Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТАТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



 

Какие бы значительные позитивные психологические изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не сможет привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у родителей и ближайшего социального окружения ребенка, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Психолог моделирует и строит на коррекционных занятиях ту модель взаимоотношений и совместной деятельности ребенка с окружающими людьми, модель поведения, которая создает оптимальные условия для гармонического развития ребенка. Эта модель должна быть принята и усвоена обеими сторонами — как самим ребенком, так и взрослыми, составляющими его социальное окружение.

Задачи и содержание работы психолога с родителями, педагогами и воспитателями, форма участия родителей в коррекционных мероприятиях различаются в соответствии с задачами коррекционного этапа. Задачей предварительного этапа, предшествующего началу реализации коррекционной программы, является обоснование целесообразности и необходимости проведения коррекционных занятий с ребенком, обеспечивающее принятие родителями соответствующего решения. Напомним, что на предварительном этапе психолог информирует родителей об особенностях развития ребенка, выделяет трудности развития и его «сильные» стороны, останавливается на обсуждении источников и причин возникновения трудностей в развитии. Важным моментом, позволяющим обосновать необходимость проведения коррекционной работы, является формулирование психологом условно-вариантного прогноза на ближайшую перспективу развития ребенка, прогноза, причинно связывающего условия развития ребенка с вероятностью осуществления конкретного — благоприятного или неблагоприятного — сценария развития.

Итогом совместного с родителями обсуждения должна стать выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе. Родители должны быть ознакомлены с целями и задачами программы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами, информированы о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе, должны получить ясное представление о характере и мере своего участия, о продолжительности коррекционных занятий. Очень важно уже на этом этапе работы разрушить столь часто встречающуюся иллюзию о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения ребенком нескольких коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов коррекционной программы, разъяснить, что окончательный эффект коррекционной программы будет очевиден лишь спустя несколько месяцев после ее окончания. Здесь же уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для переноса, обобщения и закрепления позитивных результатов занятий. Важным моментом является обоснование целесообразности участия родителей в коррекционных занятиях на заключительном этапе работы, сформировать у них установку на необходимость собственного саморазвития, повышения психолого-педагогической компетентности.

В том случае, когда коррекция осуществляется в детском саду или в школе в соответствии с запросом педагогического персонала или администрации образовательного учреждения, задача формирования адекватных социальных ожиданий в отношении результатов коррекционной работы остается не менее актуальной и значимой, чем при работе с родителями. Психолог нуждается в организационной помощи, понимании и поддержке со стороны педагогов и администрации. Необходимо четко оговорить с администрацией и педагогом место и время проведения занятий с детьми. Крайне желательно иметь специально оборудованный кабинет психолога, используемый только для консультаций или коррекционных занятий. Недопустимо использовать кабинет психолога для каких-либо форм учебной и внеклассной работы (проведения уроков, кружковой работы). Время проведения коррекционных занятий не должно совпадать со временем уроков или других значимых для детей мероприятий (например, для дошкольников — с прогулкой), должно быть постоянным и подвергаться пересмотру лишь в исключительных случаях. Дети и педагоги должны быть заблаговременно информированы о времени проведения коррекционных занятий. Время коррекционных занятий должно быть внесено и зафиксировано в расписание (в школе и в детском саду) детского учреждения. На предварительной беседе родителей нужно предупредить о том, что для достижения позитивного эффекта ребенку необходимо пройти полный курс коррекционных занятий, предупредить о возможных негативных последствиях досрочного прерывания курса. Родителям следует разъяснить, что изменение времени занятий по желанию родителей (опоздание, досрочный уход) недопустимо. И опоздание, и досрочный уход ребенка с занятия нарушает логику развертывания психокоррекционного процесса и приводит к снижению его эффективности.

Родители должны заранее подготовить детей к участию в коррекционных занятиях, объяснить им цели посещения занятий на простом понятном ребенку языке, избегая негативных оценок ребенка, угроз, предупреждений. Дошкольникам следует также объяснить, что во время занятия родители будут находиться в «комнате ожидания», предупредить, что на занятии будут присутствовать и другие дети. Ни в коем случае нельзя запугивать детей, угрожать («будешь плохо себя вести — плакать, капризничать и пр. — больше никуда не пойдешь, дома накажу и пр.»), настаивать на образцовом «примерном» поведении ребенка на занятии («будь хорошим мальчиком»), внушать представление о том, что на занятиях ребенка «наконец-то научат, как себя вести», «воспитают» и т.д., индуцируя ребенку тревожность и страх в отношении потери своего Я и возможных негативных оценок ими санкций. С другой стороны, вредно чрезмерно успокаивать ребенка, уговаривать и убеждать его в том, что на занятиях нет ничего страшного, неприятного, опасного. Такая настойчивость родителя может вызвать у ребенка прямо противоположную реакцию тревожного ожидания и страха как в отношении самих занятий, так и в отношении личности психолога.

На начальных этапах реализации коррекционной программы, направленной на коррекцию эмоционально-личностного развития, родители должны терпеливо и с пониманием отнестись к возможному, хотя и не обязательному, обострению трудностей в общении и взаимодействии с детьми, к повышению эмоциональной лабильности и чувствительности детей, резкой смене их настроения. Психолог должен разъяснить родителям ременный характер этих явлений, указать на их значение, скрытое за внешними признаками возрастания неустойчивости настроения, двигательной активности, резкости и «неуправляемости» детей. На протяжении всего хода коррекционных занятий с родителями необходимо поддерживать систематический контакт. Оптимальной формой такого контакта является специально организованная работа родительской группы, что, к сожалению, не всегда оказывается возможным. В любом случае психолог должен обеспечить решение, по крайней мере, трех задач: 1) задачи информирования родителей о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка; 2) задачи получения от родителей информации об особенностях поведения ребенка дома, отношении к коррекционным занятиям, эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями; 3) задачи выработки оптимальной тактики взаимодействия и общения родителей с ребенком в семье.

Очевидно, что контакты психолога с педагогами не могут носить столь интенсивного и систематического характера, как с родителями, хотя и направлены на решение тех же задач. Если психолог работает в детском учреждении, желательно в качестве контроля за динамикой коррекционной работы систематически осуществлять наблюдение за особенностями поведения ребенка в классе или в группе детского сада. На заключительных этапах коррекционной работы желательно участие родителей в совместных коррекционных занятиях, где им предоставляется практическая возможность овладеть новыми, более эффективными способами общения и взаимодействия с детьми, улучшить взаимопонимание. К моменту завершения коррекционной работы необходимо провести специальную беседу-консультацию с родителями и педагогами, подводящую итоги коррекционной программы, разъяснить сущность достигнутых результатов, сформулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого ребенком в практику реальных жизненных отношений. Коррекции подлежит не только развитие личности самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением, построение которой есть результат совместных усилий как самого ребенка, так и родителей, педагогов и воспитателей.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково психологическое содержание понятия «норма психического развития»?

2. Сформулируйте принцип амплификации психического развития ребенка.

3. Каковы различия между подходом, утверждающим необходимость коррекции «сверху вниз», и подходом коррекции «снизу вверх»?

4. Каким должно быть соотношение профилактических, коррекционных и развивающих задач при разработке коррекционной программы работы с ребенком?

5. Какой вид коррекции — симптоматическая или каузальная — является предпочтительным и в каких случаях?

6. В чем заключается деятельностный принцип коррекции психического развития ребенка?

7. Определите основные задачи и направления работы с родителями в ходе реализации коррекционной программы.

8. Что должно быть включено психологом-консультантом в состав рекомендаций по коррекции и профилактике психического развития ребенка?

9. Каким, по мнению Л. С. Выготского, должно быть психологическое содержание коррекционной работы с детьми?

10. Назовите основные задачи коррекции психического развития ребенка.

11. Перечислите различия психотерапии, коррекции психического развития и интервенции в работе с детьми.

12. Каковы показания для проведения коррекции психического развития ребенка?

13. Чем различаются симптоматическая коррекция и коррекция каузального типа?

14. Перечислите требования к определению целей коррекции.

15. Определите критерии оценки эффективности коррекционной работы в детьми.

16. Какие факторы влияют на эффективность коррекции психического развития ребенка?

17. Дайте определение понятиям «медиатор» и «модератор». Какова их функция в коррекционном процессе?

18. Охарактеризуйте задачи и содержание основных этапов коррекционной работы.

19. Какими причинами было обусловлено обращение психоаналитиков к игре и создание техники игротерапии?

20. В чем состоят различия в понимании психологических механизмов коррекционного воздействия игры в психоанализе и гуманистическом подходе?

21. Как понимаются психологические механизмы коррекции средствами игры в отечественной психологии в концепции Л.С.Выготского— А. Н. Леонтьева — Д. Б. Эльконина?

22. Перечислите требования к подбору игрушек и оборудованию игровой комнаты.

23. Соотношение индивидуальной и групповой игротерапии в процессе коррекционной работы. Показания для проведения индивидуальной игротерапии.

24. Правила комплектования детских групп для проведения игровых коррекционных занятий.

25. Дайте краткую характеристику основным этапам игротерапии.

26. Каковы психологические механизмы коррекционно-развивающего воздействия арттерапии?

27. В каких случаях предпочтительным методом коррекционной работы с детьми является рисуночная терапия?

28. Дайте характеристику арттерапии как продуктивной творческой деятельности.

29. Какие особенности детского рисования необходимо учитывать в процессе проведения арттерапии?

30. Дайте краткую характеристику основным этапам арттерапии (рисуночной терапии).

31. Функции психолога в организации и осуществлении арттерапии.

32. Составьте краткую программу проведения арттерапии для детей с низкой коммуникативной компетентностью в отношениях со сверстниками; для тревожных детей; для детей с трудностями родительско-детских отношений.

33. Эволюция методов коррекции поведения детей и подростков в поведенческом подходе.

34. Особенности применения метода систематической десенсибилизации при работе с детьми.

35. Опишите основную последовательность этапов коррекции страхов ребенка-дошкольника.

36. Охарактеризуйте сферы применения, возможности и ограничения применения методов когнитивно-поведенческого подхода в коррекционной работе с детьми.

37. Показания для применения метода статусной психотерапии в работе с детьми.

38. Основные задачи и направления коррекционной работы с родителями.

39. Составьте проект коррекционной работы с детьми с трудностями произвольной регуляции поведения и деятельности.

40. Особенности построения взаимодействия психолога с педагогами и администрацией образовательных учреждений в ходе проведения коррекционной работы.

41. Дайте сравнительную оценку эффективности игротерапии и арттерапии при работе с детьми дошкольного возраста.

Литература

Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990. — С. 3— 10; 32-95; 109-164.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. — Екатеринбург, 1997. — С. 320—604.

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М., 1991. - С. 3—42; 102- 103; 130-170; 175—215.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1990.-С. 4-114; 113-184.

Копытин А. И. Практикум по арттерапии. — СПб., 2000.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М.,- 1994 — С. 34-47; 52-53; 58-87; 113-349.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. - СПб., 2001. - С. 30-59; 215-382.

Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко и др. — М., 1995.-С. 3-54; 60-162.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — С. 31—82- 172—220-238-244; 246-404.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.

Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. — М., 1991.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.


Глава 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.