Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, в ситуации воссоздания истории развития ребенка, при обследовании ребенка, в процессе заключительной беседы по результатам обследования, наконец, в ходе последующих встреч. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения (беседа с целью сбора психологического анамнеза подробно описана в гл. 3.3). Свои особенности имеет и работа психолога с родителями, родственниками ребенка, учителями, воспитателями и другими близкими, однако остановимся, прежде всего, на некоторых общих принципах взаимоотношений психолога-консультанта с лицами, обратившимися по поводу психологических проблем ребенка. При этом каждая беседа консультанта с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом [120].

Первой обязательной предпосылкой успешного результата консультирования является умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями обследуемого ребенка. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение и признание той обеспокоенности, которую обратившиеся в консультацию люди испытывают в связи с ребенком. Чрезвычайно способствует установлению контакта умение консультанта проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка, как глубоко знающим и понимающим его.

Подчеркнем, что такое отношение несовместимо с высказыванием прямой или косвенной критики действий родителей, сомнений в их педагогической компетентности. Все эти подчас необходимые виды обратной связи исключены на начальных этапах консультативного процесса и уместны лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, однако и тогда требуют облечения в особую форму. Что же касается первых встреч, то любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы.

В то же время на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание обсуждению целей и задач консультирования, т.е. по сути дела ввести их в ситуацию предстоящего консультирования. Следует учитывать, что в нашей стране, где психологическая служба еще не получила действительно широкого распространения, население часто не имеет опыта получения психологической помощи. У многих родителей могут иметь место неверные представления о ней и ложные ожидания (недооценка объема и сложности процесса консультирования, прежде всего по времени, установка на получение готового «рецепта» и др.). Консультацию психолога еще нередко представляют себе по аналогии с приемом участкового врача. Поэтому важно на первой же встрече с родителями сориентировать их в общей схеме консультативной работы, разъяснить назначение обследования ребенка, сообщить те этические принципы, на которых строится деятельность психологов (приоритет интересов ребенка, конфиденциальность и т.д.). Одновременно психолог должен способствовать формированию у родителей установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснении требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам. На любом этапе консультативной работы своим заинтересованным отношением и всесторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться облегчить переживание родителями тяжелых чувств, привлекать их внимание к позитивным сторонам проблемы, нацеливать на активный поиск возможных ее решений.

В процессе беседы с родителями необходимо предупредить их о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем — и в ходе ее реализации. Недопустимо, чтобы у них сложилось представление о легком — как бы «волшебном» — разрешении трудностей, так как подобная установка может привести лишь к преждевременному и неоправданному разочарованию в возможностях психологической помощи. Психолог должен также предупредить возможность возникновения у родителей (равным образом у учителей или других консультируемых лиц) ожидания немедленных результатов [215].

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей: 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза его дальнейшего развития; 2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, связанных с ребенком, их отношения к его трудностям; 4) планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяют четыре основных этапа [215]. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка.

В начале беседы нужно побудить родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребенка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируемые психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребенка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта [215].

Относительно тактических аспектов работы психолога с родителями в ходе индивидуального консультирования высказывается целый ряд рекомендаций: предпочтение в зависимости от особенностей ситуации и личности родителей свободного либо полустандартизированного вида беседы, выбор управляемого или неуправляемого ее вариантов и т.д. [177; 215].

Добавим также, что целесообразно, во-первых, максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка, — часто это придает большую убедительность выводам консультанта; во-вторых, родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребенка.

Как показывает опыт, положительная оценка консультантом тех или иных конкретных воспитательных действий или установок родителей (разумеется, действительно психологически оправданных и корректных) может существенно повысить их уверенность в своих силах. Следует учитывать, что одной беседы чаще всего бывает недостаточно, чтобы изменить ошибочные представления родителей, сложившиеся ранее и к тому же нередко служащие защитой от неприятных выводов. Для этого обычно требуется серьезная и длительная работа. В обязанности психолога входит повторное консультирование родителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длительная психотерапевтическая работа. В некоторых странах практикуется посещение психолога на дому, которое дает возможность обсуждать конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения и т.д. [215]. Однако наиболее действенными методами являются различные формы групповых занятий родителей.

Очень важно утвердить родителей в понимании того, что ребенок, имеющий те или иные проблемы, например трудности в обучении, не перестает быть ребенком, что он имеет такие же потребности, как и все дети его возраста. Попытки родителей решить проблемы ребенка не должны приводить к ущемлению его нормативно-возрастных интересов и потребностей (игры, общения со сверстниками и т.д.). Большую опасность здесь представляют различные виды неправильного воспитания, особенно гипер- и гипопротекция. В связи с этим в консультирование практически по поводу любой проблемы необходимо включать обсуждение вопроса о главном содержании процесса развития на соответствующем возрастном этапе, его ведущей деятельности и т.д. Активность, направленная на преодоление или компенсацию имеющихся трудностей, не должна осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка. Разъяснение этого положения родителям может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих тяжелые последствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий младшего школьника или подростка на учебной деятельности в ущерб общению со сверстниками и т.д.).

Еще раз подчеркнем, что в процессе консультативной работы психолог не должен ограничиваться чисто «рассудочным» анализом проблемы: ему необходимо проявить достаточный уровень эмпатии [134]. В задачи консультанта входит попытка снять чувство тревоги у близких ребенка и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка. Психолог должен чутко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги и давать возможность выражать, обговаривать эти чувства. Считается, что помочь справиться с чувством вины лучше всего путем разбора трудностей. Нужно иметь в виду также возможность наличия скрываемого чувства вины у родителей больных детей даже в том случае, когда они никак не ответственны за появление болезни. Нелишне напомнить в этом контексте слова М.Раттера, сказанные в адрес психотерапевтов, но не менее справедливые в отношении психологов: те из них, «которым не свойственны теплота, эмпатия и открытость, могут в действительности ухудшить состояние своих пациентов» [134]. К числу последних, безусловно, относятся не только дети, но и взрослые, озабоченные их проблемами и также требующие чуткого отношения.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается принцип комплексности обследования ребенка в рамках возрастно-психологического консультирования?

2. Раскройте основные составляющие содержания комплексного психологического обследования ребенка.

3. Исходя из каких принципов, происходит подбор конкретных психологических методик для обследования ребенка?

4. Проанализируйте и выделите общие и специфические показатели психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Соотнесите между собой понятия «психологическое обследование» и «диагностика».

6. Охарактеризуйте последовательные этапы психологического обследования ребенка.

7. С чего может начинаться психологическое обследование? Каких типичных ошибок следует при этом избегать?

8. Охарактеризуйте особенности действий психолога в ходе установления контакта с детьми разных возрастов.

9. Какие особенности детей должен учитывать психолог в процессе диагностики их развития?

10. Сравните тестовый и клинический методы с точки зрения специфики взаимодействия психолога с обследуемым ребенком.

11. При каких условиях диагностическое задание можно назвать тестом?

12. Чем диктуется необходимость соблюдения строгого единообразия всех условий при тестировании?

13. В чем заключаются преимущества и недостатки применения метода тестов в рамках психологического обследования ребенка?

14. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны клинического метода в условиях психологического обследования ребенка.

15. Каковы правила сочетания тестовой и клинической стратегий психологического обследования?

16. От каких качеств психолога зависит эффективность применения клинического метода?

17. Приведите примеры известных вам конкретных методик тестового и клинического типа и проанализируйте их с точки зрения диагностической направленности, учета возрастной специфики детей, преимуществ и ограничений, полноты информации о валидности и надежности.

18. Каково специфическое значение метода анамнеза в комплексном психологическом обследовании ребенка?

19. Какие стороны психического развития ребенка обсуждаются с родителями в процессе воссоздания истории его развития?

20. Перечислите основные компоненты психологического содержания, выявляемого с помощью метода анамнеза.

21. Раскройте психологическое значение тех вопросов, которые содержатся в пунктах схемы анамнеза.

22. Назовите основные факторы риска, действующие на разных этапах онтогенеза.

23. Охарактеризуйте особенности позиции психолога в процессе беседы с родителями при составлении истории развития ребенка.

24. Каковы ограничения метода психологического анамнеза?

25. Назовите основные типы бесед, которые проводит психолог в ходе консультирования, и их специфические задачи.

26. Какие качества должен проявить психолог в процессе беседы с родителями консультируемого ребенка?

27. Каково основное содержание беседы психолога с родителями относительно результатов обследования ребенка?

28. Какие этапы имеет заключительная беседа?

29. В чем состоят ограничения, которых следует придерживаться в процессе проведения психологом беседы с родителями?

30. Какие этические принципы необходимо учитывать в процессе консультативной работы с детьми и их родителями?

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Т. I. — Гл. 1.;

Т. II.-Гл. 16.

Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997. - Гл. 1 —4.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 5. - С. 257-321.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В.Холмовской. — М., 1978. — Гл. 1, 2.

Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — М., 1982. — С. 64—75.

Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса.—M., 1991. - С. 4—16.

Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. - М., 1983. - С. 62-89.

Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1 —5.

Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии. —М.,1970.-Гл. 1-4.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.

Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. — С. 75-81.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. —М., 1989. — С. 60—77.


Глава 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.