Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование уровня жизни в современных экономических условиях.



Уровень жизни выражает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, культурными (духовными), социальными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Важнейшая задача изучения уровня жизни - выявление закономерностей формирования благосостояния населения. В частности, необходимо рассмотреть следующие моменты: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Эффективность управления социально - экономическим развитием страны во многом зависит от возможностей измерения уровня и качества жизни и влияния управленческих структур на повышение значений их интегральных показателей. Для практических целей необходимо упрощать сложные объективные и субъективные взаимосвязи внутри этих категорий. Из множества характеристик отбирать наиболее значимые составляющие каждого из их компонентов.

Для этого необходимо разрабатывать шкалы развития личности, наиболее характерных типов домохозяйств и социальных групп, а также общества в целом. Определять положение на этих шкалах тех или иных представителей общества. Находить только им присущие значения весовых коэффициентов при одних и тех же компонентах качества жизни, вытекающие из их предпочтений.

Ясно, что, при прочих равных условиях, весовые коэффициенты на нижних уровнях (у уровня прожиточного минимума) соответствующих шкал должны больше характеризовать приоритеты в сфере физических нужд. Наоборот, у высокоразвитых (духовно или материально) представителей общества значения этих коэффициентов должны отражать более сильное влияние социальных и духовных потребностей.

Специалисты "Программы развития ООН" (ПРООН) разработали обобщающий индикатор уровня жизни индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), исчисляемый как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире

За истекшее время ИРЧП определялся не только в целом, но и по отношению к нищему населению, т.е. применялся для измерения низкого качества жизни. Для развивающихся стран индекс нищеты населения (ИНН - 1) рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных среди взрослых; среднего арифметического долей населения без доступа к услугам здравоохранения, к безопасной питьевой воде и доли детей до пяти лет с отставанием в весе. Для экономически развитых стран рассчитывается ИНН-2 на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных среди взрослых; доли населения с доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной безработицы.

В последнее время разработчики ИРЧП значительно расширили состав и содержание его компонентов. Импульсом к этому явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году документа "Цели развития тысячелетия". В нем были определены 8 конкретных целей и 18 задач, которые более ста стран мира взялись решить до 2025 года. В Целях тысячелетия появились новые характеристики качества жизни. Это экологическое благополучие - сокращение ущерба, нанесенного природным ресурсам; снижение долей населения без устойчивого доступа к безопасной питьевой воде и обитающего в трущобах без доступных санитарно-гигиенических средств, а также перераспределение ресурсов от наиболее развитых к наименее развитых странам. Они позволяют дать новую интерпретацию индексу человеческого развития. Все это снимает большое количество возражений, высказываемых практическими работниками, о целесообразности использования индекса человеческого развития для принятия решений по управлению социально - экономическим развитием стран и их частей. Тем не менее, в настоящее время, индекс человеческого развития не позволяет исчерпывающе измерять качество жизни населения.

В любой стране взаимодействуют отдельные индивидуумы и группы с различным качеством жизни. Поэтому следует различать индивидуальное, групповое и преобладающее качество жизни. Важной характеристикой общества является представительность в нем крупных социальных групп, включающих в себя домохозяйства с однородным качеством жизни: низким, средним и высоким. Принципы этой структуризации еще предстоит разработать.

Высокое качество жизни характеризует преобладание у людей предпочтений высокого порядка: о личной компетентности, культурном и духовном развитии, то есть о самореализации. В развитом социуме более всего ценятся достоинство, самоуважение, а также высокая нравственность.

Уровень жизни является характеристикой ее качества. Эта категория широко используется международным сообществом для изучения жизни людей и, как правило, присутствует во всех классификациях качества жизни. С другой стороны, категория «уровень жизни», несмотря на попытки интегрировать ее в характеристики качества жизни, не утрачивает своей самостоятельности. Все это свидетельствует об особой взаимосвязи уровня и качества жизни.

Уровень и качество жизни не следует рассматривать как количество и качество; как часть и целое; как форму и содержание. Они, скорее, являются характеристиками одного объекта - «жизни», но под разными углами зрения: качество - в аспекте ее разнообразия; уровень - в аспекте приведения «отличного от другого» к обобщенному денежному выражению.

Важнейшая задача изучения уровня жизни - выявление закономерностей формирования благосостояния населения. В частности, необходимо рассмотреть следующие моменты: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

С количественной стороны уровень жизни как социально-экономическую категорию характеризуют показатели уровня жизни и социально-экономические нормативы.

В стоимостные показатели входят реальные доходы населения, номинальная и реальная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и т.д.

К натуральным показателям относятся количество и качество потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность жильем, предприятиями и учреждениями социально-бытового обслуживания.

Социальные показатели определяются величиной и структурой свободного времени, продолжительностью жизни, уровнем образования и культуры трудящихся.

Потребительские бюджетыявляются экономической оценкой уровня жизни и имеют синтетический, интегрирующий характер и формируются под воздействием комплекса экономических, социальных, политических и всех других жизненных факторов общества. Бюджеты потребительские (Б. п.) представляют баланс доходов и расходов, характеризующий сложившиеся уровень и качество жизни домохозяйства, семьи, одиноко проживающего человека, а так же показывают доходы по источникам поступлений и все расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных, непродовольственных товаров и услуг и личное потребление населения.

Система бюджетов потребительских включает в себя:

1. Б. п. фактические (характеризуют сложившиеся уровень и качество жизни)

2. Б. п. нормативные (расчетные бюджеты, основанные на определенных нормах и нормативах).

Каждая из этих разновидностей Б.п. включает:

Б.п. минимальные (обеспечивающие минимум материального содержания, приемлемый на данном этапе развития общества, поддерживающие жизнедеятельность и здоровье людей),

Б.п. средние (ориентирующиеся на достигнутые в среднем по всему населению показатели среднедушевого и среднесемейного потребления)

Б.п. высокого достатка или рациональные (рассчитанных на полное удовлетворение разумных потребностей).

В исследованиях Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) обоснована система потребительских бюджетов разного уровня материального достатка, включающая

- прожиточный минимум (ПМ),

- восстановительный потребительский бюджет (ВПБ) (определяет верхнюю границу низкого уровня потребления и материальной обеспеченности человека.)

- бюджет высокого достатка (БВД).

Состав и структура этих бюджетов характеризуют не индивидуальные различия в потреблении материальных благ и услуг, а разные модели качества жизни их обладателей, и, соответственно, их принадлежность к разным социальным группам населения.

Система потребительских бюджетов позволяет также выделять следующие социальные слои населения, качественно отличающиеся по уровню текущих денежных доходов и обусловленной ими структуры потребления:

- бедные: с денежными доходами ниже ПМ;

- низко обеспеченные: с денежными доходами от ПМ до ВПБ;

- сред необеспеченные: с денежными доходами от ВПБ до БВД,

- высокообеспеченные: с денежными доходами выше БВД.

Для определения величины прожиточного минимума в России применяется следующая методика. Во-первых, учитываются диетологические нормы, призванные обеспечить получение каждым человеком минимально необходимого количества калорий. Во-вторых, производится стоимостная оценка минимально необходимой продовольственной корзины. Величина прожиточного минимума устанавливается с учетом того, что затраты на продукты питания в соответствии с “Методологическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации”, разработанными Минздравсоцразвития РФ, составляют для трудоспособного гражданина - 61,1%, для пенсионера - 82,9%, а в среднем на душу населения - 68,3%.

Исследования показали, что наступило время пересматривать некоторые определения, применявшиеся ранее в расчетах уровня жизни. Например, необходима корреляция прожиточного минимума (потребительской корзины) и бюджета прожиточного минимума:

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в отличие от прожиточного минимума представляет собой баланс денежных доходов и расходов домашних хозяйств.

Во ВЦУЖ разработан и верифицирован (проходит испытание) нормативный восстановительный потребительский бюджет, включающий следующие группы расходов:

– питание, в том числе покупку продовольственных товаров, индивидуальное и в системе общественного питания;

– непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования, включающие предметы первой необходимости, хозяйственного обихода, мебель, товары для проведения досуга и отдыха;

– платные виды услуг, включающие обязательные услуги по оплате жилья и пользованию водопроводом, канализацией, электроэнергией, газом и телефоном, общественным транспортом, а также необходимые бытовые и личные услуги. Этот набор еще более отличается от набора, входящего в прожиточный минимум.9

– обязательные платежи и сборы;

– сбережения. (В прожиточном минимуме сбережения отсутствуют). К сбережениям относятся наиболее распространенные виды денежных накоплений населения; находящиеся на хранении дома и банковские вклады. Размер сбережений исчисляется в процентах к общей стоимостной величине потребительской корзины, что позволяет учесть динамику нормативных потребительских расходов и необходимый уровень их материального обеспечения.

Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по дохо­дам является одним из главных приоритетов современной государственной социальной политики. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в числе важнейших задач отмечается задача снижения бедности в стране, определяются четкие ориентиры в ее реализации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.