Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований



Стратегия регионального развития – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов.

Стратегия социально-экономического развития– это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня.

Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития региона и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития региона, региональных и муниципальных целевых программ, планов деятельности министерств и иных органов исполнительной власти, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.

Стратегия базируетсяна оценке потенциала социально-экономического развития, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учитываются мировые тенденции развития, опыт построения социально-ориентированного общества с устойчивой экономикой развитых стран.

В рамках подготовки Стратегии проводятся исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализ, анализ пространственного развития на базе комплексных схем планирования развития территорий региона и муниципальных образований, прогнозирование с применением методов моделирования в автоматизированных информационных системах.

Она меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, взаимоотношений государства и регионов, о внешнеэкономической ситуации и т.д.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде:

- Определение целей развития.

- Анализ внешней среды развития региона или города.

- Определение сильных и слабых сторон региона или города.

- Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

- Разработка концепции развития

- Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

- Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Стратегические установки опираются на развитие принципиально важных секторов экономики.

В период планового ведения экономики составлялись «Генеральные схемы развития на долгосрочную перспективу (15-20 лет)» в соответствии с директивами съездов КПСС, принимались 5-летние планы («пятилетки»).

Для этого требовалось и требуется единство методологии исследований и использование единой методической и информационной баз разработки схем всех уровней.

В период командно-административной системы её стратегическое развитие проводилось в три этапа: годовой план – 5-летний план – генеральная стратегия.

Основой этого планирования было научное обоснование проектов, создание нормативных справочников и документов, применялся сравнительный анализ (в том числе и с зарубежными проектами) по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных товаров.

В результате перехода к рыночной экономике произошел развал долгосрочного планирования. Основной формой планирования стратегического развития стали годовые планы - бюджет на 1 год (в перспективе – на 3 года) и целевые программы развития с учетом формирования различных форм собственности и региональных товарных рынков продукции.

Функционирование экономики региона в долгосрочной перспективе определяется внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для регионов имеют динамика развития мировой экономики, достижения в научных и производственных областях, вступление России во Всемирную торговую организацию, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относятся следующие факторы:

- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов,

- повышение доли инновационнойконкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

- стимулирование диверсификации и технологического развития;

- состояние производственных фондов, степень их изношенности;

- развитие сектора общественных услуг;

- ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

Новые приоритеты социально-экономической политики диктуют изменение содержания и методологии региональной экономики. Необходимо переместить внимание с размещения производительных сил и капитальных вложений на проблемы социального и экономического развития территорий, больше учитывать местные особенности.

Изменения предмета и содержания региональной экономики требует совершенствования методов региональных исследований. Возрастает значение программно-целевого, балансового методов. Необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения обусловливает расширение применения маркетинговых исследований. Насущной проблемой становится применение при прогнозировании процессов регионального развития вероятностных методов, построения сценариев социально-экономического развития.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.