Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.



Бондаренко Н.В.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Чебоксары 2011

 

 

 

Региональная экономика и управление: Курс лекций / Бондаренко Н.В.

 

 

Курс лекций по дисциплине «Региональная экономика и управление» разработаны в соответствии с утвержденным учебным планом и нормативными документами Министерства образования и науки РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление»

 

Рекомендовано Учебно-методической комиссией филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары Чувашской Республики

 

 

© Филиал ГОУ ВПО Волго-

Вятской академии

государственной службы в

г. Чебоксары Чувашской

Республики, 2011

© Бондаренко Н.В., 2011.

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Предмет, задачи и основные понятия курса «Региональная экономика и управление»
1.2. Методы региональных исследований
1.3. Региональные научные исследования в России и за рубежом
1.4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
1.5. Экономическое районирование территории Российской федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
2.1. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации.
2.2. Региональная политика
2.3. Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований
2.4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
3 СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
3.1. Региональная социальная политика
3.2. Демографическая дифференциация регионов России
3.3. Региональные особенности рынка труда
3.4. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях.
3.5. Национальная политика России: региональные проблемы
4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
4.1. Пространственная организация и специализация хозяйства.
4.2. Отраслевая структура экономики региона
4.3. Территориальные аспекты развития промышленности.
4.4. Региональное развитие агропромышленного комплекса.
4.5. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурных комплексов
5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5.1. Основные показатели социально-экономического развития региона
5.2. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития
5.3. Региональные финансы: сущность и функции
5.4. Особенности региональных инвестиционных процессов
5.5. Региональные особенности инновационного развития России
5.6. Расчет уровня специализации регионов
5.7. Формирование и развитие рынков в регионе.
5.8. Экономическая и национальная безопасность регионов.
5.9. Организация воспроизводственных процессов в регионе.
5.10. Конкурентоспособность региона и пути ее повышения
5.11. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения
5.12. Управление экономикой региона
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса: Формирование наиболее полного объема экономических знаний у студентов экономических специальностей. Включает в себя изучение региональной экономики – единственной научной дисциплины формирующей представление об определенной территории. При этом нужно учитывать, что вся экономическая деятельность происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать в максимально полном объеме.

Тематика курса предполагает дать студентам целостное представление об общих проблемах регионов, об исследовании закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; об анализе, прогнозировании и обосновании направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; об изучении экономики регионов и межрегиональных экономических связях, а также территориальной организации хозяйства, об управлении развития территорий.

Задачи курса:

- изучить общие проблемы развития государства в целом и отдельных регионов в частности и государственного регулирования экономического и социального развития общества;

- знать теоретические основы экономики региона;

- рассмотреть этапы формирования региональной экономики как науки и ознакомиться с трудами отечественных и зарубежных авторов по данной теме;

- изучить опыт региональной политики, накопленный в странах с рыночной экономикой;

- рассмотреть целесообразность и возможность сохранения и рационального использования прошлого опыта государственного планирования в решении территориальных проблем;

- обосновать тезис о том, что социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства: воспроизводственный аспект является основополагающим в исследовании социально-экономических процессов в регионах;

- рассмотреть экономику региона как систему взаимодействующих субъектов – предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи;

- проанализировать тенденции формирования федеративных отношений, принципы федеративного устройства, характер и процедуры разделения функций между разными территориальными уровнями власти;

- проанализировать проблемы благосостояния населения с точки зрения формирования уровня жизни, политики доходов и заработной платы, развития сферы образования, функционирования рынка труда и т.п. в регионах;

- рассмотреть нормативные документы, регулирующие региональные взаимоотношения.

Курс позволяет студентам овладеть знаниями и навыками анализа проблем региональных подсистем современных международных отношений, необходимыми для профессиональной деятельности выпускника. Место дисциплины в учебном процессе и в системе вузовских экономических дисциплин определяется предметом изучения – пространственным аспектом состояния и функционирования экономики в теории, в виде моделей. «Региональная экономика и управление» предполагает осуществление деятельности субъектов региона с использованием теоретических основ формирования региональной политики, возможности использования зарубежного опыта при ее реализации для повышения привлекательности региона и роста благосостояния населения и качества жизни.

При изучении данной дисциплины предусматривается:

- проведение лекционных занятий в соответствии с сеткой часов, приведенной далее по тексту;

- проведение семинарских занятий;

- самостоятельное изучение литературы, освоение теоретического материала и написание контрольной работы и реферата по одной из рекомендуемых тем, указанных в данной программе;

- проведение итоговой контрольной работы в виде тестов и решения задач по изучаемым темам.

В результате изучения дисциплины «Региональная экономика и управление» студент должен:

Знать

- на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

Уметь

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Владеть

- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1. Предмет, задачи и основные понятия курса «Региональная экономика и управление»

С учетом важности научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла необходимость углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.

Региональная экономика это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

В Большой Советской Энциклопедии регион определяется как «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)»

В научной литературе существует множество определений термина «регион», но их можно распределить по трем основным направлениям:

1) административная единица

2) хозяйственно-экономическая единица

3) территория с населением, имеющим определенный уровень самосознания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.