Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грамматические конструкции с существительным в винительном (кого? что?) и дательном (кому? чему?) падежах, вводимые в самостоятельную речь



Вопросные формы и задания Предполагаемые ответы
1. Что ты видишь? Яблоко, грушу, апельсин.
2. Что ты хочешь? Я хочу яблоко, грушу.
... хочу яблоко, грушу.
... яблоко, грушу.
3. Что ты возьмешь? Яблоко, грушу, ...
Я беру яблоко.
4. Возьми! Что ты делаешь? ... беру яблоко, грушу и т. д.
5. Что будешь делать? Буду есть ...
Дай Вале яблоко! Даю.
Что ты делаешь? Даю ...
Кому? Вале (Оле, Саше).
Что? Яблоко, грушу, апельсин.

 

Рекомендуемые конструкции фраз для отработки в самостоя­тельной речи. (Рассказ.)

1. Вот сад. Там деревья растут. Это яблоня. Это яблоки.

2. Я хочу яблоко. Я беру яблоко. Я буду есть яблоко. Я даю яблоко Саше. Саша будет есть яблоко.

3. Мама купила грушу. Мама вымыла грушу. Мама дала Са­ше грушу. Саша ест грушу.

В теме «Фрукты» проводится знакомство с понятиями вкусо­вые качества, сладкий кислый (яблоко, лимон) и т. д.

Закрепляются понятия большой, маленький, круглый (берут те фрукты, которые имеют круглую форму).

ОВОЩИ

Оборудование: 1) настоящие овощи (если возможно); 2) картинки «Овощи».

Задания.

1. Покажи капусту. Покажи свеклу. Покажи морковь. Пока­жи помидор. Покажи огурец. Покажи репу, лук.

2. Возьми морковь. Покушай морковку. Возьми огурец. Поку­шай огурец.

Понятие овощи отрабатывается аналогично понятию фрукты. Из логико-грамматических категорий вводится форма родитель­ного падежа с предлогом у (у кого) —у Вали, у Саши.

Вариант заданий по теме «Овощи».

Знакомство с названиями предметов, входящих в понятие овощи.

У логопеда на столе разложены овощи: морковь, лук, капуста, картофель, свекла, огурец, помидор.

Дети должны:

1) уметь по просьбе логопеда взять названный овощ;

2) уметь вслед за логопедом повторить название взятого овоща;

3) сложив все корнеплоды, уметь назвать их обобщающим понятием овощи;

4) выделить овощи только круглой формы;

5) уметь по просьбе логопеда показать, у кого какой овощ, и т. д.

Вариант заданий к самостоятельному повто­рению предметов из темы «Овощи».

Разобрать сюжетную картинку с изображением «Овощи».

По просьбе логопеда назвать те овощи, которые видят (можно И те, которые знают). Отработать вопросы: где растут овощи? (В огороде на грядке.) Где мы их берем? (Покупаем в магази­не.) Что с овощами делают? (Едят, варят.)

 

Рекомендуемые грамматические конструкции для введения в понимание в самостоятельную речь

Рекомендуемые вопросные формы Предполагаемые и рекомендуемые варианты ответов
Что это? Что я держу? Что я показываю? Что можно делать? Для чего нужна (нужен)? Кому я дала морковь? лук? У кого морковь? У кого лук? У кого капуста? Морковь, капуста Лук, огурец и т. д. » » Есть, варить. » » Оле, Вове, Андрею и т. д. У меня морковь. У меня лук. У Вали капуста.

Игры-задания

1. Каждому из детей логопед дает задание отобрать из массы картинок одним овощи, другим — фрукты.

2. На картинку, где нарисовано дерево, положить (посадить) фрукты. На картинку, где грядка, положить (посадить) овощи.

Вариант 1.

В предлагаемых картинках найти лишнюю.

1) Ложка, чашка, тарелка, яблоко.

2) Шапка, шуба, шарф, кукла.

3) Кукла, машина, мишка.

4) Яблоко, груша, слива, нож.

5) Мыло, полотенце, расческа, майка.

Уметь назвать обобщающим понятием перечисленные пред­меты (3—4 из одной категории).

Закрепление обобщающих понятий. Вариант 2.

1) Картинки разложены квадратиками или рядами, в каж­дом по 4—8. Логопед предлагает показать, что нужно для еды, для одевания, для игры, сопровождая это обобщающим поняти­ем: покажи, дай, где? (Посуда, одежда, игрушки, фрукты и т.д.)

яблоко, груша, слива (фрукты); помидоры, огурцы, капуста (овощи); береза, липа, клен (деревья); пароход, самолет, машина (транспорт); стол, стул, шкаф (мебель).

2) Возьми, что будешь надевать. Какую одежду?

3) Какая посуда тебе нужна?

4) Что, какие игрушки возьмешь для игры?

Вариант 3.

1) Уметь по сюжетной картинке назвать и показать игрушки, мебель, посуду, одежду, овощи, фрукты.

2) По показу (имитации действия) назвать само действие.

 

3) Самостоятельно по небольшой (с одним действующим ли­цом) сюжетной картинке составить предложения по схеме:

Что? Что делает?
предмет действие
 
Что? Какой, какая?
предмет качество

Предъявляются предметы и действия, имеющиеся в активном словаре ребенка (качество произношения во внимание не бе­рется).

Словарь, который должен быть в активе ребенка по мере прохождения и отработки выше перечисленных тем:

Существительные (слова-предметы): мама, папа, бабушка, дедушка, кукла, мишка, зайка, кубик, машина, мяч, стол, стул, диван (кушетка), вешалка, шкаф, кровать, зеркало, шапка, шу­ба, пальто, плащ, шарф, варежки, брюки, рубашка, кофта, курт­ка, майка, трусы, платье, юбка, сапоги, валенки, туфли, ботинки, ложка, чашка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, каша, суп, хлеб, сыр, масло, молоко, кефир, мясо, конфета, печенье, яблоко, груша, апельсин, лимон, морковь, лук, капуста, карто­фель, огурец, помидор.

Глаголы: хотеть, играть, сидеть, идти, бегать, спать, одевать (надевать), снимать, убирать, есть (кушать), варить, мыть, стирать, сушить, резать, пить, наливать, покупать, сажать, расти.

Местоимения: я (он) она; мы они.

Числительные: мало, один много.

Прилагательные: большой маленький, кислый слад­кийгорький, круглый.

Наречия: много — мало, тут, там, вот.

Имена собственные — уметь называть имена детей и членов семьи.

Приблизительные конструкции предложений, которыми дети должны владеть (с помощью логопеда).

1) Называть изолированно предмет, действие, отвечая на во­просы: кто? что? что делает? что сделал?

кто? что делает?

мальчик сидит

что? что делает?

яблоко лежит, упало

2) Назвать место расположения предмета, используя наре­чия тут, там, вот.

Там кукла. Тут мишка.

3) Употребление фразы с прямым дополнением.

Я хочу мишку. Я хочу яблоко. Вова надевает шубу.

4) Употребление предлога у в значении у кого. У Вали мяч. У Толи книга.

Логико-грамматический разбор(ответы на вопросы при по­строении фразы обязательны).

Кто надевает шубу?— Вова.

Вова что делает?— Надевает.

Что надевает Вова?— Шубу.

Или: Вова надевает что?— Шубу.

Вова надевает шубу.

5) Построение словосочетания (слово-предмет и его качество, ответ на вопросы: какой? какая? какое?).

Мяч большой — мяч маленький.

Шапка большая — шапка маленькая.

Мяч большой, круглый.

Груша сладкая — лимон кислый.

6) Введение в речь наречий с помощью вопроса «сколько?». Сколько игрушек?— Много.

Сколько кукол?—Мало.

7) Построение предложений с использованием местоимений. Я иду. Он несет. Они моют руки. Мы идем гулять.

Задания для родителей

Сходить в магазин, в овощную палатку. Посмотреть, где про­даются овощи, фрукты, просмотреть картинки, прочитать.

1. Посадила Маша яблоньку.

2. Л. Файнштейн. Наша улица. Л., 1974.

3. Русский язык в картинках. Ч. I. M., с. 34, 36, 94—97.

4. Солнышко. Киев, 1971, уроки 14, 15, 17, 20, 47, 48, 49.

5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 382, «Овощи» Ю. Тувима.

Варианты закрепительных упражнений по темам: «Игрушки», «Одежда», «Туалет», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты».

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Оборудование: 1) игрушки — корова, коза, лошадь, соба­ка, овца, кошка; 2) картинки «Домашние животные».

Задание.Покажи корову. Покажи кошку. Покажи козу. По­кажи лошадь. Покажи овцу. Покажи собаку.

Игра в лото«Домашние животные».

Логопед. Дай мне корову, собаку, кошку...

Ребенок. На корову (называет предметы доступной ему речью).



ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Оборудование: 1) игрушки — белка, зайка, лиса, медведь, Волк, слон, лев; 2) картинки «Дикие животные».

Задания.

1. Покажи белку. Покажи зайку. Покажи медведя. Покажи зайку. Покажи волка.

2. Из набора разрезных картинок «Домашние и дикие жи­вотные» сначала взять домашних животных, затем диких жи­вотных.

Играв лото«Домашние и дикие животные». Игра проводится так. Логопед спрашивает детей: «У кого зайка? У кого корова?»

Ребенок должен произносить доступной ему речью: «У меня зяйка. У меня корова».

ПТИЦЫ

Оборудование: 1) игрушки «Птицы»; 2) картинки с изо­бражением птиц — петух, курица, индюк, цыплята, утка, гусь.

Задание.

Покажи петуха. Дай мне петуха. Покажи курицу. Дай мне утку и т. д.

Из набора разрезных картинок «Животные и птицы» выбрать Сначала птиц, затем животных.

Игра в лото «Птицы» проводится так же, как и предыдущая.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Оборудование: 1) игрушки — машина, поезд, лодка, па­роход, самолет; 2) картинки. Задания.

1. Покажи метро. Покажи машину. Покажи пароход. Покажи Самолет. Покажи поезд. Покажи лодку.

2. Возьми пароход. Возьми самолет. Возьми машину. Возьми /Лодку. Покатай машину.

Игра в лото по типу предыдущих игр.

 


 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.