Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей



Как известно, необходимым, хотя и недостаточным, условием психического развития в онтогенезе являются нормальное состояние здоровья ребенка в целом и полноценность его органического субстрата, обеспечивающего соответствующую нейрофизиологическую активность мозга. Специфика онтогенетического развития в значительной мере определяется тем, что оно происходит в условиях активного формирования морфофункциональных мозговых систем, происходящего не только на протяжении внутриутробного периода развития ребенка и раннего детства, но и, как показывают данные последних исследований, продолжающегося вплоть до 20— 25-летнего возраста. Поэтому ослабление органических предпосылок психического развития детей, единодушно отмечаемое отечественными медиками и другими специалистами в последнее десятилетие, необходимо рассматривать как исключительно тревожную тенденцию, имеющую серьезные последствия, — и уже очевидные, и отдаленные по времени.

О растущих масштабах неблагополучия в сфере нервно-психического здоровья детского населения нашей страны говорят, например, следующие факты. За последнее десятилетие частота психических расстройств у детей в возрасте до 10 лет увеличилась на 17 %, а у подростков — в 2 раза[1]. В целом частота пограничных психических расстройств колеблется от 22 до 71 %, при этом увеличивается и доля тяжелых форм патологии (главным образом за счет детей из асоциальных по образу жизни и хронически конфликтных семей и детей, оставшихся без попечения родителей), и доля пограничных расстройств[2]. В результате мы имеем то, что среди юношей призывного возраста 20 % признаются непригодными к службе в армии по причине тех или иных психических нарушений.

В последние годы заметное место среди разнообразных соматических болезней стали занимать состояния, основными причинами которых служат эмоциональные факторы. Выделяя их в группу так называемых психосоматических заболеваний, специалисты оценивают их распространенность в диапазоне от 40 до 68 % от числа обратившихся за помощью к детским врачам общего профиля [8; 67; б8].

В общей структуре нервно-психической заболеваемости детей более 30 % приходится на умственную отсталость, причем среди подростков данный показатель поднимается до 50 % за счет несвоевременной (поздней) диагностики данного вида патологии[3]. Столь же широкое распространение имеют различные эмоциональные и поведенческие расстройства.

Особенно тревожные данные касаются роста ранней детской заболеваемости: специалисты по микропсихиатрии, занимающиеся детьми в возрасте до 3 лет, свидетельствуют об увеличении за последнее десятилетие нервно-психических расстройств в 2— 3 раза[4]. Сходные данные получены специалистами Института возрастной физиологии: 67 % детей в Москве и Московской области рождаются с той или иной мозговой «травмой». При этом у 15 % детей констатируют патологические отклонения, а 52 % относят к группе риска.

Было бы, однако, несправедливым приписывать все эти негативные тенденции только последнему десятилетию. Начало активного роста перинатальной патологии констатировалось медиками еще в конце 80-х гг. прошедшего века. Так, по данным академика Л. О. Бадаляна, опубликованным в 1981 г., у 30% новорожденных детей отмечались различные поражения нервной системы (в результате осложнений беременности, родовых травм и других факторов), у 40% минимальные нарушения; соответственно доля здоровых новорожденных составляла лишь 30 %.

Эта тяжелая картина возникает в результате усиления и накопления действия многих тяжелых факторов: алкоголизма и наркомании родителей, влияния неблагоприятной экологической обстановки (расширение районов с сильным токсическим загрязнением окружающей среды), неполноценности питания (белковая и витаминная недостаточность) и высокого уровня стресса у будущих матерей, а также ухудшения их здоровья и недостаточного медицинского контроля и помощи в период беременности и родов [60; 126]. Даже учитывая большие компенсаторные возможности детского организма, необходимо признать, что чрезвычайно ответственные периоды раннего онтогенеза психики у огромной части детского населения нашей страны проходят в крайне осложненных условиях. В связи с этим возникает вопрос: каков прогноз психического развития этих детей? Большинство из них имеют потенциальные возможности для преодоления ранних расстройств и нарушений, однако эти трудности окажутся преходящими и временными только при условии создания таким детям индивидуальных и психологически благоприятных условий для развития в семье и школе. К сожалению, необходимые условия и формы медицинской и психологической помощи имеют место далеко не всегда.

В связи с этим показательны данные о состоянии и динамике нервно-психического здоровья дошкольников, посещающих московские детские сады, приводимые в исследовании И.А.Шашковой [176]. В результате комплексного лонгитюдного прослеживания психоневрологического статуса детей было обнаружено, что на четвертом году жизни патологические отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9 %, а функциональные нарушения — у 62 % детей исследованной выборки. На долю «благополучных» детей приходится, таким образом, только 29 %. Показательна динамика их дальнейших изменений: в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения на седьмом году жизни эти показатели были равны соответственно 21 и 38 %. Таким образом, данные лонгитюдного исследования свидетельствуют о том, что к концу дошкольного периода детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каждого третьего; здоровыми же в собственном смысле слова можно считать менее половины детей.

Принципиально важное значение при этом имеет то обстоятельство, что в массовой, общедоступной медицинской практике диагностика негрубых нарушений высшей нервной деятельности, по общему признанию, весьма затруднительна. Хорошо известно, что легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее — на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной вследствие трудностей в обучении, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер. Не выявленная, т. е. скрытая, заболеваемость в детском возрасте велика, и значительная ее часть приходится на интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности [97].

Показательно, что многие специалисты-медики признают первостепенную роль психологического обследования в ранней диагностике негрубых нарушений нервной деятельности у детей. Подчеркивается, в частности, что диагностика пограничных расстройств психики у детей и подростков «не может считаться полноценной без личностно-динамического подхода при обследовании состояния и динамики психического здоровья детей и без использования методов социально-психологического анализа развития детей и окружающей их микросреды» [126, с. 28]. Полезную роль в более ранней диагностике состояний, связанных с микроорганическими нарушениями центральной нервной системы, могут сыграть нейропсихологи. Их методы позволяют прояснить природу трудностей в психическом развитии и обучении достаточно распространенной категории детей, у которых специалисты не находят признаков клинических форм нарушений, однако развитие которых осложнено по причине своеобразно измененного цереброгенеза [78; 97].

Об актуальности расширения сферы психологического контроля за ходом развития свидетельствует также осознание многими медиками необходимости использования системы критериев и конкретных показателей психического развития детей разных возрастов, что требует тесного сотрудничества врачей-педиатров и детских психиатров с психологами [97].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.