Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическое районирование территории Российской федерации



Экономическое пространство представляет собой территорию, насыщенную взаиморасположенными и взаимоувязанными элементами (объектами). Территория является особым видом пространственной группировки натурально-вещественных ресурсов и в отличие от природных ресурсов, которые можно заменить или компенсировать их утрату, незаменима.

Размеры государства в экономическом аспекте в большей степени определяются такими относительными величинами, как плотность населения; удельный вес площади обрабатываемых земель ко всей площади территории страны; удельный вес занятых в государственном секторе в общей численности занятых; удельный вес продукции, произведенной на государственных предприятиях в совокупном объеме производства; удельный вес государственных инвестиций в национальных инвестициях и др. Так, доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 2 раза превосходит долю США, Канады, Китая, уступая этим странам, кроме Канады, по доле в мировом населении (Китаю — в 9,2 раза, США — в 2,1 раза) и мировом внешнеторговом обороте: Китаю — в 3,9 раза, Германии — в 4,3 раза, США — почти в 5,8 раз.

Пространство служит экономическим полем для сосредоточения хозяйственной жизни общества, исторически накопленного капитала, представляющего в овеществленной форме основные и производственные основные фонды, развития отраслей материального производства и непроизводственной сферы, инновационной и инвестиционной деятельности. Оно характеризуется значительными территориальными различиями в распределении населения, сосредоточении накопленных материальных благ, созданных трудом людей, производстве валового регионального продукта, выпуске промышленной и сельскохозяйственной продукции, направлении инвестиционных потоков и особенностях внешнеторгового потенциала.

Формирование территории России началось около 1000 лет назад. Ко времени правления Ивана IV Грозного была сформирована как государство большая часть европейской территории России. В этот же период были отправлены первые экспедиции за Уральские горы (Каменный пояс) с целью присоединения новых территорий и богатств.

При Петре I были осуществлены первые экспедиции которые занимались картографированием территории России. В частности, были нанесены на карту северные и восточные границы. Однако южные и западные границы оставались не определенными. Территория государства делилась на 8 губерний.

При Екатерине II территория государства была разделена на 40, а затем на 68 губерний. Проводимая ей политика постепенно закрепляла за Россией современные границы.

К началу ХХ века В состав Российской Империи входили: Россия, Финляндия, Польша, Белоруссия, восточная Украина, Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан), Казахстан и Средняя Азия (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан).

Польша получила независимость в 1914 году, Финляндия в 1918 году, остальные государства объединились в Союз Советских Социалистических республик.

Перед началом II Мировой войны в состав СССР вошли государства Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва), западная Украина, Молдавия.

Всего в состав СССР входили 15 союзных равноправных по статусу территорий.

В 1991 году распался СССР. В состав Российской Федерации вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей, 2 города федерального значения. С 2006 году на карте РФ стали происходить изменения, соответствующие Стратегии развития России на долгосрочную перспективу – укрупнение территорий: появился Пермский край, (объединили Коми-Пермяцкий АО и Пермскую область), затем образовались Красноярский (объединили Таймырский и Эвенкийский АО и Красноярский край), Камчатский (объединили Камчатскую область и Корякский АО) и Забайкальский (объединили Читинскую область и Агинский Бурятский АО) края. В 2008 году создан регион, объединяющий Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский АО с названием Иркутская область. Планируются референдумы по объединению ещё нескольких территорий.

Экономические районы — это крупные части территории страны, исторически сложившиеся в процессе территориального разделения труда, отличающиеся своеобразием эконом и ко-географического положения, природных экономических условий, специализацией и комплексностью хозяйства, определяющими его эффективность.

Сетка и состав крупных экономических районов СССР впервые были утверждены в 1961 г. и затем уточнялись в 1963, 1966 и 1982 гг. Действующая до распада Советского Союза сетка включала 11 экономических районов на территории РСФСР: Северо-Западный, Северный (с 1982г.), Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

В настоящее время для характеристики территориальной структуры используется понятие федеральных округов (c 2000 г.).

Большое внимание отечественных теоретиков размещения к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что "правильное" разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации), усилит их специализацию в экономике страны. Возлагались также надежды на то, что общее экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Начиная с 1920-х гг. комиссии ведущих ученых разрабатывали схемы экономического районирования страны, которые использовались в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития народного хозяйства СССР. Современная сетка из 11 экономических районов сохраняется, с небольшими изменениями, с начала 1960-х гг.

Наряду с подготовкой общесоюзных предплановых документов в 1970 - 1980-х гг. активизировались региональные исследования во всех союзных республиках, были разработаны научные основы крупных региональных программ (Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали), программы формирования территориально-производственных комплексов, ориентированных на использование богатых природных ресурсов (Тимано-Печерского, Павлодарско-Экибастузского, Южно-Таджикского, группы комплексов Ангаро-Енисейского региона и др.), локальные программы административно-территориальных образований. Произошла значительная децентрализация региональных исследований.

В административно-плановой экономической системе СССР отдельный регион (административно-территориальная единица) представлял собой прежде всего часть национальной экономики (единого народнохозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей мере - экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения трудовых ресурсов и т.д.). Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями. В большинстве регионов вследствие экономической незаинтересованности предприятий в высвобождении работников поддерживалась практически полная занятость, а миграция из трудоизбыточных регионов имела в основном сезонный характер. Денежные доходы предприятий и населения, с одной стороны, жестко регулировались центром (перераспределение финансовых ресурсов и нормирование заработной платы), а с другой стороны, имелись сильные ограничения в реализации доходов из-за централизованного распределения и дефицита большей части средств производства и потребительских благ. Поэтому изменения доходов сравнительно мало влияли на производство, потребление, инвестиции. Таким образом, экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион - субъект федерации становится экономической подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется теперь на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Современное геополитическое положение России является уникальным. Она представляет собой естественный “евразийский мост”, находясь на торговых путях между интенсивно интегрирующейся Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в наступающем веке объективно выдвигается в один из центров мировой хозяйственной жизни.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите методы изучения региональной экономики.
  2. Каковы факторы размещения производительных сил в регионах?
  3. Назовите основные научные теории развития региональной экономики как науки.
  4. В чём особенности формирования административных и экономических регионов России?

Список литературы:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. – М.: ГУ ВШЭ, 2008

2. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/ Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.

3. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М., Мысль, 1979.

4. Региональная экономика: Учеб./под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 686с.

5. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 320с.

6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. 416с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.