Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типологический анализ онтогенеза: от возрастных особенностей развития к индивидуальным



Касаясь кратко вопроса о такой модели, В.В.Давыдов намечал следующие шаги по ее построению: «...разработка некоторого "проекта теории", выделение и классификация на этой основе эмпирически фиксируемых индивидуальных вариантов развития, наконец, создание развернутой теории, опирающейся на фактический материал...» [47, с. 142—143]. Каким же образом можно представить себе хотя бы общие контуры «проекта теории», необходимого как первый шаг?

Исходя из методологии системного подхода и опираясь на понятие психологического возраста как на единицу анализа онтогенеза [38], логично принять в качестве исходного момента разработанную в отечественной психологии схему возрастной периодизации развития, поскольку в ней зафиксированы главнейшие вехи нормативного хода развития (в виде базовых психологических новообразований). В таком случае специфика возрастно-психологического подхода к дифференциальному аспекту развития ребенка будет заключаться в том, чтобы проанализировать все наиболее значительные возрастные новообразования с целью определения тех качественно специфических форм, в которых они возникают. Иначе говоря, суть подхода основывается на положении, что важнейшие возрастные новообразования формируются в индивидуально-типической форме.

Именно определение таких форм может, на наш взгляд, стать решающим звеном, которое свяжет абстрактно-возрастные закономерности со своеобразием развития в каждом конкретном, индивидуальном случае. Подчеркивая эту мысль, можно сказать, что возрастная психология развития будет принципиально неполной и недостаточной системой знаний об онтогенезе до тех пор, пока не будут описаны основные формы, типы, варианты развития всех важнейших психологических новообразований, а уже на их основе — и многообразие индивидуальных особенностей.

По-видимому, нужно ясно осознать, что в настоящее время между закономерностями развития, отображенными в периодизации, с одной стороны, и картиной развития конкретного ребенка — с другой, имеется колоссальный разрыв. Этот разрыв, как подсказывает опыт дифференциальной психологии, психологии личности, а с недавнего времени и некоторых других областей [78; 169], должен быть заполнен типологической картиной индивидуальных вариантов развития в онтогенезе. Иначе говоря, речь идет о создании типологии основных вариантов возрастного развития.

Конечно, в общей форме идея типологического анализа индивидуальной вариативности развития в онтогенезе не нова. В частности, вполне определенно такая задача была поставлена еще Л.С.Выготским, который в своей программной для возрастной психологии (но, заметим, далеко еще не реализованной) работе 1931 г. «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» писал: «Перед современной педологией встает задача вместо статистической, абстрактно построенной типологии создать динамическую типологию трудновоспитуемого ребенка, типологию, основанную на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах» [36, с. 268]. По Выготскому, создать «педологическую клинику трудного детства и означает эмпирически и теоретически выделить и описать богатства их каузально-динамических связей во всей полноте их кондиционально-генетической обусловленности, основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномального ребенка» [там же, с. 267). Мы видим, что задачу исследования проблем детского развития в онтогенезе Выготский прямо связывал с установлением основных его типов, отражающих саму динамику становления в онтогенезе. Однако непосредственного продолжения эта мысль Выготского не получила.

Идея типологического подхода не была нова и во времена Выготского. В психологии уже имелся целый ряд примеров построения типологических концепций. Большую известность, например, приобрели попытки создания типологий в области психологии характера и личности, предпринятые в начале прошлого столетия (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.). И надо признать, что в целом они справедливо получили скорее критическую, чем позитивную оценку, особенно в отечественной психологии. В определенном смысле они даже дискредитировали саму идею типологического подхода, поскольку в качестве реакции на первые и явно неудачные типологии возникло представление о том, что типологический подход вообще сводится к «наклеиванию оценочных ярлыков» и потому не имеет «самостоятельной познавательной ценности» за пределами узко практических задач [87]. Не только упомянутые классические, но и возникшие позднее многочисленные эмпирические типологии личности часто служили предметом острых дискуссий, обнаруживая свои серьезные слабости [2, 80, 88]. По-видимому, неслучаен тот факт, что в исследовании личностной проблематики отечественные психологи, в отличие от своих западных коллег, практически не опирались на типологический подход.

Развитию типологических концепций не способствовало и еще одно обстоятельство: исторически сложилось так, что идея типологического анализа получила наиболее яркое воплощение в дифференциальной психофизиологии Павлова. Благодаря ее успехам и влиянию сам термин «индивидуально-типологические особенности» стал в психологии ассоциироваться прежде всего и главным образом с типом нервной деятельности индивидуума, со свойствами нервной системы, что, конечно же, неправомерно, поскольку выделение качественно своеобразных типов может в равной мере относиться к разным содержательным аспектам, в том числе к собственно психической деятельности, а не только к ее так называемым «природным предпосылкам» или «индивидно-типическим» свойствам человека [9].

Если обратиться к исходному методологическому значению понятия «типология», то мы увидим, что это не только некоторая классификация и описание, но прежде всего метод научного познания, процедура [107]. Суть типологии — в анализе и систематизации исследуемых объектов или свойств в соответствии с некой идеализированной моделью, выражающей их качественную определенность. В рамках системного подхода типология направлена на вычленение системообразующих связей, на выделение сущностного основания, охватывающего множество изучаемых свойств [там же]. При этом типология не ограничивается структурным анализом системы, она призвана отображать систему в ее развитии, что особенно актуально для возрастной психологии. Ярким, хотя и весьма далеким от психологии, примером может служить филогенетическая систематика, показывающая не только иерархию различных видов, но и их связи в ходе эволюционного процесса. Таким образом, типология, основанная на раскрытии генетических отношений, может служить не только средством решения узко практических задач, но и средством построения подлинно теоретического объяснения. Первым необходимым шагом к этому должно стать выделение адекватного основания, точнее, оснований, поскольку сложный развивающийся объект предполагает не одно, а несколько типологический описаний. Что же может стать основанием для типологии психического развития ребенка?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.