстояния от Земли до Солнца, — вы можете назвать эту страницу твердой только в том случае, если станете утверждать, что пространство, которое отделяет нас от Солнца, также твердое.

Этот опыт превращения вещи, которая кажется твердой, в ничто, можно проделать и в обратном порядке. Начав с «пустого» пространства, вы можете создать сгустки энергии, атомы, молекулы и так далее, пока не дойдете до любого предмета, который вам захочется получить, включая свое собственное тело. Рука, переворачивающая эту страницу, — это облако энергии, и вы можете ощущать свою руку или ваша рука может ощущать страницу только благодаря осознанию. Другие сгустки энергии, например окружающие вас ультрафиолетовые лучи, вообще ускользают от вашего внимания. Так что мир, приходящий и уходящий, полностью зависит от силы восприятия. Вы созданы как наблюдатель для того, чтобы мир мог существовать как вещь, которую вы наблюдаете. Если бы у вас не было глаз, мир был бы невидимым.

Приняв такую точку зрения, попробуем сделать следующий шаг. Все, что есть на Земле, питается Солнцем, которое представляет собой просто звезду. Пища, которую вы едите, получена из света звезды, и, поскольку вы едите эту пищу, вы создаете тело из того же материала. Другими словами, поедание вами мяса — это просто акт преобразования света звезды. Этот свет, хотя он и предполагает множество форм, от кружащихся газов и квазаров до кролика, пощипывающего клевер, всего лишь свет. У него нет определенного места, он находится повсюду. Вам кажется, что вы находитесь в определенном месте, но это справедливо только постольку, поскольку как раз сейчас вы вовлечены в высшей степени творческий акт превращения Вселенной света в единый фокус, называемый вашим телом и умом.

— Мне хотелось бы совершить чудо, — сказал однажды Артур.

— Этот мир существует благодаря тебе, — ответил Мерлин. — Разве тебе мало этого чуда?

Волшебник доводит это чудесное объяснение до конца. Если взгляд делает мир видимым, спрашивает он, то кто или что создает этот взгляд? Кто видит глаз прежде, чем глаз увидит что бы то ни было? Осознание. Зритель, который находится по ту сторону глаза, просто осознает себя, давая дыхание нашим ощущениям, так, чтобы они могли дать дыхание всему, что находится вокруг нас.

Это не метафизическое таинство. Зародыш внутри материнской матки появляется в виде единственной клетки, лишенной всяких ощущений. Затем он превращается в множество клеток, которые группируются в определенных участках, предназначенных для выполнения различных функций. И наконец, эти функции возникают в виде глаз, ушей, языка, носа и т. п. Глаз не похож на ухо, но их внешний вид обманчив. Все ваши ощущения уже содержались в этой первой оплодотворенной клетке в виде закодированной информации.

Информация — это и есть осознание, проявляющееся в том виде, который подлежит хранению, — подобно этой книге. Если бы вы не знали, что такое книга, вы могли бы сказать, что это просто коллекция каких-то странных значков, тогда как на самом деле это канал, позволяющий одному осознанию общаться с другим.

Весь мир в представлении Мерлина — это то, что может рассказать ему о нем самом.

— Если когда-нибудь ты что-либо забудешь, — поучает он Артура, — лес напомнит тебе.

— Но если я забуду многие вещи, лес не сможет напомнить мне о них, — возражает мальчик.

— Это не так, — отвечает Мерлин. — Единственная вещь, о которой ты можешь забыть, это ты сам, но эту вещь ты сможешь найти под каждым деревом.

Почему существует мир? Потому что одно огромное сознание решило написать код жизни и разбросать его по страницам времени. И не удивительно, что волшебник не может сказать, где кончается его тело и где начинается мир. Эта книга вам снится — или это вы приснились ей?

Урок 4

Кто есть я? Это единственный вопрос, который заслуживает того, чтобы быть заданным, и единственный, на который никогда не будет ответа.

Вам предназначено судьбой играть бесчисленное множество ролей, но все эти роли — не вы.

Дух ни в чем не локализован, но он стоит за теми характерными признаками, которые мы называем телом.

Волшебник не считает себя местным явлением, которому грезится большой мир. Волшебник — это мир, которому грезятся явления.

Мерлин на много лет исчез из мира Артура. Но однажды он вдруг вышел из леса и появился в Камелоте. Король Артур невероятно обрадовался своему учителю и приказал устроить в его честь королевский банкет. Но Мерлин выглядел озадаченным и смотрел на своего бывшего ученика так, как будто увидел его впервые.

— Пожалуй, я мог бы присутствовать, если вы тот, за кого я вас принимаю, — сказал Мерлин. — Но скажите мне правду, кто вы на самом деле?

Артур был очень удивлен, но прежде, чем он успел что-либо возразить, Мерлин, обращаясь к собравшемуся двору, громко произнес:

— Я отдам этот мешочек золотой пыли любому, кто сможет мне сказать, кто этот человек. — И тут же в его руках появился кошелек, до отказа набитый золотой пылью.

Огорченные и сбитые с толку, стояли рыцари Круглого Стола, ни один не вышел вперед. И тогда отважился юный паж:

— Все мы знаем, что это король. Мерлин покачал головой и тут же выставил пажа из зала.

— Знает ли кто-нибудь из вас, кто это? — повторил он.

— Это Артур, — раздался другой голос. — Даже дураку это известно.

Мерлин поискал взглядом, откуда донесся голос, и увидел стоявшую в углу старую служанку. Ей он тоже приказал покинуть зал. По залу пронесся смущенный шепот. Но вскоре брошенный Мерлином вызов превратился в игру.

Посыпались самые разные ответы: сын Утера Пендрагона, правитель Камелота, английский монарх. Мерлин не принял ни одного из них, равно как он не принял и более изобретательных ответов — сын Адама, цветок Альбиона, человек среди людей и т. п. Наконец игра увлекла саму Гвиневеру. «Это мой возлюбленный муж», — прошептала она. Мерлин только качал головой. Один за другим люди покидали зал, пока в нем не осталось никого, кроме волшебника и короля.

— Мерлин, ты всех нас поставил в тупик, — признался Артур. — Но я уверен в том, что я знаю, кто я такой. И вот мой ответ: я твой старый друг и ученик.

После очень коротких колебаний Мерлин отверг этот ответ, как и все остальные, и самому королю не осталось ничего другого, как покинуть зал. Любопытство, однако, заставило его оставить дверь открытой, чтобы видеть, что происходит в огромном зале. К большому его удивлению, Мерлин подошел к окну, открыл кошелек и высыпал золотую пыль в воздух.

— Почему ты выбрасываешь в окно драгоценный металл? — спросил Артур, не в силах сдержаться.

— Я вынужден это сделать, — ответил Мерлин, поворачиваясь к нему. — Ветер сказал мне, кто ты есть.

— Ветер? Но он вообще не умеет говорить.

— Вот именно.

Как следует понимать урок

Волшебники и те, кто принадлежит к их племени, часто предпочитают оставаться безымянными и не придерживаться постоянного места. Они всячески стараются избегать панибратского отношения к ним простых смертных. «Кто бы ни назвал меня по имени, — говорит Мерлин, — чужой. Если вы узнаете мое лицо, это еще не значит, что вы меня знаете».

Волшебник видит себя гражданином космоса. Поэтому не может существовать никакого конкретного места, где бы его можно было найти.

Первое, что ограничивает нас в нашей жизни, жизни простых смертных, это имена, ярлыки, определения. Иметь имя полезно — это позволяет вам знать, какое свидетельство о рождении ваше, — но это быстро превращается в ограничение. Ваше имя — это ярлык. Оно определяет вас как родившегося в такое-то время, на таком-то месте, у вполне определенных родителей. Несколько лет спустя ваше имя определяет вас как поступившего в такую-то школу, потом — как приобретшего такую-то профессию. К тридцати годам ваша личность уже оказывается заключенной в ящик из слов. Стенки ящика могут, например, состоять из следующих определений: «Католик, специалист по налоговому праву, закончивший Корнельский университет, женат, имеет троих детей и закладную». Это не значит, что эти факты неверны, но они вводят в заблуждение. Это состоящая из всевозможных условий ловушка, в которую попадает не ограниченный никакими условиями дух.

Многие из этих ограничений кажутся принадлежащими вам, но на самом деле они принадлежат только вашему телу, а вы — это гораздо больше, чем просто ваше тело. У волшебника особые взаимоотношения со своим телом. Он видит свое тело как блуждающий огонек сознания, принявший определенную форму в этом мире, почти так же, как текут и принимают форму камни, деревья, горы, слова, желания и сны. Тот факт, что сон нематериален, тогда как тело вполне материально, не смущает волшебника. Волшебники лишены наших обычных предвзятых мнений, которые заставляют нас ставить знак равенства между понятиями «материальный» и «реальный».

Волшебник не считает себя местным явлением, пригрезившимся большому миру. Волшебник — это мир, которому грезятся местные явления. Для него не существует границ. Смертные не могут существовать без границ. Для них место, где они находятся, определяется их телом — не имея тела, никто даже не смог бы сказать, где его дом, потому что дом там, куда тело отправляется, чтобы найти кров и отдохнуть.

Однако Мерлин вовсе не считает себя бездомным. «Это тело, — говорит он, — подобно насесту, который служит домом для моих мыслей, но они так быстро прилетают и улетают, что можно с тем же успехом сказать, что они живут в воздухе». И еще — мы полагаем, что мысли рождаются у нас в голове, но мы никак не можем этого доказать. Кто видел мысль перед тем, как она возникла? Кто следил за мыслью, когда она вдруг сменяется следующей?

Мерлин не может понять, почему смертные так цепляются за свои тела. «Вполне можно сказать, что эта куча мяса и костей — это , — говорит Мерлин, — но только в том случае, если этот холм, и это пастбище, и этот замок — это тоже. В глазах Мерлина смертное тело ничем не лучше, чем вешалка для пальто, на которую навешиваются убеждения, страхи, предубеждения и мечты. Если вы повесите на вешалку слишком много пальто, вы больше не будете видеть самой вешалки. Именно это делают смертные со своими телами, говорит Мерлин. Невозможно увидеть правду о человеческом теле — то, что это река осознания, текущая сквозь время, — потому что слишком много груза прошлого скопилось на нем.

Как воспользоваться уроком в своей жизни

Для того чтобы прочувствовать этот урок, вы должны на время забыть свое имя. «Кто я есть?» — вот настоящий вопрос, который вы должны задать себе. Убежать от имени и формы означает найти, кто вы есть на самом деле. Большую часть времени мы воспринимаем себя через всевозможные ограничения. Играть роль — это ограничение, хотя каждый человек постоянно незаметно для себя входит в ту или иную роль. Вспомните время, когда вы были ребенком и первостепенное значение для вас имела ваша мать. Вам даже не приходило в голову, что у нее может быть еще какая-то жизнь, кроме как быть Мамой, — именно эти особенности зафиксировались в вашем мозгу. И только когда вы выросли, вы увидели, что она играет еще и другие роли: роль жены, сестры,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.